Переломный момент в становлении левого движения

2004 - 2007 годы - переломный момент в становлении левого движения на Украине


После развала Советского Союза и разрушения присущей ему формы социализма на территории Украины как, собственно, и в России, начало формироваться новое левое движение. Создавалось оно из элементов, которые либо не успели за время перестройки стать «эффективными собственниками», т.е. капиталистами, либо, будучи воспитаны в условиях позднего советского социализма, обладали размытым классовым сознанием и были напрочь лишены навыков классовой борьбы. Первые в советское время, в основном, принадлежали к среднему руководящему звену КПСС и стремились сохранить, упрочить, а если возможно, и улучшить в быстро меняющихся условиях свое социальное положение. До буржуазии они не дотягивали, а перспектива пролетаризации их не устраивала и пугала. Присвоив себе в советское время руководящую роль, играть в обществе какую-то другую они уже не хотели, да и не умели. Но шансов остаться на плаву в условиях господства частной собственности у них оставалось катастрофически мало. Стремительно шло расслоение общества на антагонистические классы. Недавно еще народной собственностью завладевали те, кто оказывался в нужное время в нужных местах и был понахрапистей. Партии росли, как грибы после дождя, и каждая стремилась накрыть своей шляпой как можно большую площадь украинского буржуазного политикума. Разумеется, у всех партий были свои хозяева из новорожденного класса буржуазии, которые не жалели средств на то, чтоб их прислужники устраивали площадные ритуалы глумления над советским строем и красным флагом. Но попранные всуе атрибуты социализма продолжали жить в сердцах миллионов, которые на своей шкуре уже познали бич капитализма. Для тех, кто желал руководить, но с приходом буржуазных порядков утратил такую возможность, красное знамя, вернее, отношение к нему в массах, являлось единственным шансом сохранить свой социальный статус. И надо отдать им должное, они этот шанс не упустили. В этом им помогли добрые, честные и совестливые советские люди, которые очень хотели вернуть социализм и Советский Союз, но не знали КАК, и возможно ли это в принципе. Этих людей было очень много, из них-то и сложились низовые звенья Компартии. Сознание большинства рядовых партийцев отказывалось принимать капиталистическую реальность, потому создаваемая ими структура, как две капли воды, походила на КПСС начала 80-х и представляла собой островок застойного социализма в бушующем океане рынка. Те, кто хотел руководить, руководили. Те, кто стремился к возврату прошлого, подчиняясь данному руководству, получили его яркую, воссозданную до мельчайших деталей иллюзию. На партсобраниях или просто в партийных помещениях каждый неизбежно впадал в состояние дежавю. Многие при встрече так и говорили: «Спешу в горком, чтобы снова подышать воздухом социализма».
Воссозданная в 1993 году Компартия Украины выражала интересы не какого-то отдельного класса, а разношерстной, в основном, мелкобуржуазной массы, в которую стремительно превращался, некогда относительно единый, советский народ. Это относительное единство и жизнь в обществе, лишенном классового антагонизма, в условиях капитализма сыграли с большинством советских тружеников злую шутку. Они, начисто лишенные классового сознания, оказались не способны усвоить одну простую истину, характерную для всех антагонистических по своему классовому содержанию формаций: в каждой нации – две нации, в каждом народе – два народа, эксплуататоры и эксплуатируемые, и мир между ними невозможен. Этот принцип пронизывает всё общество в целом и каждую его структуру в отдельности. Без усвоения этого принципа борьба с капитализмом неизбежно превращается в сизифов труд. Что и произошло, на мой взгляд, в современном левом движении не только на Украине.
Отсутствие ясного классового сознания – вот – причина всех несуразностей и нелепостей поведения и мышления вчерашних советских людей в сегодняшней буржуазной действительности. Это сознание формируется не за день и не за год, даже, наверное, не за одно десятилетие, особенно, в условиях современного империализма, когда первые страны находятся в привилегированном положении и эксплуатируют все остальные, вторые являются задворками первых, но хозяева за их лакейство дают им «на чай» из нажитого благодаря потогонному труду третьих. «Чаевые», конечно, выражаются не в прямом подкупе, а в более высокой цене на труд и в меньшей степени эксплуатации. Так, например, если местные рабочие в странах «золотого миллиарда» получают 40-50 долларов в день, на Украине – 10-12, то в странах «третьего» мира – 1-2. В государствах G-8 рабочий день для тамошних рабочих составляет в среднем 8 часов, на Украине имеет тенденцию увеличения до 10, а в странах Азии, Африки и Латинской Америки длится 12-14 часов. Уровень социальной защиты в странах первой категории – высокий, во вторых – рабочие пользуются остатками благ, доставшимися в наследство от социализма, а в третьих – социальные гарантии практически полностью отсутствуют. Второй мир складывается, в основном, из постсоциалистических стран. Естественно, что общий уровень развития народов, населяющих их, намного выше такового в государствах третьего сорта, плюс революционное прошлое и память о жизни при социализме… Поэтому мировой капитал и подарил им статус «вторых», оставляя, конечно, за собой право при первом же капризе мирового рынка или серьезной дестабилизации внутренней ситуации опустить их на дно мировой цивилизации. Таким образом, крохи с барского стола, перепадающие, в основном, рабочим предприятий, поставляющих продукцию на экспорт, густо замешаны на страхе их лишиться. Поскольку наша страна в современной системе мирового разделения труда относится к странам второго сорта, отсутствие ясного классового сознания, иногда, на самом деле, не отсутствие, а довольство возможностью зарабатывать 10 долларов в день, связанное со страхом перед безработицей и/или жизнью на один доллар в день. Тем, кто этим сознанием не обладает, необычайно легко повесить на уши яичную вермишель под названиями: «классовый мир», «партия всего народа», «все на выборы за победу социализма», «трудовая частная собственность», «государственничество», «рабочего класса нет», «национальная буржуазия нам поможет» и тому подобные глупости. А тем, кому не выгодно им обладать, существование такой «вермишели» служит прекрасным оправданием собственной бездеятельности. Когда вокруг свирепствует капитализм, а люди действуют, руководствуясь суждениями, почерпнутыми из брежневских времен или периода перестройки, их поступки и умозаключения становятся похожи на поступки больных шизофренией. Причем, как обычно происходит с подобной категорией людей, они считают больными всех, кроме себя. Ющенко пообещал, что богатые помогут бедным, и толпы, возмущенные кучмовским режимом, решили, что он «сделает им красиво», и они будут кататься, как сыр в масле. Сторонники Януковича на том основании, что он принадлежит к донецкой группировке, уверовали в то, что стоит их любимцу стать Премьером, как НАТО в ужасе побежит от наших границ. Шизоидность суждений, конечно, налицо. Но, на самом деле, буржуазные политики лишь играют в шизофрению, потому что им надо так запутать свой электорат, чтоб и систему частной собственности укрепить, и себе приличные состояния сколотить. Если этого возможно добиться при помощи игры в шизофрению, то – пожалуйста – любой каприз за ваши деньги. Но, когда с именем Ленина на устах и депутатским мандатом на сердце коммунисты начинают защищать отечественного товаропроизводителя (т.е. капиталиста – прим. авт.), отстаивать религиозные ценности, объявляют, что рабочего класса нет, и поэтому надо опираться на мелкую и среднюю буржуазию, и в момент кризиса подставляют свое широкое плечо крупной, а над портретом Сталина размещают – какие-то разглагольствования о классовом мире, – это уже серьёзно. Как говорят медики, «у больного ярко выражена неадекватность реакций на внешние раздражители».
Тем не менее, союз искушенных в аппаратных играх искателей «счастья и чинов» с покладистыми и законопослушными борцами за идеалы застоя поначалу казался многообещающим. Ожегшиеся на капитализме люди ностальгировали по социализму и мечтали вновь обрести уверенность в завтрашнем дне. В 1994 году в результате выборов КПУ получила 93 мандата в Верховном Совете, в 1998-м – аж 123, а в 1999-м лидер Компартии фактически выиграл президентские выборы у представителя олигархического капитала. Но колоссальный кредит народного доверия был пущен партаппаратчиками, как говорится, с молотка в обмен на некоторую благосклонность буржуазии и спокойную, не пыльную жизнь в уютных кабинетах парламента. После того, как коммунисты пожали кучмовскому режиму, сфальсифицировавшему результат выборов-1999, руку вместо организации жесткого протеста в защиту волеизъявления своих многочисленных сторонников, их авторитет в народе рухнул, как карточный домик. И в настоящее время, после заключения позорной Антикризисной коалиции с капиталистами, является величиной, стремящейся к нулю.
Но КПУ, хоть и центральная, однако, не единственная представительница левого движения на Украине. У нее ещё есть, образно говоря, два крыла, правда, оба – правые: СПУ и ПСПУ. Обе партии паразитируют на наивных социалистических стремлениях своих сторонников и отщипывают во время выборов голоса у КПУ. Обе пропагандируют идеи рыночного социализма, т.е. «капитализма с человеческим лицом», с которым мы имели честь познакомиться во времена перестройки. Основное различие в том, что первая ратует за рыночный социализм под крылом Евросоюза, а вторая – за то же, но под флагом России. Внешне эти три партии беспощадно грызутся между собой, но внутренне обнаруживают трогательное идеологическое единство:
- вся троица далека от марксизма, как от луны, и отсюда вытекают остальные аспекты, обнажающие поразительное сходство:
- отрицание ведущей роли рабочего класса в деле изменения общественного строя, сознательный отрыв от рабочего движения и пренебрежение им;
- опора в своих протестных действиях на мелкую и среднюю буржуазию;
- защита частной собственности, рынка и отечественных товаропроизводителей;
- парламентский кретинизм;
- реформизм;
- национализм и/или великодержавный шовинизм;
- отрицание необходимости и неизбежности социальной революции;
- нескрываемый клерикализм и оголтелая пропаганда религиозного мировоззрения;
- сменяющие друг друга сговоры и сделки с представителями национального и транснационального капитала;
- максимальный отрыв партийных верхов от партийных низов. Одни хотят мандатов – и побольше, побольше… А вторые представляют социализм как мелкобуржуазное, ничем непоколебимое благополучие и мечтают добыть его с Божьей помощью, мирным путем, вопреки законам общественного развития.
Все вышеперечисленные черты превращают официальное левое движение на Украине в его, попахивающую серой национал-социализма, противоположность, прикрытую фиговым листком красной или розовой риторики.
Но есть на современной политической арене Украины также партии, стоящие левее КПУ. Это ВКПБ, ПКБУ и другие. Однако, очевидно, что эти мелкие замкнутые на себе организации на самом деле партиями не являются – не только по количеству своего состава, но и по качеству, как понимания марксистской теории, так и её применения на практике. Если КПУ и ее «правые крылья» на сегодняшний день представляют собой полностью подконтрольные и манипулируемые буржуазией структуры, то организации, соответствующие по своим внешним формам условиям героических, но давно минувших эпох, являются разрозненными рудиментарными структурами, которые по всем параметрам не отвечают требованиям времени завершения процессов всемирной глобализации.
В результате 15-летней погони за количеством мандатов и призраком утраченного рая левое движение на Украине великолепно сыграло роль тормоза при проведении контрреволюционных реформ, но не выполнило своей главной функции – не соединило, по причине отказа от неё, теорию с рабочим движением, не организовало его и не направило на бескомпромиссную борьбу с классом угнетателей.
Но левое, как и всякое другое общественное движение, возникает не по прихоти отдельных личностей. Оно формируется как выражение устремлений определенного класса или слоя общества, как одна из движущих сил общественного развития. Становление левого движения на территории бывшего Советского Союза является неизбежной реакцией на реставрацию капитализма. И если сразу после развала СССР люди массово жили надеждой на бескровный возврат к социализму, то, начиная с 1999 года, эти надежды стремительно тают, потому что к тому есть все социально-экономические основания. И вместе с этими надеждами так же стремительно деградирует и вырождается левое движение, выросшее из этих надежд и являющееся их олицетворением. Данный процесс взаимообусловлен, и в его основании лежит, как завоевание капиталистической системой отношений абсолютного господства в обществе, так и завершившееся, в основном, расслоение его на антагонистические классы.
В этих условиях зреет необходимость становления качественно иного левого движения. Страна быстрыми темпами интегрируется в систему мирового рынка. Переходный период с его размытым классовым делением безвозвратно уходит в прошлое. Беспомощные стенания и ностальгия уступают место классовой борьбе. По мере того, как это происходит, крепнет тенденция отрицания парламентских и утверждения революционных форм деятельности, в недрах агонизирующих старых структур зарождается новая, соответствующая исторической необходимости, организация. Её ещё нет. Ей еще предстоит сложиться в жесткой идеологической и организационной борьбе с оппортунизмом, как правого, так и левого толка. И надо отдавать себе отчет, что она может оказаться неспособной выстоять в этой, по многим параметрам неравной, борьбе. Но здоровые силы из всех псевдолевых и полу левых партий и партиек уже во весь голос заявляют о необходимости её создания. И ясно, что новая организация будет складываться не из тех, кому нужны мандаты и руководящие должности, и не из тех, кого отсутствие научного мировоззрения делает послушными инструментами первых. В неё войдут люди, обладающие ясным классовым сознанием, люди, стоящие или желающие стать на позиции подлинного, а не перевранного ревизионистами марксизма. Они сделают революционную теорию достоянием широких рабочих масс, т.е. соединят марксизм с рабочим движением. Они не променяют революционную теорию и практику на парламентские кресла. Они солидаризуют и скоординируют свои действия с действиями пролетариев всех стран и народов, борющихся против империалистического диктата. И, в конце концов, свернут шею капитализму. Они, скорей все-го, ещё сами не знают или не верят, что сделают это. Но у них нет выбора: историческая необходимость, порождаемая комплексом капиталистических антагонизмов, не предоставляет иного способа действий. Может, какие-то случайности, которыми, обычно, изобилует исторический процесс, помешают им создать организацию и осуществить всё, что необходимо для перехода человечества к новому способу производства. Может быть, такая организация сформируется в другой стране или даже на другом континенте, а, может, и вовсе не сформируется… Во втором случае, и об этом надо говорить открыто со всех красных трибун, мир погибнет в ядерном огне последней империалистической войны. Поэтому вопрос о создании представителями левых сил всех народов и стран организации, отвечающей требованиям времени и способной одолеть глобальный империализм, должен ставиться как вопрос жизни и смерти всей человеческой цивилизации.

