Твоя душа - деньги
Предмет моих исследований – деньги. Но деньги исследовали и до меня. Я исследую не деньги в марксистском понимании, а деньги как облика человеческой личности, и в то же время не игнорируя исследования К. Маркса. Стало быть, я исследую конкретную человеческую жизнь в его реальном, практическом развитии. Это совсем другой предмет, а потому поле целинное, еще никем не тронутое. Сегодня деньги просто любят, и ради денег идут на все. За двадцать лет «рыночная экономика» стала привычной. А исследование денег, которое до этого не проводилось и которое и раскрывает сущность данного движения, является как раз непривычным и неизвестным. Многие даже не имеют понятия, как после Маркса исследовать деньги и что в деньгах еще может быть скрыто неизвестного. «Рыночная экономика» оказалась настолько загадочной и «коварной», что многие даже разучились мыслить реальными понятиями, и окружающий их мир поистине становился чем-то таинственным и враждебным. И в этой работе я намерен вскрыть корни нашего самого глубокого заблуждения, в которое нас ввела история при помощи «рыночной экономики» — денег.
Поэтому, я думаю, столкнувшись с неизвестным полем, возможно, что кто-то отнесется скептически к моим мыслям и не захочет принять всерьез мои размышления, а кто-то поверит им. Но я не трогаю интересы и мнения отдельных людей. Лицами я не занимался и не занимаюсь, хотя вся моя работа пронизана острой критикой существующего устройства жизни, называемого «рыночной экономикой».
Воспринять и усвоить это устройство и следовать его принципам оказалось не простым делом. Сейчас стремительно растет число неприспособившихся людей. А это предопределило обман и сознательное приукрашивание нашей жизни и разработку идеологии по принципам социализма, то есть перевернутое наизнанку сознание. Так что само мое критическое отношение было связано не просто с моим мышлением, а с тем, как объективно устроен мир, в котором живем мы с вами, и как он интерпретируется различными направлениями общественной мысли. Тот факт, что основу нашей жизни впервые образовали деньги как облик человека, действительно скрывает в себе глубокую тайну, о которой до сих пор никто даже не задумывался. Даже самые богатые страны, располагающие несметными богатствами, до сих пор, несмотря на кризисы, сотрясающие их, даже не подозревают, что их расшатывает и трясет. Ибо все это оказалось неизвестным полем через призму рыночного процветания, явившегося к нам неожиданно в своем поистине обманчивом облике. И я предлагаю в этой книге разгадку этой жизни как трудного результата всей моей предыдущей жизни.
Неизвестное поле вместе с тем отпугивает людей. Им всегда трудно расставаться с привычным и удобным способом мышления и вступить в новую жизнь, которая начинается, прежде всего, с нового мышления, а, следовательно, с изменения самого себя и выработки критического отношения к собственному содержанию и смыслу своего существования. Стиль жизни, порожденный рыночной экономикой, породил глубокое отчуждение между людьми и довел до самого предела их эгоизм, тем самым показав всем, что подобный образ жизни есть просто полное завершение этой формы жизни, за которой, так или иначе, лежит зияющая пустота. И вместе с тем, именно эта пустота показывает, что за ней должна начаться новая форма жизни, ибо люди не растворятся в этой пустоте и не исчезнут.
В истории, как правило, «конец света» наступал всякий раз, когда общество заходило в глубокий кризис. Так каждый раз возникала новая эпоха как результат распада старой жизни. И мы сейчас переживаем именно этого состояния, которое именно поэтому является неопределенной, неизвестной, расстроенной. И здесь, в этой системе, только «могущественные люди» стремятся оттянуть ее существование, оправдывая ее западным «процветанием», и в то же время полностью отвлекаясь от прогнившего человеческого содержания западной капиталистической системы.
В зависимости от своего восприятия, к этой жизни я подошел иначе, чем это принято в современном философском познании. И если моя работа вообще может быть названа философией, то она является только философией человека, философией реальной жизни человека. Не философия истории, науки, техники и т. д., а философия каждого человека. Это наше мировоззрение!
