Эссе. Как я выучил русский язык за несколько дней?

В 1968 году, когда я пошел во второй класс, в моей школьной программе появился новый для меня предмет с называнием «Рус дили» (Русский язык). Все новое, связанное с учебой, я воспринимал как путь к высоким достижениям. Название предмета мне показалось мелодичным. Ждал первый урок в эмоциях. К началу первого урока мое сердце билось быстрее обычного, усиливая мое волнение. Урок начался, руки у меня слегка дрожали, когда я взял в руки учебник «Рус дили» и открыл его.

Это происходило на берегу реки Пуснаджи в селе Моллаоба Азербайджанской ССР. Через несколько недель показалось, что не нужно мне никакого русского языка. С удовольствием начал пропускать уроки по этому предмету. Хотя меня так же, как всех других детей, воспитывали в таком духе, что русский язык – это великий язык, без русского языка «космонавтом не станешь». А мой самый близкий Друг и любимый дедушка Юнус пропагандировал мне русский язык практически каждый день. Мой дедушка родился в 1895 году, он для меня всегда жив. Еще в то время у меня было много братьев и сестер, но я считал, что дедушка Юнус мой собственный дедушка:
Мой дед Шихалиев Юнус Шахбаз-оглы служил, защищал свою Родину. Имеет награды.Документы находятся в: ЦАМО шкаф 98, ящик 22.

В деревне, где я родился и вырос, не была известной всем богатой бакинской нефти, но был Совхоз имени Тельмана. Все население нашей деревни, как вся республика, в том числе большинство взрослых школьников, не отставали от бакинских нефтяников, работали на полях – выращивали фрукты, овощи, собирали и отправляли их в Россию для наших русских братьев. Рабочий день начинался не позднее 05.00 часов утра, а заканчивался (если заканчивался) не раньше 10.00 часов вечера. И так до начала «перестройки». Людей к такому труду стимулировало только любовь и уважение к русскому народу. Невзирая на усталость, от счастливых лиц трудящихся на полях дух захватывало – подобное не в одном современном мероприятии не встретить.

Закончил я среднюю школу, и еще 5 лет учился в Азербайджанском инженерно-строительном институте, где также преподавали предмет «Рус дили» (Русский язык). Все закончилось тем, что к моменту окончания института над русским языком я одержал свою первую победу, к которой шел (скорее не шел) 22 года – не изучил его вовсе. Ура!

Почему я так категорически отказывался изучать русский язык? Были наверно какие-то причины, которые я, будучи ребенком, не смог зафиксировать. Но в свое оправдание я винил учителей русского языка – учительница русского языка Лидия очень плохо знала азербайджанский язык, а другой учитель русского языка азербайджанец по национальности плохо знал русский язык – я его постоянно проверял, задавая вопросы со словаря.

В 1982 году после института меня отправили в армию на срочную службу, так как в моем институте не была военной кафедры. Я попал на воинскую часть № 43645 в городе Бердичеве Житомирской области Украинской ССР. Союз ССР была одной дружной и самой большой семьей во всем Мире.

Служба в Советской армии была долгом каждого патриота. В первое время службы я выходил из ситуации, не зная русского языка. Помогали те, кто знал по несколько языков. Все хорошо получалось, в результате чего я очередной раз убедился в том, что можно обойтись без знания русского языка. Красота.

Прошло примерно 2-3 недели. В какой-то момент в глубине моего сознания я ощутил приятные и новые для меня чувства. Такие чувства мы с вами ощущали в детстве, когда влюблялись. Позже узнаю, что я почувствовал, обнаружил, даже скажу, что открыл для себя русскую культуру. И понял, что интеграция в общество носителей русской культуры невозможна без знания того самого великого русского языка, от которого я отрекался всю жизнь.

Под впечатлением знакомства с русской культурой через несколько месяцев я заговорил по-русски, так же самостоятельно занимался документооборотом партийной и комсомольской организаций нашего батальона. За короткий промежуток времени я изучил русский язык. А значит, одержал свою вторую победу над русским языком. В моем молодом возрасте я мог оценить ситуацию исключительно, как собственную победу. Только сейчас могу искренно признаться в том, что это русская культура и русский язык одержали надо мной победу.

Русская культура – эта нескончаемый источник жизни и ее продолжения. Русская культура – интернациональная культура, не детализируется и изучению не поддается, ее только чувствовать можно. Многое дала мне русская культура. Русская культура мне подарила Анну Герман, Муслима Магомаева, русская культура мне подарила саму Людмилу Гурченко, которых я раньше видел, слушал, но не понимал и не желал понимать ни сердцем, ни на слух.
Спасибо.

Логман ШЫХАЛИЕВ
Уроженец Азербайджана
17 ноября ????г.