2006 г.

P.S. К  сожалению, сейчас уже можно констатировать факт, что в Украине такая организация под воздействием объективных и субъективных факторов не сложилась, хотя в ту пору, когда была написана статья, эта возможность была реальной. И та ситуация, которую мы сейчас наблюдаем на Украине – лишь следствие этого печального факта. Перед украинским народом реально стоял выбор: либо социалистическая революция, либо – фашизм. Он, за исключением нескольких регионов, выбрал фашизм. В России сейчас вопрос стоит несколько по-другому. Но это тема совершенно отдельной статьи.


Рецензии
а теперь подумайте пожалуйста-в 17 веке по сравнению с веком бронзовым по сравнению с античностью производственные технологии выросли в десятки раз-печатать книги на печатном станке было несравнимо удобнее чем царапать вручную на пергаменте.ткацкие станки стали более совершенными и таких примеров очень много.но

кельтовед Кира Мурадова в своей книге «Кельты в анфас и профиль» пишет:они умели читать и писать и использовали для письма аж три алфавита: греческий, латинский и лепон­тийский. Причем грамотными были не только образован­ные люди, но, судя по надписям на керамических изделиях, и простые горшечники.Как сообщает Диодор, кельтский народ любил одежду пеструю, ткани в полоску и клетку. Еще в гальштаттское время шерстяные ткани были высокого качества и с пестрыми узорами НЕТ НИКОГО КТО ХОДИЛ БЫ В ЛОХМОТЬЯХ-ДАЖЕ СРЕДИ КРЕПОСТНЫХ.земля, была благополучна, давала щедрый урожай, а люди — счастливы, то есть сыты и здоровы
У кельтов была также репутация искусных врачевателей, и поэтому неудивительно, что еще одним любимым богом обитателей Галлии, Иберии и Северной Италии был Беленос, бог-исцелитель.
племя эдуев управлялось племенным советом, похожим на римский сенат, а руководил им человек, называемый вергобрет (верховный судья), которого путем голосования избирали сроком на год.

