17. Александра Стрижёва. Пересечения

Рассказ написан для конкурса «Соседи»

Работа №17
Название – Пересечения
 Псевдоним – Салли
 Количество знаков – 18 172
 ***
               


И снова в мир теней и грёз,
где нет ответа на вопрос:
 "Кто ты, откуда и куда?" -
уйду, растаяв без следа.
Сумрачник

 Изо дня в день утро моё начинается одинаково. Встаю, раздвигаю шторы, и сквозь балконное стекло вижу самый большой базар города.
Сейчас он почти превратился в ухоженный гипермаркет с маленькими магазинами, навесами, тротуарной плиткой, охраной.
Старые постройки снесли, за исключением огромного здания, названного народом "крытый рынок". Если пройти его насквозь, попадаешь в царство хаоса – десятки торговый рядов разбегаются во все стороны.
Именно через это здание рынок заглатывает в свою утробу толпы посетителей.
Однажды мне в голову пришла замечательная идея – поснимать толпу для фотостока. Люблю фотографировать людей. Особенно когда они об этом не подозревают. Потому дождалась выходного дня, вынула из кладовки голубой раскладной столик, взяла фотоаппарат Canon и свои старые фотографии. Выглядели они привлекательно, могли послужить примером для желающих получить снимки по электронной почте.

