Мормоны. Церковь святых Иисуса Христа последних дн

Чаплинский Владимир






МОРМОНЫ.
ЦЕРКОВЬ СВЯТЫХ ИИСУСА ХРИСТА
ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И УЧЕНИЕ

Выдержка из книги
 «Сравнительное христианское богословие»









2013

ББК 86.3
Ч 19

Чаплинский В.
Ч 19 Мормоны. Церковь святых Иисуса Христа послед-них дней. Происхождение и учение. – К., 2013. – 34 с.


В книге рассматривается особенности вероучения церкви святых Иисуса Христа (мормонов) как современ-ного религиозного движения. В работе проведен подроб-ный анализ доктрины мормонов и сравнительный анализ соответствия ее положений Священному Писанию. Рабо-та представляет интерес для ученых религиоведов, бого-словов, преподавателей и студентов. 

Рецензенти:

кандидат філософських наук Сырцова Е. Н.


© В. Чаплинский







СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………....4
Гл. І  Мормоны. Церковь святых Иисуса Христа послед-них дней.
         Возникновение……………………….…..6
         Распространение…………………….…..8
        Организация… …………………………..10
Гл ІІ  Основы учения ………………...………12
Гл ІІІ Теология мормонов…………….……..17
Гл ІV Основные практики………..…………..25
 Заключение………………………………….26








Введение

Мы живем во времена подделок. Подделки в поли-тике. Литературе, культе, религии. Все ясное, изначально настоящее, изменяется и заменяется на суррогаты. При-чем, беда в том, что люди научились так искусно подде-лывать, что неподготовленный человек отличить поддел-ку от истины зачастую не может.
Разве не хотят политики, деловой мир и, возможно, какие-либо религиозные деятели использовать в своих интересах людей, которых слушают и которым верят миллионы? Как и всегда в борьбе сил Света и Тьмы, До-бра и Зла участвуют люди. В это опасное время всеобщей духовной деградации – особенно важно направлять людей на путь, указанный Христом. Подделки часто вы-глядят так, что их не отличить от истинных вещей. Много людей обратились к нехристианским доктринам в по-исках духовного удовлетворения. Это не удивительно, если вспомнить, насколько ослабела духовная жизнеспо-собность христианских общин в наше время. Истинная взаимосвязь верующих подменяется внешней религиоз-ностью. Поэтому  вместо того, чтобы привлекать духовно нуждающихся, некоторые христианские церкви и объединения только отталкивают их от верного решения. В результате они пополняют ряды псевдо христианских религий.
Чуждые, непонятные нам религиозные культы, о которых еще недавно мы не знали, теперь распространя-ются и набирают силу. Восточный мистицизм и западные оккультные верования привлекают все больше при-верженцев, особенно среди подростков и молодых лю-дей. Бурный рост нехристианских религий, культов и сект имеет свои причины. Одна из них – крах материали-стической системы ценностей. Материализм не может удовлетворить духовные нужды. Люди ищут  применения своим личных и индивидуальных способностей. Они ищут полноты духовной жизни. В чувственных, мисти-ческих переживаниях люди пытаются найти смысл су-ществования. Все это и вызвало появление многих со-временных религий и сект.
Другой причиной увлечения новыми культами яв-ляется одиночество. Ощущение неполноценности и от-чуждения. В соблюдении предписаний новых вероучений и их обрядов, люди стремятся найти любовь, общение и дружбу, которых им так не хватает. Некоторых привлекает призрачная надежда обрести духовного руко-водителя, авторитетного наставника. Кое-кто соблазня-ется обещаниями таинственной власти над обстоятельст-вами жизни и личной судьбой. Любители экзотических, неожиданных идей, экстравагантного образа жизни тоже нередко вступают в различные секты и религиозные группы.
С апостольских времен и до наших дней единая Церковь Христова несла свет истины Слова Божьего во тьме культовых и других нехристианских учений. В этой духовной борьбе Церковь уповала на Господа и Его обе-тование: «…Я создам Церковь Мою, и врата ада не одо-леют ее». Ложные учения появляются как вне Церкви, так и внутри ее. Отвергая богодухновенность Библии и уникальность личности Христа, Сына Божия и Спасителя мира, их приверженцы стараются увлечь за собой неут-вержденных в Слове Божьем христиан и неверующих, препятствуя познания Христа. Неудивительно, что в их сети попадают добрые и искренние люди.  Культы, уче-ния и религии на первый взгляд, достаточно разнообраз-ны. Немало религиозных групп претендует на христиан-ство. Есть последователи восточных религий и язычества. Есть движения, представляющие собой синтез хри-стианства и восточных религий. Есть и такие, которые полностью отвергают все доброе и моральные устои и призывают к служению сатане.

