ХР Первобытные структуры образы мысли понятия

ХР. 2.7.83.1. Первобытное словообразование. Структура-образ-мыслеобраз-понятие.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 83.1. Первобытное словообразование. Структура-образ-мыслеобраз-понятие.


Иллюстрация из открытой сети Интернет.

Метаморфозы структур-образов-мыслеобразов-понятий…


База данных главы:

Научно-редакционный совет издательства «Советская энциклопедия», Институт языкознания АН СССР, Лингвистический энциклопедический словарь, Главный редактор В.Н. Ярцева, Москва, «Советская энциклопедия», 1990.

Википедия, энциклопедии, толковые словари, монографии, школьные материалы учителей словесности.

База данных о количестве русских слов (более 40 000), слов, которые начинаются на конкретную букву русского алфавита и в которых есть конкретная звук-буква русского алфавита, на сайте http://www.crossworder.ru.

Егорова О. В.  Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. — М.: «Издательство «Гном и Д», 2005.

Звуки природы: http://ecosounds.net.





Африка. Ближний Восток. Саудовская Аравия. Южная Азия. Пакистан. Индия. Миграции первобытных людей. Современное человечество. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Допотопное человечество классических кроманьонцев. Первобытные традиции речи. Первобытное словообразование. Структура-образ-мыслеобраз-понятие. 46 500 до н.э.




Окружающая среда и мир наполнена разнообразными звуками. Даже когда в природе «стоит мёртвая тишина», всё равно есть какие-то звуки, например, звук дыхания и сердцебиения слушателя…

Несомненно, самые древнейшие из древних гоминиды, архантропы, палеоантропы, питекантропы, неандертальцы, классические неандертальцы и классические кроманьонцы жили-были в мире звуков, слышали звуки, внимали звукам, подражали звукам, а также сами производили разнообразные звуки.


Какими были звуки первобытной окружающей среды и мира в данное время (50 000-40 000 до н.э.)?

Ответ очевиден – такими же, как современные звуки природы, естественной природной окружающей среды и мира, например:

звуки леса,
звуки моря,
звуки цветущего луга,
звуки человеческого традиционного поселения,
звуки человеческого общества,
звуки быта, производственных и хозяйственных дел,
звуки погоды и климата,
звуки ландшафта и рельефа местности,
звуки, характерные для зимы, лета, весны и осени,
звуки природных феноменов и катастроф (грозы, бури, урагана, землетрясения, извержения вулкана, наводнения-цунами),
звуки охоты и войны.


Звуковые структуры-образы указанных звуков можно ведически (опытным путём) услышать и даже увидеть на замечательном сайте «Звуки природы» http://ecosounds.net.

Это те самые звуки природы, которые, несомненно, слышали и слушали наши первопредки всех без исключения поколений за всю историю развития современного человечества (человечеств). Причём звуки окружающей среды и мира слушали и воспринимали представители всех без исключения рас, народов, наций и весей Ойкумены (обитаемого мира).

Несомненно, звуки окружающей среды и мира оказали естественное и закономерное, определяющее и формирующее значение на образование человеческих звуков, в том числе звуков человеческой речи.


Какие звуки, например леса, могли слышать, слушать и воспринимать первобытные люди, как символические структуры-образы, а потом перенимать и использовать эти звуки в своей устной речи и в языке человеческого общения?

Это так называемые неречевые звуки, имитирующие звуки окружающей среды и мира…


Вот летний лес, тропические джунгли, наполненные звуками…

Представьте: загадочные, густые, влажные, жаркие, труднопроходимые джунгли. Необычные диковинные растения, деревья, птицы, насекомые. Совсем рядом в каменистую падь речного залива ниспадает бесконечный поток водопада…

Звуковым фоном является бесконечный ровный шум водопада: «ш-ш-ш-ш-ш». В этом шуме падающей воды почти не слышно как бурлит, журчит вода в заливе под водопадом, как звучат миллиарды водяных брызг...

Растения вокруг водопада молча, практически не шевелясь, заворожённо слушают шум падающей воды и, кажется, дремлют. Только изредка ветки тропических деревьев вдруг начинают качаться от толчка вспорхнувшей птицы.

Птиц много, очень много. Они поют, щёлкают, свистят, кричат, чиркают и чирикают на разные лады, щебечут, перекликаются, подают друг другу звуковые сигналы-знаки и без умолку окликают друг друга.

Иные птицы противно скрипят, другие весело свистят, третьи «квакают» как лягушки, а четвёртые «ухают», как люди.

Невольно хочется подсвистнуть птицам, передразнить их, сымитировать их свист, пение, клёкот, скрипение, крики…

Ухо внимательного человека уже точно различает звуки птиц, а если удаётся увидеть их в густой листве, то соотнести из звуки с их видом.

Вот очень кратко и мягко подаёт свой звук трясогузка: «Пить! Пить-пить!», и машет вверх-вниз своим плоским узким хвостом.

Однако кто-то большой и тяжёлый раскачал ветки высокого дерева над водопадом. Это прыгают по веткам ловкие обезьяны – мартышки, а невдалеке от них отрывисто ревут и издают плачущие звуки обезьяны-ревуны.

Порх! Это неожиданная лесная тропическая птица практически мгновенно приземлилась и тонким клювом клюнула-схватила какое-то насекомое. Порх! И птички уже нет. «Чирк! Чирк!» - сказала она на прощание…


Наступила ночь…

Ночь в тропиках наступает так, как выключается электрический свет, сразу, практически без сумерек.