Что же должен был делать король и чего он делать не имел права? Как бы высоко ни стоял он над своими подданными, его власть была жестко ограничена законамиВообще быть королем в древней Ирландии — не такая уж завидная доля. Король был связан множеством запретов, или, как их называли, гейсов. не существовало пышных дворцов и помпезных царских резиденций
ирландские короли обитали в укрепленных домах, которые даже крепостями — не то что дворцами! — нельзя было назвать. Они мало чем отличались от крестьянских жилищ — разве что были окружены земляными валами
А вот свидетельства о Франции Людовика 14
ДОКУМЕНТЫ - Венецианский посол в донесении из Франции так описывал придворный праздник:
В большой галерее Версальского дворца зажгли тысячи огней. Они отражались в зеркалах, покрывавших стены, в бриллиантах кавалеров и дам. Было светлее, чем днём. Было точно во сне, точно в заколдованном царстве. Глаза не хотели верить невиданным, ярким, дорогим и красивым нарядам, мужчинам в перьях, женщинам в пышных причёсках. На волосах их красовались драгоценные камни, или их переплетали нити бриллиантов.

Французский писатель так изобразил жизнь крестьян при Людовике XIV:
Вы встречаете в деревнях диких зверей, чёрных, совершенно обожжённых солнцем. Они низко склонили к земле свои согбенные спины, обрабатывая её с непобедимым упорством. Они обладают чем-то вроде членораздельной речи и, когда поднимаются во весь рост, обнаруживают человеческое лицо. И в самом деле, ведь это люди. Ночью они скрываются в свои логова, где живут, питаясь чёрным хлебом, водой и кореньями. Они избавляют других людей от труда сеять, пахать и собирать жатву для того, чтобы жить.

Татьяна Петрова 6   19.08.2019 18:53     Заявить о нарушении
Когда мы вспоминаем о кельтах времен Древнего Рима и раньше, мы говорим о родовом строе (заблуждение думать, что при родовом строе люди были невежественными, напротив - их образование по тем временам могло быть великолепным, но родового строя оно не отменяло). Когда мы говорим о кельтах периода раннего Средневековья, когда уже был король, но жил он практически в равных условиях со всеми (возьмем того же князя Святослава, который прославил Киевскую Русь), мы говорим об остатках родового строя. Когда мы говорим о Франции периода Людовика XIV, мы говорим об апогее феодализма - абсолютной монархии. Разный общественный строй - разные условия бытия. Можно было бы предположить, что Великая Французская революция облегчила положение крестьян, но - нет, она их просто уничтожила как класс. Потому что капитализм уничтожает крестьянство как класс.
Знаете, что, на мой взгляд, представляет собой главная загадка истории?
И первобытно-общинный и почти весь период родового строя - это периоды вынужденного коммунизма и социализма. Вынужденного, потому что уровень развития производительных сил в обществе настолько низок, что выжить без равномерного распределения продукта труда практически невозможно. Но эта справедливость распределения касается только членов своего племени или рода. Все соседние роды и племена расцениваются как враги или потенциальные враги. В первобытном обществе пленных просто съедают. В родовом начинают превращать в рабов. Это дает возможность возвыситься самым воинственным родам, но и является началом конца справедливому распределению между сородичами, а значит и родовому строю. Не все народы перескакивают из родового именно в рабовладельческий строй. Есть те, кто в силу своей обособленности и многих других причин сохраняют родовой строй или его остатки очень долго, а потом сразу перескакивают в феодализм (русичи)или их туда впихивают (кельты). А дальше уже всё "по плану": крепостное право, капитализм... И вот загадка истории в том, чтоб, когда уровень развития производительных сил уже будет позволять, ДОБРОВОЛЬНО И СОЗНАТЕЛЬНО снова перейти к справедливому распределению, т.е. к социализму и коммунизму, но уже в общечеловеческом, а не в узко племенном, масштабе. Т.е., говоря языком древних, змея снова должна укусить себя за хвост. Если человечество этого не сделает, оно погибнет, как ошибка эволюции. И мы уже видим эту приближающуюся гибель

Елена Киянка   19.08.2019 21:23   Заявить о нарушении
увы видим .а что касается родового строе то у казахов он был до 1917 но о справедливости распределения говорить не приходилось.были баи и умирающие от голода бедняки. а кельты и спартанцы и в условиях рабовладельческого строя сумели построить достаточно справедливые государства-то есть при любом общественном строе и у государств и у отдельных личностей есть выбор как себя вести

Татьяна Петрова 6   20.08.2019 17:33   Заявить о нарушении
кстати рабство у этих народов было не в такой форме как у соседей-оно скорее напоминало феодализм.и кстати дети от связи раба и свободной или свободного и рабыни считались свободными-это было неслыханно по гуманизму не только того времени-американские плантаторы и русские помещики и во второй половине 19 века продавали своих детей прижитых от крепостных или рабынь а у спартиатов и кельтов такое было попросту невозможно

Татьяна Петрова 6   20.08.2019 17:37   Заявить о нарушении
вообще если вам интересно как казахи жили до революции прочтите путь абая мухтара ауэзова

Татьяна Петрова 6   20.08.2019 17:40   Заявить о нарушении
Кельты и спартанцы проскочили рабство. Они были в рабовладельческом мире, как КНДР в нынешнем капиталистическом - островки будущей формации. Насчет казахов. Я в общих чертах знаю, как они жили до революции. Там уже был полностью разложившейся родовой строй, который удерживался баями искусственно. Мне, увы, сейчас некогда читать указанного Вами автора, но заострю Ваше внимание на том, что сейчас в Казахстане активно действуют силы, кормящиеся из рук Сороса. И некий мерзавец Жамболат Мамай снял псевдоисторическую фальшивку фильм "Зулмат", который является калькой с украинского фильма "Голодомор", который предшествовал распространению нацизма и майданизма в Украине. И вот стоит затратить силы, чтобы этот фильм разоблачить и показать всю ложь Мамая, чтобы в Казахстане не устроили такого, как в Украине. Ведь хотят.

Елена Киянка   20.08.2019 22:31   Заявить о нарушении
Абай: О казахи мои! Мой бедный народ!
* * *
О казахи мои! Мой бедный народ!
Жестким усом небритым прикрыл ты рот.
Кровь – на правой щеке, на левой – жир…
Где же правда? Твой разум не разберет.

Ты и с виду неплох, и числом велик.
Почему же, скажи, так обманчив твой лик?
Ты не хочешь добрым советам внимать,
Режет всех без разбора твой серп-язык.

Власть не можешь явить над своим добром.
Спишь тревожным сном и тревожишься днем,
То заносчив, а то с обидой глядишь,
Постоянен в непостоянстве одном.

Всякий подлый, чванливый и мелкий сброд
Изуродовал душу твою, народ,
Не надеюсь на исправленье твое,
Коль судьбу свою в руки народ не берет.

Родич с родичем спорят из-за пустяков.
Богом отнят их разум, удел их таков!
Ни единства, ни чести, везде разлад.
Стало меньше в степях табунов, косяков.

Из-за денег и власти кипит вражда.
Ты бессилен, а спор ведут господа.
Если накипи этой не смоешь с себя,
В унижении, в страхе ты будешь всегда.

Разве можешь ты быть спокоен душой,
Если горки не в силах взять небольшой?
Если стойкости нет, если твердости нет,
Разве можешь ты быть доволен собой?

Если кто-либо верный укажет путь,
Ты его клеймишь неразумной хулой.

Татьяна Петрова 6   21.08.2019 14:08   Заявить о нарушении
Аба́й (Ибраги́м) Кунанба́ев[1] (каз. Абай Құнанбайұлы (инф.)) (29 июля [10 августа] 1845, урочище Жидебай (каз. Жидебай), Чингизская волость, Семипалатинский уезд, Восточный Казахстан , Казахстан — 23 июня [6 июля] 1904, там же) — казахский поэт, композитор, просветитель, мыслитель[2], общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы и её первый классик, реформатор культуры в духе сближения с русской, а также европейской культурой на основе просвещённого Ислама.

Настоящее имя — Ибрагим, но прозвище Абай (каз. Абай «внимательный», «осторожный»), данное бабушкой Зере, закрепилось за ним на всю жизнь. Племянник Абая — также известный казахский поэт и философ Шакарим Кудайбердиев.
Содержание
1 Биография
2 Происхождение и семья
3 Слова назидания
4 Сочинения (основные издания)
5 Литература (ранние публикации)
6 Память
6.1 Филателия и бонистика
6.2 Музеи
6.3 Память об Абае
6.4 Абай Кунанбаев в произведениях литературы и искусства
7 См. также
8 Примечания
9 Литература
10 Источники
11 Ссылки
Биография
Абай Кунанбайулы родился в Чингизских междугорьях Чингизской волости[3], Семипалатинского уезда Западно-Сибирского генерал-губернаторства (с 1845 года Семипалатинская область) (по нынешнему административному делению в Абайском районе Восточно-Казахстанской области) в семье крупного бая Кунанбая Оскенбаева (Ускенбаева) рода Тобыкты из казахского племени Аргын. Семья Абая принадлежала к местной знати; дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своём роду в качестве правителей и биев.

