Дикие гуси Рюрик, Синеус и Трувор

Рис. 1-3. Славяне и их соседи (фиолетовым цветом -- ареалы культур балтов, включая галиндов (голядь); 1 - III-IV в.в.; 2 - V-VI в.в.; 3 - VII-VIII  в.в.).


М.А.Рушева
«ДИКИЕ ГУСИ»: РЮРИК, СИНЕУС И ТРУВОР


Аннотация: в данном тексте приводятся некоторые соображения по вопросу этнической принадлежности Рюрика, Синеуса и Трувора, устанавливается этимология слова «варяг» и отрицается гипотеза Г.З. Байера, согласно которой «Синеус» -- это искаженное шведское sine hus «свой род», а «Трувор» -- швед. thru varing «верная дружина»: русские летописи все же рассказывают о трех братьях-варягах. Текст рассчитан на историков и широкий круг читателей, интересующихся историей средних веков.


Три брата-варяга


Из русских летописей известно, что в 862 г. на земли чуди, словен и кривичей, чтобы владеть и судить, прибыли три брата Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик умер в 879 г., уже после первого похода руссов-киевлян на Царьград. От него пошла династия Рюриковичей, правившая до начала XVII в. Этническая идентификация братьев-варягов с давних пор является предметом дискуссии. Одним из первых в этом плане является упоминание о варягах в византийских хрониках Скилицы (XI в.) и компиляциях Георгия Кедрина (XI в. – начало XII в.), где пишется о кельтском происхождении наемников, служивших у греков во время болгаро-русско-византийского конфликта. Согласно норманнской теории, которую предложили в XVIIIв. на летописном материале немецкие ученые Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер, служившие в России, Киевскую Русь основали варяги-скандинавы (викинги). В противовес этому М.В.Ломоносов считал, что, варяги и Рюрик со своим родом были колена славенского и жили на юго-восточных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною.


Ряд русских летописей, начиная с Лаврентьевской, имели записи о «призвании варягов». Запись в Лаврентьевской летописи: «В лето 6370 [862]. И изгнаша Варягы за море, и не даша имъ дани, и почата сами в собе володети; и не бе в нихъ правды, и въста родъ на родъ, и быша усобице в них, и воевати сами на ся почаша. И ркоша: "поищемъ сами в собе князя, иже бы володел нами и рядил по ряду, по праву". Идоша за море к Варягомъ к Руси, -- сице бо звахуть ты Варягы Русь, яко се друзии зовутся Свее, друзии же Урмани, Аньгляне, инии Готе, -- тако и си. Ркоша Русь Чюдь, Словене, Кривичи и Всь: "земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нетъ; да пойдете княжить и володеть нами". И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по собе всю Русь, и придоша к Словеном первее и срубиша городъ Ладогу, и седе старейший в Ладозе Рюрик, а другий Синеус на Белеозере, а третей Трувор в Изборьсце. И от тех Варяг прозвася Руская земля».


Запись в Никоновской летописи: «Пойдоша из Немецъ три брата со всъмъ родомъ смоимъ: Рюрикъ, Синеусъ, Триворъ. И бысть Рюрикъ старъйшина в Новъгороде, а Синеусъ старъйшина бысть на Белъозере, а Триворъ во Изборце».


Рюрик


В свете сегодняшнего дня представляется наиболее убедительной версия об идентификации Рюрика Новгород-Ладожского, князя ободритов Рёрика (Рарок) и Рёрика (Рорик, Рюрик) Ютландского, чьи имена повторяют название древней столицы ободритов г. Рерик (Рарог?) на побережье Балтийского моря в землях Мекленбурга -- Передней Померании:


1) предводитель рарогов (бодричей, ободритов) Рёрик  или Рарок, чье имя упоминается в  списке ободритских князей (845г.) после смерти Гостомыслава или Годемысла, правившего в 830г.-844 г. В Никоновской летописи под годом 6367 (859) г. содержится запись о смерти Гостомысла, новгородского старейшины, но эта запись примерно отвечает дате смерти Добемысла, брата Годемысла. Эта смерть явилась, по сути, кончиной первой великогерцогской династии князей-бодричей (имеются сведения о крещении в 821 г. одного из князей династии – Славомира, двоюродного деда Гостомысла). Смена её династией Биллунгов в 861 г. означало, по-видимому, для Новгорода определенные изменения в политическом курсе. Рароги (ободриты, бодричи) говорили на полабском славянском языке, просуществовавшем до XVIII в. Бодричский союз в VII—XII в.в. представлял собой объединение славян (бодричей, вагров, полабов, глинян, смолян, варнов, древан и других), проживавших от р. Одера до р. Лабы.
2) Рёрик Ютландский, чьи родственные связи точно не установлены (упоминаются Харальд, Годфред и род датских конунгов Скьольдунгов), но известно, что в 857 г. – 862 г. Рёрик совершил третий датский поход против куршей и свеев, которых разбил в морском сражении и принудил их и славян платить дань. По-видимому, в числе славянских городов, вошедших в данники был и Новгород. Первая попытка отождествить Рёрика Ютландского с Рюриком высказана Х.Холлманом в 1816 г. Рёрик состоял на службе у Каролингов и упоминается во франкских хрониках в 841 г. – 845 г. как правитель Дорестада и ряда фризских земель В Ксантенских анналaх он упоминается (в 845г. и 850г.) как Рорик (Rorik), норманн, король язычников и брат Харальда, и в 873г. как Рюрик (Ruorich), "желчь христианства":

 
"845. В округе Вормсфельд дважды произошло землетрясение: первый раз в ночь на вербное Воскресение, второй раз в святую ночь воскрешения Христова. В том же году во многих местах язычники наступали на христиан, но из них было сражено фризами более 12 тысяч. Другая часть их устремились в Галлию, и там погибло из них более 600 человек. Однако Карл, по причине своей [военной] праздности, отдал им многие тысячи фунтов золота и серебра, чтобы они ушли из Галлии; что они и сделали. Несмотря на это, были разрушены очень многие святые монастыри, и они увели в плен многих христиан. В то время, когда это произошло, король Людовик, собрав большое войско, отправился в поход против вендов. Когда язычники узнали об этом, они, со своей стороны, отправили в Саксонию послов, и преподнесли ему дары и передали ему заложников и просили о мире. И тот предоставил мир и вернулся в Саксонию. После же этого на разбойников нашла чудовищная смерть, при этом также и вожак нечестивцев, по имени Регинхери, который грабил христиан и святые места, умер, пораженный Господом. Тогда, посоветовавшись, они бросили жребии, которыми их боги должны были указать им средство к спасению, но жребии упали без пользы. Когда же некий пленный христианин посоветовал им бросить жребий перед христианским богом, они это сделали и их жребий упал удачно. Тогда их король по имени Рорик вместе со всем народом язычников в течение 40 дней воздерживался от мяса и медового напитка, и смерть отступила, и они отпустили в родные края всех пленных христиан, которых имели...
850. 1 января, то есть на восьмой день после Рождества, ближе к вечеру был слышен сильный гром и видна огромная молния, и наводнение поразило человеческий род в эту зиму. И в последовавшее [за этим] лето земля была выжжена чудовищным солнечным зноем. Лев, папа апостольской кафедры, избранный муж, возвел укрепления вокруг церкви святого апостола Петра. Мавры же повсюду в Италии опустошили приморские города. Норманн Рорик, брат упоминавшегося уже юного Гериольда, который бежал прежде, посрамленный Лотарем, снова взял Дуурстеде и коварно причинил христианам множество бедствий. В том же году между двумя братьями, императором Лотарем и королем Людовиком, царил такой мир, что они вместе в Айслинге с небольшой свитой очень много дней посвятили охоте, так что многие удивлялись этому; и расстались они друг с другом в мире...
873. Людовик, восточный король созвал во Франкфурте собрание епископов и лайенов. И туда против него пришли два сына, полные неправедных мыслей, [первый] одного с ним имени, [а второй] Карл. Они желали установить тиранию, считая возможным пренебречь своими присягами, и хотели отнять у отца королевство и заключить его под стражу. Но Господь, праведный и терпеливый судья, явил там публично перед всеми великое чудо: злой дух на глазах у всех вошел в Карла и жестоко терзал его противоречивыми возгласами. Но в тот же день он был изгнан молитвами и заклинаниями различных священников. При виде этого ужаса старший брат бросился к ногам отца, сознался в совершенном преступлении и умолял о прощении. Благочестивый же отец, смягчившись, мудро уладил все это. В ту же зиму неожиданно возникло наводнение вследствие таяния снегов; особенно сильным оно было на берегах Рейна. Из-за прибытия вод погибло множество людей вместе с постройками и бесчисленными плодами [земными]. Летом того же года упомянутый король снова имел в аахенском дворце заседание всеобщего синода и совета приближенных. И когда там все справедливо было приведено в порядок, к королю пришел некий слепой клирик, сын его брата Карла, короля Галлии, которого отец сам ослепил и после этого ве-лел находиться в монастыре, обещая делать ему еще хуже. Он просил защиты. Равным образом пришел к нему Рюрик, желчь христианства, притом на [его] корабль были доставлены многочисленные заложники, и он стал подданным короля и поклялся верно служить ему. И немного времени спустя Рудольф, племянник упомянутого выше тирана, который жестоко опустошил побережье по ту сторону моря и королевство франков со всех сторон, и Галлию, и почти всю Фрисландию, в том же месте, в Остерго, тем же народом вместе с 500 мужами был убит и окончил, хотя он был крещен, свою собачью жизнь заслуженной смертью. После этого в середине августа поднялся старый бич египтян, то есть бесчисленный рой саранчи, подобный вылетевшим из улья пчелам, направлявшийся с востока через наши земли. Летя по воздуху, они издавали тонкий звук, словно маленькие птички. И когда они поднимались, небо едва можно было видеть, как через сито. В очень многих местах реликвиями и крестами им противостояли пастыри церкви и все духовенство, призывая божье сострадание, чтобы он отвел от них этот рой. Тем не менее они навредили пусть и не всюду, но местами. Также с 1 ноября до шестидесятницы снег покрыл всю поверхность земли и различными роями Господь постоянно бил свой народ и посетил жезлом беззаконие их и ударами злодеяния их…".