Рецензии
Трудно поверить, что этот текст писал человек, долгое время "отвергающий русский язык". Ибо владеет он русским языком значительно лучше многих (как то ни прискорбно) русских.
Непонятно, правда, почему в конце заголовка стоит ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ знак.

Людмила Людмилина   15.05.2020 15:53     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Людмила, за внимание, за лицензию. А знаки ???????. – это долгий разговор)))

Логман Шыхалиев   15.05.2020 16:28   Заявить о нарушении
Да, Людмила. Я русский язык выучил именно так, как там изложено.

Логман Шыхалиев   15.05.2020 16:30   Заявить о нарушении
Логман, РЕЦЕНЗИЯ, а не "лицензия". Посмотрите в словаре, это разные вещи.

Людмила Людмилина   15.05.2020 16:44   Заявить о нарушении
Да, спасибо, мозги были переполнены...

Логман Шыхалиев   15.05.2020 16:55   Заявить о нарушении
"Да, спасибо, мозги были переполнены..."

И эта вот фраза - вся вплоть до многоточия в конце - удивительно РУССКАЯ )). Хотя с научной точки зрения она, может, и некорректная, но ГОВОРЯТ русские именно так.

По правде сказать, я сильно завидую двуязычным людям: это как будто два человека в одном. Причем выучить язык по учебникам невозможно. Вот пример.
...Выхожу я из метро, навстречу идут мокрые люди. Спрашиваю ближайшего:
- Что, там дождь?
Отвечает:
- Да. Надо стоять здесь. А то будешь мокнуть. (1)
И я сразу понимаю: кавказец.
Причем даже не по акценту. А по строению фразы. А что он неправильно сказал? Надо... стоять ...здесь. А то... будешь ... мокнуть. Вроде все правильно... а ЗВУЧИТ НЕ ПО-РУССКИ! Русский сказал бы: "Постой здесь, а то вымокнешь". (2)

А разница-то в чем?! С теоретической точки зрения 99,9% русских даже объяснить не смогут, разве только филологи-отличники. Но ГОВОРЯТ по-русски именно так: (2).

И вот такие вещи Вы чувствуете, судя по тексту статьи. А это очень здорово. Как это дается? Видимо, только общением в русскоязычной среде.

... Вспомнила еще забавный случай. Таксист меня подвозил, азербайджанец. Акцент у него был сильный, и вообще я не была уверена, что он знает, как много в Москве вокзалов... сейчас привезет туда, откуда сам приехал... а я ОПАЗДЫВАЮ, мне каждая секунда дорога!! Но он привез точно на Ленинградский (до отхода поезда оставалась пара минут)и, махнув рукой вдоль перрона, сказал потрясающую фразу: "НАДА ШУСТРИТЬ!". И тут я поняла, что человек ВПИСАЛСЯ в русские реалии, достаточно "обрусел" и русский освоил не по учебнику... ибо в учебнике такого слова НЕТ, а оно в данной ситуации МАКСИМАЛЬНО точное! )))

P.S. Я - редактор, поэтому интересуюсь словоупотреблением, наверное больше, чем обычные люди. Не удивляйтесь такому вниманию.
Успехов Вам!

Людмила Людмилина   15.05.2020 17:54   Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила. Да я обрусел до такой степени, что сами русские пытались меня в этом покорить.

Логман Шыхалиев   15.05.2020 18:12   Заявить о нарушении
Э-э-э... "Превзойти", наверное. А не "покорить".

К сожалению, среди русских крайне много безграмотных. Вроде и образование есть, а - ... . Не знаю, как в других языках.

Людмила Людмилина   15.05.2020 18:17   Заявить о нарушении
Да. Но все было в комплексе. Кроме русского языка еще и моя работа и т.п.

Логман Шыхалиев   15.05.2020 19:09   Заявить о нарушении
То есть русские пытались УКОРЯТЬ Вас в избыточном "обрусении"?

Людмила Людмилина   15.05.2020 20:44   Заявить о нарушении
Они меня любили

Логман Шыхалиев   15.05.2020 20:50   Заявить о нарушении
"сами русские пытались меня в этом покорить".
Что же они пытались делать... ), негодяи такие ))) , никак не пойму...
Наверное, говорили, что Вы - "самый русский из всех русских", что им самим нужно у Вас учиться говорить по-русски... или что-нибудь в этом роде?
Но слово "покорить" тут никак ни при чем. )))))

Вам еще есть, куда расти в русском языке.

Разумеется, что мы-то, русские, по-азербайджански совсем "ни бум-бум". Поэтому ни о каких упреках с нашей стороны речи быть не может. Вы - молодец.
Но и правду нужно сказать. Так ведь?

Людмила Людмилина   15.05.2020 20:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.