Расположилась на входе. Хотела рядом с банкоматом, но тот бесследно исчез. На его месте почему-то появились давно забытые уличные телефоны.
К столику сразу начали подходить люди. Рассматривали фотографии. На предложение сделать снимок почти никто не реагировал. Только некоторым детям удавалось уговорить родителей.
Когда показывала на экране фотоаппарата фотографию, родители удивлялись, интересовались, как её получить. После слов про электронную почту, флешку, диск, быстро уходили. Это не огорчало, количество снимков для фотостостока увеличивалось. Даже было весело, но не покидало странное ощущение дежавю и спецэффект на асфальте – зеленоватое свечение, узкой дорожкой перетекающее через дорогу прямо к моему дому.
Я бы продолжала фотографировать, но рядом со столиком возникла совсем не изменившаяся внешне институтская подруга Таня.
Она посмотрела все снимки, подняла глаза и, наконец, увидела продавца.
– Сашка, что ты тут делаешь?
– Осваиваю новую профессию, – ткнула в красочный ворох.
Таня оживилась:
– Давай пойдём на базар и там попробуем продать фотографии. Они похожи на открытки, но лучше.
Я обрадовалась, пристроила столик за колонну рядом со входом в крытый рынок с любезного разрешения старичка, торговавшего там газетами.
– Идите девчата, только не долго, а я на ваш столик положу свои сумки, так удобнее.
Мы прошли через здание базара и вышли на основную его часть.
Она выглядела не так, как обычно – длинные ряды, палатки с одеждой, толчея народа и пыль. Куда-то делась тротуарная плитка, навесы, магазинчики. Похоже, сюда переместился старый вещевой рынок, но он ведь совсем в другом месте. Странно, ну и ладно, мало ли что произошло за ночь.
Намного больше меня увлекала болтовня с подругой и торговля фотографиями. Народ покупал. Таня брала деньги, я шутила, улыбалась покупателям и просто прохожим. Фотографии продавались стремительно, но эйфория длилась недолго. За нами увязалась небольшая компания парней, шипящая в спину:
– Эй, халявщики, кончай торговлю. Вы тут незаконно. Пошли перетрём.
Мы переглянулись и дали дёру. Выскочили на противоположную сторону базара. Я растерялась, крикнула:
– Откуда тут улица? Нам надо повернуть!
- Ты что, Сашка! Бежим вперёд!
Через несколько минут перед нами возник помпезный вход высокого здания, смутно похожего на Оперный театр. Влетели в него, не останавливаясь. Вахтёрша дёрнулась встать мощной фигурой поперёк пути, да куда там! Мы взбежали по мраморной лестнице, покрытой ковровой дорожкой и увидели большой зал, полный народа.
Тут я потеряла Таню, но вдруг поняла, что хочу есть.
В зале стояли столики, за ними сидели нарядно одетые люди, ели, пили. Свободных мест не было. Я поднялась по лестнице на балкон, опоясывающий зал.
Там нашлось место за столиком в углу, откуда не было видно, что происходит внизу. Пришлось смириться в надежде, что подруга найдёт меня в любом случае.
Подошёл официант. Сделала заказ. По удивлённому взгляду поняла – делаю что-то не так. Цыплёнок табака и бокал томатного сока – что тут ненормального? Люблю пить сок из бокала. Может, надо заказать спиртное? Добавила бокал пива «Балтика». Официант покраснел и сказал, что есть только «Жигулёвское». Ну, я согласилась. Едва официант поставил заказ на стол, грянула бравурная музыка. Люди вскочили с мест. Зал аплодировал, все кричали:
– Да здравствует Первое мая! Ура!
В мою сторону начали шикать, требовать подняться. Со спины подошёл какой-то мужчина, рывком поставил меня на ноги, пригрозил, что «даст по кумпалу если буду выпендриваться».
Я быстро выпила сок, повернулась, увидела Таню, идущую в мою сторону. Сорвалась с места, подбежала к подруге.
– Давай отсюда смоемся! Тут опасно, какая-то секта.
Таня удивилась, но послушалась.
Мы выскочили из здания и побежали за раскладным столиком через базар – обходного пути не было. Улицы, идущие влево и вправо исчезли. Переместившийся со своего места театр вызывал лёгкую тошноту. Постаралась выкинуть из головы размышления, поскольку путь через базар был небезопасным.
Наверное, нам очень повезло – погони не было, дедуля стоял на месте, торговал газетами.
Он обрадовался, сказал, что не знал, как вернуть столик, но явно хотел добавить что-то ещё. Не вытерпел, ткнул заскорузлым пальцем в сумку с фотоаппаратом и шёпотом посоветовал:
– Дочка, ты иностранное название спрячь, а то ведь быть беде. Забыла, небось, правила, всё бы похихикать. И уж не обижайся, но девушка должна носить юбку или платье, а ты, видать, у брата стащила штаны и курточку. Так хоть свой аппарат под курточку спрячь. А…,– неожиданно огорчился, махнул рукой. – Молодо-зелено. Ну, ступайте, девчата. Слава труду. Сегодня ведь праздник.
– Слава труду, дедуля, – засмеялась Таня, быстро сложила столик, подхватила и потянула меня в сторону парка. – Не обращай внимания. А брючки у тебя – отпад, но не надо было рисковать – вокруг полно дураков.
– Подожди, Тань, я ничего не понимаю, где мы находимся?
Подружка начала хохотать и продолжала тянуть к парку.
– Не притворяйся, уже смешно – мы дома, в лучшей стране мира, в нашем городе, сейчас праздник, а завтра к восьми на занятия.
Что-то случилось с моей головой – занятия все в прошлом, мы давно работаем, улицы странно развёрнуты, здания переместились… Перед глазами пронёсся весь сегодняшний день до мелочей, указывающий, что я, скорее всего, сплю и вижу дурной сон.
Посмотрела по сторонам.
– Танька! Деревья! Тут деревья, а их срубили два года тому назад. Сама подумай, сколько нам сейчас лет?
– Сань, ты утром ничего дома не пила? – продолжала веселиться подруга.
– Даже пиво не успела попробовать...
Я не договорила – что-то заставило обернуться на ходу. Из здания рынка вывалились парни, недавно пытавшиеся выяснить с нами отношения.
– Тань, кидай тут столик и беги в парк, жди на бревне, а я за мороженным и к тебе, – с воодушевлением соврала, поскольку худосочную слабенькую подругу надо было каким-то образом быстро спрятать.
– Ага! Только столик получишь в парке, – крикнула она и понеслась через дорогу.
Ко мне подходили подвыпившие распорядители базарной торговли.
– А кто тут даже не пытается снова удрать? Старый знакомый. И хде ж твоя курочка? – ёрничал щупленький парень с гаденькой ухмылкой. – Не, чувак, ты нам отстегни процент за торговлю в неположенном по закону месте. Слышал про налоги? Ну вот, гони налог.
– Денег нет, – быстро ответила я, вывернув карманы куртки.
– Тоха, – подначивала компания, – выдай сопляку по полной в ухо!
Тоха подпрыгнул и врезал мне ногой в плечо. Боковым зрением удалось засечь наряд милиции, подходивший к рынку.
Упала. Пацаны подскочили, начали бить ногами. Закрыла руками голову, уткнулась лицом в колени, принимая удары на спину. Боль и страх парализовали тело. Но тут услышала свист и выкрик:
- Менты!

