Болгарский художник Владимир Димитров-Майстора 188

   Увидев впервые репродукции картин болгарского художника  Владимира  Димитрова-Майстора, подумала, что  это картины Мартироса Сарьяна (1880-1972), настолько его творчество близко к восприятию  мира  армянского художника  - такая  же бескомпромиссность и   жизнеутверждающая  яркость южных красок, такие же  длинные формообразующие  мазки.   

   В  июне 2015 году мне удалось побывать на родине болгарского  художника, в черешневом раю Кустендилского края. С Кустендилом -   городом  на юго-западе Болгарии, в двух десятков километров от Македонской  границы, связана жизнь Владимира Димитрова-Майстора. Именно, в эти края  бежали из Македонии родители  будущего художника. Здесь в селе Фролош 1 февраля 1882 года  родился  известный болгарский художник Владимир Димитров-Майстер, в этих краях в селе  Шишковци он прожил большую часть своей жизни и  около него сгруппировались   художники-единомышленники  Борис Елисеев, Николай Дюлгеров,  Кирил Цонев и другие, объединившиеся  в Кустендилскую  школу.

 В городе  Кюстендил в 1972, в юбилейном для художника году, была открыта  Художественная галерея, в которой около  100 работ Владимира Димитрова-Майстора, а также работы художников  Кюстендилской изобразительной школы.  Около  здания галереи громадный памятник Майстора. Здание галереи типовое для Болгарии, например, такое же здание галереи  Илии Бешкова  есть в  Плевне,  с   грандиозным скульптурным портретом  самого художника при входе в галерею.
В молодости Владимир Димитров-Майстора работает то маляром, то писарем в окружном суде. Обнаружив у него  талант,  сограждане на пожертвования направляют в Художественное индустриальное училище (сегодня Художественная академия), где он учится у Антона Митова, Жеко Спиридонова,  Ивана Мкрвички.
В 1922 году проходит его персональная выставка, где он показывает цикл картин «Жатва».

  Во время Балканских  войн и Первой мировой войны  Владимир Димитров служит художником в Болгарской армии и создает тушью зарисовки   фронтовой жизни,  галерею портретов  солдат, участников сражений.  Например, «Сарай в Кешан». 1912 .Тушь, перо.

  Портреты стали  одним  из любимых жанров художника – множество женских образов, мадонны,  крестьянские матери с детьми, девушки, жницы. Галерея портретов кареглазых, чернобровых болгарских красавиц на отдыхе и в работе. Фоном для портретов  декоративное изображение фруктов или цветов, покрывающие всю плоскость  картины. «Болгарская мадонна». М. «Женщина с подсолнухами»1926. М.

 Отдельная тема автопортреты, в разных возрастах, с бородой и без, с разными эмоциональными состояниями души.  К примеру,  «Автопортрет в шляпе». 1910.М.;   «Автопортрет» (этюды на состояние). 1920. М.  Пожалуй, не знаю другого   художника так любившего писать автопортреты.
В двадцатые годы, работая в  Риме,  создает  цикл пейзажей в технике графика. «Фонтан в Риме». 1922. Тушь, перо.

   Один из известнейших  болгарских художников  Владимир Димитров- Майстор, народный художник НРБ (1952) писал в стиле постимпрессионизма, интересны  его полотна  и в стиле народного лубка. Творчество Владимира Димитрова-Майстора жизнеутверждающее,  в нем отражена гармония человека и природы.   
В 2007 году Владимир Димитров-Майстор занял 19 место в национальной классификации «Великие болгары», проведенной на Болгарском национальном телевидении. Работы художника находятся   во многих галереях Болгарии и за рубежом в США, Венгрии, Италии, Германии и Чехии.


Рецензии