В современной западной мысли уже давно сложилась «философия жизни», представители которой создают не какую-то целостную и стройную систему, а просто размышляют о жизни, о человеке, об обществе и истории. И они мало похожи на философию в прежнем смысле и являются просто раздумьями человека, пытающегося понять, прежде всего, свою собственную жизнь и свое предназначение в этом мире. И эти размышления «через себя» есть просто острое желание осознать мир в самом себе и показать в этом направлении бесценность человеческой жизни. И если экзистенциализм делает упор на реальном существовании индивида и на этом основывает все выводы, то он просто пытается раскрыть мир человека в его человеческом проявлении. В сущности, они хотят показать, что все богатства мира скрыто в самом человеке, и каждый должен открыть его для себя. А делать это не просто в то самое время, когда сам этот мир предстает перед нами в виде вещей и их изобилия и их свободного потребления, не говоря о вещных отношениях между людьми. Общество свободного потребления – само по себе название странное, хотя и отражающее определенную тенденцию развития и сторону нашей жизни.
В этом смысле моя философия есть просто мои размышления о жизни. И как таковое попытка понять нашу жизнь в ее реальном развитии и изменении, идущем от низших форм проявления к высшим формам движения не только материального миру, но главным образом духовного, рождающегося и находящегося в головах людей, — развитие, которое так же, как и материальный мир идет из прошлого к настоящему и будущему. Тем самым я попытался охватить жизнь в целом в человека, причем в ее историческом развитии, в котором не бывают и не могут быть каких-то «разрывов» и «раковых ошибок». Ошибаются только люди. И вся история человеческого общества развивается через «заблуждения и озарения» и преодоления препятствий и ошибок. И это развитие подчинено отнюдь не произволу, а строгой закономерности. История, в конце концов, подведет итоги и все расставит по своим местам.
Поэтому вопрос о том, куда идет человечество? – это стратегический и глобальный вопрос, над которым фактически никто не задумывается, но должен задуматься каждый мыслящий человек, и думать в человеческом плане, в плане развития каждого человека как существа индивидуального и неповторимого.
До сих пор всех интересует только техника, только экономика, только культура, только государство, и будто все помешались в политике и экономике и т. д., и человечество еще не может выходить за пределы внешнего материального мира, стоящего над людьми как настоящий рок. И оно даже не осознает, что порабощено просто этим внешним миром и не созрело до духовных ценностей, именно которые должны были бы быть самостоятельными и управлять миром и людьми с точки зрения человека. Бездуховность – характеристика нашего времени, обусловленная неограниченным господством денег над людьми. И вместе с тем именно эти деньги формируют наш дух, индивидуализируя каждого человека. Обладать деньгами – значит быть самостоятельным и свободным. И вместе с тем именно деньги порождают и углубляют противостояния между людьми и между человеком и обществом.
И поскольку содержания общества составляет человек, а не просто вещи и способы их производства и распределения (экономическое развитие, развитие богатства как такового), то я и попытался понять именно человека, его развития, отделив его от этой вещи, которой он окружен с рождения. Способен ли человек отделить себя от вещей и вещных отношений, от денег и измениться в данных условиях и стать другим, новым человеком? Может ли он изменить самого себя и свою обстановку, собственные условия существования для того, чтобы совершенствовать себя вместе с другими, не отождествляя себя с этими вещами? Может ли он управлять собой согласно человеческим законам? И эти размышления меня привели к важнейшему выводу. Если вообще в нашей жизни имеется какая-то тайна, еще не раскрытая, то она скрыта именно в человеке, и каждый ее может раскрыть сам и тем освободиться от иллюзий и получить духовную свободу, то есть открыть себя сам и в себе самом бесконечно богатый человеческий мир, мир несравнимый ни с чем.
Необходимо иметь в виду, что человеческий мир и его богатство, — это нечто совсем другое, чем внешний мир и его богатство. Люди путаются в богатстве внешнего мира, желают как можно больше из него отхватить. Внешний мир люди уже довели до совершенства. Следовательно, «духовное рабство» есть просто своеобразное отражение «денежного рабства», в котором люди оказались неожиданно и сами того не сознавая. Денежное рабство – самая удивительная форма рабства, которую изобретало человечество для своего развития. И вместе с тем именно оно будет, по-видимому, самым трудным, раз люди к деньгам так крепко привязаны.
