Встреча с юным Марком Шагалом

«Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником». Марк Шагал

Живопись Марка Шагала открывает нам возможность познакомиться воочию с жизнью исчезнувших еврейских городов и местечек в Восточной Европе, так хорошо описанных в литературе  наших классиков - у Шолом- Алейхема и Иссака Башевиса Зингера. Основанное на национальной еврейской почве искусство Шагала обогатило мировую культуру и стало неотъемлемой его частью. Для нас, жителей Иерусалима, Шагал предстает в больших гобеленах Кнессета, в витражах медицинского центра «Хадасcа»,  раскрытые в них библейские темы напоминают нам о прошлом нашего народа.
Шагал всю свою жизнь стремился запечатлеть в своих работах  виденное им в детстве и юности в царской России в местечке Лиозно, где он родился, и городе Витебске, расположенном недалеко от Лиозно, где он вырос в бедной еврейской семье, в которой Марк был старшим из восьми детей. В конце прошлого века в Витебске жило 34 420 евреев, что составляло более половины  всего населения. В городе было около 60 синагог. Отец Шагала работал грузчиком на селедочном складе, а мать торговала в маленькой лавке.  Каждый день, зимой и летом, отец вставал в шесть утра и шел в синагогу, затем на работу. Работа у него была адская, каторжная.
Марк сначала учился  в хедере (начальной религиозной школе для маленьких детей), затем в государственной школе-гимназии. О своей жизни в Витебске Шагал писал: “Вот я, мои картины, мои истоки. Здесь моя душа, здесь и ищите меня…”.  Картины Шагала проникнуты видениями Витебска с его глубоко религиозными еврейскими жителями. Вся эта жизнь, занявшая столь прочное место в его еврейской душе, представлена  с оттенками  фантазии и является выражением эмоционального состояния автора с его внутренним мироощущением узнаваемых еврейских местечек. Все это   представлено в необычайно ярких красках его творений.
В моей памяти жителя еврейского местечка на Украине, картины и рисунки Шагала, вызывают ассоциации с виденным мною в моем местечке , также как и  язык идиш его любимой жены Беллы и самого Марка Шагала, отраженный в их литературном творчестве. К сожалению, израильтяне мало знакомы с жизнью и культурой ашкеназийского еврейства, нашедших столь яркое отражение в  творчестве  Шагала. Тем радостнее и приятнее была встреча с Марком Шагалом и его Беллой в зале "Жерар Бахар" в Иерусалиме 14 марта 2013  года в рамках Иерусалимского фестиваля искусств.  Театр хореографических миниатюр Арины Белозор представил спектакль под названием "Я жизнь прожил в предощущение чуда» в 4-х картинах с прологом и эпилогом по мотивам книги Марка Шагала "Моя жизнь". Либретто спектакля основано на воспоминаниях и мечтах , вынесенных из детства и юности Марка. Вот как пишет Марк об этом в своей книге: "Господи, Ты, что прячешься в облаках …, сделай так, чтобы проявилась моя душа, бедная душа заикающегося мальчишки. Яви мне мой путь. Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему".  Этот спектакль представляет собой жизнеутверждающее  и яркое зрелище, отражающее восприятие Шагалом окружающего мира  с участием персонажей, сохраненных в детской памяти Шагала, с динамичными  танцами, музыкой и игрой света. В  спектакле представлен сам юный Марк Шагал в ряде сюжетов, сохранившихся в его памяти, и повторившихся затем в его картинах, которые остались с ним на всю жизнь, где бы он в дальнейшем не был. Спектакль длится непрерывно в течение часа с быстро меняющимися сценами из жизни Шагала через его непосредственное восприятие в соответствии с тем, как это представлено в его книге. У Шагала на картинах много домашних животных, и отражением этого в спектакле представлены три персонажа из его картин и рисунков – корова, коза и петух. Эти персонажи прекрасно отражены в спектакле, с яркими одеждами и масками, их участие придает спектаклю  