46. Месть Сасуна

СТРАШНАЯ  МЕСТЬ  САСУНА

 Кери  Торос  с  Горлан – Оганом
Вдвоём  пошли  на  крепость  Хлат,
А  Мгер
       негаданным - нежданным
Явился  там,  где  супостат
                его - Чымшкик,
                готовясь  к  бою,
Вновь  собрала  большую  рать.
Ей  видно  нравилось  играть
В  орлянку  смертную  с  судьбою.

«Хлеб  и  вино,  и  Божья  слава»,-
Промолвил  Мгер,  и  Джалали
Понёсся  огненною  лавой
К  войскам, что  замерли  вдали.

Метёт  хвостом,  сечёт  копытом,
Мгер  молнией   меча  разит,
Как  будто  пахарь  деловито
Оралом  землю  бороздит.

За рядом ряд  косою  косит
Мгер  силу  ратную  Чымшкик.
По  полю  эхо  переносит
Его  победный  грозный  клик:

«Вот  за  отца  вам,  вот  за  маму,
Мою  бесценную  Хандут...
О  мести  весть  дарую  храму
Святой  Божественной  Марут».

Чымшкик-Султан  работой  Мгера
Уязвлена,  посрамлена.
Припав  к  загривью  скакуна,
В  бега  ударилась  она.
Но  преисполнилась, знать, мера
Её  грехов...
За  ней  намётом
На  богоданном  Джалали
Помчался  Мгер.
И  вот  в  пыли,
Мешая  прах  с  кровавым  потом, 
Копьём  в  бедро  поражена, 
Зашлась  в  агонии   она.

Мгер  хвост  конька  и  косы  девы
Связал  загадочным  узлом
И,  зло  гася  ответным  злом,
Исполнен  яростного  гнева,
Помчал по  взгорьям  и  холмам,
Плоть  на  кусочки  разрывая.

Так  эта  встреча  роковая
Закончилась… ну  просто  срам.

Ведь  есть  конвенции,  закон…

Но  был  суров  в  то  время  он.
Карал  безжалостно,  жестоко
Убийством  смерть  и  оком - око,
И  кровь  лилась  со  всех  сторон.

Горлан  Оган  с  Кери-Торосом
Ворвались в  Хлат  как смертный  рок,
Прошлись  мечом,  кровавым  чёсом
По  праху  Хлатовых  дорог.

Убийственно  метался  крик
Огана - яростен  и  дик -
Рисуя  гибельные  звенья
Картины  светопреставленья.

Град  Хлат  снаружи  и  внутри
Разрушили  богатыри,
На  камне  камня  не  оставив
И  всё  живое  погубя...

(ну, о  каком,  простите, праве
здесь  речь?)- утешили  себя.

А  тут  и  Мгер  подъехал.
«Браво, деды,-  сказал,  вздымая  бровь,-
Не  скисла  праведная  кровь,
Сасунцев  не  померкла  слава».

Глядят  дымок  в  руинах  вьётся.
Смекают:  кто-то  уцелел!
И  к  месту,  где  костёр  алел,
Погнали  добрых  иноходцев.

В  чаду  занявшихся  углей
Колдует  древняя  старуха,
И,  пришепётывая  глухо,
Калит  стрелу,  чтоб  стала  злей.

«Мир седине! скажи,  откуда
В  твоих  руках  орудье  зла?
Ведь  это  смертная  стрела,
А  не  вязальная  причуда!

В  твои-то  годы  о  душе
Бессмертной  надо  длить  заботы,
Прости  за  спрос,  но  для  кого  ты
Таишь  оружье  в  шалаше»?

«Стрела  для  Мгера.
Он, в  расчетах 
          с  Чымшкик,
              не  ведал,  что  творит.
Чудесной  силой  знаменит,
Губил  без  жалости  и  счёта
Людей.
Им  сын  мой  был  убит.

Мгер  мстил за  грешного  отца,
Но  Тер-Давид  добрее  сына.
Не  изводил  народ  безвинный, 
Убив  МелИка – наглеца».

«Я  Мгер. 
       Ты,  женщина,  права.
Губя,  я  заповеди  рушу.
В  заблудшую  слепую  душу
Я  принял  мудрые  слова.

Благодарю  за  назиданье,
Разглажу  злобные  черты.
Прощай,  живи,  пойми  страданье
Отверженного  сироты».

 «Будь  проклят, Мгер,
Пусть  под  тобой
Земля  разверзнется  могилой.
Чтоб  в  серый  камень  гробовой
Ушёл  ты  с  молниевой  силой
И  силой  грозного  коня.

Чтобы  и  в  камне  ты  покоя
Не  отыскал,  судьбу  кляня,
Чтоб   вечно  маялся  тоскою -
Попомнишь  старую  меня».

«Кери - Торос,  какое  диво!
Я  жизнь  старухе  подарил
И  говорил  с  ней  незлобиво.
Не  насмехался, не  грубил,

Предупредительным  был,  чтобы
Дошло  раскаянье  моё…
И  что я  слышу  от  неё? 
- Слова  проклятия  и  злобы.

Ну,  времена!  Как  тут  добро
Нести  и  ласковое  слово,
Когда  в  ответ  тебе готово
Помоев  грязное  ведро.

Скажи  мне,  дядя»! ...
 
«Я не  знаю. 
       Уж  так  устроен  этот  мир.
Он  не  Эдем,  не  званный  пир,
Он - рана  гнойная,  сквозная.

На  ласку  зло  летит  в  ответ,
На  тАску  рабское  смиренье,
Нет  счастья  в  нём  и  правды  нет,
Как  нет  любви  и  вдохновенья.

Другой,  к  большому  сожаленью,
Не  знаю  жизни  я,  мой  свет,
А  мне  без  малого  сто  лет».


Рецензии