Любовь к деньгам – сейчас это, скорее, индивидуальное отношение, то есть выражение материальной и физической жизни личности, следовательно, выражение внешней жизни. Деньги как общественные отношения исторически уже утрачивают смысл, становясь отношениями между людьми. В этом заключается особенность «рыночной экономики». И вместе с тем в деньгах развивается отношение человека к человеку как отношение индивидуальное, человеческое, но не в человеческой форме, скрывающей человека. И, как я понял, с устранением денег, денежное отношение преобразуется в человеческое отношение к человеку, а любовь к деньгам – в любовь к человеку. И история готовит именно этот скачек.
Это сознание, то есть денежную психологию, я подверг самой острой критике и анализировал в историческом контексте. А наш недостаток состоит именно в этом, когда на уровень социальной задачи некритически возведен «личный успех» и «амбиций» в плане обладания и присвоения материальных ценностей, и это абсолютизирован, то есть принял самодовлеющий характер, будто смысл жизни людей сведено к этому. И такой «смысл жизни» удерживается благодаря искусственному насаждению «выживания». Стремление человека к его собственному благу, растворившееся в материальных отношениях, есть стремления миллионов людей. И полагать, что на основе неограниченного потребления благ люди создадут «рыночный рай», — это просто миф, созданный западной идеологией и основанный на том изобилии, которое для Запада создавалось Востоком. У нас просто в возбуждении подхватили эту идею и приспособили ее к нашим распадающимся условиям, даже не задумываясь о ее сущности, будто постсоветское пространство и западные капиталистические страны – это однородные и взаимозаменяемые тела.
Особенность нашей «рыночной эпохи» в том, что она своеобразным образом создает самостоятельный критический ум. Наш ум по-настоящему начинает работать и активизироваться, когда возникают проблемы и складывается серьезная угроза, и опасность нас преследует по пятам, чтобы уничтожить нас. Человечество сейчас переживает именно такое неопределенное и зыбкое состояние, и за отсутствием истинных знаний о происходящих исторических событиях, оно нередко получает трагическое звучание. И оно сегодня или завтра сосредоточит все свои силы на «спасении», которое будет не чем иным, как именно открытием человека как духовного, нравственного существа. Именно в эпоху господства денег историческое развитие завершает эту форму развития человека и тем позволяет ему перейти от материальной жизни к духовной, от экономических отношений к человеческим. И этот переход отразится как «катастрофа» в силу того факта, что здесь происходит коренная ломка.
В наше время жизнь людей суживается независимо от их положении, богатый он или беден. Дискомфорт чувствуется повсюду. Но жизнь человека стала неудобной и тесной не потому, что действительно тесен и ограничен мир, а потому, что порядки, сложившиеся исторически, полностью изжили себя и расстраиваются независимо от индивидов. И человека, переросшего эти порядки, охватил дух разрушения. И это породило недовольства как всеобщего бессознательного состояния. Этого неудобного положения человек еще не переживал в эпоху стремительного становления личности. Богатство всегда было идеалом для человечества, но никто не предполагал, что именно в богатстве человек будет разлагаться, превращаясь в «ненасытного потребителя», в жестокого эгоиста и преступника. И никто не предполагал, что именно в эту эпоху людей охватит страх и деградация.
Мы все делаем, стремясь к деньгам, и в нем растворился общественный принцип: все ради человека, который в советском обществе так и не получил своего полного осуществления. Но все делать ради денег и вместе с тем утверждать, что все делается для человека, — это противоречие, характерное рыночной эпохе, которое разрешится только гегелевским методом отрицания отрицания. В этом мы видим просто раздвоения нашей жизни, раздвоение, которое началось еще с советского времени, а теперь дошло до откровенного «двуличия», «лицемерия».
Философы хорошо знают, что любое явление распадается, раздваиваясь. В этом смысле массовое развитие «лицемерия» есть признак переворачивания сознания, свидетельствующего, что данное явление обречено и подходит к своему концу.