Братство Рюрика с Трувором и Синеусом представляется отнюдь не буквальным. Вполне вероятно, что речь идет о военных союзах Рюрика, представителя первой княжеской династии ободритов и завоевателя множества земель, с кельтскими племенами треверов и сегнов. Это не исключает, впрочем, определенной степени родства Рёрика (Рюрика) с предводителями племен треверов и сегнов, поскольку брачные связи первой династии князей-бодричей носили весьма разнообразный характер. Рёрик вполне мог быть родственником и датских Скьольдунгов, и князей ободритов, и прочих. Это обстоятельство, естественно, затрудняет однозначное определение национальной принадлежности варяжских князей, как и других европейских правителей.


Синеус


В отличие от Рюрика и Трувора, призванных славянами, Синеус пришел владеть финно-угорским племенем чудью. По истечению двух лет после пришествия братьев-варягов Синеус и Трувор умерли, их земли оказались под властью Рюрика. В «Этимологическом словаре русского языка» Макса Фасмера (СПб, 1996) указывается, что: «Синеус (м.) -- имя собств., др.-русск. Синеусъ (Пов. врем. лет под 862 г.). Объясняют из др.-сканд. Signiutr, Signjotr, буквально "наслаждающийся победой" (Томсен, Urspr. 74). Могло сблизиться с "синий" и "усъ".

