Партия 2017 г. Рубежи истории 2. Аристотель

Царство сознания. Категории . Аристотель.

Возможно одним из главных рубежей истории является  упорядоченность сознания. Она многоплановая, сегодня проект обращается к вопросу  философских категорий, процессу их определения, установления и признания как  основы для познания.

На повестке проекта вопрос о цивилизационной революции, его и потребуется рассмотреть в данных категориях, сегодня же надо определиться с тем их составом, что сохранил свою актуальность для исследования. Для чего и потребуется некоторое путешествие в философское наследие. Категории, предполагается,   помогут, как в исследовании, так и в освещении данного вопроса. Начинаем.

Да, конечно, с Аристотеля, его категорий, а далее их представление другими философами в их видении и развитии.   По ходу исследования будут использоваться источники лёгкой доступности, понимаем, интернет, в нём всё что на поверхности, но ведь и туда источники попадают в результате  частого к ним обращения. Иногда приходится обращаться в библиотеки, искать первоисточники.  В одних случаях получается  цитирование со сноской на автора и первоисточник, в других идёт некоторая смена раскрытия, возникает другое, а иногда и противоположное мнение и тогда делать ссылки не совсем уместно.

Обращаю внимание на то, что сегодня проект рассматривает  историю этого вопроса, впереди неизвестность.  Она же в том, что будет выбрано и как использовано. Хотелось бы этот вопрос обойти,  не получается. Участь встречи с прошлым в настоящем. Что там для нашей истории ценно, на что встать и опереться.  Здесь не будет системности, а вот спонтанность возникновения вопросов, случайный ход - закономерность работы. И к себе можно предъявить претензии, но других вариантов просто нет. Что оправдываться. Будет чисто проектное решение и определение, отмечу, по возможности и заимствованное тоже. материал же будет рассматриваться в разрезе позиций отдельных философов и определения целесообразности использования определённых трактовок для целей проекта.
Итак, продолжаем.


«Категории (вкпд) - это наиболее общие и фундаментальные понятия философии, выражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания.

"Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались её признаками. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект — 9 предикатов.

На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности — индивидуального бытия, и второй сущности — бытия видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание.

Позднее   среди основных девяти категорий выделил три — время, место, положение (или сущность, состояние, отношение).

С Аристотеля начинают складываться основные концепции пространства и времени:

субстанциональная — рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности, первоначала мира.

Реляционная - Согласно этой концепции пространство и время – не самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами.

Категории пространства и времени выступают как «метод» и число движения, то есть как последовательность реальных и мысленных событий и состояний, а значит органически связаны с принципом развития».

Если Аристотель  определил сущность и субстанцию как основную категорию, ещё раз рассмотрим её.  Пришлось формировать  ясные определения, ведь нужна такоя их форма и представление которыми можно мыслить, а не состав  часового доклада пол вопросу. Определения предельно кратки, но легко запоминаются, для образности удобное свойство.

Что получилось, то к сожалению не совсем по Аристотелю, из всех определений  которые были просмотрены возникло другое понимание образов сущности и субстанции:

Сущность - совокупность содержания,   свойств  и отношений объекта.( соб. предельно кратко)
Субстанция (основа сущности) - совокупность содержания и   свойств объекта. (соб.)
Сущность через субстанцию :
- совокупность субстанции и её отношений,
или же
 - субстанция в отношениях.(соб.)

Аристотель выделяет категорию первой сущности — индивидуального бытия, и второй сущности — бытия видов и родов.

Похоже надо сказать и о живой природе, представленной  совокупным составом индивидуальных существ с их биологической замкнутостью, родовой и социальной автономностью и  отношениями  взаимодействия.(соб.)  Здесь обособление - по Аристотелю может признаваться первой сущностью, отношения и взаимодействие - второй. 

В  «Метафизике» он разделил бытие на потенциальное (возможность) и актуальное (действительность).
По другому: актуальное как состояние, потенциальное можно рассматривать как определённо-достигаемое.

Остались предикты — категории, раскрывающие  свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание.

Пришло время сформулировать определения, а прежде надо посмотреть и на состав, на каждую категорию, и определится с их значением в таком статусе.
Чтож, посмотрели, определять приходится самостоятельно.

Категории в определениях:

количество - определение состава в обособленных единицах измерения и счёта (соб)
качество - сохранение  свойств объекта( при использовании или без него).(соб.)
отношение - воображаемое или реальное  позиционирование и взаимное влияние объектов (соб.)
место - признанная, закреплённая или занимаемая  позиция.(соб.)
время - изменение в соразмерности преобразования. (соб.)
обладание- волевое использование субъектом подчиненного объекта.(соб.)
положение - статусное состояние.(соб.)
действие  -силовое или волевое  воздействие ( изменяющее порядок или состояние). (соб.)
страдание - восприятие и ощущение  боли или или ущербности. (соб.)


Рассмотрел каждое определение в раскрытиях нескольких словарей, из которых не  взять ни одного. К исходным формулировкам даже не обращался, но все определения сформулировал для перечня категорий Аристотеля.

Категории, данные в таком изложении и в их формулировки может запомнить каждый человек,  их легко  усваивать как понятия, иначе, они и есть инструмент создания образов. Все просто.

Работа с категориями будет продолжена, а за основу будут взяты перечни других философов.

Здесь можно сделать остановку.


Рецензии