Партия 2017 г. Рубежи истории. 5. Гегель
История оставила нам совсем не много конструктивных идей философского плана. Если , к примеру, архитектура оставила в истории свой след своими стилями и построенными объектами, которые прекрасно сосуществуют и дополняют друг друга, то философия - рядом теорий, которые, как и их авторы самоопределялись в истории на отрицании.
Создается впечатление, что философия — один из самых больших и наиболее разнообразных разделов знания. Хотя он и представлен множеством книг, разных трактатов, учебников и целым рядом авторов, но присмотревшись понимаешь, какая редкость философ в мире. Как они вообще состоялись, откуда идеи и силы на работу? То в гонениях, то в унижениях, смотришь - ну, никакой возможности ни в принципе, ни в конкретности жизни, но факт, они были и слава Богу, есть им место в истории, есть над чем задуматься.
Ничто не возникает из ничего. А что у них? Какая сила двигала? Да, другого не было, гонения, притеснения, преследования - они и оказались причиной движения. История всё-таки отблагодарила их за работу и миссию, сохранив имена основных исследователей, описание их мировоззренческих школ. А как иначе, от них, работ и возникает первооснова представления человека о мире, отношениях в нём, включая представление политического поля.
Философия легла в основу появления многих общественных наук, формирует и состав, определяющий современную политику. Но личная перспектива конструкторов, изобретателей, практиков от неё по-прежнему тяжела. Специфика их работы в отторжении существующего знания и практик. Не будь этого отторжения через отрицание, так и пользы от них бы и не было.
Отрицание это правило - приходит новой формой, заявленным законом и отношением, организационными действиями и устройством, мобилизацией новых общественных, экономических и политических устройств. Отсюда и появляется глобальная политическая перспектива для человечества.
Если в ранние этапы такие знание помогали развивать деятельность людей, то на современном этапе появились принципиально новые задачи, среди которых и комплексная проблема общественного устройства, сохранение жизни и человечества, смены парадигмы политического устройства. И кому-то когда-то, а желательно раньше придётся их решить, человечеству придётся взять на вооружение совсем другие практики, почти неизвестные, но, уверен, уже существующие. Время взять и сохранить жизнь.
Настроение тягостное, надо продолжать.
Работаем с Гегелем. Говорил, все исследования, выборки фрагментарны, как и сам ныне осуществляемый выход на него - закономерность случая. Хотелось во всём разобраться, по своим полочкам разложить. Скорее, вот сегодня мне это делать нецелесообразно, иду по узкому коридору категорий и того, что близко к ним, пересекается. Разговоры, а к работе ... .
Продолжаю проектную линию данной работы. Понимаю, не знаю ещё сущности данного вопроса, но известна своя сущность, а как не хочется переделывать. Иду по коридору, на дверях названия кабинетов, как целых разделов, не захожу - названия у многих переписываю. Ходить по коридору после - не пожелал бы никому, по крайней мере сразу. Понимаю, что на надлежащую работу нет времени и сил. Ради чего, сначала надо найти результат. С разных сторон подходил, но всё получается, как через окно в науку, не могу войти со своей системностью, а с Гегелем надо её соединить.
Вспомнилась защита институте своего знания работ классиков марксизма-ленинизма в рамках курса научного коммунизма. Учились заочно, кто-то может и по другому, мы на сессии. Без защиты нет экзамена. Ну и конспекты, тоже надо было за это время написать. С написанием кое-что придумали - проблема больше механическая, переписали, а в голове - ноль. Вопрос подготовки к сдаче - на двоих обсудили. Вывод простой: не запомнить, не рассказать, можно не потеть. Защищать придётся, без вариантов.
Знаете определённый закон про голь Вот, тоже решили воспользоваться. Выбрали основные мысли и уложили их в два предложения по каждой их двадцати пяти работ, осталось выучить, оказалось, самое лёгкое, что и сделали. Против названия работы предложения отскакивали от нас и по первому слову, воспроизведение было безошибочное.
А теперь представьте, сколько времени нам требовалось на подготовку после получения вопросов на защите. Да, это время на чтение первого слова в вопросе. Остальное имитация подготовки, раздумий. Был казус небольшой, не стали мучать нашего преподавателя - отвечать стали через две - три минуты. Приятель мой всё-таки сбился на другую работу и успел даже высказать половину, но был прерван. Ситуация была критическая, мне пришлось внести корректировку одним словом. В итоге, приятелю было сказано, что ни к месту сбиваться, если вопрос знает. Далее меня заслушал, за подсказку - с дополнительным вопросом по другой работе. Понимаете, хоть по всем. Как-то быстро процедура закончилась, столько невысказанного осталось. Поэтому и продолжаю.
Надо как-то к делу Гегеля поближе.
Прежде на глаза попало интересное заключение:
" процесс, по Фихте, совершается в Я, а, по Шеллингу, в Абсолюте и проходит три ступени: несознательного положения (тезис), сознательного противопоставления (антитезис) и сознательного сочетания полагающего и положенного (синтез)".(философия Гегеля - кратко)
Так и дальше идём.