Представляется логичным предположить, что Синеус происходил из сегнов. Сегны или сеньи  (Segni, Segny)  -- кельтское (галльское) племя в Бельгийской Галлии, проживавшее между эбуронами и треверами и находившееся под покровительством треверов (существует мнение, что этноним галлы произошел от греческого названия местности Галатия или Галлия в Малой Азии, где в IV—III веке до н. э. обосновались племена кельтов, отличавшиеся от прочих  «молочной» белизной кожи (греч. gala «молоко»). В "Записках о галльской войне" Гая Юлия Цезаря сегны названы германцами. Следует отметить, что кельты одними из первых в Европе начали носить штаны и сбривать бороды, но носили очень длинные усы.


Этноним балты -- неологизм недавнего происхождения, предложенный в XIX веке германскими учеными вместо термина летто-литовцы, и связанный с названием Балтийского моря. В настоящем времени термин балты употребляется в качестве объединительного для  народов индо-европейского происхождения, проживавших на южном берегу Балтики и к востоку, включая Северное Приднепровье и Южное Приокье (культуры западно-балтских курганов, штриховой керамики, днепрово-двинская, мощинская и москворецких городищ). В состав балтов фактически включены и племена кельтского происхождения (голядь или восточные галинды).


В кельтской мифологии гуси символизировали войну и покровительство, божества войны изображались в окружении этих птиц, гусей опускали в могилы павших воинов (Кельтская мифология. Энциклопедия (пер. с англ. С. Головой и А. Голова). М.: Эксмо, 2002). Если не принимать во внимание версию с «усом, усами», то можно притянуть понятие «варегуй», сохраненное в сибирских языках и означающее по В. Далю (1998) «гусь, Anser leucopsis» (этот северный белощекий гусь, судя по описаниям, обитает "в арктической тундре и и на островах, омываемых Гольфстримом, а зимует в Европе (Нидерланды, Германия, Бельгия и Франция), пролетая «беломорско-балтийской трассой» мыс Канин, Эстонию, Датские острова и Ютландию"). Гусь отличается «белыми щеками» и двуцветным окрасом: иссиня-черным сверху  и белым снизу. Не исключено, что имя Синеуса могло звучать как Синегус, подобно имени Фергуса, легендарного кельтского барда III в. Представляется, от слова варегуй произошло понятие «варяг». «Дикие гуси» -- жаргонное название ирландских солдат-наёмников.


Трувор (Тривор)


Augusta Treverorum или «Северный Рим» -- старые названия города Трира, расположенного ныне  на крайнем Западе Германии. Trevеrorum -- родительный падеж от лат. treveri (treviri) «треворы». Это название одного из племен, входившего в группу белгов и существовавшего между Рейном и Маасом по обоим берегам р. Мозель. Треверы (тревиры) говорили по-кельтски, славились своей конницей и жили по соседству с нервиями, медиоматриками, ремами, причем некоторые из племен (сегны, кондрусы, эбуроны) находились под их покровительством. Известно, что треверы добровольно подчинились Юлию Цезарю, но восставали в 54 г. до н.э. и  в 21 г. н.э., и были усмирены.


В "Записках о галльской войне" Гая Юлия Цезаря треверы названы германцами. Есть мнение, что название «Treveri»  является видоизмененным «Тrieres» (вероятно, через «Тriegers, Trihers»). Триры (треры) -- имя племени, которое считалось фракийским. По свидетельствам греческого историка понтийца Страбона (64 г. до н.э. -- 24 г. до н.э.) племя участвовало в последних набегах киммерийцев в Малой Азии). Город Трир заложен в 16 г. н.э. императором Августом, племянником Цезаря (63 г. до н.э. -- 14 г. н.э.) на месте поселения треверов, сушествовавшего более двух тысячелетий и разгромленного Цезарем в 58 г. до н.э. Новый город на месте этого поселения был назван Augusta Treverorum, позже -- «Северным Римом» (в Швейцарии на Рейне существовал город Августа Раурика, бывшее поселение галльского племени рауриков, где также как и в Трире сохранились римские постройки). Трир достиг расцвета во II веке при императоре Диоклитиане (284-305г. н.э.), пережил нашествия аллеманов, а завоевание Трира франками около 480 г. н.э. совпало с фактическим падением Западной Римской Империи и назначением германца Одоакра, предводителя племен герулов, ругов и скиров, патрицием и правителем Италии. Трир являлся со времен императора Константина христианской цитаделью, с 314 г. по 715 г. был известен именами епископов-святителей.