Водопад продолжает шуметь вдали и его звук становится глуше: «бу-бу-бу-бу»…

Вместо шума водопада фоном всех лесных звуков являются звуки-свирканья сверчков. Их множество и самые близкие к нам «свиркают» очень громко…

На самом деле это не так. Просто наш слух ночью обостряется, становится более чувствительным, внимательным.

Вдали тонким характерным звуком-воем завыл голодный или печальный волк. Его вой раздаётся то слева, то справа, то ближе, то дальше и невольно вызывает ощущение и чувство насторожённости, опасливости, ознобного страха.

- Бр-р-р! – дополняет звуковые ощущения ночная прохлада…

Хорошо, что перед нами свет ярким порхающим светом жаркий костёр, в котором потрескивают дрова, вспыхивают маленькие факелы и язычки жалящего пламени, рушатся раскалённые угли, да вспархивают ввысь в ночное небо быстро гаснущие искры.

В дымном потоке искры гаснут, умирают и превращаются в ночные звёзды, которые неподвижно застыли на ночном небосклоне и только мерцают в такт «свирканьям» сверчков.

Где-то неподалёку на одном из огромных деревьев, густая крона которого освещена мятущимися бликами-тенями от костра, ухает филин: «Уху!, Уху! Угу!».

Филину вновь отвечает вой волка и новое полено разгоняет тревожные ночные звуки леса громким потрескиванием: «Треск! Треск!», - так им, этим жутким звукам ночного леса!…


И снова утро, снова день, снова лес превратился в красочный, живой, счастливый, мирный и красивый живой мир.

Сердце радостно бьётся в такт многочисленным звукам, крикам и пению птиц, среди которых отчётливо доносятся кукушкино «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!».

Шелестит трава и лесная подстилка под ногами, мягкий стелющийся шаг почти не издаёт звуков. Рядом играет звуками ручеёк, и бурлящая вода на камешках игриво журчит, словно перекликаясь с трелями птичьего пения.

Дневные лесные птицы словно сошли с ума и щебечут, щебечут, кричат, поют, чирикают, гундосят, словом, издают самые разнообразные звуки. Их так много, что ухо не успевает их отметить, и они сливаются в сплошную хаотичную звуковую картину летнего густого дикого леса.

Ночных животных не слышно. Только изредка вдали внезапно вдруг раздаётся глухой стук копыт, и кусты начинают резко колыхаться, отмечая путь бегущего оленя.

В этой какофонии лесных звуков и птичьего гомона чудятся какие-то странные звуки, словно кто-то кого-то зовёт, манит, призывает, кто-то за кем-то следит, наблюдает…

Да, летний густой дикий лес только с виду красивый и безопасный, в нём тайна…


Время идёт и перед нами осенний лес. Летних птиц уже не видать и не слыхать. Листва начинает опадать. Поверху высоких деревьев уже слышен шум осенних ветров.

Среди засыпающих деревьев, которые изредка роняют жёлтые и красные листья, резко каркают вороны: «Кар! Кар! Кар!».

Их одинокие или групповые звуки резко, скрипуче, громко разносятся по лесу.

Ветер неровным фоном шумит в кронах деревьев. Листья падают, касаются веток и с тихим шелестом укладываются в лесную подстилку.

Один листочек упал и коснулся щеки, мягко щекотливо царапнул, невесомо упал на плечо, соскользнул по груди и упал на землю.

Ноги шелестят павшей листвой, которая как вода, расступается перед идущим.

Прохладный, а местами уже холодный влажный воздух наполняет лёгкие, насыщает запахами осеннего леса, в котором слышатся запахи прелой листвы, грибов, родниковой воды, мокрой коры и осень… Скоро зима…


Снег… Холод… Ветер…

Ничто не мешает злому, колючему воющему ветру беспощадно мести позёмкой и взмахивать волнами колючего снега. Снег не просто падает, он несётся, метёт, заметает.

Снег заметает старые следы, которые заскорузли коркой, эта корка хрустит, ломается, а новый снег скрипит под шагами.

«Хруп! Хруп!» - звук шагов в снегу разнообразный, то глухой, то звонкий, то приминающий, то разрушающий.

Порывы ветра наваливаются снежной крошкой как волны моря, а вьюга воет над всем миром, будто поёт свою злобно-радостную песню…

Голые без листьев деревья упираются натиску снежной вьюги, гнутся, качаются, стонут и страдают в объятиях вихрей, но не сдаются. Им не страшны даже свистящие сумасшедшие танцы вихрей с вьюгой.

Ничего, шаги всегда кончаются порогом, за которым тепло и уют, впереди весна, а за ней и лето… Главное – дойти…


Лето. Опушка леса. Шалаш из веток и листвы. Пол в шалаше покрыт тонкими ветками с листвой и травой.

Густая крона из веток и листвы плотной покрышкой закрывает всех в шалаше от ветра, холода и… дождя.

Да, за входным проёмом шалаша сплошным потоком льёт дождь.

Шум дождевого потока поход на шум водопада, только более монотонный.

Отдельные кали, ударяя о землю, производят ударные звуки: «Кап! Кап!», но
капель так много, что их звучание превращается в сплошной хор капель.

Звуковой фон дождя невольно умиротворяет, сдерживает, успокаивает, усыпляет…

Внезапно серая пелена дождя озаряется ярким призрачным светом, а затем по ушам и по всем внутренностям ударяет раскатистый звук грома. Словно кто-то там наверху взрывает что-то взрывчатое, ударяет в разные барабаны…

Кали дождя начинают проникать сквозь листву крыши и стен и капать внутри шалаша. На входе остались стоять стебельки лесных трав и цветов. Капли дождя падают на них, колеблют листочки и они молча терпят эти удары судьбы…

Да, от невзгод стихии и судьбы, как и от дождя, никуда не деться. Надо просто их переждать, перетерпеть, пересилить их коварное вредное воздействие.