Парадоксом нашей жизни является то, что современная жизнь цивилизованного и культурного человека в самой глубокой сущности характеризуется борьбой, которую уже принято называть не только борьбой за существование, но и борьбой за выживание. И это создало такое впечатление, будто бы наступает «эпоха дикости», к которой люди возвращаются, преодолевая свою человеческую сущность. Разве все это не парадокс? Но с чем мы должны сталкиваться, если все у нас идет только вниз? Ведь тот факт, что взлетают отдельные люди, характеризует не развития общества, а просто отдельных индивидов. Мы мечтаем о восхождении, стремимся к вершинам жизни и, идя к ним через противоречия, ощущаем развитие, а потому и радуемся каждому движению, поднимающему нас выше и выше. Мы ждем и развития общества. А здесь вдруг все происходит наоборот, и все идет в разрез нашим желаниям. Мы теряем здоровья, изо дня в день слабеем, боимся голода и холода, мы боимся, словом, всего, что окружает нас. И мир для нас становится враждебным. Люди алкоголизируются, молодежь бессознательно бунтует, предается наркотикам, даже женщины изменили своему историческому призванию. Ведь совершенно очевидно, что все в нашей жизни переворачивается. И здесь вряд ли может быть еще что-либо, кроме парадоксов. Наша жизнь, поэтому, полна неожиданностей и «сюрпризов». В чем причина этого хаоса?
В мире люди не зря неожиданно оказались в условиях выживания как раз в тот самый момент, когда они уже, казалось бы, могли бы «свободно потреблять», освободившись именно от материальных забот. Однако, несмотря на поистине революционные технологические прорывы, происходящие в мире, люди продолжают выживать, а материальная жизнь, напротив, все больше превращается в самоцель, тем самым подавляя каждого человека. И это происходит в полном соответствии с обогащением общества. А жизнь в целом каким-то странным образом расстраивается, порождая страх и неуверенность в будущем.
Однако, на мой взгляд, в сущности, это не является поводом для пессимизма и тем более причиной для мрачных прогнозов. Они, напротив, сегодня впервые объективно нам показывают на то, что они помимо воли людей и их сознания настраивают каждого на самостоятельный поиск. Жизнь и ее развитие не закрыто с кризисом. Напротив, она открывается именно в эти периоды для каждого человека. Почему надо думать, например, что нас обязательно должен лечить врач – совершенно посторонний человек. Культурный человек сегодня вполне образован, и он уже может управлять своим организмом сам. А пока вами управляют посторонние люди, вами манипулируют, вас используют. Наш мир, основанный на деньгах, уже больше никогда не вернется к прошлому, когда правоохранительные органы, например, исправно выполняли свои обязанности, возложенные на них обществом, когда учителя учили детей, а преподаватели — студентов, врачи не отходили от клятвы Гиппократа, вкладывая в свое дело душу, а государственные чиновники заботились о своем обществе. Сегодня все превращается в деньги. И этот процесс никакая сила не остановит, и тем более смена президентов. Должны же люди, в конце концов, когда-нибудь задуматься над всеми парадоксальными проявлениями жизни сами, не глядя на какие-то внешние силы, не ожидая ничего из вне. Они, наконец, должны самостоятельно пытаться осмыслить смысл собственного существования в истории и самостоятельно объединяться.
В конце концов, в мире живут люди, а не марионетки. В прежнее время за людей думали Аристотель, Кант, Маркс и т. д. О людях всегда думало государство. Социализм вообще запретил людям иметь самостоятельные суждения. И миллионы людей поклонялись мудрости, уму и учениям великих мыслителей, государственных деятелей, лидеров. Так что, оказавшись в условиях всеобщего выживания, люди, по-моему, впервые не только задумываются самостоятельно, но и постоянно размышляют, тем самым постепенно вырабатывая критическое отношение к окружающему миру и самому себе. И этот процесс развивается полным ходом в кризисную ситуацию. И это духовное изменение происходит именно с людьми, оставленными на произвол судьбы.
Но кто сегодня не одинок и не оставлен на произвол судьбы? Это – общий принцип нашей жизни, обусловленный разобщенностью людей. Даже самые могущественные люди сегодня не имеют под собой твердую основу и по большей части охвачены страхом. Это положение человека в современном мире является настоящим роком. И моя книга писалась и адресована именно этим людям, людям думающим, размышляющим и ищущим. Эти люди, по крайней мере, могут задаться вопросом и искать на них ответы. Не плача, как ребенок, просящий грудь, когда голоден.