Мормоны.
Церковь святых Иисуса Христа последних дней

Возникновение
      Мормоны – название религиозного культа, известного так же, как Церковь святых Иисуса Христа последних дней. Это культовая группа или религиозное объедине-ние, основной отличительной особенностью которого является следование за руководящим религиозным авто-ритетом. Его мнение стоит на одном уровне со Священ-ным Писанием. Они представляют себя христианами, единственно правильной церковью, сохранившую под-линное выражение христианства. Слово «мормоны» про-исходит от названия «Книга Мормон», но сами они на-зывают себя «Церковь Иисуса Христа святых последнего время».  «Я спросил у посланцев, стоящих надо мной в лучах света, какая из сект всех права и к какой из них мне примкнуть. Мне ответили, что я не должен присое-диняться ни к одной из них, потому что все они заблуж-даются». Так начинается фантастическое изложение ис-тории одной из крупнейших в сегодняшнем мире рели-гиозных групп.
     Чтобы понять, кто такие мормоны, нужно прежде всего познакомиться с биографией их «патриарха» – Джозефа Смита младшего – поскольку именно он заложил основы их вероучения. Мормоны считают, что Смит был Божьим пророком. Их вера вытекает из тех откровений, которые он якобы получил от Господа. Из отзывов о Джозефе Смите ясно видно, какое огромное значение ему придавали его последователи. Так, второй президент церкви Бригэм Янг «был послан Богом, и на нем лежит Божье благословение, тот же, кто не признает, что Джо-зефа Смита послал Бог, чтобы раскрыть нам через него предвечное Евангелие – тот от антихриста». Многие годы мормоны утверждали, что Смит был идеалом человека. Бригэм Янг говорил: «Посмотрите на Спасителя и… тех, кто писал Ветхий и Новый Заветы; и сравните их с Джозефом Смитом… Вы убедитесь, что он не уступает ни одному из тех, кто упомянут в Библии. Вряд ли най-дется в целом мире человек, который при внимательном рассмотрении скажется лучшее, чем пророк Джозеф Смит младший».
     Однако знакомство с фактами из биографии Джозефа Смита заставляет усомнится в его безупречности. Смит утверждал, что принял от Бога Книгу Мормона, содер-жащую истинное учение. Мормонская церковь – единст-венно правильная, потому что все остальные отпали от истинной веры. Джозеф Смит младший – основатель Церкви мормонов – родился 23 декабря 1805 года в Ша-роне, Вермонт. Он был четвертым из 10 детей Джозефа и Люси Мак Смит. В 1814 году семья переехала в Пальми-ру, Нью-Йорк. (25 миль восточнее Рочестера). Через 4 года они переехали в находящийся неподалеку Манче-стер, где по утверждению Смита он получил несколько ангельских откровений, приведших к основанию Церкви Мормонов. Его семья часто меняла место жительства. Иосиф Смит не получил систематического воспитания. От своих предков он унаследовал болезненное предрас-положение к фантастическим снам, видениям и т.д., что в свете Библии оценивается, как тяжелое обремение демо-нией. В 14 лет он имел первое видение. При этом ему было открытие о том, чтобы он ни в коем случае не примкнул к существующим церквам (религиям). В 1823 году он имел второе видение. Явившийся ему ангел на-звал себя Морони. Он говорил о спрятанных документах (золотых пластинах) на холме «Кумора», которые содер-жат важные сообщения древней истории Америки. Ангел Морони призвал Иосифа Смита к восстановлению Церк-ви Иисуса Христа.
     Книга из Холма Кумора, который находится недалеко от Пальмиры, рассказывает о Нефитах которые приехали в Америку из Иерусалима в 600 г. до н.э. По словам Смита, ангел сказал, что в книге имеется полнота вечного Евангелия. Рядом с золотыми листами находились урим и туммим, т.е. род очков. Они должны помочь Смиту расшифровать иероглифы  на листах. Говорят, что эти иероглифы написаны на «реформированном египетском языке». Иосиф Смит рассказал о нахождении листов, и с помощью урима и туммима он перевел это божественное откровение и назвал его «Книгой Мормона». 
     В 1830 году книга Мормон была опубликована тира-жом в 5000 экз. 6 апреля 1830 года в Файетти (Нью-Йорк) была основана церковь мормонов в составе шести человек. В 1844 году Иосиф Смит в Картаге в тюрьму, где чернь города расстреляла его. После смерти Джозефа Смита среди его последователей началась борьба за звание его приемника. Президенту двенадцати апостолов Бригэму Янгу удалось сохранить контроль над большинством мормонов.  В его бытность дело дошло до шествия к большому соленому озеру. За 17 месяцев (1846 – 1847) было пройдено 1700 км. Там они основали город Салт Лейк Сити, свой «новый Иерусалим». Переговоры с правительством о их приеме в США с самого начала потерпели неудачу из-за допущения многоженства.
     Остальные последователи Джозефа Смита облюбова-ли город Индепеденс в штате Миссури и объявили себя «Реорганизованной Церковью Иисуса Христа Святых Последних Дней». Эта группа избрала своим лидером сына Джозефа Смита, своих членов объявила «джозефи-тами», поскольку они считали, что главой церкви должен быть прямой потомок ее основателя. Приверженцев Бри-гэма Янга стали называть «бригэмитами».  До сих пор миссурийские «джозефиты» категорически возражают, когда их путают с мормонами из штата Юта. Они не только во многом не согласны с ними, но даже не назы-вают себя «мормонами».  Камнем преткновения служит не только вопрос о приемнике «патриарха» Смита, но и полигамия. В частности, «джозефиты» не верят в много-женство самого Джозефа Смита. Тем не менее, обе груп-пы наравне с Библией почитают «Книгу Мормона» и другие сочинения Джозефа Смита, считая учение «про-рока» богодухновенным источником своей веры. Суще-ствуют и другие секты мормонов: «хендрикиты храмово-го жребия», «бикертониты», «катлериты» и «стрейнжи-ты».
Распространение
     В Швейцарии и Австрии мормоны начали свою дея-тельность в 1850 году. В настоящее время в западных странах мормоны  имеют большое влияние. Их центры находятся во Франфурте на Майне, в Гамбурге и Берне. Их духовный центр (Цоллипофен), который является их «Божиим домом», находится в Швейцарии.
     Самым распространенным методом их работы являет-ся личное посещение жителей на дому. Молодые мис-сионеры обычно ходят по двое по улицам выбранных районов, подходят к двери дома и стучат в нее. Если хо-зяева отвечают на стук и выходят, мормоны начинают беседу, предлагая свою литературу. Эффективным спо-собом миссионерской работы этого культа за границей является открытие воскресных школ для взрослых и де-тей. Обучая детей и молодежь обыкновенным предметам, мормоны преподают им также свое учение и в этом деле добиваются успеха. Они широко используют радио для передачи коротких рекламных клипов на темы семейной жизни и единства мормонов. Известный на Западе мормонский хор, официально называемый хором Мормонской Скинии, много делает дл создания положи-тельной репутации этого культа.
     Мормоны – быстро растущая секта, самая успешная из когда-либо существующих «подделок христианства». Ее влияние далеко выходит за рамки внутренних дел их общины. На сегодняшний день насчитывается более 6 млн. мормонов. Это число продолжает постоянно увели-чиваться благодаря неустанным усилиям и поразитель-ной активности мормонских проповедников. Многие мормоны в молодом возрасте посвящают два года своей жизни исключительно миссионерской деятельности. В результате церковь мормонов располагает примерно 40 тыс. профессиональными миссионерами. Эти проповед-ники хорошо обучены, и при каждом удобном случае прибегают к цитатам из Библии. Повстречаться с ними можно где угодно, но особое внимание они обращают на университетские городки.
     Среди мормонов много влиятельных и талантливых ученых, бизнесменов и политиков. Они придают большое значение образованию. Мормонам принадлежит университет Бригэма Янга и множество дополнительных курсов при других университетах США. Они распро-страняют литературу, которая издается большими тира-жами. Ежегодный доход церкви мормонов, которая на-поминает скорее гигантскую корпорацию, огромен. Этот доход происходит в первую очередь, благодаря капита-ловложениям и процентам с банковских сбережений. Церкви мормонов принадлежат обширные земельные угодья, на которых постоянно возводятся новые здания. Все мормоны обязаны отдавать десятую часть своего до-хода церкви, а также делать разного рода особые по-жертвования (например, так называемые «срочные взно-сы»). Мормоны приобрели хорошую репутацию в глазах общественности благодаря высокой нравственности и крепкой семье. Они очень чистоплотны, не курят, не пьют спиртных напитков, ни чая, ни кофе, ни кока-колы. Не всегда, однако, мормоны обладали такой завидной репутацией. Недаром они всеми силами пытаются скрыть прошлое своей секты.
Организация
      Организационное и общее управление церковью мормонов осуществляет комитет «Общих властей». Во главе его стоит Первое президентство. Его занимал 88-летний  «пророк» Спенсер В. Кимбалл, затем его сменил Гордон В. Хинкли и они имеют двух помощников. Пер-вый кворум семидесяти и его президентство, а также «Руководящий епископат» и Патриарх Церкви.
     Вся власть находится в руках священства мормонов, которое разделяется на Аароново (младших) и Мелхисе-деково (старших), куда входит активный мормон муж-ского  пола в возрасте старше двенадцати лет. Священст-во Мелхиседека имеет следующие должности: а) глав-ный президиум; б) совет 12 апостолов; в) совет 70-ти; г) патриархи и евангелисты; д) высокосвященники; е) ста-рейшины. Священство Аарона имеет следующие долж-ности: а) епископы; б) священники; в) учителя; г) диако-ны. Эти два чина священства предназначены только для мужчин и изначально только для белых. Мужчинам дру-гих рас было запрещено вступать в священство мормо-нов, вплоть до нового откровения, данного их пророку в 1978 году. Единственный класс, которому и сейчас за-прещено быть в священстве – это женщины. Мормоны не могут поддерживать преемственность священства Ааро-на, т.к. (Евр. 5:1-3) оно было ограничено прямыми по-томками Аарона. Необходимость в этом священстве от-пала после жертвы Иисуса на кресте (Евр. 7:27). Цель священства Аарона была достигнута на кресте. Иисус стал Первосвященником, по чину Мелхиседека (Евр. 7:17) и имеет непреходящее священство (7:24). Никто из мормонов не может продолжить священство Мелхиседе-ка, т.к. Иисус никогда не оставит своей должности пер-восвященника.
     Административно церковь мормонов состоит из тер-риторий, разделяющихся на приходы и колы, причем в последние входит приблизительно от 500 до 1000 чело-век. Во главе каждого прихода стоит епископ и два его помощника. Приходы объединяются в колы, над каждым колом несет попечение президент кола и два его помощ-ника, которым в свою очередь помогают двенадцать высших служителей, составляющие «высший совет ко-ла». На сегодняшний день в составе церкви существует приблизительно 8000 приходов, около 1400 колов, 180 миссий. Эти структуры образуют могущественную коа-лицию, способствующую взаимной помощи среди мор-монов. Стоит упомянут что во время депрессии 1929 года «акционерное общество» мормонов чувствовало себя довольно уверенно, так что немногие мормоны испыты-вали нехватку жизненных благ.
Живые пророки
     После смерти Джозефа Смита было еще 12 пророков. 13-й пророк у  мормонов является Тафт Бенсон. Живой пророк является самой важной фигурой у современных мормонов. 26 февраля 1980 года в свое речи в универси-тете им. Бригэма Янга Эздра Тафт Бенсон сказал, что живой пророк «для нас важнее, чем образцовые труды».
12 живых апостолов
     Мормоны считают, что в церкви должна быть преем-ственность апостолов, иначе это не церковь Христа. Апостолы 1-го века вернулись на землю (Хармони, Пен-сильвания) и передали свою власть, возложив руки на Джозефа Смита и Оливера Каудери. По их мнению, если в церкви нет 12-ти живых апостолов, то это не истинная церковь. 12 живых апостолов подчиняются президенту церкви.
Первый кворум 70-ти
     За советом 12 апостолов по положению следует кво-рум 70-ти. Эти 70 членов церкви являются современными двойниками тех 70-ти, которых послал служить Иисус (Лк. 10). Эти люди вместе с апостолами и президентом составляют верховную власть.
Основы учения
     Обычно мормонам присущи здравые моральные каче-ства. В основном они дружелюбны, почти всегда госте-приимны, крайне посвящены своей семье и учению своей церкви. Но, к сожалению, подавляющее большинство мормонов почти ничего не знает о туманных историче-ских и богословских истоках своей религии. Историки мормонов годами либо скрывали от людей, либо искажа-ли в попытке отмести неоспоримые и неприятные свиде-тельства истории.
     Наряду с английским переводом Библии «короля Яко-ва», который признают частью Слова Божия, мормоны включают в свой канон «Учение и заветы», «Драгоцен-ную жемчужину» и Книгу Мормона, называя все это «истинным Писанием».