Вот почему все, кто находится в шалаше, невольно теснятся друг к другу, прижимаются, обнимаются, плотнее заворачиваются во всё, что может сохранить тепло и сухость, и молча ждут. Ждут, когда закончится дождь…


А пока всё и вся в замкнутом мире тесного контакта двух или нескольких родных и близких людей концентрируется в звуках человеческого общения, возни, осторожных или неловких движений. Это сгрудились под одной попоной несколько разновозрастных людей.

Все пережидают дождь и вскоре шум дождя, даже гром и всполохи молнии сменяются внимательным слушанием тихого шёпота мамы, убаюкивающего ребёночка.

Она что-то говорит шёпотом, произносит какие-то бессвязные звуки и эти звуки улыбаются, смешат, волнуют, успокаивают, заинтересовывают, печалят и вызывают то неясную улыбку, то слезу, то счастливое ощущение-воспоминание.

Стук сердца и дыхание мамы становится внятным, громким, слышным и этот ритмичный стук «Тук-тук! Тук-тук!» превращается в огромный окружающий мир, в самое главное, самое дорогое и самое безопасное место на всём белом свете…


Возможно, из этих неясных неречевых физиологических, фактических, реальных и действительных фоновых и отдельных шумов и звуков окружающей среды и мира, возникали и формировались звуковые структуры-образы, звуки речи, соединённые со зрительными и виртуальными (мысленными) структурами-образами, которые образовывали в памяти-сознании конкретные картины мира в корреляции (взаимообусловленной взаимосвязи) с ощущениями, чувствами и восприятием опыта жизнедеятельности…


Звуки речи – это элементарные, то есть простейшие по произношению звуки, воспринимаемые человеком как смысловые или содержательные структуры-образы чего-либо, то есть как мыслеобразы или понятия.

В данному случае «слуховое понятие» - это представление или воспоминание о чём-либо, осведомлённость в чём-либо, ведение, знание, понимание чего либо, порождённое инстинктивным, врождённым, наследственным или благоприобретённым восприятием привычных, характерных, знаковых или сигнальных звуков (звукосочетаний).

Например, подражание звериному рыку «Рр-р-ры-аа-ууу!» вызывает инстинктивные ощущения боязни, страха, осторожности, а возглас «Ура!» - радости, довольства, возбуждения.

В главах «Хронологии» о первобытном алфавите в наименованиях звуков-букв, в значениях этих звуков, показаны представления или воспоминания, структуры-образы-понятия, возникающие при их звуковосприятии или при их звукопроизводстве.

Таким образом, практически каждый и любой звук устной человеческой речи и устного языка человеческого общения обладает соответствующим смыслом, содержанием, понятием и структурой-образом (в том числе и визуальной структурой-образом).


По закону подобия (Всё подобно всему) простые и односложные звуки и звукосочетания выражают и отражают простые звуковые понятия-структуры-образы, сложносоставные или многозвучные – сложные звуковые понятия.

Таким образом, проявляется одна из общих закономерностей развития любых структур-систем – с увеличением числа элементов, структура-система неизбежно, естественно и закономерно усложняется.

Даже если элементов, например, звуков структуры-системы устной речи или языка общения, немного, то всё равно, структура-система речи или языка общения (грамматика, синтаксис) с развитием отношений неизбежно усложняется.

Вот почему, даже самые ранние первобытные праязыки или протобашенный праязык «Турит», обладая небольшим алфавитом гласных и  согласных звуков, всё равно был насыщенным структурами-образами-понятиями, выраженными в первобытных лексемах-словах.

При этом недостаток количества элементов-звуков алфавита протобашенного праязыка «Турит» неизбежно компенсировался качеством звуков устной речи (интонациями, нюансами произношения).


В результате личного (индивидуального, чувственного) восприятия феноменов окружающей среды и мира, реакций, действий, поступков и поведения окружающих живых существ и людей, у человека неизбежно, естественно и биологически закономерно в структурах мозга и центральной нервной системы возникают соответствующие нервные структуры.

В этих нервных структурах мозга и центральной нервной системы фиксируются и сохраняются соответствующие сигналы, комбинации сигналов (коды) реакций-ощущений. Эти нервные сигналы-коды являются материальным выражением памяти-сознания, то есть структурами-образами, мыслями, внутренней речью и внутренним зрением (звуками, звукосочетаниями, словами, видами представлений, картинами сна, эффектом «дежавю», ясновидением).


Ведическая (диалектическая), то есть практическая, опытная, экспериментальная жизнедеятельность человека, направленная на накопление жизненного опыта, то есть на накопление, анализ и синтез соответствующих структур-образов памяти-сознания, является (называется) мышлением.

Таким образом, мышление – это ведическая, то есть познавательная, житейски околонаучная, исследовательская, практическая жизнедеятельность человека.

Результатом ведической жизнедеятельности или мышления всегда и везде, у всех, у любого и у каждого человека является мысль, то есть соответствующая комплексная структура-образ, образец, картина, слово, понимание, понятие, смысл, идея, модель.

Совокупность ведических (практических, опытных, житейских) структур-образов-мыслей-понятий-идей-моделей образуют знание (базы данных). В отличие от личного чувственного (ведического) опыта, знания без непосредственного восприятия человеком (например, учеником) могут передаваться путём представления, воображения, воплощения, изображения, показа и устной передачи соответственно зрительных и звуковых структур-образов-мыслей-понятий.