Но почему надо думать, что смысл жизни человека сведен только «к свободному потреблению» и что если это потребление ограничивается, то обязательно наступает «конец света»? Ведь само по себе и «личный успех», и «голое потребительство», и «алчность» свидетельствуют, что как раз «в изобилии и свободном потреблении» человек уже деградирует и, сам того не сознавая, медленно вырождается именно в одиночестве. И общество, повернувшееся к «личному успеху», разлагается в полном смысле этого слова, не справляясь с многообразными проявлениями страстей людей. И если сегодня человечество стоит «перед своим грозным концом», то это есть всего лишь его воображение, рисующее ему именно мрачную сторону его жизни, не видя как раз светлой стороны – содержания духовного развития человека, которое как раз становится в суровой борьбе с неустроенностью. Почему сегодня говорят о том, что разлагается культура и образование? А что они сегодня дают людям, переживающим глубокий стресс и охваченным страхом за свое будущее, помогают ли они преодолевать людям неуверенность и обретать оптимизм? Сегодняшнее искусство и литература – это по своему существу уныние и скептицизм с красочным описанием противостояния человека с миром. Это просто чисто поверхностное отношение без глубоких осмыслений. Между тем никто же еще не уничтожил знания, накопленные исторически, никто не уничтожил технику и технологию, и они продолжают развиваться до сих пор. И мир нуждается не просто в красочном описании, а в его осмыслении. Ведь люди уже мечтают о том, чтобы на белом свете прожить 150 лет! Разве это фантазия при теперешнем развитии знания и информации? Разве это просто мечта?
Я не думаю, что живя ради денег и думая только о своем собственном благе, человек может прожить долго и счастливо. Жить ради самого себя и мечтать о долгой жизни для себя, — это просто противоречие, порожденное эгоистическим стремлением человека, которое себя полностью развернуло сегодня, освободившись от морали и нравственных принципов. И это, напротив, обесценило жизнь человека и очень сократило ее. Человек, может быть, о долголетии впервые стал задумываться только сегодня, когда его жизнь подвержена опасностям и стремительно сокращается в связи с ростом стресса и давления внешнего мира? Может быть, он только теперь поймет, как дорога жизнь сама по себе, без каких-либо вещей и вещных проявлений жизни.
Ведь мир, в котором мы живем, устроен с точки зрения «создания богатства», а человек живет ради этого богатства, обладания и присвоения его, то есть ради чего-то внешнего, а не для осуществления себя и других как личности. Этот мир надо перевернуть сознательно. А он пока переворачивается бессознательно, безжалостно давя на собственническое сознание людей. И действительно, если личность отождествлять с «обладанием» и «потреблением», и еще хуже – с вещами и деньгами, то мы имеем дело только с внешним стремлением человека, подавляющим его же. И, следовательно, если мир сегодня разрушается, то разрушается только с точки зрения «духовного человека», бессознательно приспосабливаясь к нему и его духовному осуществлению. Видимо не иначе, а именно этим путем становится личность. И в этом отношении нам суждено еще страдать, возненавидеть этот самый мир, противоречащий нашим стремлениям – стремлениям каждого к своему личному счастью. И при этом этот мир, воспринимающийся только с внешней стороны, бросается в глаза в первую очередь с точки зрения обладания, а потому и голого потребительства, хотя человек является именно человеком, а не животным, чтобы сосредоточиться на потреблении как на смысле своей жизни. Такая картина воспроизводится только на основе изолированности людей и как их индивидуальное сознание, не имеющее реальную общественную опору.
Эта самая большая ошибка, характерная людям в эпоху господства денег, в которой материальные блага приняли самодовлеющий характер и тем угрожают существованию самого человека в силу того объективного обстоятельства, что эти блага все более становятся недоступными именно массовому потреблению. С другой стороны, эта же позиция показывает, где выход из этого положения.
Материальная жизнь не может быть целью, тем более, если общество ее уже создало. Мы уже находимся в условиях, когда человек уже может размышлять о проблеме человека, о себя самом, отвлекаясь от материальных забот. Что же здесь является настоящей проблемой: создание этого богатства или его распределение между всеми членами общества? Или сам человек? А что значит, когда человечество переживает кризис, сам не зная его сущность? Значит ли это, что оно на основе денег придет к какому-то разумному распределению, если деньги, являющиеся потребительной стоимостью (средство потребления), уже сводят с ума весь мир капитализма? В советском обществе люди этого могли не понимать, озабоченные «общественным трудом». Но мы сегодня настолько свободны от общественного труда, что, кажется, уже можем размышлять в этом направлении, сравнивая прошлое с настоящим, являясь по своему объективному положению в большинство своем безработными или «самозанятыми».
Свидетельство о публикации №216031500397