Писания
     Мормоны принимают Библию лишь постольку, по-скольку правилен ее перевод, и считают, что она была безнадежно извращена за многие века. Помимо Книги Мормона почитаются «Доктрины и заветы» (более 100 откровений и учений) и «Ценная жемчужина» (Книги Моисея и Авраама). Ученые подсчитали, что Книга Мормона переписывалась почти 3000 раз! Многие изме-нения находятся в прямом противоречии с ранними из-даниями. Не существует исторических или археологиче-ских свидетельств, подтверждающих истинность Книги Мормона. Моральные устои и заверения Джозефа Смита о истинности учения не внушают доверия.
     Четвертый параграф Символа веры мормонов гласит: «Мы верим в Библию, как в Слово Божие, только если она верно переведена» («Драгоценная жемчужина», с. 60). Недоверие к Библии привело к увеличению доверия к другим священным книгам. Джозеф Смит пытался ис-править ошибки Библии, переводя ее с помощью «дара и могущества Бога». Утверждение мормонов, что подлин-ный текст Библии изменен до неузнаваемости – полно-стью неверен. Смит начал свою работу над Библией вес-ной 1831 года. 2 июля 1833 года в «Истории церкви» за-писано: «В этот день мы завершали перевод писаний». В Библии, изданной мормонами, имеются следующие сти-хи с пометкой «JST» (перевод Джозефа Смита), что оз-начало внесение пророком изменений: Откр. 1:1, 20; 2:1, 22, 26, 27; 3:1, 2; 4:4, 5, 6; 5: 6; 6:1, 14; 9:14; 12:1; 13:1; 19:15, 18, 21; 20:6. Джон Д. Наттинг сравнил еврейскую и греческую рукописи с версией Смита. Он обнаружил, что изменения,  внесенные Смитом в Библию,не опираются ни на рукописи Ветхого, ни на рукописи Нового Заветов. Смит не знал языков, на которых была написана Библия,и не обладал достаточной квалификацией для ее перевода.