"процесс развития - движение от одной ступени развития к другой – от бытия в себе чрез бытие вне себя к бытию в себе и для себя (идея, природа, дух)".
"... саморазвития совершается, в чистом или абсолютном разуме (идее), вследствие чего разум (мышление) оказывается единственным и действительно сущим, а все действительное необходимо разумным.
Разум в этой системе есть, следовательно, единственная субстанция, но не реальная, а чисто идеальная и логическая . Превратить эту субстанцию в субъект, т. е. первоначальный бессознательный разум в самостоятельный, в дух и даже в абсолютный Дух, так как субстанция есть абсолютный разум, составляет задачу мирового процесса. Выход субстанции из её первоначального вида существования, как логической идеи, в инобытие, как природы, и заключительное понимание себя самой, как единого и истинно действительного, понимание, что такое абсолютная идея, какова она есть в развитом своем существе, составляет ступени мирового процесса"
Пусть, разум принимаем за субстанцию? В этом варианте, никаких возражений - идеальная и логическая. Но разум может быть свойством - частью субстанции живого (человека), а в силу того, что он неотделим,тогда, реально и логически, подтверждается как часть субстанции. Рассмотрев природу разума, абсолютный разум может включить в состав всеобщей субстанции нашего мира, понимая, что она в глобальной сущности, и мы только можем условно допустить о она замкнута на свою субстанцию.
Далее по источнику:
"Отсюда возникают три части системы Гегеля:
1) логика, изображающая разум или идею в её бытии в себе (An-sich-sein).
2) философия природы, изображающая ту же идею в её инобытии (Anderssein)
3) философия духа, изображающая идею в её бытии в себе и для себя (An-und-f;r-sich-sein).
Абсолют или логическая идея существует сначала, как система домировых понятий; затем он спускается в бессознательную сферу природы, пробуждается к самосознанию в человеке, выражает свое содержание в общественных установлениях, чтобы в искусстве, религии и философии возвратиться к самому себе, достигнув более высокой и развитой законченности, чем какою он владел".
Переопределим: 1.Абсолют- логика как приём, 2. философия - свойство
Нет, логика не может изобразить разум, приём не может отобразить свойство.
Внимательней, Логику можно отнести лишь к приёмам разума (свойства) - мысленному действию, отношению, формированию субстанциональной позиции в проявлении сущности. К чему в итоге приходит и Гегель
От источника:
" ... Так как разум есть единственно существующее, так как тот же разум становится и природой и потом самоосознающим духом, то логика в философской системе Гегеля совпадает с онтологией или метафизикой, она есть не только наука о мышлении, но и о бытии. «Что разумно, то действительно и что действительно, то разумно». Метод, которым Гегель развивает содержание логики, т. е. абсолютной идеи, называется диалектическим).
Несомненно, несколько, с другой стороны, подходя:философия и логика как наука представляют совокупность приёмов и методов в определении позиции и формировании отношения.
До категорий не дошёл, видимо прежде придётся внимательней посмотреть на диалектику.
"Абсолютная идея, осуществляющаяся в мире, не есть неподвижная, покоящаяся субстанция, а есть начало вечно живое и развивающееся. Абсолютное есть диалектический процесс, все действительное – изображение этого процесса"
Согласитесь, разум, сознание выступают как свойство, мышление - уже процесс, который формирует сущность. В свое определение укладывает все её составляющие.
Если взять абсолютное от рождение и смерти, получим "жизнь". Интересное абсолютное. Конечно, действительное жизни - процесс.
Проходим.
Источник: "... Побудительной силой в развитии мышления, согласно философии Гегеля, служит противоречие, без него не было бы никакого движения, никакой жизни".
В одном случае: если противоречие генерирует энергию, силу - источник преобразования. Получается, что противоречие для мышления есть побудительный мотив и движущая сила.
"Каждое отдельное понятие односторонне, представляет лишь частицу истины. Оно нуждается в дополнении своей противоположностью, после соединения с которой, образует высшее понятие, более приближающееся к истине".
Понятие - некоторая образность, полученная на основе мышления. - участвует в формировании сущности. Является ли понятие истиной или нет - вопрос практики, поиска, выявления коренных интересов субстанциональных интересов.
"По философии Гегеля, Абсолютное в своем вечном созидании проходит чрез все противоположности, попеременно создавая и снимая их и приобретая таким путем при каждом новом движении вперед более ясное сознание своей настоящей сущности".
Только не проходит, а используется в целях формирования отношения и представления сущности.
"Только благодаря такой диалектике понятий, философия вполне соответствует живой действительности, которую должна понять. Итак, положение, противоположение и их объединение (тезис – антитезис – синтез) составляют в системе Гегеля сущность, душу диалектического метода. Самый широкий пример этой триады – идея, природа, дух – дает метод для деления философской системы Гегеля на три главные составные части. И каждая из них, в свою очередь, строится внутри себя на том же основании».