Начатое в детстве домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе у муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске, где преподавали арабский, персидский и другие восточные языки. Одновременно посещал русскую школу. К концу пятилетней учёбы начинает писать стихи, сначала приписывая их авторство своему другу Кокпаю Джантасову. С 13 лет отец Кунанбай начинает приучать Абая к деятельности главы рода. В возрасте 28 лет Абай отходит от неё, целиком занявшись самообразованием, но только к 40 годам создаёт свои первые взрослые стихотворения. Значительным событием для Абая явилось его общение с политическими ссыльными Е. П. Михаэлисом, Н. Долгополовым, С. Гроссом.

На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и учёные Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Он переводил Крылова, Лермонтова, Пушкина, Гёте и Байрона.

Характерна история стихотворения «Қараңғы түнде тау қалғып» («Горы дремлют в тёмной ночи»), ставшего народной песней. Гёте написал «Wanderers Nachtlied» («Ночную песню странника»), Лермонтов переложил её на русский язык («Горные вершины спят во тьме ночной…»), а спустя ещё полвека Абай Кунанбаев передал её содержание на казахском языке.

Абай Кунанбаев способствовал распространению русской и европейской культуры среди казахов.

Некоторое время Абай работал волостным управителем.

AbaiPainting.jpg
Бестолково учась, я жизнь прозевал.
Спохватился, да поздно. Вот он, привал!
Полузнайка — я мнил себя мудрецом
И заносчиво ждал наград и похвал.
Остальных мечтал за собою вести,
А они меня сами сбили с пути.
Я — один, а наглых невежд не сочтёшь,
И нелепые шутки ныне в чести.
Ни друзей у меня, ни любимой нет.
Я устало пою на исходе лет.
О, каким необъятным казался мир
Той порой, как встречал я жизни рассвет!
(Перевод А. Штейнберга)

По утверждениям советских литературоведов, Абай высмеивал некоторые обычаи родового аула, выступал «против рабского положения женщины» и, как повторено в его парадных советских биографиях, «против социального зла и невежества». Советские литературоведческие источники, повторяя эту фразу, иногда ссылаются в её подтверждение на стихотворения «Наконец, волостным я стал…» (1889), «Управитель начальству рад…» (1889) и «Кулембаю» (1888). Абай Кунанбаев был новатором казахской поэзии; новаторский характер носят стихи, посвящённые временам года: «Весна» (1890), «Лето» (1886), «Осень» (1889), «Зима» (1888), стихи о назначении поэзии (учить хорошему и осуждать плохое). Сюжеты поэм «Масгуд» (1887) и «Сказание об Азиме» основаны на мотивах восточной классической литературы

Татьяна Петрова 6   21.08.2019 14:15   Заявить о нарушении
«Слова назидания» или «Книга слов» (каз. Қара сөз, букв.: Черное слово, проза) — фундаментальное произведение казахского акына и просветителя Абая Кунанбаева, которое состоит из 45 кратких притч и философских трактатов. В этой прозаической поэме поднимаются проблемы национального воспитания и мировоззрения, морали и права, истории казахов.

Абай написал «Слова назидания» на склоне лет, уже познав искушения власти и тяготы земных дел, признание народа и потерю близких. Они распространялись путём их включения в каждую новую рукописную книгу.[1] Некоторые из «Назиданий» были впервые опубликованы уже после смерти акына (1904 год) на страницах журнала «Абай» в 1918 году.

Многие умозаключения и поучительные выводы из книги актуальны и сегодня, они точно описывают старые, невыкорчеванные проблемы народа.[2]

Татьяна Петрова 6   21.08.2019 14:18   Заявить о нарушении
при любом общественном строе и у государств и у отдельных личностей есть выбор как себя вести
Такое бедствие случилось в начале ХVII в., при царе Борисе. В 1601 году, едва кончился весенний сев, полили страшные дожди и лили все лето. Полевые работы прекратились. Хлеб не вызрел, до августа нельзя было начать жатву, а на Успеньев день неожиданно ударил крепкий мороз и побил недозревший хлеб, который почти весь остался в поле. Люди кормились остатками старого хлеба, а на следующий год посеялись кое-как собранным зяблым зерном нового урожая; но ничего не взошло, все осталось в земле, и наступил трехлетний голод.Жила тогда в своем имении вдова-помещица, жена зажиточного провинциального дворянина, Ульяна Устиновна Осорьина. Это была простая, обыкновенная добрая женщина древней Руси, скромная, боявшаяся чем-нибудь стать выше окружающих. Она отличалась от других разве только тем, что жалость к бедному и убогому,— чувство, с которым русская женщина на свет родится,—в ней была тоньше и глубже, обнаруживалась напряженнее, чем во многих других и, развиваясь от непрерывной практики, постепенно наполнила все ее существо, стала основным стимулом ее нравственной жизни, ежеминутным влечением ее вечно деятельного сердца. Еще до замужества, живи у тетки по смерти родителей, она обшивала всех сирот и немощных вдов в ее деревне, и часто до рассвета не гасла свеча в ее светлице. По выходе ее замуж свекровь поручила ей ведение домашнего хозяйства, и невестка оказалась умной и распорядительной хозяйкой. Но привычная мысль о бедном и убогом не покидала ее среди домашних и семейных хлопот. Она глубоко усвоила себе христианскую заповедь о тайной милостыне. Бывало, ушлют ее мужа на царскую службу куда-нибудь в Астрахань года на два или на три. Оставшись дома и коротая одинокие вечера, она шила и пряла, рукоделье свое продавала и выручку тайком раздавала нищим, которые приходили к ней по ночам. Эта постоянно возбужденная сострадательная любовь к ближнему, обижаемому жизнью, помогла Ульяне легко переступить через самые закоренелые общественные предрассудки древней Руси. Глубокая юридическая и нравственная пропасть лежала между древнерусским барином и его холопом: последний был для первого по закону не лицом, а простою вещью. Следуя исконному туземному обычаю, а может быть, и греко-римскому праву, не вменявшему в преступление смерти раба от побей господина, русское законодательство еще в ХIV в. провозглашало, что если господин «огрешится» неудачным ударом убьет своего холопа или холопку, за это его не подвергать суду и ответственности. Церковь долго и напрасно вопияла против такого отношения к крепостным людям. Десятками наполняя дворы зажиточных землевладельцев, плохо одеваемая и всегда содержимая впроголодь, челядь составляла толпу домашних нищих, более жалких сравнительно с вольными публичными нищими. Древнерусская церковная проповедь так и указывала на них господам, как на ближайший предмет их сострадания, призывая их позаботиться о своих челядинцах прежде, чем протягивать руку с благотворительной копейкой нищему, стоящему на церковной паперти. В усадьбе Ульяны было много челяди. Она ее хорошо кормила и одевала, не баловала, но щадила, не оставляла без дела, но задавала каждому работу по силам и не требовала от нее личных услуг, что могла, все делала для себя сама, не допускала даже разувать себя и подавать воды умыться. При этом она не позволяла себе обращаться к крепостным с кличками, какими душевладельческая Русь вплоть до самого 19 февраля 1861 года окрикивала своих людей: Ванька, Машка, но каждого и каждую называла настоящим именем. Кто, какие социальные теории научили ее, простую сельскую барыню ХVI века, стать в такие прямые и обдуманные отношения к низшей подвластной братии?

Татьяна Петрова 6   21.08.2019 14:21   Заявить о нарушении
Стихи поэта замечательные - с болью за свой народ. По смыслу чем-то на некрасовские похожие.
Насчёт того, что при любом строе каждый выбирает сам, как себя вести. Формально - да. Но фактически каждый строй определяет уровень осознания реальности и предписывает определенный способ действия. Сколько было таких, как описываемая Вами помещица? Единицы. Были единицы и таких, как Салтычиха, нелюдей. Но основная масса придерживалась общепринятого, т.е. не опускалась до остервенелого зверства, но и не стремилась к высотам человечности и альтруизма.
В чем ценен опыт Спарты? В том, что в период господства рабовладения на уровне государства были приняты и неукоснительно выполнялись законы, фактически опережающие свое время на целое тысячелетие. Т.е. такой подход позволял спартанцам вывести более совершенную в своих человеческих качествах породу людей и быть примером окружающим, так сказать указывать им, что всё же есть свобода выбора не только у людей, но и у государств. Такова сейчас и роль КНДР в мире. Так же и все не по времени развитые нравственно индивидуумы - это пример другим в том, что можно поступать иначе. То, что этим примерам следуют единицы - вопрос другой.

