О неаддитивности человеческой психики

Научное определение понятия "психика" существует в разных вариантах. Функционирование психики традиционно рассматривалось в ракурсе противопоставления душевное - телесное, но из-за огромной сложности проблемы конкурирующие школы психологии так и не выработали нейтральное определение психики. Обычно в качестве психических феноменов принято рассматривать ощущения, восприятия, интуицию, мысли, чувства, память, образы, переживания, представления, мотивации, желания и т.д. Учёные до сих пор соревнуются в том, кто даст более правильное определение психике, но даже от самого правильного определения психики обычному ординарному человеку ни холодно, ни жарко. Он не знает, как им пользоваться в обыденной жизни, не знает как оценивать и использовать отдельные особенности психического устройства не только людей, с которыми встречается на своём жизненном пути, но даже своей, можно сказать, родной психики. 

Поскольку ногой нельзя направить психику в желаемое русло, а с помощью психики, как угодно манипулировать ногой, то душевное, психическое следовало бы относить к биологии намного более высокого порядка, нежели телесное. Но ведь и психическое, и телесное функционирует только лишь благодаря обмену веществ, благодаря химическим процессам, протекающим в организме человека. Психика бессильна в манипуляции с обменом веществ. Можно путём медитации повлиять на некоторые биохимические процессы, можно сильно задержать дыхание, что скажется на биохимических процессах. Но, например, изменить соотношение активностей моноаминооксидаз (МОА) А и В не под силу даже самому изощрённому йогу. А от соотношения этих активностей меняется концентрация нейромедиаторов серотонина и дофамина, рассматриваемых в качестве гормонов счастья, что имеет самое прямое отношение к состоянию психики.

Но самое интересное в том, что психика не может управлять мышлением человека. Она способна направить мысли в определённое русло, но руководить мышлением человека не может. Это обстоятельство является однозначной демонстрацией того, что психика представляет собой самоорганизующуюся систему самоорганизующихся систем. Психика способна путём переключения мыслей на некоторую цель, путём вспоминаний и многих других приёмов инициировать активацию частных самоорганизующихся систем, но направлять их активность в желаемое русло и вести мысли в этом русле не в состоянии. Самоорганизующейся системой является такая система, которая не имеет центра управления и изменяется под влиянием внешних факторов путём спонтанного взаимодействия элементов, её составляющих. Мозг состоит из огромного числа ассоциативных центров, представляющих собой парциальные самоорганизующиеся системы, и отлаженной системы координации этих систем. Поскольку число межнейронных контактов в мозге (т.н. коннектом) достигает квадриллиона, никакая система управления не смогла бы справиться с координированием мыслительных процессов, если координация их не происходит на спонтанном уровне.

Из сказанного вытекает важное следствие: человеческая психика не может обладать свойствами аддитивности. Перескакивая сразу через большую последовательность рассуждений, мы можем заключить, что если один человек делал другому человеку исключительно хорошее, а затем намеренно или нечаянно напакостил, то в общем случае одна мелкая пакость может иметь значительно больший вес нежели систематическое доброжелательство. И наоборот. Эти рассуждения могут выглядеть трюизмом, избитой истиной. На самом же деле слишком многие люди становятся жертвами непонимания того, что психика неаддитивное понятие.

Людей можно разделить на тех, для которых хорошее имеет больший вес, нежели плохое (обозначим их как Х>П), и тех, для кого плохое перекрывает воздействие хорошего (Х<П). Людей, для которых плохое и хорошее имеет равную цену (Х=П), т.е. людей с психикой, близкой к аддитивной, можно встретить очень редко. Это состояние крайне неравновесное. Я думаю, что не каждый человек пользуется таким простым приёмом оценки людей, так или иначе связанных с ним по жизни, начиная от невесты или жениха и кончая принимаемыми на работу сотрудниками. Отнесение человека к той или иной группе вовсе не означает неизбежность изменения качества общения с ним после такого отнесения. Можно проработать с человеком длительный срок, прожить всю жизнь рядом и не стать выраженной жертвой или бенефициаром принадлежности вашего vis-;-vis к той или иной из упомянутых групп. Но для людей, которые не привыкли "ждать милостей от природы" и не увлекаются решением проблем, которые можно легко избежать, приведённый приём классификации людей имеет важное практическое значение с точки зрения лучшего понимания будущего.