Например, используя активные свойства образного мышления (представления), человек, обладающий соответствующими знаниями и опытом, может по следам, оставленными животными и/или людьми, методом аналогии, сравнения, анализа и синтеза (например, дедукции или логического предсказания) составить для себя и окружающих общую и/или конкретную картину произошедших феноменов (событий), их причин, следствий, последствий и результатов.

При этом образуется общая или конкретная сложносоставная мысленная картина – совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных, то есть коррелирующих друг с другом нервных структур-узлов-центров или структур-образов-мыслей-понятий.


Понятие – это ключевое понятие мышления… (Шутка).

Понятие – это структура-образ-мысль, выражающая или отражающая (представляющая) в обобщённой форме феномены, то есть объекты, субъекты, явления, события и процессы окружающей среды и мира (фактической реальной действительности) посредством определения и закрепления в памяти-сознании их свойств и характерных отношений. При этом свойства и характерные отношения феноменов являются их признаками, приметами, отличительными знаками-символами.

Понятие – важнейшая (концептуальная) категория (элемент) структуры-системы человеческого языка общения (языковая категория, концепт).

Понятие – то же самое, что значение (предназначение) звукового сигнала (например, звук «шшшш» - означает «тише»), слово-понятие (например, слово «мама» - означает «родная мама») или знак-символ (например, дорожный знак «кирпич» - проезд закрыт).

Понятие – это всегда либо одно имя-наименование-слово, либо словосочетание (например, «орудие» или «каменное орудие»).

Понятия всегда и всюду, во все времена и повсеместно практически одинаковые, единые, общечеловеческие (смотри, например «список Сводеша»), - только они выражаются-отражаются общечеловеческие всемирные понятия по-разному, разными структурами-системами звукового и письменного кодирования, на разных языках.

При этом, естественно, неизбежно, несомненно, формы выражения-отражения понятий не являются раз и навсегда заданными, одинаковыми или едиными в разных языках общения, но их концептуальный смысл и значение остаются объективно сущими, реально действительными, независимыми от воли или мнения человека (людей, человечества).

Например, небо, солнце, луна, звёзды, космос, время, земля, вода, ветер, природа, да практически всё в окружающей среде и мире, существует, взаимодействует и происходит само по себе, по своим причинам и следствиям, законам и закономерностям, независимо или почти независимо от человека.


Вот почему в мире существует множество языков и словарей языков, но существует единый общечеловеческий словарь понятий, как объективно существующих общечеловеческих структур-образов феноменов окружающей среды и мира, объективных структур-образов феноменов общечеловеческой жизнедеятельности.

Этот единый общечеловеческий словарь понятий формировался и формируется всё время существования человечества (человечеств), но получил своё звуковое воплощение с того момента, когда было произнесено первое осмысленное индивидом и осознанное (одинаково воспринятое) всеми звукосочетание, звук-сигнал, звук-знак.

Даже Бог-Созидатель, создавая по библейской легенде «свет», не произнёс первым это слово-понятие, а перед этим произнёс другие слова-понятия: «да» и «будет» или концептуальное словосочетание «да будет» (Библия. Ветхий Завет, Книга Бытия (гл. I, ст. 3): «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет»)…


Сложносоставной смысл понятия «сотворения мира» или света в данном примере хорошо раскрыто в сложносоставном понятии из трёх слов-понятий: «да будет свет». Только в случае произнесения Богом-Творцом этих трёх слов-понятий – «и стал свет»…

Таким образом, уже изначально, при возникновении устной речи и человеческого языка общения, ранее возникло множество иных (подготовительных) структур-образов-понятий (мимики, поз, жестов, действий, поступков и т.д.), которые в совокупности завершились созданием осмысленных звукосочетаний-слов-лексем-названий-наименований, обозначающих различные феномены, субъекты и объекты окружающей среды и мира, их свойства, признаки, приметы, параметры и характеристики.

Вот почему любой осмысленный звук или звукосочетание (в нужное время, в нужном месте, с нужной силой, тембром и интонацией) имеет сложное многозначное смыслообразующее значение в словах-понятиях.

Вот почему одно слово-понятие, произнесённое (озвученное) по-разному, может быть корнем-основой для большого количества родственных слов-понятий, сложносоставных фраз-понятий, выражений-понятий и предложений-понятий.

Вот почему иногда люди, слушая ласковые, льстивые и заискивающие речи, уверения и заверения, хорошо чувствуют, ощущают, догадываются (если хотят), что их обманывают…

Вот почему для правильного понимания, то есть для действительного, соответствующего реальности, фактам, точной мысли, смыслу и содержанию выражения структуры-образа-мысли, чрезвычайно важно единое (единообразное) восприятие понятий (определений, норм, правил).


Понятия, выражаемые звуками, звукосочетаниями, восклицаниями, междометиями, словами-лексемами, фразами, выражениями и предложениями, имеют следующие структурные элементы:

совокупность существенных свойств, признаков, примет, параметров и характеристик отражаемого феномена (сигнификат), определяющих их место в структуре-системе языка;

категорию «сущности», то есть «причинно-следственной истории» или «определения принадлежности» к какому-либо роду или виду отражаемых феноменов (интенсионал);

класс реальных, действительных и фактических феноменов, к которым конкретно относится понятие (денотат, денотация);

класс возможных, воображаемых, известных и/или неизвестных феноменов, к которым может относиться понятие (компрегенсия – «охват», «протяжённость»);

признаки осмысленного соседства, окружения, эмоционально-шумового фона реальных и воображаемых, известных или неизвестных феноменов (ассоциация, коннотация).

Существуют и иные модели структуры понятия, например: «сигнификат» плюс «интенсионал» - это «смысл» понятия; «денотат» и «компрегенсия» - это «экстенсионал» понятия и т.д.


