Василий Дубакин
"ИБО ДУШИ УСТАВШИЕ ГРЕЕТ И ПРОБУЖДАЕТ К ВОЗВЫШЕННОЙ МЫСЛИ."
Из апокрифов.
Направление это не новое, но, к сожалению, не популярное в наши дни.
Лучшие образцы эстетической прозы прошлого - это "Лето Господне" Ивана Сергеевича Шмелёва и почти все произведения Николая Васильевича Гоголя.
"ЭСТЕТИЧЕСКУЮ ПРОЗУ ОТЛИЧАЕТ ОТ ПРОЗЫ СОБЫТИЙНОЙ, КОТОРОЙ ПРИСУЩ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ДРАМАТИЗМ И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СЮЖЕТА, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ ВНУТРЕННЯЯ ПОЭТИЧНОСТЬ И МЕЛОДИЯ ПОВЕСТВОВАНИЯ. ТАКУЮ ПРОЗУ ЧИТАТЬ СТОИТ НЕСПЕШНО, КАК БЫ ПРОБУЯ СЛОВА НА ЯЗЫК."
Виссарион Григорьевич Белинский
Другими словами, читая эстетическую прозу, вы не спешите в конец, узнать чем дело кончилось, а смакуете каждую фразу, перечитываете по многу раз, наслаждаетесь поэзией слога.
"Я пишу для тех, кто чувствует поэзию пролетающих мгновений повседневной жизни и страдает, что сам не в силах схватить их." Михаил Михайлович Пришвин
На вопрос, зачем он с таким усердием занимается искусством, которое дойдет лишь до немногих, отвечал:
"Довольно с меня и немногих, довольно с меня и одного, довольно с меня и ни одного." Луций Анней Сенека
В союзах писателей не состою.
Здесь публикую только лучшее.
Цитаты из моих рассказов:
ВЕЧНАЯ МУЗЫКА ГОЛУБЫХ НЕБЕС
...Дорога ближе к Фёдосову стала потихоньку подыматься в гору и тут - будто славный художник вдруг развернул перед ними одну из лучших своих картин русского пейзажа: по обе стороны до видимых горизонтов распахнулись низкие, заливные луга реки, с яркими брызгами полевых цветов по ковру сочного густотравья, луга, ограниченные лишь синеватыми полосками лесов: по одну сторону хвойными, темными и сырыми, где водились кабаны и лоси, а по другую березовыми, светлыми и радостными, где каждый год родились во множестве белые грибы и желтые лисички, столь любимые русским народом.
И почудилось, будто музыка небесная, вечная звучит и звучит неумолкаемо над всей этой безбрежной ширью и высью и льется вместе с лучами яркого солнечного света прямо из голубых небес…
И очарованные пейзажем, дальше ехали они молча, погруженные каждый в свои думы: Сергей Васильевич думал, что надо бы в будущем сходить к Алеше на могилку, навестить его в его вечном теперь одиночестве, цветочков полевых принести, а Иван Дмитрич думал о пчелах, пора было уже первый взяток брать, да мед гнать.
КОММУНАЛКА АВРОРА И ЕЕ ОБИТАТЕЛИ
...Странная сила есть у прошедшего времени, коей нет и грана ни у настоящего, ни у будущего.
Прошедшее состоялось, прошедшее не подведет, прошедшее - вечно...
Будущее несбыточно, эфемерно, будущего нет и, быть может, никогда и не будет.
А настоящее? Где оно, настоящее - летит и пролетает мимо, всегда почти неуловимо - и вот уж нет его...
...А их Аврора, дом, в котором прошла их единственная и по своему уникальная жизнь, стоит, стоит несокрушимо: будто в океане человеческой жизни, океане человеческих судеб стоит гранитная скала, о которую временами бьют тяжелые волны людских невидимых страданий и трагедий, а потом вдруг набегает легкий бриз временного облегчения и счастья, и всё забывается, и впереди снова сверкает и манит маяк призрачной надежды.