Определить принадлежность человека к одной из трёх приведённых групп не составляет большого труда. Нужно лишь обращать внимание на мелочи, который, как правило, человек не заботится скрывать. Чрезвычайно значимые ситуации в жизни встречаются нечасто. Наиболее простой опцией является фиксация в человеке способности сохранять чувство благодарности к содеянному ему благу, несмотря на возникающие отрицательные эмоции. Прекрасной иллюстрацией подобной ситуации является случай, описанный Константином Паустовским. Для того, чтобы ему не мешали в работе над романом и не отвлекали по пустякам, он снял на краю города квартиру, о чём никто не был в курсе дела. Однажды в дверь постучали. Это был нищий. Паустовский дал ему денег. Через некоторое время нищий вновь постучал в дверь. Паустовский, раздасадованный неожиданной помехой в работе, предложил нищему появляться раз в месяц и фактически положил ему зарплату. Некоторое время нищий эту "зарплату" исправно получал. Но однажды нищий пришел за "зарплатой" тогда, когда  Паустовский сидел без копейки денег. Он предложил нищему придти через неделю, когда он получит гонорар из редакции. На это нищий разразился потоком упрёков, говоря, что Паустовский оставляет его семью без средств существования.

Не нужно думать, что принадлежность к указанным группам проявляется лишь в реакции на чередование плохого и хорошего по принципу квантования ++ на --- = -. Существует множество факторов, ведущих к неаддитивности психического статуса. У меня был две хортые борзые из одного помёта - Ада и Гела. Это - высокие, стройные, необыкновенно грациозные собаки. К обеим сестричкам мы относились совершенно одинаково. Они у нас дома выросли из маленких щеночков. Ада проявляла к нам ярко выраженные чувства благодарности, она "ухаживала" за нашими мальчиками, проявляя к ним поистине материнское отношение. Гела же постоянно на нас обижалась, ей казалось, что мы к Аде относимся лучше, чем к ней. Обидевшись, она убегала, а бегали мои борзые со скоростью до 60 км/час. Однажды нам доставили Гелу из Подмосковья за 200 км от дома. Однажды уже в Калифорнии она удрала навсегда. Там полно зверья, и надеюсь, что она не загнулась от голода. У Гелы, как и у многих людей плюсики были малюсенькие, незаметные, а минусы огромные, бросающиеся в глаза (душу). 

Принадлежность к одной из указанных выше групп - это принадлежность к альтернативному психо-физиологическому миру. Это - очень стабильный признак, не менее стабильный, чем цвет глаз. Бывает и чаще всего бывает, что принадлежность к группе определяется историей детства, генотипом. У Гелы и Ады был явно различный генотип, хотя они были от одних родителей. По-видимому, можно говорить, что принадлежность к группе определяется на уровне аллелей. Резкие различия в весах плюсов и минусов часто определяются историей детских переживаний. Часто эти различия являются результатом страха унижения, который со взрослением не исчезает, а только усиливается. Возникает неосознаваемая зависть к способностям даже очень близкого человека. Примеров на сей счёт можно приводить множество.

Полгод назад в Англии муж избил и задушил свою жену, мать малолетних детей, всемирно известную пианистку и профессора музыковедения российского происхождения. Муж был тоже музыкантом, работал менеджером своей супруги и организатором ее гастролей. Недавно было опубликовано, что преступление это было совершено на почве зависти.  Убийца патологически завидовал карьере своей жены, хотя плоды этой карьеры в семье делились поровну. Эта зависть вылилась в ярость по незначительному поводу и окончилась убийством. Подобная ситуация не так уж редко встречается. Я имею ввиду не случаи убийства, а совершенно казалось бы непонятное нагнетание ненависти к людям, которые ничего кроме хорошего для ненавистника не сделали. Причём ненависть подобного типа накапливается в подсознании и не ощущается до определенной ситуации, открывающей ход пассивной агрессии. Традиционно натуральной воспринимается ситуация, когда женщина находится на материальном обеспечении мужа, если только, конечно, не иметь ввиду больных на голову феминисток. Мужчина же, находящийся на обеспечении женщины, сам того не ощущая, копит пассивную агрессию, которая может по самому незначительному поводу перейти в активную (http://systemity.livejournal.com/1835314.html, http://systemity.livejournal.com/1836834.html). Он как бы вынужден "унижаться", но заряд пассивной агрессии зависит целиком и полностью от того, какой величины у него плюсы благодарности и минусы разочарования.

В своём рассказе "Живые мертвые и мёртвые живые" (http://www.proza.ru/2010/12/13/1212) я описал одну из ситуаций, которые неоднократно наблюдал в своей жизни и которые идеально соответствуют ходячей истине "ты сделал доброе дело и Бог тебе этого не простит!". Для защиты от таких благополучателей и добропринимателей есть множество приёмов. Например, в этом отношении очень правильную мысль высказал Ницше: "Нельзя прощать тем, кто не умеет прощать сам." Но я написал этот текст вовсе не для того, чтобы рассматривать варианты правильного отношения к окружающим вас людям. Я хотел всего лишь подчеркнуть мысль о том, что человеческая психика неаддитивна и не мешает обратить внимание на указанную мною генетическую особенность людей, с которыми вы общаетесь. Это может оказаться очень полезным в принятии правильных решений в плане предотвращения разочарований и дальнейшего углубления очарований.


 


Рецензии