Бить прекратили. Раздался удаляющийся топот ног. Больше никто не подходил. Открыла глаза, увидела площадь перед зданием рынка под острым углом. Показалось, что в сером однообразии проскальзывают светло-зелёные пятна.
Села, опершись спиной о скамейку. Прикрыла глаза, пытаясь различить зеленоватое свечение. Оно выстроилось в линии, протянувшиеся невдалеке от меня. Подниматься не было ни желания, ни сил. Прохожие шли по своим делам, пересекая малахитовый путь. У некоторых появлялась вторая фисташковая тень рядом с серой. Я наблюдала, ловила изумрудные тона и чувствовала – засыпаю. Пришлось взять себя в руки, встать и пойти по светло-зелёному пути. Я же видела его утром. Почему так надо? Не знала, просто чувствовала – это правильно.
Видимо из-за праздника никто не обращал внимания на согнутую фигуру в курточке и брюках, как тут назвали мои джинсы. Фотик был скрыт под курткой. Я шкандыбала по зеленоватому свечению, ведущему к дому.
Странно, но обыденные вещи иногда так радостны – вот и дверь в мой подъезд. Не раздумывая приложила магнитный ключ, вошла. Как-то добралась до квартиры, как-то в неё попала, поставила фотоаппарат на пол, рухнула на спасительный диван, забылась глубоким сном.
Утро вместе с пробуждением принесло в мою голову размышления. Если поверить в реальность вчерашнего дня, то я побывала в параллельном мире. Честно говоря, возвращаться туда не хотелось. На ум пришло сравнение с проникновением в соседскую квартиру без разрешения. Совершенно случайно угодив на светло-зелёную полосу, вошла в оставленную открытой дверь и стала невольной свидетельницей чужой жизни, причём многое в ней показалось ненормальным. Мало того, убегая, оставила там, к примеру, слетевший с ноги тапочек.
Это предположение заставило вскочить – столик! Надо срочно проверить. В кладовке его не оказалось. Достала старый телефонный справочник – есть! Домашний телефон Танюши. Многие номера не изменились, только добавилась вначале семёрка. Тут же набрала номер.
Почти сразу мне ответили. Голос слегка напоминал Танин, потому выпалила сразу:
– Танюша, привет! Это Сашка. У меня срочное дело, надо решить один вопрос, потом всё объясню подробно.
– Знаешь, – после недолгого молчания ответила институтская подруга, - я тебя почему-то сразу узнала. Куда будем ехать? Только ты могла позвонить в шесть утра и сообщить, что мы сейчас отправляемся на край света.
– Прости! Если бы ты знала…
 – Что с тобой произошло вчера.
Тут я замерла, руки похолодели.
– Так ты тоже там была?
Таня звонко расхохоталась в ответ:
– Прошло двадцать лет, а ничего не изменилось. Вчера мы были на даче. Ладно, задавай свой вопрос и дай слово приехать в гости.
– Слово даю. Вопрос странный. У тебя есть раскладной столик голубого цвета?
– Есть. Вчера за ним обедали в саду. Если ты спрашиваешь, значит важно. Не знаю, откуда он взялся, но на его крышке нацарапано «Сашка дура». Каждый раз его раскрывая, почему-то вспоминаю тебя. Муж хотел вывести надпись – не дала. А что?
– Наверное ты и нацарапала тогда в парке.
– Так! В каком парке, почему я? и когда это, тогда?
– В институте, – брякнула я не раздумывая.
– Саша, когда мы учились, таких вещей не было ни у кого. Рассказывай.
– Танюша, – взмолилась я, – не пытай сейчас. Просто мне сон приснился дикий. На днях приеду, а ты повезёшь меня на дачу.
– Ловлю на слове, подруга. До встречи, – протараторила Таня и повесила трубку.
Я пошла досыпать в надежде на то, что проснусь и этот разговор окажется сном.
Надежда не оправдалась – через неделю на даче у подружки мы обедали за моим столом с чудной надписью.