РЫБАЛКА ПЕРЕД ГРОЗОЙ
...И упали первые крупные капли, разбивая толстую пыль на проселке.
Ослепительно яркий белый свет выхватил вдруг из темноты колодезный журавль и огромный старый дуб.
Блеснули окошками в такт избы, хлестнул косой шлейф дождя - и раскатился вослед титанический раскат грома.
Не разбирая в темноте дороги, я мчусь, рассекая лбом струи, повизгивая от страха и восторга.
И вбежав на крыльцо, смотрю счастливыми глазами во тьму на стену падающей воды, на громадные слепящие зигзаги, втыкающиеся где-то недалеко прямо в землю, и приседаю от жуткого треска, рвущего воздух прямо над головой.
ЛУННАЯ РАДУГА
...Наконец стихия утомилась, выплеснув в ночной мир всю накопившуюся за длинный знойный день злую свою энергию и, удовлетворенная прекрасным фейерверком, тихо уплыла за дальний горизонт, сначала попыхивая зарницами, а затем и вовсе исчезнув навсегда.
Остался лишь промытый дождем и насыщенный озоном чистейший воздух - и тишина...
И тут появилась она, томная красавица летней жаркой ночи, и наполнила своим очарованием весь подлунный благостный мир.
Долго еще стояла она в глубоком мраке опустевших небес, загадочно серебрясь в таинственном, призрачном сиянии яркой луны…
И полуночный селянин, вышедший из дому за малой нуждой, впивался очами в небо, пораженный столь редкостным видением; и не раз потом вспоминал о нем и рассказывал благодарным слушателям.
АПОФЕОЗ ГРИБОВ
... О, любимец наш, о прекрасный белый-боровик, богатырь земли русской и начальник леса. Ты у нас главный - царь грибов. Тебе кланяемся мы до самой земли с охотой, и на колени становимся. О великий и несравненный! Мы - русские грибники тебя воспеваем и славословим. Многая лета тебе в наших краях, не покидай нас, твою паству никогда…
О ЧЕМ ШУМИТ СОСНОВЫЙ БОР
...Но курганы древние силой неведомой манят-тянут к себе.
Мощь сокрыта в них колдовская.
Лежат под курганами богатыри русские и сила их нерастраченная так и ушла в песок.
И теперь подпирает она стройные стволы могучих сосен и течет в них живицей и сочится из лопнувшей коры и стекает снова к земле.
Эта живица – будто жизнь и кровь павших в бою.
...Но не вздумайте вы прийти сюда ночью один.
Давно известно и любой старик из окрестных деревень это подтвердит, что ночью здесь бродят Они.
Духи Их белыми тенями поднимаются из древних курганов и бестелесные, полупрозрачные струятся меж толстых сосен и - ругаются друг с другом и спорят, кто отличился в той великой битве тысячу лет назад, и кто помешал им победить и выжить.
И не дай бог вам оказаться там в глухое время и потревожить их.
Мигом обратят они весь свой тысячелетний нерастраченный гнев и ярость, оставшиеся после боя, и злость и обиду за потерянную молодую жизнь – и не вернуться вам оттуда никогда.
Запугают, заморочат, запутают, затянут вниз в болото под холмом, и там, в больших черных бездонных ямах уже никогда не смогут найти вас живые люди.
И скажут потом только – пропал здесь человек, утянули ОНИ его в болото…
РАННЯЯ ВЕСНА
...Всю зиму плотные серые облака как большие губки оттирали небо и отмыли его так, что поутру или после заката воссияет вдруг такая нежная прозрачная голубизна, что кажется, будто из нее ангелы небесные на тебя глядят.
АПРЕЛЬСКИЕ ЛЯГУШКИ
...Первыми не выдерживают маленькие.
Раздается робкое тихое тявканье, будто в далекой деревне лает небольшая собачка.
К этой прибавляется другая. Потом еще и еще.
И вот уж, кажется, лают собачки во всех окрестных деревнях.