Книга Мормона
    Когда было второе видение в 1823 году к Джозефу Смиту,явился Морони. Ангел объявил Смиту Божий призыв – бать Его вестником. Для исполнения этого по-ручения через четыре года Смит должен был найти кни-гу, состоящую из золотых плит, на которых записана ис-тория прежних обитателей американского континента. Для перевода этой книги на понятный Смиту английский язык Бог приготовил два камня – урим и туммим, которые использовались еще древними пророками. По словам Смита, он рас копал золотые плиты на горе Куммора 2 сентября 1827 года. Ангел Морони повелел ему хранить плиты и вернуть их после того, как Смит сделает перевод текста с «реформированного египетского» языка на английский. Через два года перевод был готов. В 1830 году книга, названная «Книгой Мормона», вышла в свет.
     Вопрос об исторической достоверности «Книги Мор-мона» не подтверждается археологическими исследова-ниями. Многие считают, что «Книга Мормона» фактиче-ски является плагиатом, воспроизведением романа Со-ломона Сполдинга «Найденная рукопись», а вовсе не божественным откровением, как утверждают мормоны. Однако для мормонов авторитет этих «откровений» (не только «Книги Мормона», выше авторитете Библии. Уо-лес Бенет писал «Мы признаем ограниченность Библии, хотя и отдаем ей должное. Мы не считаем абсолютно достоверным ни одно из содержащихся в ней утвержде-ний, поскольку считаем, что Бог в последствии вновь да-ровал проповедникам право говорить от Его имени. По-этому мы, естественно, не можем согласиться, что кано-низация нынешнего текста Библии навсегда поставила точку в Божественном откровении». Итак, мормоны не считают Библию истинным Словом Божиим. «Книга Мормона» является основой учения мормонов. В тех местах, где имеются противоречия между Библией и книгой Мормона, высказывания последней считаются истинными. Эта книга состоит из 15 маленьких книжечек (всего 500 страниц). В них рассказывается история древ-него заселения Америки.
     Во времена строительства Вавилонской башни колено Яредитов попало в Америку, разделилось и прекратило свое существование в результате внутренней вражды и борьбы. В 600 году до рождения Христа при пророке Ле-хе (такого пророка в истории Израиля вообще не было!) в Америку приехали представители из колена Манассина. Их потомки разделились на две группы: нефиты и ламаниты. Нефитам Христос явился после воскресения и дал директивные указания для основания Церкви. В следствие вины людей эта церковь исчезла, распалась. 400 лет после рождения Христа бушевали последние сражения между нефитами и ламанитами вблизи холма Кумора. Там пророк Мормон и его сын спрятали выше-названные пластинки с записанными на них событиями (420-421 г.г.).
     Известный американский исследователь культов В. Мартин писал: «Почти 4 тысячи изменений, внесенных в «Книгу Мормона», говорит о том, что ни в каком смысле она не может быть принята за Слово Божие. В Библии сказано: «Слово Господне пребывает в век»(1 Петр. 1:25); и наш Спаситель провозгласил: «Освяти их истин-ною Твоею: Слово Твое есть истина». (Иоан. 17:17). Правдивость Библии неоспорима. В Книге же Мормона слишком многие места явно лживы, чтобы считать это случайностью. При внимательном изучении Книги Мор-мона выясняется, что она содержит по меньшей мере 25000 слов из Библии короля Якова. А заимствование фраз, иногда довольно длинных, мормоны не могут объ-яснить. Кроме того, многие исследователи считают, что в «Книге Мормона» имеют место плагиат, противоречия. Известно много случаев, когда честные мормоны после серьезного исследования этого фальсифицированного труда, отказались от мормонизма, потому что пришли к убеждению в недостоверности «Книги мормона».
 
«Учение и Заветы»
     «Учение и Заветы» –это запись 140 откровений со времен Джозефа Смита. Эта книга содержит присущие мормонам доктрины, браки на небесах, крещение мерт-вых, многобожие, возможность превращения человека в бога, наличие у Отца тела из костей и плоти и «Слово Мудрости», включающее полный отказ от мяса летом, табака (исключая окуривание больного скота), горячих напитков и алкоголя (кроме протирания кожи). Семь разделов «Учения и Заветов» содержат явно неверные пророчества.

«Драгоценная жемчужина»
     Эта книга писаний мормонов, обычно рассматривается вместе с «Учением и Заветами». Она состоит из 5 раз-делов: «Книга Моисея», «Книга Авраама», «Джозеф Смит – Матфей», «Джозеф Смит – Истрия» являются выдержками из перевода Библии, сделанного Джозефом Смитом в 1834 году. «Джозеф Смит – История» включает воспоминания 1839 года о первом видении и явления Морони. «Символ веры» содержит 13 пунктов, качаю-щихся веры. «Книга Авраама» является как бы переводом египетского папируса, пересказывающего 1-ю главу Книги Бытия, как повествование о творении «богов», а не Бога. «Книга Авраама» вызвала противоречивые отклики с самого первого опубликования ее Смитом в 1835 году. Смит стал переводить иероглифы на папирусах и «к нашей огромной радости обнаружил, что один из свитков содержит писания Авраама, другой – Иосифа из Египта» («История церкви» 2:236). Перевод одного из папирусов в результате был признан мормонами частью Писаний, «Книгой Авраама».
     В 1967 году папирусы, послужившие источником «Книги Авраама», были вновь обнаружены Метрополи-тен Мьюзеум, Нью-Йорк. Это позволило египтологам по-новому взглянуть на работу Джозефа Смита. Но к недо-умению мормонов, египтологи не подтвердили ни одного слова из перевода Смита. Хуже того, папирусы не имели ни какого отношения к Аврааму, а содержали лишь пра-вила, по которым проходили обычные египетские похо-роны. Это доказывает лживую природу переводов Джо-зефа Смита. Его работа является обманом, и под маской Писания она скрывает фальшивую доктрину. Боги, упо-мянутые в 4 и 5 главах «Книги Авраама», так же фаль-шивы, как египетские боги в папирусе.

