Сенной десант
Особые воспоминания из детства в моей душе вызывает момент вывоза сена колхозниками с заречных лугов на колхозный сенной двор. Делалось это уже в ту пору, когда лёд на реке становился толстым, и мог выдерживать достаточно большую нагрузку на него. Чаще всего это происходило сразу после Нового года, в январе.
День вывоза сена нам становился известен заранее.Возчики выезжали с конного двора группой в 10-12 саней, везя вместе с собою подсобников, необходимых для более быстрой загрузки сена. Это было важно в условиях не очень продолжительного светового дня зимой. Мы делали, вместе с братом Серёжей и другими мальчишками, засаду в прибрежных кустах, через которые колхозники будут ехать на санях, гружённых сеном. Это было для нас своего рода экстремальным развлечением. Заречные луга хорошо просматривались с того места, где мы собирались встретить обоз с сеном. На этих лугах стояли большие стога сена, накошенного прошедшим летом колхозниками. Вскоре у стогов закипала работа. Они начинали исчезать,преобразуясь в компактные возы на лошадиных санях.
Возчики, один за другим, постепенно трогались в путь. Близилось начало нашего действа. На открытых местах приближаться к возам было рискованно, ибо удар кнутом от возницы доставлял мало радости. А вот когда возы втягивались в длиннющую узкую прогалину среди прибрежных кустов, ведущую к переправе через речку, тут уж мы резвились вдосталь.
Нам помогало то, что лошади тянули возы не сильно быстро, да и в обозе возы располагались на приличном расстоянии друг от друга. Перед нашим “десантом” стояло две цели: прокатиться, уцепившись сзади за сено, обвязанное верёвкой с бастрыком* на верху воза, да ещё надёргать сена по возможности. Всё это мы проделывали с лёгкостью и бесшабашностью, свойственной многим мальчишкам. В виде наказания нам иногда доставался от возницы хлёсткий удар кнута, но игра стоила свеч.
Когда сенная эпопея этого дня заканчивалась, мы собирали “урожай”. Все кусты ольхи и ивняка, обрамляющие дорогу по узкой приречной прогалине, были увешаны клочьями душистого сена из лугового разнотравья. Часть сена мы сами надёргали, а другую часть выдернули кусты, близко подступающие к дороге, и бывшие с нами, как бы в сговоре. Домой мы возвращались с добычей, везя на санках несколько больших мешков сена, которые с благодарностью принимала наша коза: белоснежная, умная и своенравная Беляна.
Это сено ей было от нас с Серёжей, как бы дополнительным пайком к её рациону от наших родителей. Беляна благодарила нас своеобразно. К середине февраля у неё появлялись 2 очаровательных козлёнка, Они становились непременными участниками наших, с Серёжей, детских забав предстоящим летом. А пока что, маленьких козлят отец изымал у Беляны, и переносил их от зимних холодов в дом. За русской печью отец оборудовал для них загончик. B наши обязанности входило наблюдение за козлятами, и своевременное подставление консервной банки под козлёнка, в случае необходимости. Чаще всего, нам удавалось справиться с такой обязанностью удачно.
Мы с Серёжей с нетерпением ждали наступления тепла, чтобы на травянистой полянке около дома начинать преподавать козлятам приёмы бодания, за что не раз получали нагоняй от своей мамы, но что продолжали делать не без удовольствия…
*( Бастрык, хорошая берёзовая жердина,которая за концы была притянута верёвкой к саням, прижимая и держа воз, чтобы он не свалился с саней.)
Свидетельство о публикации №216031700453
Роза Салах 22.03.2016 13:47 Заявить о нарушении