Тут раздается первый голос большой лягушки.
Это не громкое кваканье-перекличка, которое можно слышать все лето тихими туманными вечерами после заката.
Здесь нечто среднее между покрякиванием заботливой утки, пробирающейся с выводком утят сквозь осоку, и бормотанием тетерева на току на утренней заре.
Сразу за первой еще две или три, и еще, и еще, и вот уже десятка два вступают разом.
И через минуту весь прудок звучит нежными весенними голосами.
И этот волнующий общий шум, и отдельные страстные голоса разливаются по округе и будят не проснувшихся еще сородичей.
А в небе, вослед ясным оранжевым лучам уходящего за темные верхушки елей молодого весеннего солнца, наливается глубокая прозрачная синь.
Из самых глубин ее выплывают крохотные звездочки и начинают разгораться, как светлячки в темнеющей роще.
Надвигающаяся темнота лишь усиливает страстный хор любви в ледяной воде прудочка.
Счастливые лягушки, задирая головки повыше, всматриваются в бархатную черноту неба, покрытую блистающими гранеными кристалликами звезд.
ВЕЧЕРНИЕ ФИАЛКИ
...Над болотцем висят, плавно колыхаясь, белые клочья тумана, пропитанные запахом фиалок.
Тоненькие, ажурные и белые, они почти незаметны и кажутся порождением самого тумана.
Они движутся в его изменчивых текучих струях, будто пытаются вырваться из густого мохового ковра.
Хрупкие, податливые стебельки их ломаются от легкого сжатия пальцев.
Белых много, а сиреневых почти нет.
Белые и пахнут сильнее, но хочется, чтобы в букетике было и несколько сиреневых, для красоты.
А вот и сиреневая, еще одна. Как они хороши, как трепетны, как нежны!
ЗИМА НА РУССКОЙ ПЕЧИ
В Рождестве у нас школы, сколь помню, не бывало: мала была деревушка после войны. Еще бы, на дороге стояла, откуда беда шла.
Вот часовенка темного, старинного кирпича во славу Рождества Христова была, любили вспоминать уцелевшие старушки.
На высоком пригорочке песчаном, голубым куполочком своим тянулась к небесам, загляденье-украшенье всей округе нашей.
Но прилетел и в ту часовенку слепой снаряд...
...Добрался до дома голодный, иззябший, – и в кухню сразу, к теплу родному.
Тут печь русская, широкая, с запечьями, уступами и выступами, барыня-государыня, в пол-кухни растопырилась, вся в жару стоит; в горниле, в огненных углях - большой чугун томится; за ним во тьме чугунки поменьше схоронились.
Присел на дровишки, прижался к ней, родной, спиной, согреться-обогреться поскорее.
Рядом на кирпичной приступочке, жестяной трубой в дымоход уткнувшись, шипит-урчит самовар-пузан; в тусклой горячей меди его отсвечивает лампадка из Красного угла.
НОВОГОДНЯЯ СКАЗКА О БЕЛЬЧОНКЕ И ЗАЙЧОНКЕ
...Снегурочка своим серебристым голоском спела песенку про прекрасный северный край, где снег, чистый и белый как сахар, искрится и переливается алмазной пылью при малейшем дуновении ветерка.
Где с неба летят очаровательные узорные снежинки, большие как перышки лебедя.
Где белые медведи собирают коллекции снежинок, и где раз в году на самом Северном полюсе проходит Всемирная выставка снежинок.
Где сугробы выше Кремлевских башен, и как с этих сугробов любят кататься пингвины и моржи и плюхаться прямо в Ледовитый океан.
Где вместо шумных фейерверков во всю ширину неба сияет восхитительное Северное сияние…
Произведений: 55
Получено рецензий: 418
Написано рецензий: 184
Читателей: 73815
Произведения
- Великий день - новеллы, 15.03.2024 15:16
- СССР - это новая религия - публицистика, 24.04.2023 22:20