В любом случае всегда и во всём понимание и выражение (отражение) понятий в устной речи и в языке человеческого общения определяется смыслом, целью, задачами, характером, темпераментом и логикой человеческих отношений и взаимоотношений.

При объективно-независимом существовании общепринятых общечеловеческих понятий, они могут в устной речи и в человеческих отношениях случайно или намеренно представляться-выражаться-отражаться в изменённом или искажённом виде-форме, например, в форме шутки, издёвки, ругани или лжи…


Таким образом, человеческие структуры-образы-мысли-понятия, закреплённые в генетической, инстинктивной, врождённой и благоприобретённой первобытной памяти-сознании (совместном с предками знании) являются «живыми», живущими, меняющимися, приспосабливающимися и адаптирующимися к любой жизненной ситуации, к любому жизненному феномену.

Любой человек, после своего рождения, вынужден сам ведическим, то есть опытным путём исследовать феномены окружающей среды и мира, изучать, перенимать, принимать общепринятые структуры-образы-мысли-понятия, а также самостоятельно открывать, создавать, сочинять, определять свои собственные структуры-образы-мысли-понятия.

Этот нескончаемый процесс человеческой жизнедеятельности ярче всего проявляется в словотворчестве, в творческом развитии устной речи, языка общения и письменности, а также в совершенствовании изначального общечеловеческого Словаря первобытных структур-образов-понятий…


Вот современные научные представления о термине «понятие»:

Понятие – это логически оформленная мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности.

Понятие – это представление о чём-либо, осведомлённость в чём-либо, знание и понимание чего-либо.

Понятие – это мнение о ком-либо или о чём-либо.

Понятие – это оценка кого-либо или чего либо.

Понятие – это понимание, разум, рассудок.

Понятие – это сведения о чём-нибудь.

Понятие – это способ или уровень понимания чего-нибудь.

Понятие – это логически оформленная мысль о классе предметов, явлений, идея чего-нибудь.

Понятие (в философии) – это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.

Понятие (в логике) – это мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Понятие (в психологии) – это символическое отображение существенных свойств предметов окружающего мира, выделенных в результате аналитической работы, в котором свёрнуто особое предметное действие, воспроизводящее предмет познания посредством использования определённых инструментальных средств.

Понятие (в иной логике) – это общее имя, имеющее относительно ясное и устойчивое содержание и сравнительно чётко очерченный объём.

Понятие (в иной логике) – это общее имя, отра¬жающее предметы и явления в их общих и существенных признаках, содержание общего имени, со смыслом, стоящим за таким именем.


Изначально в первобытные времена, вероятно, использование и исследование понятий осуществлялось по схеме-алгоритму: «собственно понятие» затем «суждение о понятии», а затем «умозаключение на основе суждения о понятии».

Современная человеческая логика считает такую схему рассуждений устаревшей («первобытной») и применяет следующий алгоритм логических рассуждений о понятиях: «логика или логический смысл высказывания, без разложения его на составляющие части».

Вот почему современная наука с сомнением принимает гипотезу, предположение или теорию исследователей значимости, смыслового значения первобытных понятий и структур-образов-понятий, заключённых в отдельных первобытных звуках и звукосочетаниях, в первобытных восклицаниях, междометиях, в шумовых и звукоподражательных звуках-фонемах, в корневых первобытных словах-лексемах праязыков.

Одновременно, современная наука даёт, например, такое определение термина «понятие»: «Понятие – это логически расчленённая общая мысль о предмете, включающая ряд взаимосвязанных признаков».

Только Владимир Иванович Даль (1801-1872), русский писатель, этнограф и лексикограф, собиратель фольклора, военный врач, создатель Толкового словаря живого великорусского языка, просто и толково пояснил: Значение слова «понятие» - «понятный», «понять» и прочее, смотри слово «понимать».


Таким образом, структура-образ-мысль-понятие – это результат практической, ведической (опытно-исследовательской) и логической (научной) жизнедеятельности человека во взаимоотношениях с окружающей средой и миром.

При этом структуры-образы-мысли-понятия естественно и обязательно выражают и отражают в памяти-сознании-мышлении человека совокупность сущностей, свойств, причинно-следственных связей и взаимоотношений феноменов, объектов и субъектов окружающей среды и мира.

В результате такой мыслительной или интеллектуальной жизнедеятельности неизбежно и обязательно в памяти-сознании-мышлении человека образуются система структур-образов-мыслей-понятий, то есть модели феноменов, объектов и субъектов окружающей среды и мира, духовные, абстрактные и виртуальные образы.

Так, например, возникают структуры-образы-мысли-понятия о духах предков, духах природных стихий, духах феноменов, объектов и субъектов окружающей среды и мира, а также структуры-образы-понятия тотемов, авторитетов, кумиров, вожаков, вождей, божеств, богов…


Структуры-образы-мысли-понятия (к ним теперь можно и нужно добавить «модели» и «картины») естественно обладают своими количественно-качественными параметрами.

Например, совокупность существенных свойств, признаков, примет, параметров и характеристик определённых феноменов, объектов и субъектов, подпадающих под соответствующее понятие, является его содержанием, а совокупность этих феноменов, объектов и субъектов - объёмом понятия. Пример всеобъемлющего понятийного содержания – структура-образ-мысль-модель-понятие «люди».

Кстати, чем больше элементов содержания понятия, тем меньше его объём, например, понятие «светловолосые люди низенького роста» очень содержательное по признакам, но гораздо уже и меньше просто понятия «люди» (то есть «все и любые люди»).


Объём структур-образов-мыслей-понятий может быть единичным (я, ты, он, она), общим (они, те, которые) и пустопорожним (дыра, дырка, чёрный квадрат).