ТЕОЛОГИЯ МОРМОНОВ
Бог
     Мормоны верят, что у Бога есть «плоть и кровь» и на самом деле Бог – всего лишь человек, достигший боже-ственного состояния, и что это доступно каждому. Мор-моны отрицают Троицу и учат, что существует три от-дельных Бога: Отец, Сын и Святой Дух. С точки зрения языка, все переводимые мормонами места доказываю-щие, что «у Бога есть физическое тело «которое можно увидеть», не идут в счет при сравнении с заявлением Са-мого Бога: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых». (Исх. 33:20) Выражение в книге Исход 33:11 («лицом к лицу») в древнееврейском значит «близко» не противо-речит Исход 33:20. Сходный оборот есть в книги Второ-законие 5:4. В книге Бытие 32:30 говорит не Сам Иегова, а ангел Господень. Ветхий Завет исполнен богоявления-ми – это случаи, когда Бог говорил и открывался через ангелов. Все исследователи Ветхого Завета признают почти безоговорочно, что антропоморфизм (приписыва-ние Богу человеческих качеств) логически увязывается со многими явлениями Бога человеку.
     Другие ложные концепции относительно Бога:
- у Бога много вечных жен;
- Бог Отец в телесной форме «переспал» с Девой Марией, и Иисус был их физическим ребенком;
- Бог находится в состоянии развития;
- существует много богов;
- человек может стать богом;
- Бог не вездесущ.
     У мормонов бытует высказывание: “Бог когда-то был таким, как человек. Человек может стать, как Бог” Мор-моны исходят из того, что человек создан по подобию Бога, и делают из этого вывод, что Бог имеет материаль-ное тело, как и человек. Таким образом, Отец простран-ственно ограничен Своим телом. Но Он, тем не менее, Всезнающий, так как  ангелы сообщают Ему о всех со-бытиях, происходящих на земле. Но Отец – не единст-венный Бог, существует много других богов.
     Джозеф Смит отступил от монотеизма и провозгласил политеизм в следующих словах: «Я буду проповедовать множество Богов… Я хочу сказать, что всегда и на всех собраниях, где говорил о божествах, я имел в виду мно-жество Богов» (История церкви 6:474). В политеистиче-ских религиях часто встречаются богини. Мормоны включают и их в свою теорию и поклоняются им. В сборнике гимнов церкви мормонов два куплета песни «О, мой Отец» посвящены почитанию их небесной Матери. Апостол мормонов Джеймс Тэлмедж в своей книге «Символ веры» писал: «Нам постоянно говорили, что Бог – это Отец нашего духа… Мы должны знать, что Мать духа – тоже лицо реальное».
     В Ветхом Завете Бога называют по-разному: Элохим, Иегова, Адонай, Эл-Гевор, а также сочетаниями имен: Иегова – Элохим, Иегова – Савоф и т.д. Через весь Вет-хий Завет проходит мысль о единстве Бога: «Слушай Из-раиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Вт. 6:4). А иудейский монотеизм, как известно, породил впоследст-вии христианский монотеизм. Некоторые личности на-зываются в Библии «богами». Например, сатана, которо-го Христос назвал «князем мира сего». Здесь следует яс-но понимать, что в случаях, когда богами называют лич-ности, творения духовного мира, надо тщательно выве-рять особенности метафизического повествования и кон-текста. Например, Бог объявляет Моисею» «Смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком». (Исх. 7:1) Моисей через власть, полу-ченную От Бога, стал «богом» в глазах фараона. Аарон, в свою очередь, стал пророком «бога»  фараонова (то есть Моисея), так как говорил от имени Моисея. Здесь налицо метафора. Другой схожий случай с именем Элохим, множественное число которого часто встречается в Вет-хом Завете в смысле «Бог». Иногда судей Израилевых называют богами, но не потому, что они были сущими по природе, а потому что в глазах народа они были «бога-ми» или, если буквально перевести, то «властителя-ми»(Пс. 81, ср. Иоан. 10) и выражали волю Господа. В Новом Завете апостол Павел указывает, что в мире «есть так называемые боги, или на небе, или на земле, - так как есть много богов и господ много, но у нас один Бог Отец… и один Господь Иисус Христос» («1 Кор. 8:5-6). Сам Господ говорит: Я есмь первый и последний и жи-вый; и был мертв, и се, жив во веки веков». (Откр. 1:17-18). Остается сделать вывод, что политеизм полностью чужд иудео-христианской традиции.