Сущность Гегеля в такой интерпретации теряет содержание, если абстрагироваться от проектного подхода. Полагаю, что Гегель в данном случае говорит об отношениях субстанции.
Источник:
"логика Гегеля подразделяется на учение о бытии, сущности и понятии, причем в первой части исследуются понятия качества, количества и меры, во второй – сущности, явления и действительности, в третьей – субъективности (понятие, суждение, умозаключение), объективности (механизм, химизм, телеология) и идеи (жизнь, познание и абсолютная идея).
От источника:
"Философия природы Гегеля изображает идею в её инобытии; идея становится материальной природой, чтобы затем развиться в истинный сознательный дух, проходя три ступени: механических явлений, химических и органических"
У философии не решен вопрос времени, его природы, движущей силы. На сегодня, время - соразмерность преобразования. Не видна природа изменения, сила, приводящая мир в движение. Не объяснено возникновение разума. Понятно, он стал обязательным свойством живой природы, представленной автономностью видов и существ. Вместе имеем и распределённый разум, его носители попадают не только в личные и видовые противоречия, но и настоящие войны с уничтожением видов. И вопрос к хорошему или плохому. Можно предположить у мировой сущности нет другого решения нежели множественность представления и автономность родов видов.
От источника:
"Философия духа разделяется на учение о субъективном духе, объективном и абсолютном. На определённой ступени развития природы появляется разумный человеческий индивид".
Может, дух - это способность мышления и сила воли. (соб.) А что ещё. Или так : разум в реальности. В субъективном состоянии -потенция, в объективном - определение, в абсолютном - жизнь.
понимает, что его индивидуальная свобода ограничена свободой ему подобных.
От источника:
"... коллективная жизни людей - ступень объективного духа. В обществе человеческие влечения перестают быть слепыми инстинктами и превращаются в сознательные побуждения"
Эти сознательные побуждения представляют коренные интересы населения. В общем они в конечном итоге и формируют объективный дух, к нему обращается каждый индивид, как конкретно, так и образно. Этот объективный дух и формирует общественное сознание как регулятор поведения и образную основу правопорядка и общественного порядка, глубинные основы которых находятся в институтах права как общественных собраниях.
"Свобода всех, признанная и принятая индивидом ради собственной свободы, обретает тем самым форму права, которое, по Гегелю, призвано путём наказуемости преступлений реализовать не грубую и сиюминутную пользу, а идею вечной справедливости".
Скорее всего не соглашусь, свобода утверждает автономность автономного поведения выбора собрания как среды реализации индивида. Право выходит из системности прав и обязательств, генерируемых собранием, за что устанавливается его ответственность и обязательность. На сегодня не имеем лишь некоторые образные подмены собрания с подменой свойств и отношений. Любые построения людей без сущностного формирования собраниями не являются, право не создают.
.
От источника:
"Из семей составляется гражданское общество. Его более высокой разновидностью является государство, которое преследует не одно только благо индивидов, а стремится к осуществлению требований разумного объективного духа".
Понятно Гегель не понял ни государство, ни общество, ни институт семьи. Попробуем сформулировать определения этих составов. Придётся начать с граждан. они - люди во властных установлениях государства. Семь формируется фактом рождения ребёнка, тогда как брак - регистрации в органах государства. По факту - рождением, по форме -запись отношения.
От источника:
"Третья ступень развития духа - абсолютный дух - есть единство субъективного и объективного. На этой ступени дух становится совершенно свободным от всяких противоречий и примиряется с самим собою"
Уже скорректировано, по проекту - жизнь.
.
"Абсолютный дух достигает истинного, совершенного знания о себе самом, проходя, по мнению Гегеля, три ступени: 1) созерцания в искусстве, 2) деятельности чувства и представления в религии и 3) жизни чистой мысли в философии".
Определение от впечатлительности.
"В философии абсолютный дух достигает высокой ступени самосознания, как бы возвращается к себе, обогащенный длинной историей саморазвития. Философия, согласно Гегелю, есть мыслящая самое себя идея, в ней дух стоит лицом к лицу с самим собой".
Абсолютный дух - общее проявление духа в жизни, Каждая философия есть претензия на такое проявление абсолютного духа в общественной жизни, в самопознании её индивидами.
"В таком самопознании нет ничего внешнего, оно есть само мышление, вошедшее в себя и признающее себя сущностью вещей; вне такого абсолютного ничего не существует и, напротив, в нем все существует. Так как такое познание абсолютного есть высшая цель философии, то, следовательно, гегельянство есть абсолютная философия, превосходящая все другие философская системы, религии и искусства, оно дает разгадку вселенной".
По этому заключению сложно отметить, что и каждая другая философия признаёт себя в качестве последней инстанции. Как иначе. Философия.
Свидетельство о публикации №216030700353