По содержанию структуры-образы-мыслеобразы-понятия разделяются на:

положительные – фиксирующие у какого-либо феномена, объекта или субъекта определённые (существенные) свойства, признаки, приметы, параметры и характеристики (например, «хороший человек»);

отрицательные – фиксирующие отсутствие у какого-либо феномена, объекта или субъекта определённых (существенных) свойств, признаков, примет, параметров и характеристик (например, нехороший человек»);

относительные – фиксирующие обязательное или предполагаемое существование не менее двух феноменов, объектов или субъектов относительно друг к другу (например, ученик и учитель);

безотносительные – фиксирующие независимое существование не менее двух феноменов, объектов или субъектов относительно друг к другу (например, человек и море);

собирательные – фиксирующие несколько (множество) однородных элементов феноменов, объектов или субъектов в их объединении (например, лес, град, стая, стадо, созвездие);

разделительные (несобирательные) – фиксирующие отдельный элемент феноменов, объектов или субъектов (например, звезда созвездия, планета солнечной системы);

конкретные – фиксирующие отдельный феномен, объект или субъект (например, жилище, копьё, камень);

абстрактные – фиксирующие только определённые (существенные) свойства, признаки, приметы, параметры и характеристики, в том числе взаимоотношения феноменов, объектов или субъектов (например, доброта, внимание, доминирование, равенство, свобода, братство, счастье);

эмпирические – фиксирующие непосредственные фактические, реальные, действительные определённые (существенные) свойства, признаки, приметы, параметры и характеристики, в том числе взаимоотношения конкретных феноменов, объектов или субъектов (например, рукопожатие, объятие, поцелуй, взаимообмен, торг);

атеоретические – фиксирующие вероятные, возможные или невозможные свойства, признаки, приметы, параметры и характеристики, в том числе взаимоотношения неких феноменов, объектов или субъектов (чудо, волшебство, сказка, фантазия, фантастика).


Все, каждые и любые без исключения структуры-образы-мыслеобразы-понятия возникают, вырабатываются, исследуются, рождаются и фиксируются в памяти-сознании-мышления человека (человечества, человечеств) только ведическим, то есть опытным путём их сравнения с ранее выработанными структурами-образами-мыслеобразами-понятиями, зафиксированными в изначальной, генетической, врождённой, наследственной и благоприобретённой памяти-сознании (Всеобщий закон познания: «Всё познаётся в сравнении»).

В результате ведического познавательного сравнения неизбежно и обязательно возникает либо инстинктивное, либо интуитивное, либо опытно-логическое представление, мнение и суждение о наблюдаемом феномене, объекте или субъекте, которому из памяти-сознания (совместного знания, традиционного знания, общепринятого знания, научного знания) подбирается или создаётся соответствующие готовые или новые структура-образ-мыслеобраз-понятие.

Характерной особенностью понятий является их применимость к соответствующим классам феноменов, объектов или субъектов, а по закону подобия (всё подобно всему) – практически ко всему, что имеет аналогичную (подобную) структуру-систему существования и взаимоотношений (например, семья, община, род, племя, народ, нация, человечество).

Главным свойством понятий является их сущность, так как понятия фиксируют, раскрывают, обозначают существо, природу, сходство, общность и особенности феноменов, объектов и субъектов, понятия реализуют «диалектическое единство и борьбу всеобщности и особенности».

Диалектическое единство и борьба всеобщности и особенности структур-образов-мыслеобразов-понятий выражается и отражается в речи, в языке общения, в поведении, в представлениях, мнениях, суждениях и заключениях (выводах, результатах).

Эти мнения и суждения постоянно совершенствуются до появления в результате максимально краткой и общей структуры-образа-мыслеобраза-понятия. Причём, по меткому заключению-выводу Фридриха Энгельса: «Понятия – это сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 550).


Ещё одной характерно человеческой особенностью структур-образов-мыслеобразов-понятий является их типичное различие по возрасту их создателей и носителей (людей). Так, например, понятия детства одни, понятия юности – другие, молодости – третьи, зрелости – иные, а старости – всеобъемлющие…

Современной наукой признаётся, что понятия ребёнка в возрасте от 2 до 7 лет ещё не совсем истинные, соответствующие фактической реальной действительности, то есть «предпонятия», «детские понятия», «понятия ощущений», «рефлекторные понятия» и т.д.

Детские предпонятия, как правило, образные, игровые, но конкретные, предметные, доверчивые, распространённые на всё и на всех, «скачущие» или «перескакивающие» от одного к другому. Для детского восприятия, мышления и речи характерно вольное толкование и переиначивание структур-образов-мыслеобразов-понятий, приспособление их к своим потребностям.

Таким образом, дети в возрасте 2-7 лет – главные «изобретатели» новых структур-образов-мыслей-понятий, которые затем прочно свяжут свойства их нравов и черты их взрослых характеров. Вот почему говорится: «Все мы родом из детства»…


В возрасте 7-12 лет у человека естественно и неизбежно в силу его вхождения в семейно-хозяйственные бытовые или житейские отношения (появление бытовых обязанностей, забот, дел) постепенно игровые детские предпонятия заменяются на индивидуальные «отроческие предпонятия», собственные индивидуальные мнения, которые входят в системное единство и противоречие с навязываемыми воспитанием и обучением общепринятыми мнениями, суждениями, знаниями.

Отроки и молодицы в возрасте 7-12 лет активно «впитывают» в себя практически все бытовые и житейские общепринятые понятия, традиции, обычаи и составляют им свои собственные мнения, взгляды, суждения, а также предпочтения. В этом возрасте осуществляется подбор и выбор индивидуальных структур-образов-мыслей-понятий, который становится сутью темперамента и нрава отрока или молодицы.