мотивы фантастичного восприятия в духе Шагала. В дополнение к динамичным прекрасно отработанным танцам разноцветная подсветка сцены и отдельных исполнителей вместе с музыкой создают запоминающееся яркое впечатление. Задний план сцены  представлен меняющимися световыми проекциями  картин Шагала. Вся его жизнь представлена  на холсте и его картины сменяются по ходу спектакля, гармонируя с тем, что показано на сцене. На мой взгляд, к сожалению, среди этого видеоряда практически не видны картины с видами самого Витебска, занимавшие столь важное место в творчестве Шагала. В  темах сцен  спектакля отражены  еврейские праздники, любовь Марка и Беллы, семейные мотивы, молитва в синагоге, рынок, гимназия, хасидские посиделки и танцы, еврейские клезмеры (музыканты) - скрипачи. Начало спектакля с его прологом, где мальчик Марк занят рисованием в окружении своих животных - коровы, козы и петуха с плавным переходом в сцену с хасидскими посиделками и танцами, сопровождаемыми задорной музыкой и пением на языке идиш сразу погружают зрителя в атмосферу еврейского бытия, отдаленного от нас более чем на сто лет. В эпилоге спектакля юный художник покидает Витебск, унося в своем видении образы, которые окружали его в этом городе.
Спектакль в одинаковой степени интересен для взрослых и детей. Зал театра на 658 посадочных мест во время спектакля был полностью заполнен зрителями и был ими очень тепло воспринят. Среди присутствующих в зале много родителей и знакомых детей и подростков, занятых в спектакле. Помимо детей из танцевальной студии Арины Белозор в спектакле участвовали и профессиональные танцоры.
Вспомним мечту Шагала, когда он позднее работал декоратором в еврейском театре в Москве: "Вот, думал я, вот возможность перевернуть старый еврейский театр с его психологическим натурализмом и фальшивыми бородами. Наконец-то я смогу развернуться и здесь, на стенах, выразить то, что считаю необходимым для возрождения национального театра". В значительной степени спектакль отразил мечту Шагала о еврейском театре, но на современной основе с нынешними техническими возможностями информационных технологий в подаче картин, звукового и светового оформления спектакля.
Спектакль удался благодаря замечательной творческой работе двух  высокоодаренных людей - балетмейстера Арины Белозор  и художницы Ителлы Мастбаум. Арина Белозор, руководитель детского хореографического театра миниатюр. Она выпускница Петербургского университета культуры, профессиональный педагог и балетмейстер.   Руководимый ею Театр - постоянный участник и обладатель первых премий многих израильских фестивалей. В данном спектакле  Арина Белозор автор  либретто,  литературной основой которого явилась книга Шагала «Моя жизнь», а также постановщик танцев и подбора музыки для спектакля.  Она пригласила Ителлу Мастбаум быть сценографом - оформителем спектакля и создателем его изобразительного образа,  посредством декораций,  костюмов,  освещения и постановочной техники. По рисункам Ителлы была изготовлена  одежда  всех персонажей спектакля. Ителла Мастбаум - член Союза художников Израиля и Международного союза художников. Ее работы хорошо известны и хранятся в частных коллекциях в США, России, Японии, Израиле  и многих других странах. Она лауреат премии «Олива Иерусалима» 2005 года за создание картин на еврейскую тему. Она иллюстрировала ряд книг, мультипликационные фильмы.
Спектакль никем не финансировался, но в его создании приняли участие ряд энтузиастов - по изготовлению одежды, декораций, использования постановочной техники  и освещения. Судя по итогам их работы, весь этот коллектив  заслуживает высочайшей похвалы и  признательности. Что касается самого спектакля, то его надо было бы показать в самых престижных театрах, и было бы неплохо для начала познакомить с ним широкую израильскую  общественность.
 


Рецензии