Елена Киянка   21.08.2019 16:24   Заявить о нарушении

Абай Кунанбаев "Слова Назидания" (21-30)

СЛОВО ДВАДЦАТЬ ПЕРВОЕ

Трудно удержаться от самодовольства, будь оно в большей или меньшей степени. Я отметил два вида его: это гордыня и бахвальство.
Горделивый человек сам себе дает высокую оценку. Прилагает все усилия, чтоб не прослыть в народе невеждой, легкомысленным, не сдерживающим своих обещаний, невоспитанным, чванливым, бессовестным лгуном, злопыхателем, мошенником. Понимает всю унизительность этих пороков, стремится быть выше их. Это свойство человека разумного, совестливого, возвышенного. Он согласен с тем, чтоб о нем не говорили ничего хвалебного, и сделает все возможное, чтоб его имя не поносили.
Другой же, бахвал, усердствует, чтоб о нем говорили как можно больше. Пусть все знают, что он — батыр, богат, родовит... Он упускает из виду, что люди непременно скажут и то, чего человеку не очень хотелось бы слышать о себе. Не то чтобы он забыл об этой стороне известности, просто даже не обращает внимания на эту непременную изнанку славы. Такие хвастуны обычно бывают трех видов.
Первый из них одержим желанием прославиться в чужих краях, среди незнакомых ему людей. Он невежда, но в нем еще теплятся некоторые человеческие качества.
Другой хочет стать известным и быть хваленым в своем роду. Невежество этого - полное, человечности явно недостает.
Третий ищет, чем бы похвастаться перед своими домочадцами или в своем ауле, ни один человек со стороны не одобрил бы его похвальбы. Вот этот — невежда из невежд, и он уже не человек.
Тот, кто желает заслужить похвалу среди чужих, будет стараться отличиться в своем роду. Тот, кто желает быть хваленым в своем роду, будет добиваться похвалы у своих близких. Тот, кто ищет похвалы у близких, уверен, добьется ее, расхваливая и возносят до небес самого себя.
СЛОВО ДВАДЦАТЬ ВТОРОЕ

Думаю, кого среди казахов сегодня я бы мог любить или уважать?
Уважал бы бая, да нет нынче такого; если и есть, он не хозяин своей воли и своего богатства. Враждуя с одними, из осторожности раздает скот другим, оказываясь в итоге обязанным доброй сотне людей. Думает, оказал милость, откликнувшись на их покорные просьбы. По глупости своей так думает. Он сам находится в зависимости от них. Ни щедрым, ни милосердным его не назвать. На родной земле со своим народом бьется, добром сорит, распинаясь перед недостойными. Там, где баи не находят между собой согласия, плодятся всякого рода проходимцы, стращают их и живут за их счет.
Стал бы уважать мырзу. Но не встретить в наши дни истинно щедрых, а тех, кто бес толку раздает скот направо и налево, больше, чем собак. Одни раздают скот добровольно, желая сыскать выгоду, другие — поневоле, иной так суетится, стараясь мырзой прослыть, будто приложили ему в одно место просоленную кошму, да только чаще всего тоже оказывается жертвою лиходеев.
Уважал бы волостного и бия. Однако нет в степи божеской управы и суда. Власть, заслуженная низкопоклонством или купленная за деньги, дорогого не стоит.
Хотел бы уважать сильного, но вижу — все у нас крепки на худое дело, готовых на добрые дела - не сыскать.
Найти бы человека умного и ему оказать почести. Но нет человека, чей бы ум был скор в служении делу совести и справедливости, а на хитрость и вероломство всяк горазд.
Уважал бы убогого и нищего, но ведь и его не сочтешь безгрешным. Не смотри, что на лежащего верблюда не может сесть. Будь у него сила, найдется и сноровка прихватить для себя что-нибудь тишком.
Остался кто? Хитрец да хват. Этих нам не унять! Они других и разорят, и по миру пустят...

Татьяна Петрова 6   22.08.2019 10:49   Заявить о нарушении
на КНДР льются ушаты грязи. кстати их молодой президент все чаще встречается с Трампом......очень странно.
Спарта до законов Ликурга тоже была другой....вспомните Илиаду и Одиссею-сколько служанок было у кокетки и бездельницы Елены ,как напивались и обьедались на пирах у Менелая.а когда изза антисанитарии разразилась эпидемия пытались справиться с ней жертвами богу Аполлону-помните у Шолохова есть похожий рассказ как стрельбой в небо отгоняли эпидемию
эпидемии ушли сами собой когда после новых законов стали вести здоровый образ жизни и проложили водопровод

Татьяна Петрова 6   22.08.2019 10:59   Заявить о нарушении
Потому и льют, что КНДР показывает всему миру возможность иного пути. А насчет встреч Ына и Трампа. Я поначалу тоже нервничала по этому поводу, а потом, глядя на результаты всех этих встреч, склонилась к мысли, что - это всё игра, за которой стоят Китай и Россия. Никаких договоров в результате этих встреч не происходит. КНДР, как испытывала ЯО, так и испытывает. Штаты, как не добились ничего на корейском направлении, так и не добились.
Насчёт доликурговской Спарты. Да, "Иллиаду" я помню. Но заслуга спартанцев в том, что они прислушались к мудрым законам, которые им дал Ликург и 800 лет неукоснительно следовали им. В истории можно привести многочисленные примеры обратного отношения и к мудрым законам, и к мудрым правителям, и к мудрецам, и к философам. В лучшем случае, их просто изгоняли, как, например, поступили афиняне с Солоном, который так же им принес мудрые законы. В худшем - казнили.
А "Слова" Абая - это действительно восточная мудрость. Видимо, он был Учителем казахского народа. И, думаю, сейчас его, если не стараются забыть, то делают так, чтоб люди не сильно его читали. На Украине так с Шевченко: поначалу хотели приспособить к своим нуждам, потом, когда поняли, что Шевченко не приспосабливается, просто стали делать из него безобидную икону, а книги не стали издавать. За всё время "незалежности" - ни одного издания Шевченко. И втихаря из библиотек его книги вычищают (в советское время они ж миллионными тиражами издавались).

Елена Киянка   22.08.2019 19:13   Заявить о нарушении
Ситуация осложняется еще и тем, что манускрипты написаны на древнеирландском, с вкраплениями латинизмов (их составителями были в основном монахи, а к основному тексту, Senchus Mуr, как утверждают, приложил руку сам Святой Патрик) и диалектизмов, в которых с трудом разбираются даже маститые лингвисты.Римскому праву, которое легло в основу всей европейской юриспруденции, во многих отношениях было далеко до кельтского. Брегонский кодекс настолько опередил свое время, что некоторые его статьи кажутся взятыми из современного законодательства какой-нибудь развитой страны - особенно те, которые касаются семейных и брачных отношений.Женщины же у древних кельтов были фактически равноправными партнерами мужчин во всех делах, делили с ними как мирные заботы, так и тяготы войны; они могли занимать сколь угодно высокое общественное положение и преуспеть в любой деятельности или профессии, к которой имели склонность и талант. Королевы-воительницы ирландских саг сражаются и руководят войсками не хуже мужчин; известно о существовании женщин-друидов и женщин-судей. Причем участие женщин в военных сражениях - для кельтов норма.В том, что касается защиты прав детей, Брегонский кодекс можно назвать уникальным. Законнорожденность ребенка - одна из основных проблем норманнской юриспруденции, сломавшая немало судеб, решающее обстоятельство в вопросах наследования имущества, - в кельтском праве не играет ровным счетом никакой роли. Пословица «чужих детей не бывает» к древним кельтам применима, как ни к какому иному народу. Для установления отцовства достаточно было заявления матери и признания отца (случаи отказа мужчины от ребенка были единичными, если такое вообще случалось), после чего ребенок включался в число наследников на общих основаниях, независимо от того, состояли ли его родители в какой-либо форме брака. Последних Брегонский кодекс признает несколько, в том числе и такие, которые мы сейчас называем «гражданским браком».Впрочем, понятие «семьи» у древних кельтов было гораздо шире современного: это не только родители и их дети, но и более дальние родственники. Объединение нескольких семей составляло основу клана; а клан, как целое, брал на себя заботу и ответственность даже о самых слабых своих членах - пожилых, больных и слабоумных. Брегонские законы обязывают трудоспособных соплеменников обеспечить полноценный уход и лечение немощным старикам - и даже регламентируют устройство общественных больниц, вплоть до таких деталей, как обязанность сиделок отгонять собак! Ни античность, ни средневековье не испытывали к старости и болезни особого сочувствия; в этом отношении лишь Брегонский кодекс воплотил, и даже превзошел, тот уровень социальной ответственности, который стал присущ человеческому обществу лишь в наши дни.