При этом все бытовые и житейские понятия для отроков и молодиц всё равно остаются не обобщёнными, а предметными, вещественными, конкретными. Они мыслят конкретными категориями, то есть не понимают и не принимают «взрослых шуток», «аллегорий», «логических схем и построений». Вот почему взрослым кажется, что дети ничему не учатся, ничего не запоминают в школе, не хотят учиться, что у них «ветер в голове»…


Только в момент перехода от детства к юности (через отрочество), то есть в момент возрастной личностной инициации (вхождения в мир взрослых отношений), когда индивидуализм постепенно превращается в личностную сущность человека, происходит естественное и закономерное изменение количества усвоенных понятий и их качество, в их творческое применение и развитие.

Причём юноши и девушки в возрасте 12-17 лет ведическим, то есть опытным путём, теперь уже не на веру, а экспериментально проверяют, сравнивают свои детские и отроческие представления, мнения, суждения, то есть понятия, со своим практическим житейским и хозяйственным жизненным опытом, с полученными знаниями.

Теперь  они начинают мыслить и выстраивать свой мир своих собственных понятий, создавать свою личную (частную) картину мира, строить свою модель своей судьбы…


Начиная с возраста ранней молодости (17-20 лет), юноши и девушки начинают максимально активно, то есть «бунтарски», революционно, творчески применять, использовать, модернизировать, совершенствовать, приспосабливать и навязывать окружающей среде и миру свои собственные избранные структуры-образы-мысли-понятия. В этом возрасте молодёжь живёт и действует по своим понятиям…


Однако жизнь в окружающей природной среде и в мире людей – великий Учитель всего и всех – всё ставит на свои места, всему даёт свою оценку, суждение, суд, поощрение и наказание, возвращает вольнодумцев и «революционеров» в стабильное русло общепринятых человеческих структур-образов-мыслеобразов-понятий…

«Всё возвращается на круги своя» в системе общечеловеческих структур-образов-мыслеобразов-понятий с возраста начала трудовой и семейной жизнедеятельности, когда в возрасте 21-25 лет возникают естественные «взрослые» права и обязанности обеспечения безопасности, здоровья, сытости и благополучия себе, своим близким, родным и детям.

Реальная ответственность за жизнь, здоровье и благополучие себя и своей семьи неизбежно, обязательно и закономерно дополняет ведический, то есть практический, опытный поиск и формирование структур-образов-мыслеобразов-понятий на научный, то есть истинные, соответствующий не представлениям, а фактическим реальностям действительности. Реальная жизнь и действительность теперь не прощает ошибок в понятиях…


Относительно длительный период активной (зрелой) трудовой деятельности (примерно до возраста 60 лет) характеризуется устойчивым развитием общепринятых структур-образов-мыслеобразов-понятий, их традиционным применением, закреплением, защитой, но в то же время естественным изменением и активным приспособлением к обстоятельствам жизни, к феноменам окружающей среды и мира, к научным открытиям, к новым технологиям, способам и методам организации и обеспечения человеческой жизнедеятельности.


Время после 60 лет жизни – это время научных обобщений, суждений и выводов, упорядочивания и ограничений, формирования устойчивых во времени пространстве общепринятых структур-образов-мыслеобразов-понятий, которые становятся обновлёнными традициями, обычаями, ритуалами, правилами и законами человеческой жизнедеятельности…


Таким образом, люди во все времена своих возрастов и в историческом времени всегда и повсюду живут в среде-системе структур-образов-мыслеобразов-понятий, которые по закону подобия (всё подобно всему) взаимодействуют друг с другом точно так же, как взаимодействуют люди между собой.

Почему? Потому что: «Сколько людей, столько и мнений», то есть структур-образов-мыслеобразов-понятий, вернее вариантов понятий…

Дело в том, что изначальные структуры-образы-мыслеобразы-понятия, раз возникнув, уже не исчезают, а сохраняются в человеческой памяти-сознании, передаются с генами, по наследству, путём взращивания, игры, тренинга, дрессуры, воспитания, обучения, практической жизнедеятельности, ведического исследования, научного познавания и изучения.

Таким образом, мир человеческих структур-образов-мыслеобразов-понятий – это мир мышления и жизнедеятельности всех наших предков – первопредков, прародителей, прадедов и родителей. Он выражается в наших общечеловеческих инстинктах, в общечеловеческом фенотипе (с расовыми различиями), в общечеловеческой физиологической, бытовой, половой, трудовой и творческой жизнедеятельности, в нашей общечеловеческой «суете сует»…


Общечеловеческую общность основных структур-образов-мыслеобразов-понятий человеческой жизнедеятельности очень хорошо ведали-понимали все люди современного человечества (и иных человечеств), потому что во все времена и повсеместно над головами людей светило прозрачной голубизной или хмурилось облаками дневное небо, звездилось и искрило созвездиями ночное небо, ежедневно восходило, светило и заходило солнце, холодно и молча наблюдала за людьми луна, текли в моря реки, рождались и умирали животные и люди.

Всё и вся в окружающей среде и мире имело свои изначальные структуры-образы-мыслеобразы-понятия, которые выражались разными звуками и словами-лексемами, наименованиями и названиями, но суть была единой, одинаковой, прежней, изначальной…

Вот почему естественно и закономерно возникли понятия: «вечности» и «неизменности», «переменчивости» и «изменчивости», «врождённости» и «наследственности», «бывшего» и «будущего», которые были, есть и будут «суета сует» (сутью жизни)…


Очень хорошо преемственность изначальных и традиционных структур-образов-мыслеобразов-понятий с существующими обновлёнными понятиями и с будущими понятиями высказал автор одной из книг, входящих в Библию…

Книга Екклезиаста, гл. 1, ст. 9—10.