Иисус Христос
     Что касается божественности Христа мормоны утвер-ждают, что Христос, прежде чем пришел на землю, был таким же духовным существом, как и все остальные еще не родившиеся люди. Это  означает, что все люди, преж-де чем получили физические тела, существовали в веч-ности, как духи. Мормоны признают божественность Иисуса Христа. Они также низводят Его до уровня чело-века. В книге «Учения и обетования» Иисусу приписы-ваются такие слова: «В начале Я был с Отцом, и Я был первенцем… Вы тоже в начале были с Отцом». По уче-нию мормонов Христос бы сотворен, так же как и все люди. В Библии же говорится, что человечество не суще-ствовало вечно. Человека создал Бог (см. 1:26,), в то же время как Христос – не творение Божие, а Сам – Пред-вечный Бог (см. Иоан. 1:1, 14).
     Для мормонов Иисус Христос:
- не вечный Сын Божий и не второй член Троицы;
- не полностью Бог, но полностью человек;
- является первым из духовных детей Божиих, рожден-ным физически после сексуального контакта Бога и Ма-рии;
- выше всех остальных, но всегда лишь человек, достиг-ший божественного состояния за счет особых обстоя-тельств рождения, послушания и преданности.
     Одно из важнейших положений, неразрывно связан-ных с таинством земного воплощения вечного Бога – учение о непорочном зачатии Иисуса Христа. Это учение есть самая суть Боговоплощения – способа, посредством которого Бог решил явить Себя. Снова и снова Библия напоминает нам, что Бог облекся в человека в яслях Вифлиема, и христиане всех поколений благоговеют пред таинством, возвещенным пророком Исаией: «Се, Дева во чреве примет, и родит Сына, и, нарекут имя Ему: Еммануил. Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 7:14; 9:8).
     Учение мормонов о непорочном зачатии Христа осно-вывается на высказываниях Брайэма Янга. Он заявил: «Когда Дева Мария зачала дите Иисуса. Отец породил Его по собственному подобию. Он родился не от Духа Святого… Иисус, наш старший брат, родился во плоти от той же личности, которая была в саду Эдема и которая есть наш Отец на Небесах».
     Вера во многих богов – краеугольный камень бого-словия мормонов и эти боги – многоженцы. Придержи-ваясь учения о полигамии, мормоны Юты считают, что Иисус Христос был многоженцем. Если бы Христос не был женат во время Своего пребывания на земле, то в следующей жизни Он должен стать всего лишь ангелом. Брайэм Янг утверждал, что у Иисуса Христа было не-сколько жен: Мария и Марфа (сестры Лазаря) и Мария Магдалина. Он даже заявлял, что брак в Кане Галилей-ской был свадьбой Самого Христа.
     Мы видим полное противоречие учения мормонов Слову Божию Библии. В Писании нигде не оправдывает-ся многоженство, и хотя в ветхозаветные времена муж-чины иногда имели по несколько жен, это (как свиде-тельствует Вт. 17:14-18) не было Божьей волей. Библия учит не полигамии, а святости брачных уз мужчины и женщины до тех пор, пока их не разлучит смерть (см. 1 Кор. 7; Тит. 1:5,6; 1 Тим. 3:2). В Библии нет ни одного свидетельства, позволяющего предполагать, что Христос был женат – не говоря уже о многоженстве.
Святой Дух
     Доктрина Святого Духа также была изменена мормо-нами. Джозеф Смит говорил, что существует разница между выражениями «Holy Ghost» и « Holy Spirit». На русский язык оба выражения переводятся как «Святой Дух». Он не учел того, что выражение «Holy Ghost» - это выражение применявшееся в английской фразеологии времен королевы Елизаветы для обозначения «Holy Spirit». Кроме того, в лекциях о вере», впервые опубли-кованных в 1835 году в сборнике «Книга заповедей», Смит задает серию вопросов (стр. 55:58):
В.: «Обладает ли Отец и Сын одним и тем же разумом?»
О. «Да»…
В. «Что это за разум?»
О. «Святой Дух».
     Хебер С. Кимбал член первого президентства Янга сказал, что Святой Дух был рожден на небесах, Он один из сыновей нашего Отца и нашего Бога.
Спасение
     Мормоны считают, что искупление Христа может по-крыть лишь некоторые грехи. Брайэм Янг сказал: «Су-ществуют грехи, которые не могут быть прощены людям в этом мире…». Искупление Христа, по убеждению мормонов, приносит общее спасение всем. Это воскресе-ние праведных и неправедных. Третий символ веры мормонов гласит: «Мы верим, что искуплением Иисуса Христа может быть спасено все человечество, если оно буде послушно законам и Евангельским обрядам».
     Мормоны склоняются к универсализму, преуменьшая значение ада и утверждая, что все люди войдут в одно из «трех небес». Неверующие войдут в «телестиальтные» (парапсихологические) небеса, верующие не мормоны войдут «терестриальные» (плотские), сами мормоны войдут в «целестиальные» (истинные) небеса. «Целести-альные небеса» в свою очередь разделяются на три «уровня» – в соответствии с заслугами тех, кто служил церкви мормонов на земле в качестве «диакона», «учите-ля», «священника», «старейшины», (пресвитера), «епи-скопа», «одного из семидесяти», «апостола» или «прези-дента» (председателя). Высшая награда состоит в том, чтобы стать богом, создать свою собственную планету и править ею вместе со своей семьей. Лишь те, чей брак был освящен в храме, будут допущены на высший уро-вень, где в конечном счете они станут богами.
     Итак, все люди, не совершившие непростительных грехов, отправятся на небеса – на их первый уровень, именуемый в теологии мормонов «небоземная сфера». Люди, которые в общем старались процветать и не почи-нялись указаниям мормонов, отправятся на второй уро-вень – «земную сферу». Верные Святые последнего дня, которые подчинились всем законам и обрядам Евангелия, отправятся в «небесную сферу» - третий, высший уровень. Спасение для мормонов – это постепенный процесс превращения человека в бога. Когда личность достигает божественного состояния, она способна созда-вать собственные миры и населять. Такой процесс обо-жествления все новых созданий продолжается вечно.
      Мормоны отрицают учение о первородном грехе и полагают, что грехопадение человека было полезно и не-обходимо. Человек должен не подчиниться одному из повелений Бога (не есть плодов дерева добра и зла), яко-бы для того, чтобы подчиниться другому повелению («плодиться и размножаться»). Таким образом, мормоны считают, что Адам не совершил никакого греха, и чело-век рождается невинным. Однако дети, по их мнению, способны грешить и осознают совершенные грехи, дос-тигая определенного возраста.
     В литературе мормонов часто встречаются заявления типа: «Все люди спасаются только благодатью без каких-либо действий с их стороны». Это богословская дву-смыслица. Она возвещает спасительную силу благодати и тут же попирает ее «исполнением законов и заповедей евангелия». Итак, мормоны считают, что спасение чело-века зависит от дел его. Это, в частности. Следует из их доктрины о возрождении посредством крещения, соглас-но которому тот, кто не принял водного крещения, спасен быть не может. Более того, мормоны утверждают, что спасение может получить и тот, кто отошел в мир иной, так и не уверовав в Христа, как в Спасителя в этом мире. А поскольку для спасения необходимо водное крещение, за такого человека может креститься кто-нибудь из живущих. В оправдание этого утверждения мормоны ссылаются на 1-ое послание к Коринфянам 15:29. В котором говорится: «Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?» Существует несколько толкований этого стиха. Одно, наиболее традиционное, объясняет, что новообращенные, принимая крещение, как бы занимают места умерших. Скорее всего, это было не что-то официальное, широко распространенное в ранних церквях, а личная инициатива каких-то отдельных верующих, делавших это за умерших близких которые уверовали в Господа, но умерших, не будучи крещены. Это делали в надежде на то, что умершие будут воскрешены из мертвых при возвращении Господа (1 Фес. 4:16), поскольку в крещении содержится отчетливое указание на воскресение (Кол. 2:12).
     Апостол сослался на действия этих верующих в под-тверждение истины о воскресении. Однако, это не значит, что он поддерживал крещение мертвых, которое со-вершали некоторые верующие. Утверждение, что можно креститься вместо умершего, противоречит учению Биб-лии. Нельзя выводить догмат из какого-то одного стиха, особенно если существует несколько его толкований. Библия не поддерживает учения мормонов о возможно-сти спасения после смерти. В послании к Евреям 9:27 го-ворится: «…человекам положено однажды умереть, а по-том суд». Единственная возможность спасения – принять Христа, пока мы живы. Нет в Библии и утверждения, что для спасения непременно необходимо креститься. Смерть Христа обеспечила спасение. Он искупил наши грехи.
     Мормоны признают искупительную смерть Христа на кресте, но не придают ей полного библейского значения:
- смерть Христа на кресте обеспечила телесное воскре-шение всех людей – таким образом преподносится уче-ние об универсальности спасения;
- грех Адама в саду имел положительные последствия, так как позволил человеку достичь божественного со-стояния! Люди платят не за грех Адама, а за собственные грехи;
- в учении мормонов отсутствуют ад и вечное наказание. Спасутся все, но некоторые достигнут более высокого уровня спасения, чем другие.
     Ни один мормон не может сегодня сказать, что он имеет вечную жизнь во Христе (1 Иоан. 5:9-15; 19-20). Спасение приходит:
- через веру во Христе;
- через крещение погружением;
- возложением рук для принятия Святого Духа;
- соблюдением законов и устава мормонской церкви.
     Таким образом, согласно учению мормонов, спасение приобретается делами. Вечная жизнь – это сила, данная для достижения божественного состояния, и способность навеки оставить потомство на небесах. Спасение для мормонов – это постепенный процесс превращения чело-века в бога. Когда личность достигает божественного со-стояния, она способна создавать собственные миры и на-селять их. Даже в небесном царстве степень божествен-ности продолжает расти.