Особо следует остановиться на институте рабства. В отличие от “цивилизованного” Рима раб у кельтов был скорее в положении бедного крестьянина, чем-то вроде крепостного. Он имел собственное имущество, мог сопровождать хозяина в военных походах, а дети раба росли и воспитывались вместе со всеми остальными. Причем рабский статус не передавался по наследству, а сам невольник мог заслужить свободу храбростью в бою или прочими выдающимися достижениями.Впрочем, понятие «семьи» у древних кельтов было гораздо шире современного: это не только родители и их дети, но и более дальние родственники. Объединение нескольких семей составляло основу клана; а клан, как целое, брал на себя заботу и ответственность даже о самых слабых своих членах - пожилых, больных и слабоумных. Брегонские законы обязывают трудоспособных соплеменников обеспечить полноценный уход и лечение немощным старикам - и даже регламентируют устройство общественных больниц, вплоть до таких деталей, как обязанность сиделок отгонять собак! Ни античность, ни средневековье не испытывали к старости и болезни особого сочувствия; в этом отношении лишь Брегонский кодекс воплотил, и даже превзошел, тот уровень социальной ответственности, который стал присущ человеческому обществу лишь в наши дни.

Особо следует остановиться на институте рабства. В отличие от “цивилизованного” Рима раб у кельтов был скорее в положении бедного крестьянина, чем-то вроде крепостного. Он имел собственное имущество, мог сопровождать хозяина в военных походах, а дети раба росли и воспитывались вместе со всеми остальными. Причем рабский статус не передавался по наследству, а сам невольник мог заслужить свободу храбростью в бою или прочими выдающимися достижениями.обнаружены и огромные города, площадью в несколько тысяч гектаров. В них были каменные здания с паровым отоплением полов, стены, возведенные с помощью строительного раствора. Полисы строились по общему плану, с соблюдением геометрических законов, в них устраивались школы, административные здания, больницы и дома престарелых. При их сооружении выполнялись огромные объемы земляных и строительных работ, при необходимости осушались или создавались водоемы, насыпались искусственные острова, отводились реки и ручьи.Ремесло зодчего ценилось так же высоко, как оружейное, и было не менее почетным, чем воинское искусство. Кузнецы владели секретами тонкой работы, создавая ювелирные украшения столь филигранные, что подобного уровня удалось достичь лишь к периоду Средневековья. Обработку железа кельты также освоили первыми в Европе, и их оружие веками оставалось непревзойденным. Когда археологи при раскопках обнаружили конскую сбрую, изготовленную кельтскими мастерами, то приняли ее за современную высокотехнологичную подделку - настолько совершенно было изделие. И лишь инструментальные методы датировки убедили их в аутентичности находки.

Татьяна Петрова 6   23.08.2019 14:35   Заявить о нарушении
Да, кельты, получается, в смысле гуманизма во многом превзошли и спартанцев! Те не испытывали особого сострадания к дряхлым и слабым. Правда, у них делалось всё для того, чтоб слабых и вовсе не было, а до дряхлости в воинственной Спарте мало кто доживал. Но вообще гуманизм и справедливость кельтских законов поражает воображение! Ведь ещё и сейчас не все эти естественные положения вошли в обыденную жизнь людей!
И вот мы подходим опять к основному вопросу: как так могло получиться, что кельты с более высокой ступенью гуманизма и организации были в итоге покорены и уничтожены существами, стоящими на более низкой ступени нравственного развития? И сразу возникает аналогия: ведь и СССР был уничтожен более низкой и низменной системой! Почему так получается? Ведь все эти истории говорят об одном: более высокий тип организации человеческого общества не устойчив к воздействию лжи, подлости и морального подонства. А как организовать справедливое общество, чтоб оно было устойчиво ко всем этим вызовам???

Елена Киянка   23.08.2019 16:01   Заявить о нарушении
Как мне кажеться одна из причин в том что высоконравственных людей проще обмануть потому что они судят других по себе-то есть в силу своей неиспорченности-также как подлец и негодяй судит всех в силу своей испорченности.
а если говорить о падении государств то да,Спарта пала в результате контреволюционного переворота а кельты были разбиты римлянами но это произошло в результате того что общество начало портиться в результате проникновения чуждой идеологии и предметов роскоши.СНАЧАЛА падение нравов а потом разрушение государства

Татьяна Петрова 6   23.08.2019 18:25   Заявить о нарушении
Так и Спарта тоже была разрушена путем разложения нравов. называть это контрреволюционным переворотом нельзя, потому что не было революционного.) В конце 3-го в. до н.э. был в Спарте такой полководец Лисандр, который завез в Спарту из Малой Азии роскошь и золото. Разложение сознания народа было стремительным (примерно, как и в СССР). Потом спартанцы спохватились и поняв, что натворили, прокляли Лисандра (как на постсоветском пространстве прокляли Горбачева), но было уже поздно: после падения Спарта уже больше никогда не вернула былого величия. И в середине 2-го в. до н.э. легла под Рим.

Елена Киянка   23.08.2019 18:42   Заявить о нарушении
кстати по поводу нравов.на всех исламистких сайтах и многих домостроевских написано что женщине надо закутываться с головы до ног-тогда и не будет изнасилований.коранические и ветхозаветные женщины закутывались с головы до ног но и библия и коран пестрят рассказами о изнасилованиях.кельтиянки и спартанки ходили в коротких хитонах выше колен.во время спортивных тренировок-в грудных и набедренных повязках.во время определенных религиозных мистерий-полностью нагими.но изнасилованийй не бвло вообще

Татьяна Петрова 6   23.08.2019 18:53   Заявить о нарушении
13.11 И когда она поставила пред ним, чтоб он ел, то он схватил ее, и сказал ей: иди, ложись со мною, сестра моя.

13.12 Но она сказала: нет, брат мой, не бесчести меня, ибо не делается так в Израиле; не делай этого безумия.

13.13 И я, куда пойду я с моим бесчестием? И ты, ты будешь одним из безумных в Израиле. Ты поговори с царем; он не откажет отдать меня тебе.

13.14 Но он не хотел слушать слов ее, и преодолел ее, и изнасиловал ее, и лежал с нею.

13.15 Потом возненавидел ее Амнон величайшею ненавистью, так что ненависть, какою он возненавидел ее, была сильнее любви, какую имел к ней; и сказал ей Амнон: встань, уйди.

13.16 И [Фамарь] сказала ему: нет, [брат]; прогнать меня – это зло больше первого, которое ты сделал со мною. Но он не хотел слушать ее.

13.17 И позвал отрока своего, который служил ему, и сказал: прогони эту от меня вон и запри дверь за нею.

Татьяна Петрова 6   23.08.2019 18:58   Заявить о нарушении
кстати вы все время обещали написать повесть

Татьяна Петрова 6   23.08.2019 19:04   Заявить о нарушении
Какой самый крупный геноцид в истории Европы случился до холокоста? Может ли это истребление быть в процентном соотношении более обширным, чем истребление евреев? Сегодня мы начинаем тему, которая нас потрясла. Римские войны с кельтами.Только по римским хроникам более миллиона галлов были уничтожены и примерно столько же взяты в рабство. Это и так самый крупный геноцид в Европе до XX в. , но думаю лучше объяснить истинный масштаб. Это не нынешний миллион, что бесспорно чудовищно. Нас сейчас 8 млрд человек. 1 млн - это 0,0125% населения Земли, а в 60-50 годах до н. э. 1 миллион - это почти 1% населения земного шара, а в % от Европы можно себе только представить. По сути каждый сотый на Земле был убит и каждый сотый в рабстве и всё это кельты. Возможно, в % соотношении это самое крупное истребление народа в истории человечества.
Война – нелепая жестокая игра –
У ней закон свой, и свои права.
Имеет право каждый защищать:
Идеи, Родину, себя, детей и мать –
Всё то, что близко, дорого, светло.
Но нелюдем не смеет быть никто.
Бой – это бой: если не ты – тебя,
Необходимость, значит, такова.
А есть ещё суровый суд войны:
Плен с краткой постановкой у стены –
Готов быть должен к этому любой,
Когда мост в мир испепелён войной.
Но мучить беззащитных и больных –
Никто не вправе – нету прав таких!