Следы пребывания кельтского племени треверов на землях северных кривичей в Изборске остались в топонимике: имя Трувора носит старое городище, заложенное в VII в. Существует предание, что в старых могилах у Труворова городища лежат пришедшие с Трувором воины. Идол, найденный в болотах у деревни Богово Пушкиногорского района и пропавший во время немецкой оккупации во времена WWII, имеет, по данным сотрудников Псковского музея-заповедника, кельтское происхождение и датируется III в. - IV в., но эти исследования носят, как указано, предварительный характер.


Рецензии
С большим интересом ознакомился с Вашей статьей. Остроумно. Но мне кажется,что в Вашей гипотезе отдельный факт вырывается из комплекса летописных свидетельств и рассматривается как бы сам по себе. Главное для летописца - объяснить происхождение этнонима "русь". Именно здесь исходная точка его исторического экскурса. И он совершенно ясно и недвусмысленно говорит о варяжском "народе" русь. Рюрик и те, кто назван его братьями, были правителями этого народа. То есть во главе угла стоит "народ", а братья к нему прилагаются. Все попытки расставить акценты наоборот, т.е. сначала найти "братьев", а потом приложить к ним какой-то "народ" могут быть сколь угодно изощренными, но они в общем малоценны, если не объясняют происхождение этнонима "русь".

Константин Рыжов   19.04.2020 05:51     Заявить о нарушении
Любая рецензия, как правило, так или иначе, но должна отражать соответствие названия текста его содержанию. Если название не соответствует тексту, то на это указывается в рецензии. Названием отрецензированного Вами текста являлось: «Дикие гуси Рюрик, Синеус и Трувор», то есть: автором в данном тексте во главу поставлена тема «три брата-варяга», а не происхождение слова «русь». Текст в данном случае соответствует содержанию.
Вопрос в другом: соответствует ли рецензия рецензируемому тексту, если происхождение слова «русь» не ставилось темой для данного краткого текста, поскольку это другая тема, но в рецензии педалируется то, чего нет ни в названии рецензируемого текста, ни в его содержании.
Сведения о «трёх братьях» черпаются из летописных свидетельств (откуда же ещё?), неоднократно упоминаемых в данном тексте, но оставшихся как-то незамеченными в Вашей рецензии…
И ещё одно… Цитирую указание из Вашей рецензии: «Главное для летописца - объяснить происхождение этнонима «русь». Летописцы, мир их праху, определяли главное, исходя из разумений своих времён и обстоятельств.

Мара Рушева   19.04.2020 09:26   Заявить о нарушении
Все правильно. Я с интересом прочитал Ваш текст и оценил его как остроумный. Собственно, на этом рецензия закончилась. А дальше я высказываю свою мысль, что любая попытка решить проблему "трех братьев" вне контекста проблемы "руси" является малоценной. Это мое убеждение. Вот и все. Удачи!

Константин Рыжов   19.04.2020 09:43   Заявить о нарушении
Мистейк (описка)в моём замечании:"Текст в данном случае соответствует содержанию", - следует читать: "Текст в данном случае соответствует своему названию".

Мара Рушева   19.04.2020 09:52   Заявить о нарушении
Вы высказываете ДАЛЕЕ мысль, что «любая попытка решить проблему "трех братьев" вне контекста проблемы "руси" является малоценной», и это Ваше убеждение.

Да, темы «трёх братьев-варягов» и названия «русь» связаны, никто не спорит.
Но Ваша мысль не учла, что вопрос происхождения названия «русь» был мной также рассмотрен и был представлен читателям (и даже с Вашей рецензией), так что последнее замечание не является валидным.

Мара Рушева   19.04.2020 10:13   Заявить о нарушении