После этого случая прошло несколько лет.
Однажды вечером, перелистывая старый ежедневник, я зацепилась за историю с приключениями на базаре. Почему-то вдруг захотелось снова испытать эмоции прошлого и ещё раз перечитать всё утром.
Утром желание окунуться в прошлое не пропало, а записи исчезли. У меня так бывает – мелкие вещицы вдруг исчезают, потом возникают на видном месте. Но не в этот раз. Вечером ежедневник оставался на столе!
Принялась искать пропажу, раздражаясь, волнуясь. Обыск проводила с тщательностью детектива. Всё напрасно.
Остановилась перед балконной дверью и рывком её открыла с шальной мыслью, что впала в сомнамбулизм ночью, решив почитать на свежем воздухе.
Сделала шаг. Замерла в светло-зелёном мареве. Оно поднималось с дороги, словно переход, и оканчивалось на моём балконе. Закрыла глаза, открыла – ничего не изменилось, только сильно колотилось сердце и предательской дрожали колени. Развернулась, вошла в комнату, с грохотом закрыла балконную дверь.
– Сашура, ты меня испугала. Прости, не заметил, как ты прошла на балкон.
Я медленно повернулась. В углу, совсем рядом, за мольбертом сидел мой муж Митя, улыбался, продолжая держать в руке кисть.
– Почему ты без очков? – машинально спросила, разглядывая комнату.
– А зачем мне очки? Лучше иди сюда и посмотри. Нравится?
Я сделала несколько шагов к мольберту. На нём явно была нарисована карикатура. Совсем не поняла, в чём соль изображённой шутки, но почему-то стало смешно.
– Смешно, – изрекла, рассматривая комнату.
– Да? Спасибо! Значит, задел главу государства за живое. Дам название по типу революционного – «Сражение с гидрой капитализма». Погоди, что на тебе надето? Ты так и на рынок выходила? Или, а, не важно, тебе идут брюки.
– Я уже несколько лет не ношу юбки, – буркнула себе под нос.
Митя продолжил рисовать. Я села на диван, наш старый диван, только обивка не того цвета и углы целы, не ободраны кисей.
– Митя, а где Джина? – спросила тихо. Он не услышал, продолжал говорить:
– Да, вдруг вспомнил! Недавно столкнулся с Таней из вашей группы, с твоей подругой. Почему не реагируешь? – повернулся, одарил улыбкой. – Устала? Ты ложись и слушай. Таня долго рассказывала, как вы с ней когда-то торговали фотографиями на рынке. А потом она ждала тебя в парке, разозлилась и нацарапала осколком стекла на столике «Сашка дура». Всё потому что ты не принесла мороженое, а ей пришлось тащить столик домой. Сашура? Спишь? Хорошо, отдыхай.
Я прилегла на диван, но не спала, впала в оцепенение. Уходить не хотелось, верить не могла, щипала себя за руку, кусала губы и проваливалась в сон.
Митя что-то говорил. Я смотрела на стены. Так было у нас до ремонта. Картины. Обои. Всё знакомо, но не такое, не того цвета, не там висит. Ничего не понимаю. Каким-то чудом засекла на журнальном столике свой ежедневник и тут же мир взорвался: звонки, грохот, крики.
Митя побежал ко входной двери. Я услышала грубые голоса из коридора:
– Почему не открываешь? Читай, художник – ордер на обыск!
– Не понимаю, по какому праву, – голос Мити утонул в криках.
– Ты что себе позволяешь?! Критик выискался! За это дают срок. Показывай свою мазню и готовься – поедешь с нами!
Я вскочила с дивана, подбежала к мольберту, сорвала картину, собрала другие рисунки, лежавшие на полу, выскочила на балкон, начала нервничать и вдруг, поняла, что надо вернуться в комнату.
Вошла. Дома. В привычной жизни. Без Мити. Сделала несколько шагов. Рухнула на кровать. Фиолетовые тона стен и штор окутали покоем.
Проснулась внезапно. Вскочила.