Татьяна Петрова 6   23.08.2019 20:00   Заявить о нарушении
Может возникнуть вопрос: за что? Как известно, Всевышний дал нам все предписания и нормы для нашего же блага. Замужняя женщина, выходя в мини-юбке , во-первых, вводит в грех других мужчин, которые неподобающим образом смотрят на это зрелище, создающее почву для больших грехов. Мужчины, видя такое, совершают поступки, являющиеся харамом. Женщина имеет право прихорашиваться для мужа, дома. У нас же принято наоборот - дома ходят в чем угодно, а на выход - все самое-самое. Согласно хадису, вышедшую из дома в таком виде женщину проклинают ангелы до ее возвращения домой.

«Когда во время ночного вознесения Пророку (мир ему и благословение) дали возможность заглянуть в Ад, он увидел, что большинство его обитателей - женщины».

От мини к микро
Другой наболевший вопрос: одежда или ее отсутствие у девушек и женщин? Как будто по кличу сатаны они решили соревноваться: кто больше разденется. С каждым годом все меньше остается закрытых точек на их телах. От мини-юбок уже переходят на микро, такая тенденция может в недалеком будущем привести вообще к нудизму, то есть к полному отсутствию одежды (на Западе для таких открыты специальные нудистские пляжи).

Той частью тела, которую нужно прикрывать от посторонних (аврат) у женщины является все тело, кроме лица и кистей рук.
СПАРТАНКИ И КЕЛЬТИЯНКИ РИСКОВАЛИ БЫТЬ ИЗНАСИЛОВАННЫМИ ТОЛЬКО В ОДНОМ СЛУЧАЕ-ЕСЛИ НА ВОЙНЕ ПОПАДАЛИ В ПЛЕН К ВРАГУ-ОБ ОДНОМ ТАКОМ СЛУЧАЕ Я УЖЕ ПИСАЛА В ОДНОМ ИЗ ПРЕДЫДЩИХ ПОСТОВ
КСТАТИ И В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ СТАТИСТИКА ПО ИЗНАСИЛОВАНИЯМ БЫЛА НИЗКОЙ

Татьяна Петрова 6   23.08.2019 20:11   Заявить о нарушении
Была низкой статистика по изнасилованиям, потому что отношение к женщине было другим: в ней видели человека, равного себе. А все, кто пытается женщину закутать с головы до пят, не видят в ней человека, а вещь, которую можно украсть, захватить, выбросить и т.д. В Спарте и у кельтов видели - потому и не насиловали. В Спарте попасть в плен считалось бесчестием, потому, думаю, что женщины живыми в руки не давались. Только если в бессознательном состоянии. Думаю, что и у кельтов было нечто похожее. Это были общества, которые высоко ценили человеческое достоинство.
Насчет повести. Когда я её напишу? Я всё время работаю. И веду обширную переписку. Чтоб написать повесть, надо быть свободной в смысле сознания, а когда у меня в голове всё время вертятся темы текущих статей и новостей, и ответов, то и не пишется ничего, что выходило бы за рамки текущей политической ситуации.

Елена Киянка   23.08.2019 21:05   Заявить о нарушении
СЛОВО ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТОЕ

Есть среди казахских пословиц заслужившие внимания, но есть и такие, которые не несут в себе ничего божеского либо человеческого.
Говорят: «Если живешь в нужде, забудь о стыде». Да будет проклята жизнь, не ведающая стыда! Если же это добрый совет не брезговать любой тяжкой работой, будучи в услужении, то в таком труде нет ничего постыдного. Заработать свой хлеб честно, вместо того чтобы перебиваться милостыней или прозябать в безделии, — удел совестливого человека.
«Ловкий может и снег зажечь», «Умелой просьбой можно все выпросить» — вот они, Богом проклятые слова! Чем жить, уповая на ловкость и вымаливая крохи с чужого стола, не лучше ли брать богатства у земли, трудясь в поте лица?
«Если безвестно имя твое, подожги поле». Какая необходимость в дурной славе?
«Лучше один день быть бурой, чем сто — выхолощенным верблюдом». На что нужна жизнь одного дня, проведенная в безумствах, приносящих только опустошение?
«При виде золота и ангел сходит с праведного пути». Да быть им жертвой на пути ангела! Зачем ангелу золото? Сказав это, люди оправдывают свою же алчность.
«Богатая казна милее отца с матерью, собственная жизнь дороже золотого дворца». Какую цену можно дать за жизнь того негодяя, которому казна кажется милее отца с матерью? Только человек лишенный ума и чести может променять отца с матерью на золото. Родители наживают добро, заботясь о благе детей, и тот, кто равняет родителей с казной, совершает богопротивное дело.
Нужно быть осторожными, повторяя пословицы, порожденные ханжеством и недомыслием.
СЛОВО ТРИДЦАТОЕ

Бытует у нас так называемое болтливые хвастуны - на сорока из них не уедешь дальше аула. На что они годятся? Кому какая польза от них? Нет у них ни здравого ума, ни самолюбия, ни широты взглядов, ни глубокого мышления, не отличаются они ни силой, ни доблестью, ни человечностью, ни совестливостью.
Бросит иной из них небрежно через плечо: «Ах, оставьте! Кто кого лучше? Чья голова, думаете, приторочена к чужому седлу? Разве он кладет мясо в мой котел или дает мне дойный скот?».
Или вскинется с отчаянной решимостью: «Мне ли жизнь свою щадить? Да чего она стоит? Ради благородного дела готов хоть под пули, хоть в ссылку. Все одно, смерти не миновать!».
Встречался вам когда-нибудь казах, действующий в соответствии с подобными словами? Я не видел среди них смирившихся перед властью смерти, но ведь они никогда не выкажут и страха перед ней. При случае любой из них с жертвенной готовностью рассечет себе горло ладонью: «Да быть мне зарезанным на месте!».
Когда б эти слова были искренни, их хозяин мог бы сразить нас если не умом, так неслыханной храбростью. Но как нам назвать того, чья угроза рассчитана на трусов, от страха готовых забраться в любую щель при серьезных стычках? Если это всего-навсего напускная отвага, с помощью которой он добивается признания малодушных: «Уж больно страшен гнев этого кафира!».
Бог мой! Будь он прекрасен душой, щедр и бескорыстен, смел и верен слову, разве не угадывались бы эти достоинства по одному его виду?!
А этот - один из тех нечестивцев, о которых говорят: «Бесстыжему лицу и челюсти неуемные даны».

Татьяна Петрова 6   24.08.2019 07:37   Заявить о нарушении
Великий Мудрец - казахский Абай. Учитель казахского народа.

Елена Киянка   24.08.2019 14:33   Заявить о нарушении
а все же было б здорово если б вы написали повесть

Татьяна Петрова 6   24.08.2019 19:57   Заявить о нарушении
Татьяна, на Ваш вопрос о помощи в написании повести о кельтах отвечаю не там, где Вы его задали, потому что там идет спор с идеологическим противником, и все ответы перемешиваются. Не уверена, что Вы прочтете. Конечно, я всегда рада помочь по мере возможности. Но, чтоб писать повесть о временах столь отдаленных, необходимо хорошо изучить ту эпоху со всеми её историческими перепетиями, прочувствовать её до глубины, уловить свойственную лишь ей подачу и выражение мыслей и образов. Если Вы строй мысли той эпохи не уловите, у Вас получится проекция в современность в кельтских костюмах, как в провинциальном театре. А надо, чтоб произошло погружение читателя в описываемую Вами эпоху. Тогда это будет очень ценно. Остались ли какие-то литературные памятники той эпохи, какой-то кельтский эпос? Если - нет, это очень плохо для написания повести. Вообще-то тогда люди в основном излагали свои мысли поэтически. У меня есть несколько попыток таких вот исторических зарисовок. Насколько получилось, не мне судить. Но среди них есть "Сказ о Забаве-кудеснице" на тему жизни в дохристианской Руси. Конечно, это уже далеченько от кельтов по времени, но всё же ближе, чем что-то другое. В общем, Вы себе нелегкую задачу поставили.