Эсхатология мормонов
     Мормоны верят во второе пришествие Христа бук-вально. Они учат, что по Его возвращении евреи собе-рутся в Палестине, мормоны же чудным образом собе-рутся в Миссури, и гнев Господень обрушится на всю землю, кроме Старого и Нового Иерусалима (см. «Уче-ние и Заветы» 29: 9-11). У мормонов есть сходство с культом англо-израилизма, поскольку они верят в возро-ждение десяти павших колен. Различие лишь в том, что в англо-израилизме этими десятью коленами считаются англичане. Мормоны же полагают, будто эти колена на-ходятся где-то в районе полюса и будут взяты оттуда и перенесены в Сион (Миссури), разделив там со «святы-ми» все накопленные богатства. «Человечество растра-тило миллионы долларов и сотни жизней в поисках жиз-ни на северном полюсе, но ему еще предстоит найти ее – теплую, плодородную страну, где живут десять колен Израилевых, страну, поделенную рекой, с одной стороны которой живет половина колена Манассии, наиболее многочисленного из колен. Так сказал Пророк» (Иосиф Смит).
Основные практики
     Президент мормонской церкви считается «живым пророком», продолжающим получать новые откровения от Бога. Он представляет власть Бога в Церкви. Также существует прекрасно организованная иерархия священ-ников, епископов, апостолов, старейшин  и д.р., имеющих различные степени контроля над жизнью людей. Доступ мормонов к истинным доктринам крайне ограничен. Зачастую им говорят, во что нужно верить. Жизнь мормонов, моральные устои и этика находятся под жест-ким контролем. Их высокие моральные и семейные цен-ности привлекают внимание многих людей. Особенно тех, кто обманут теми церквями, которые допускают па-дение нравов и не уделяют достаточного внимания слу-жению семьям. Помимо этого мормоны практикуют крещение за мертвых.
     Исторически полигамия считается допустимой и вся-чески поощряется, особенно среди руководителей церк-ви. Мужчина мормон, посредством особых тайных обря-дов может сочетаться «небесным браком» с несколькими «женами в будущей жизни».  Обряд «небесного брака» считается необходимым для женщины, так как только она, по мнению мормонов, может достичь высшей славы. Наличие потомства в земной и будущей жизни очень важно для мормонов (что противоречит учению Христа – см. Мф. 22.30). У мормонов три степени славы:
- подземная слава;
- земная слава;
- небесная слава.
     Мормоны очень преданны и ревностны в своем слу-жении. Для удержания мормонов в культе используется внушение принципов учения, жесткая дисциплина, запу-гивание и угрозы. Высокие моральные стандарты мор-монов затмевают и скрывают истинную доктрину культа. Иосиф Смит в свое время был масоном и заимствовал масонские ритуалы, которые совершаются в мормонских храмах по сей день. Эти ритуалы включают сцены сотво-рения мира, секретные пароли и рукопожатия, а также принятие новых тайных имен. Каждый член мормонской церкви по заповеди Иосифа Смита обязан постоянно но-сить нижнюю одежду обрядового значения для того, чтобы предохранять себя от злых духов.
     В учении и практике мормонизма имеются несколько характерных культовых признаков – это откровения Смита, его диктаторский статус при жизни и беспреко-словный авторитет после смерти. Авторитет его книг, политеизм, обожествление человека, предсуществование души, важность обрядов, секретные ритуалы, оккультизм, фантазии о будущей жизни и учение о спасении делами.
Заключение
(или критическое суждение об учении мормонов во свете Библии)

     Мормонизм является религиозным культом и ерети-ческим движением. Его учение не соответствует Библии. Трагично Бывает , когда люди, не зная его сути, стано-вятся его последователями. А когда становится ясно это заблуждение, то не так легко вырваться из его пут. Вот основные разногласия с христианским учением:
1. Теология мормонов далека от библейского хри-стианского учения. Мормоны отрицают или извращают все основные положения христианства.
2. Для мормонов сочинения Джозефа Смита важнее Библии. Они утверждают, что везде, где Библия не соот-ветствует учению мормонов, имеет место неправильный перевод библейского текста. (Ученые подсчитали, что книга Мормона переписывалась и пересматривалась  почти 3000 раз).
3. Мормоны отрицают спасение через веру в Иисуса Христа и предлагают систему, в которой спасение есть постепенный процесс превращения человека в божество.
Несогласованность Библии с учением мормонов:
Мормоны    Библия
Передача спасения осуществляется че-ловеческими авто-ритетами Христос Один (І Тим. 2:5)
    Процесс к Богу Грешник не может приблизиться к Богу (Рим. 3:23; 6:23)
 В центре внимания «большой план» Распятие и воскресе-ние Иисуса Христа
  Признание грехов безобидными Грех – осуждение че-ловека на вечную по-гибель (Рим. 5:18)
  Человек не рожда-ется грешником Каждый человек рож-дается грешником (Рим. 5:12)
    Человек добр Человек абсолютно грешен (Рим. 3:12)
 Бог имеет плоть и кости Бог есть Дух (Иоан. 4:24)
   Бог и Христос – оба боги Учение о Триединстве (Мф. 28:19; 2 Кор. 13:13)
  Грехопадение – начало радости Грехопадение – воз-мущение против Бога (Рим. 1:8 и далее)