На кровати и рядом с ней валялись картинки. Взяла одну - карикатура. Подошла к шкафу, достала папку – нет сомнений, эти новые нарисовал Митя. Но он не мог, он погиб пять лет назад. Значит, я действительно попадала в соседний мир. Почему-то начала плакать. Захотелось выйти на балкон, окунуться в зелёные волны и войти в прошлое, пусть не такое, которое было у нас, пусть там правят какие-то невменяемые личности и творится кавардак, но в нём есть Митя. Стоп! Если он узнал меня, значит существует она-я. Куда же она девается в моменты моих посещений? Перемещается сюда? Похоже. Тогда понятно, почему постоянно теряются разные вещи, а потом находятся. Но картины возвращать нельзя. Или можно? А ведь я там на двадцать лет моложе. А вдруг я, та, из соседнего мира, хочу жить здесь? И ежедневник – его надо забрать. Что с Митей? Всё ли я унесла?
Волнение нарастало, сердцебиение участилось. Я сорвалась с места, выскочила на балкон. Есть! Зеленоватое марево окутало сразу. Открыла дверь. Вошла. Получилось.
Из соседней комнаты раздался голос Мити:
– Санечка, это ты грохнула дверью? Не понимаю, как тебе удаётся так быстро перемещаться? Секунду назад стояла тут, а теперь там.
– Да, это я. Сама не понимаю, что происходит. Как ты? Я про арест спрашиваю, – сказала громко и взяла со столика ежедневник.
Митя быстрым шагом вошёл в комнату.
– Что ты всё переживаешь? Это же было два дня назад. Так испугалась тогда? Всё хорошо. И доказательства моего преступления куда-то испарились. Успокойся. Я буду продолжать писать картины, но от карикатур решил отказаться. Слышишь, к нам кто-то звонит в дверь. Сейчас вернусь.
Митя побежал открывать, а я выскочила в зелёное свечение на балкон. Повернулась и вошла в свою квартиру, в свой мир. Одна мысль не давала покоя – время. Там оно идёт иначе. И посыпались мысли. Главная – если я туда уйду, смогу уберечь Митю.
Размышления и проекты свалили в сон – у нас наступил вечер. Сон принёс ответы. Вернее, один – на грани сна и реальности услышала голос:
– Больше не ходи в соседний мир. Если поселишься там, Митя снова погибнет. Не думай о столике – он в твоём мире, а вместо фотографий ты взяла карикатуры. Размен окончен.
Пришло утро – яркое, солнечное. Я точно помнила фразы из сна. На посещения балкона решила поставить запрет – вдруг не замечу, что путь в соседний мир открыт и снова туда ворвусь. Долго сидела на кровати. Ни о чём не думала. Потом встала, подошла к балкону, посмотрела на рынок, быстро оделась.
Прибежала туда, села на заветную скамейку, уставилась в асфальт. Сосредоточится не удавалось. Вспоминала прошлое, уговаривала себя, что могу его изменить, сохранить жизнь Мите, не отпустить, заставить вернуться домой. Тогда, давно, мы встретились недалеко от рынка. Он сказал, что едет к маме, завернул за угол здания и пропал навсегда. Теперь я знаю, что делать. Надо остановить. Но для этого пойти в соседний мир. А мне дали понять – нельзя этого делать. Почему? Там буду контролировать каждую секунду, каждое слово. В этот раз не пропущу, обману судьбу. А вдруг не справлюсь? Так кого я пытаюсь спасти – себя от страданий или его от гибели? Что же мне делать?
Накатила тоска, потекли слёзы. Сквозь них увидела зеленоватое свечение. Оно выстроилось в линии, протянувшиеся рядом со мной. У некоторых людей, пересекающих светящийся асфальт, появлялась вторая тень.
Наверное, эти люди тоже перемещаются в другой мир.
 "И снова в мир теней и грёз…"
Нет! Я больше туда не вернусь!
  Пожалуйста, подождите




© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2016
Свидетельство о публикации №216030900017 


обсуждение здесь http://proza.ru/comments.html?2016/03/09/17


Рецензии