Елена Киянка   25.08.2019 23:32   Заявить о нарушении
памятников осталось очень много

Татьяна Петрова 6   26.08.2019 07:34   Заявить о нарушении
и исторических документов той эпохи тоже

Татьяна Петрова 6   26.08.2019 07:37   Заявить о нарушении
Кельтский эпос и его своеобразие.
Кельтский эпос – один из значит.памятников эпохи раннего средневековья. Его творцами были кельты, населявшие территорию современной Ирландии, юж.часть Англии и сев.Франции.Хотя в V в. кельты подверглись христианизации, но она не пустила глубоких корней. Кельты оставались верны языческим традициям, верили в племенных богов, в природные силы и духов, во всякого рода магические заклинания, зароки, табу.

На этой основе из родовых и местных приданий вырос насыщенный миф.предсавлениями героический эпос. Первоначально хранителями поэт.предания – старейшины, являющиеся и жрецами, и певцами-заклинателями,колдунами и т.д. Затем произошло разделение. Певцы-сказители разделились на б а р д о в и ф и л и д о в. Барды – лирическая поэзия, связ.с музыкой. (оседлые – на службе у князя, бродячие – жившие сбором добровольных пожертвований слушателей). Филиды – прорицатели, законоведы, знатоки старых верований и преданий. Также певцы и рассказчики. Главная специальность – рассказ эпических преданий, которые они подвергали систематизированию и сложной лит-ной обработке. Долгое время они сохранялись в устной форме. Они рассказывали также эпические повести (скелы), они имели прозаич.форму, вследствие чего их называют «сагами», затем стали добавлять стихотворные вставки (речь действ.лиц в местах значит.драм.напряжения). При переходе от филида к его ученику вероятно, что текст выучивался не полностью, а только схема саги и существенные её части, остальное – импровизация.(описание пиров, вооружение героев и тд), для к-х существовали традиц.стил.формулы, переносившиеся рассказчиками из одной саги в другую.Самая древняя часть кельтского эпоса - уладский цикл, рожденный сказителями из племени уладов, живших в северной части Ирландии, на территории современного Ольстера. Главный герой цикла- Кухулин, в нем находим черты народного заступника: благородство, смелость, готовность отдать жизнь за своих близких. Образ насыщен миф.чертами, идеал доблести и совершенства. Защитник слабых и угнетённых. Он гибнет как герой, став жертвой своего великодушия. Вместе с ним его верная подруга Эмер, воплощение кельтского женского идеала. Именно в образе Кухулина древняя Ирландия воплотила свой идеал доблести и нравственного совершенства, своего рода первобытного рыцарства. Наряду с необычайной силой и мужеством Кухулин обладает душевным благородством. Большинство лежащих на нем гейсов имеет высокий моральный характер: никогда не отказывать в помощи женщине, никогда не отвергать предлагаемого гостеприимства, всегда быть верным данному слову и т. д. Он великодушен к врагам, отзывчив ко всякому горю, утонченно вежлив с женщинами, всегда - защитник слабых и угнетенных. Ни один из его подвигов не имеет своим стимулом корысть или эгоизм. Он самоотверженно один отстаивает грудью свою родину от полчищ врагов ("Угон быка из Куалнге"). Он безутешен, когда его рукою сражен друг его юности ("Бой Кухулина с Фердиадом"). Полна высокого трагизма повесть о его смерти, где он гибнет за других как жертва долга и чести.

Татьяна Петрова 6   26.08.2019 17:03   Заявить о нарушении
Одна из самых известных исторических историй – месть царицы Боудикки за попранную честь своих дочерей.

Боудикка была женой кельтского царя иценов, который сдал свои земли римлянам-завоевателям. Тем оказалось мало унижений со стороны царской семьи. Боудикка была подвержена публичной порке, а ее дочери – надругательству.

Рыжеволосая царица подняла кельтское восстание против завоевателей. Войско Боудикки (в переводе с кельтского, кстати, «победа») разбило в пух и прах город легионеров и уничтожило испанский легион. Воинами царицы было уничтожено около 100 000 римлян. Восстание Боудикки всколыхнуло правящую верхушку завоевателей, и они были вынуждены собрать целую армию, чтобы дать отпор воинствующей царице. И хотя войско восставших было разбито, история мстительной царицы вошла в народный фольклор и стала легендой.

Татьяна Петрова 6   26.08.2019 17:05   Заявить о нарушении
Боудикка происходила из аристократического рода и родилась, предположительно, между 25 и 30 гг. в Колчестере (ныне — территория графства Эссекс). В возрасте примерно 14 лет девочке начали преподавать историю, обучать ее культуре, религии и традициям своего племени, а также боевым искусствам. Боудикка владела мечом, копьем и умела управляться с щитом. Кельтские дамы обладали достаточно большой свободой и правами, которых были лишены их современницы, жившие, скажем, в Греции или Риме.Стратегически важным городом, который Боудикка собиралась захватить, был Лондиний (ныне — Лондон), заложенный римлянами вскоре после вторжения на остров в 43-м году. По словам Кассия, воины Боудикки не знали милосердия и расправлялись с населением захваченных территорий крайне жестоко, не щадя никого, так как рассматривали представителей местных племен, принявших власть Рима, коллаборационистами и такими же врагами, как и самих легионеров.Кельтская королева стала первой британской героиней (и продолжает ею оставаться), а также одной из самых известных женщин-воительниц в истории государства. Ее образ был особенно популярен в годы правления Елизаветы I, так как Боудикка символизировала все то, что так любила подчеркивать дочь Генриха VIII, а именно: феминизм, независимость и лидерство в лице истинной правительницы-амазонки. Она стала настоящим символом сопротивления, примером женщины, способной повести за собой сотни тысяч в борьбе за идею и справедливость. Статую Боудикки можно увидеть на Вестминстерском мосту в Лондоне, недалеко от здания Парламента.

Татьяна Петрова 6   26.08.2019 17:09   Заявить о нарушении
Перед битвой Боудикка на колеснице произнесла пламенную речь, о чём говорится у Тацита:

"Боудикка, поместив на колеснице впереди себя дочерей, когда приближалась к тому или иному племени, восклицала, что британцы привыкли воевать под предводительством женщин, но теперь, рожденная от столь прославленных предков, она мстит не за потерянные царство и богатства, но как простая женщина за отнятую свободу, за свое избитое плетьми тело, за поруганное целомудрие дочерей. Разнузданность римлян дошла до того, что они не оставляют неоскверненным ни одного женского тела и не щадят ни старости, ни девственности. Но боги покровительствуют справедливому мщению: истреблен легион, осмелившийся на битву; остальные римляне либо прячутся в лагерях, либо помышляют о бегстве. Они не выдержат даже топота и кликов столь многих тысяч, не то что их натиска и ударов. И если британцы подумают, сколь могучи их вооруженные силы и за что они идут в бой, они убедятся, что в этом сражении нужно победить или пасть. Так решила для себя женщина; пусть же мужчины цепляются за жизнь, чтобы прозябать в рабстве.

Не молчал в столь решительный час и Светоний; убежденный в доблести своих воинов, он тем не менее обратился к ним с увещаниями и просьбами презреть вопли и пустые угрозы варваров; все видят, что среди них больше женщин, чем боеспособных мужей; малодушные, кое-как вооруженные, столько раз битые, они сразу же побегут, как только узнают доблесть и мечи своих победителей. Даже при большом числе легионов судьбу сражений решают немногие, и им достанется тем больший почет, если столь малый отряд покроет себя славою, выпадающей на долю целого войска. Только пусть они не расстраивают рядов и, метнув дротики, продолжают непрерывно поражать и уничтожать неприятеля выпуклостями щитов и мечами и не думают о добыче. После того как они одержат победу, все достанется им. Эти слова полководца вызвали такое воодушевление и старые испытанные в походах воины с такой ловкостью изготовились метнуть дротики, что, уверившись в успешном исходе, Светоний подал сигнал к началу сражения."

Татьяна Петрова 6   26.08.2019 17:12   Заявить о нарушении
мне ваши поэмы на исторические темы все нравятся

Татьяна Петрова 6   26.08.2019 18:49   Заявить о нарушении
вспомните произведения Василия Яна-как он передал колориит

Татьяна Петрова 6   26.08.2019 18:50   Заявить о нарушении