     Бог возлюбил мир. Он возлюбил и мормонов. Наше благовестие относится к ним. Кроме разумного подхода и бесед нужна молитвенная подготовка и искренняя лю-бовь к ним, как к душам, блуждающим во тьме.
      Беседы с мормонами полезны по следующим темам:
1. Археологические данные и их связь с учением мормо-низма;
2. Неубедительность «откровений» Иосифа Смита. К учению Священного Писания мормоны добавили много собственных доктрин, утверждая, что и после канониза-ции текста Библии,
3. Жизнь «пророка» Смита и его полигамия не соответ-ствует ни первым книгам Бытие, ни учению Христа о брачной жизни;
4. Противоречие между мормонским и библейским уче-ниями о Боге;
5. Многочисленные поправки в «Книге Мормона» со времени ее первого издания и достоверность древнейших рукописей Библии.
О чем следует помнить при встрече с мормоном:
1.  Мормоны преподносят свое учение туманно, чтобы прикрыть вопиющие нелепости основных его положений;
2. Церковь мормонов процветает благодаря выгодам, ко-торые приносит участие в делах мормонской общины. Членам общины обеспечено социальное страхование, их секта всегда заботится о нуждах своих членов. Мормоны придают большое значение укреплению семейных связей и особенно внимательно относятся к молодым членам секты (им предоставляются спортивно-туристи¬ческие лагеря, танцевальные клубы и пр.). В результате они добились очень низкого уровня преступности среди молодежи, принадлежавшей к их секте. Церковь призы-вает рядовых, членов общины активно участвовать в проповеди и распространении мормонизма и представ-ляет им для этого все необходимое.
3. Так как учение мормонов, в сущности, не имеет ничего общего с Библией. Мормон может спасти свою душу и отказаться от извращенного представления о христи-анстве, внимательно изучая Писание. Нужно призывать мормонов сравнить их вероисповедание с тем, чему дей-ствительно учит Библия.
4.  Система мормонов предполагает «выслугу спасения» с помощью дел человеческих. Это не дает уверенности в спасении. Новый Завет подчеркивает уверенность в спа-сении, кто уверовал в Иисуса Христа, Который принес Себя в жертву во искупление всех грехов человеческих – прошлых и будущих (Иоан. 20:31).
       Своей вежливостью, интеллигентностью, грамотно-стью, опрятным видом мормоны стараются войти в до-верие и вовлечь в свою секту несведущих, доверчивых и не подозревающих об опасности людей. Необходимо предостерегать людей от установлении любых контактов с мормонами. Основной целью является не атака абсурд-ных лжеучений и практик, но предоставление с любовью истины Библии, Евангелия и реального Иисуса Христа. Здравое учение и провозглашение истинного Евангелия должно предшествовать указанию ошибок (см. Тит. 1:9). Многие Христиане не могут отличить ложное учение от истинного. Они не достаточно понимают христианские доктрины. Библия должна быть авторитетом у этих лю-дей.
     В заключение рассмотрим причины распространения культов. Давид Хесселгрейв, профессор Евангельской Богословской Школы Св. Троицы в Чикаго, говорит в книге «Динамические религиозные движения», что куль-ты происходят и функционируют при содействии опре-деленных причин. Он говорит о семи аспектах жизни разных культов, которые излагает в следующем порядке:
1. Во-первых, что касается веры или доктринального исповедания. В этом аспекте важны факторы, как:
а) уникальность учения. Пусть даже оно будет заимство-вано из разных источников, но лишь бы было по своему составу новым. Уникальным;
б) практические ожидания. В это понятие включаются та-кие конкретные обещания, как успех, мир, обещание надежды на будущее счастье, превосходство, забота друг о друге и т.п.;
  в) всеобъемлющее мировоззрение. Лидеры культов не оставляют    второстепенные  вопросы непродуманными или без ответа. Они обычно дают своим членам ответы на все вопросы, по крайней мере, на те, которые обычно задают люди. Рядовые члены культов не должны сами ломать голову над трудными вопросами;
г) особая апокалипсическая система. Люди всегда инте-ресуются будущими событиями и концом мира. Как бы культы ни отличались друг от друга в толковании исто-рии и будущего, они всегда имеют свою собственную схему будущего и знают место своих членов в ней.
2. Во-вторых, что касается организационного уклада группы. В этом аспекте играют роль такие факторы, как:
а) структура организации. Обычная организация культов является иерархической, более подходящей к военной, привилегированной. Власть лидеров и их помощников в ней играет очень важную роль. Часто именно они явля-ются буквально диктаторами. Неповиновение приводит к строгим мерам взыскания;
б) доминирующие вожди. Возглавляют культы обычно люди, которые имеют необычные способности вести за собой людей. Как они это делают, является особым во-просом;
в) личное участие рядовых членов. В растущих движени-ях и культах наблюдается тот факт, что лидеры создают условия для участия в движении каждого члена культа, то ли путем убеждения, страха или в результате органи-зованного порядка;
3. В-третьих, что касается богослужения и обрядов. В этом аспекте деятельности культа играют роль такие факторы, как:
а) вступительные обряды. В то время, как в евангельских церквях главное внимание уделяется вопросу обращения и возрождения, то в культах обряд приема играет более важную роль;
б) участие всех в богослужебных обрядах. Члены куль-тов, обыкновенно, не являются пассивными наблюдате-лями того, что происходит во время службы, но активно участвуют в ней. Они исполняют свою роль и предпи-санные обряды, что дает им чувство собственной значи-мости и эмоциональное удовлетворение;
в) внимание к чувствам людей. Многие культы исполь-зуют психологические нужды людей, обещая им физиче-ские исцеления, близость общения с единоверцами и опеку со стороны вождей.
4. В-четвертых, – богослужебные места. В этом аспекте преобладает следующий фактор:
а) храмы и священные места. Не все культы их имеют, но в практике многих из них центры их организаций, храмы, залы и другие особые места имеют значение, как важные священные места веры. Психологический фактор этого нельзя недооценивать.
5. В-пятых, что касается происхождения культов и их книг. В этом аспекте отметим такие факторы, как:
а) абсолютный авторитет «откровений» и «открытий» якобы данных основателям культов. Лидеры культов и их последователи выдают свои «откровения», «явления», «открытия» и т.п. за божественные  и беспрекословные.  Для них они являются абсолютной истиной;
б) непогрешимость книг, написанных основателями культов. Может быть текст этих книг был подвержен до-бавлениям, исправлениям и сокращениям. Литературные труды лидеров занимают положение авторитетных свя-щенных книг в жизни и практике культа.
6. В-шестых, – психологическое состояние членов куль-та. В этом аспекте играют роль такие факторы:
а) сознание своего положения, принадлежность культу и уверенности в себе. Человек, присоединившийся к како-му-то культу, получает в награду сознание, что он при-надлежит к особому, избранному классу людей. Он чув-ствует себя под покровом особого благоволения  и защи-ты. Он чувствует также, что имеет привилегию участво-вать  в самом важном деле на земле;
б) благоволение и экстаз. Данные переживания, если не во всех культах, то во многих, имеют место в практике богослужений и собраний. Когда это происходит в об-щении с другими, люди чувствуют, что они нашли для себя истину и удовлетворение;
в) подвижничество. Члены культа бывают очень ревно-стны в распространении своего учения. Они могут жерт-вовать временем, средствами и даже жизнью ради успеха своего культа.
7. В-седьмых, что касается методов приобщения новых последователей. В этом аспекте можно рассмотреть сле-дующие факторы:
а) понимание цели и разработка программ работы. Так как члены культа считают, что истина на их стороне, а все остальные заблуждаются, то они не теряют из вида цели своего существования. Они разрабатывают программы для обращения людей в свою веру. Они очень часто ревностные миссионеры;
б) личная работа с новыми людьми. Некоторые культы имеют хорошие курсы для новых членов. Проводятся личные беседы с людьми, которые не принадлежат к данному движению;
в) использование средств массовой информации. Многие активные культы используют различные эффективные ме-тоды для достижения своих целей. Они употребляют не только газеты и журналы, но так же радио и телевидение;
г) создание учебных институтов. С целью расширения работы и привлечения молодежи, некоторые движения основывают школы, колледжи и даже университеты. Они делают это в странах, где они прочно обосновались или проводят миссионерскую работу.









Владимир Чаплинский




Мормоны. Церковь святых Иисуса Христа последних дней.
Происхождение и учение.
(Выдержка из книги «Сравнительное христианское богословие»






Пописано к печати 1.09.2013. Формат 60х84
Бумага офс. 80 г/м;
Гарнитура Times. Тираж 50 экз.
Цена договорная


Рецензии
А зачем во многие слова вставлены черточки? Это имеет какой-то высший смысл?

Василий Дубакин   15.03.2021 15:11     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.