1 Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме.
2 Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - всё суета!
3 Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?
4 Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.
5 Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.
6 Идёт ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своём, и возвращается ветер на круги свои.
7 Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.
8 Все вещи - в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.
9 Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
10 Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас.
11 Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.


Эта грустная структура-образ-мыслеобраз-понятие – «нет ничего нового под солнцем» - запала в умы и в мировоззрение многих людей многих поколений после Екклесиаста.

Это понятие впервые встречается в переводе Библии 1382 года John Wycliffe - "No thing under the sun is new" (Ecclesiastes 1:9).


В современном изложении эта структура-образ-мыслеобраз-понятие понимается и толкуется так:

«Ничто не вечно под луной - всё уже когда-то было; всё что происходит (наблюдается) сейчас, уже происходило (наблюдалось) когда-то»;

выражение "Ничто не вечно под луной" на английском языке - Nothing new under the sun (буквальный перевод: нет ничего нового под солнцем);

выражение "Ничто не вечно под луной" на латыни: Nil novi sub luna;

выражение из стихотворения русского историка, писателя и поэта Карамзина Николая Михайловича (1766 - 1826) «Опытная Соломонова мудрость, или Выбранные мысли из Экклезиаста» (1797 г.):

Ничто не ново под луною:
Что есть, то было, будет ввек.
И прежде кровь лилась рекою,
И прежде плакал человек,
И прежде был он жертвой рока,
Надежды, слабости, порока.


выражение из 11-го Сонета Уильяма Шекспира в переводе с фразой "Ничто не вечно под луной" (Русский перевод неизвестного переводчика):

Ничто не вечно под луной. Но жизнь
Бессмертна эстафетой поколений.
Коль этим даром, друг мой, дорожишь,
Оставь свой след, отбросив яд сомнений.
 
Пусть красота живительной струёй
В преемнике, как Феникс, возродится,
А бездарь обойдёт вас стороной.
И злу чтоб не дано было свершиться.
 
Иначе человечеству конец
и жить ему лишь шесть десятилетий.
Хвала природе, ты – её венец,
За сохраненье рода ты в ответе.
 
Да не иссякнет мудрости печать,
Что ты сумел потомкам передать!


В оригинале сонета У. Шекспира упоминания о луне нет: «As fast as thou shalt wane, so fast thou grow'st» (анг.). Например, советский писатель и переводчик Самуил Яковлевич Маршак дословно перевёл эту строку так: «Мы вянем быстро - так же, как растём»:

As fast as thou shalt wane, so fast thou grow'st
In one of thine, from that which thou departest,
And that fresh blood which youngly thou bestow'st
Thou mayst call thine, when thou from youth convertest:
Herein lives wisdom, beauty, and increase,
Without this, folly, age, and cold decay:
If all were minded so, the times should cease,
And threescore year would make the world away.
Let those whom Nature hath not made for store,
Harsh, featureless, and rude, barrenly perish:
Look whom she best endowed she gave the more;
Which bounteous gift thou shouldst in bounty cherish:
She carved thee for her seal, and meant thereby,
Thou shouldst print more, not let that copy die.

Источник приведённых данных: http://dslov.ru/pos/p780.htm


Однако автор «Экклезиаста» противоречит сам себе, утверждая, что «нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после».

Реальный действительный факт и наличие его произведения, вошедшего в состав Библии, доказательно свидетельствует, что память есть и она сохраняется, в том числе в виде и в форме изменённых, но изначальных структур-образов-мыслеобразов-понятий.


Таким образом, подведём итог и сделаем заключение: Реальным, действительным и естественным источником всех изначальных и существующих структур-образов-мыслеобразов-понятий устной речи и языка человеческого общения была, есть и будет реальная, фактическая, действительная, практическая и творческая человеческая жизнедеятельность, ведическое и научное познание.

Все виды и формы современного человеческого общения и жизнедеятельности, особенно устная речь, язык (языки) и письменность, являются прямым наследием жизненного опыта всех бывших (живших) людей и их объединений, культур и цивилизаций, всех духов-предков, первопредков, родоначальников, героев и божеств (богов).

Вот почему речь и язык человеческого общения, Словарь первобытных структур-образов-мыслеобразов-понятий – это прямое наследие первобытных цивилизаций, в том числе мифических первобытных цивилизаций конкретно данного времени (50 000-40 000 до н.э.).

Въедливые и увлечённые читатели могут спросить автора: «Какими же были изначальные понятия из этого вашего Словаря первобытных структур-образов-мыслеобразов-понятий?».

Отвечу: «Концептуальный лингвистический (филологический) анализ слов-понятий множества существующих и бывших древних языков, научная реконструкция праязыков, созвучие множества слов-лексем, корневых слогов на разных языках с одним и тем же (одинаковым, близким) значениями-понятиями, доказательно свидетельствует, что так называемый «список Сводеша» является приближённым к истине Словарём изначальных первобытных структур-образов-мыслеобразов-понятий».

Свод первобытных структур-образов-мыслеобразов-понятий приведён автором в главах: «ХР. 2.7.45.2. Человеческая информация» и «ХР. 2.7.82. Словарь первобытных структур-образов».


В последующих главах мы доказательно убедимся в том, что, например, современный русский язык является прямым стволовым потомком структур-образов-мыслеобразов-понятий изначального протобашенного праязыка «Турит»…

Не верите? Правильно….

Исследуйте сами, вам обязательно откроется Истина.


Рецензии