Партия 2017 г. Рубежи истории 2. Аристотель
Возможно одним из главных рубежей истории является упорядоченность сознания. Она многоплановая, сегодня проект обращается к вопросу философских категорий, процессу их определения, установления и признания как основы для познания.
На повестке проекта вопрос о цивилизационной революции, его и потребуется рассмотреть в данных категориях, сегодня же надо определиться с тем их составом, что сохранил свою актуальность для исследования. Для чего и потребуется некоторое путешествие в философское наследие. Категории, предполагается, помогут, как в исследовании, так и в освещении данного вопроса. Начинаем.
Да, конечно, с Аристотеля, его категорий, а далее их представление другими философами в их видении и развитии. По ходу исследования будут использоваться источники лёгкой доступности, понимаем, интернет, в нём всё что на поверхности, но ведь и туда источники попадают в результате частого к ним обращения. Иногда приходится обращаться в библиотеки, искать первоисточники. В одних случаях получается цитирование со сноской на автора и первоисточник, в других идёт некоторая смена раскрытия, возникает другое, а иногда и противоположное мнение и тогда делать ссылки не совсем уместно.
Обращаю внимание на то, что сегодня проект рассматривает историю этого вопроса, впереди неизвестность. Она же в том, что будет выбрано и как использовано. Хотелось бы этот вопрос обойти, не получается. Участь встречи с прошлым в настоящем. Что там для нашей истории ценно, на что встать и опереться. Здесь не будет системности, а вот спонтанность возникновения вопросов, случайный ход - закономерность работы. И к себе можно предъявить претензии, но других вариантов просто нет. Что оправдываться. Будет чисто проектное решение и определение, отмечу, по возможности и заимствованное тоже. материал же будет рассматриваться в разрезе позиций отдельных философов и определения целесообразности использования определённых трактовок для целей проекта.
Итак, продолжаем.
«Категории (вкпд) - это наиболее общие и фундаментальные понятия философии, выражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания.
"Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались её признаками. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект — 9 предикатов.
На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности — индивидуального бытия, и второй сущности — бытия видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание.
Позднее среди основных девяти категорий выделил три — время, место, положение (или сущность, состояние, отношение).
С Аристотеля начинают складываться основные концепции пространства и времени:
субстанциональная — рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности, первоначала мира.
Реляционная - Согласно этой концепции пространство и время – не самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами.
Категории пространства и времени выступают как «метод» и число движения, то есть как последовательность реальных и мысленных событий и состояний, а значит органически связаны с принципом развития».
Если Аристотель определил сущность и субстанцию как основную категорию, ещё раз рассмотрим её. Пришлось формировать ясные определения, ведь нужна такоя их форма и представление которыми можно мыслить, а не состав часового доклада пол вопросу. Определения предельно кратки, но легко запоминаются, для образности удобное свойство.
Что получилось, то к сожалению не совсем по Аристотелю, из всех определений которые были просмотрены возникло другое понимание образов сущности и субстанции:
Сущность - совокупность содержания, свойств и отношений объекта.( соб. предельно кратко)
Субстанция (основа сущности) - совокупность содержания и свойств объекта. (соб.)
Сущность через субстанцию :
- совокупность субстанции и её отношений,
или же
- субстанция в отношениях.(соб.)
Аристотель выделяет категорию первой сущности — индивидуального бытия, и второй сущности — бытия видов и родов.
Похоже надо сказать и о живой природе, представленной совокупным составом индивидуальных существ с их биологической замкнутостью, родовой и социальной автономностью и отношениями взаимодействия.(соб.) Здесь обособление - по Аристотелю может признаваться первой сущностью, отношения и взаимодействие - второй.
В «Метафизике» он разделил бытие на потенциальное (возможность) и актуальное (действительность).
По другому: актуальное как состояние, потенциальное можно рассматривать как определённо-достигаемое.
Остались предикты — категории, раскрывающие свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание.
Пришло время сформулировать определения, а прежде надо посмотреть и на состав, на каждую категорию, и определится с их значением в таком статусе.
Чтож, посмотрели, определять приходится самостоятельно.
Категории в определениях:
количество - определение состава в обособленных единицах измерения и счёта (соб)
качество - сохранение свойств объекта( при использовании или без него).(соб.)
отношение - воображаемое или реальное позиционирование и взаимное влияние объектов (соб.)
место - признанная, закреплённая или занимаемая позиция.(соб.)
время - изменение в соразмерности преобразования. (соб.)
обладание- волевое использование субъектом подчиненного объекта.(соб.)
положение - статусное состояние.(соб.)
действие -силовое или волевое воздействие ( изменяющее порядок или состояние). (соб.)
страдание - восприятие и ощущение боли или или ущербности. (соб.)
Рассмотрел каждое определение в раскрытиях нескольких словарей, из которых не взять ни одного. К исходным формулировкам даже не обращался, но все определения сформулировал для перечня категорий Аристотеля.
Категории, данные в таком изложении и в их формулировки может запомнить каждый человек, их легко усваивать как понятия, иначе, они и есть инструмент создания образов. Все просто.
Работа с категориями будет продолжена, а за основу будут взяты перечни других философов.
Здесь можно сделать остановку.
Свидетельство о публикации №216030200255