Притча. Монахи и Бодхидхарма

Как-то раз монахи свободно размышляли вслух о Великом Бодхидхарме* и о том,надо было или не надо было сидеть столько лет лицом к стене в ожидании преданного ученика.

Один из монахов говорил так : "Да,великий Мастер показал всем нам бесконечную силу терпения и полное отречение от этого мира!"

Другой утверждал :"Не было вообще никакого смысла Учителю сидеть в пещере столько лет,ведь за это время можно было научить Пути Истинного Постижения огромное множество монахов,принося большую пользу миру!"

Спросили о мнении Ю Моруа и он сказал собратьям:

"Что есть полезное и что есть бесполезное?Что есть принятие и отрицание?Кто в нас принимает,либо отвергает?
 Есть ли необходимость жадно хвататься за всё земное,либо есть необходимость в отказе от всего земного?


Даже у Великого Бодхидхармы была и есть своя карма и кто может знать для чего потребовался такой суровый отказ от деятельности тела в течении стольких лет.

Однако никто из нас не знает,где был дух Мастера все эти годы,как и никто не знает о чём Он мыслил,находясь в медитационной пещере.

Хотя остановить деятельность тела,ещё не означает,что мы освободились от всех привязанностей.

Напрасно считать,что Истинное Знание можно распространять только благодаря деятельности тела идущего по поверхности Земли.

Таинственны узоры кармы у каждого из нас.

Знание можно распространять и мысленно."

-----------------------------

*  ИЗ ВСЕМИРНОЙ СЕТИ

"Бодхидхарма, которого в Китае именуют Дамо, а в Японии - Дарумо, является личностью полулегендарной, обросшей многочисленными мифами и легендами. Годы жизни Бодхидхармы относят приблизительно к 440—528 годам нашей эры. Считается, что Бодхидхарма  родился в Южной Индии в царской семье и был третьим наследником царя. Покинув свою семью, Бодхидхарма принял буддизм "большой колесницы" (махаяны) и стал монахом-миссионером. В Китай он прибыл морским путем и, по преданию, поселился в монастыре Шао-линь. Существует несколько толкований его "достижения Истины", различающиеся по внешнему облику, но одинаковые по сути. Согласно одной версии, он медитировал 9 лет сидя в пещере и созерцая белую стену. Согласно другой - те же 9 лет в созерцании стены он провел в монастыре Шао-линь, на горе Суншань. Существует распространенное заблуждение, что Бодхидхарма первым принес в Китай буддизм. В действительности, трудно поверить, что за 10 веков существования буддизма, он не смог проникнуть в Китай, учитывая многочисленные торговые пути, соединяющую всю среднюю Азию (и Индостан) с восточной Азией. В любом случае, история жизни Бодхидхармы крайне противоречива - так, считается, что он посетил Шао-линь в 530 году, а сам монастырь основан в 495 при поддержке императора Сяо Вен-ди  индийским буддийским монахом по имени Бхадра (Бато). А сам Бодхидхарма ушел из жизни в 528 году, но он должен был ещё успеть 9 лет медитировать на стену и около 40 - распространять учение. Но выходит, что посетил он монастырь уже после своей смерти. Возможно, что подобеные недоразумения вызваны тем, что Шао-линь принадлежал даосам до тех пор, пока на даосизм не начались гонения. Тогда монастырь заняли буддисты.
Но оставим споры о датах историкам. Традиционно Бодхидхарма считается 28 буддийским патриархом (что дает больше уверенности в том, что он провел 9 лет своего созерцания стены в Индии, а не в Китае), и первым из шести Патриархов чань-буддизма. По сути, чань-буддизм соединил в себе культуру Китая в виде даосизма и махаянского буддизма, так, что весьма непросто отделить одно от другого. Позже, в традиции чань появился распространенный коан - "Почему рыжебородый варвар пришел с Запада?", означающий "Почему Бодхидхарма пришел из Индии в Китай", т.е. - "В чем суть чань?"
Суть же учения Бодхидхармы состояло в том, что все живые существа изначально обладают одной и той же чистой природой Будды и лишь поверхностно осквернены невежеством. Как ветер заставляет отражение луны в воде танцевать, так и ветер желаний заставляет чистое сознание размениваться на мелочи - заставляет танцевать ум, омрачая свое чистое бытие ненужным хламом. Согласно учению Бодхидхармы не существует таких вещей как "жизнь", "смерть", "рождение", "страдание"... В конечном счете даже "сансара" и "нирвана", равно как и понятия "пустоты" и "сознания" являются заблуждением. Да и само понятие "заблуждения" является заблуждением. Это невыразимо, следовательно, любые слова об этом будут совершенно бессмысленными. Хуан Цзычен в сборнике "Вкус Корней" прекрасно выразил эту мысль одной строкой: "Словно бабочка парящая над цветком, Бодхидхарма говорит "Я не знаю""

И еще :

 "Буддийское священное писание начало проникать из Индии в Юго-Восточную Азию в начале 1 в. н.э. Но суть буддизма принес в Китай Бодхидхарма в 520 г. н.э. Об этом сохранилось предание. 
   Бодхидхарму ожидали. Император Китая Ву выехал навстречу приветствовать его. Он был взволнован. О необыкновенности Бодхидхармы было много слухов. Он был просветленным Мастером и император хотел радушно принять его в своей империи. Его придворные тоже были взволнованы. Как вести себя? Им еще не приходилось встречаться с подобным человеком. 
   И вот, когда Бодхидхарма, идущий впереди своей свиты, приблизился, все увидели, что он шагает в одном ботинке, другой был на его голове. 
   Император и его свита были шокированы, но виду не подавали. Обмениваясь приветствиями, они, как загипнотизированные, смотрели на ботинок. А Бодхидхарма смеялся. 
   При людях было неудобно говорить об этом, поэтому, когда все разошлись и они остались одни, император спросил: 
   — Скажите мне, пожалуйста, почему вы строите из себя шута? Или вы делаете нас шутами? Почему вы пришли в одном ботинке, а другой принесли на голове? 
   Бодхидхарма рассмеялся и сказал: 
   — Потому, что я не могу не смеяться над собой. Уж такой я человек, я не уделяю большого внимания голове. Ноги и голова для меня одинаковы, высшее и низшее исчезло для меня. Кроме того, я хотел бы сказать, что меня не волнует то, что думают обо мне люди. И я желаю, чтобы в первый же момент моего прибытия Вы знали, с каким человеком имеете дело. 
   Император помолчал некоторое время, видимо, обдумывая услышанное, потом сказал: 
   — Я совершил множество благочестивых дел: по всей стране я построил буддийские монастыри, тысячи монахов кормятся от моих запасов, миллионы китайцев превратились в буддистов. Скажите, заслужил ли я себе, таким образом, милость на том свете? 
   Бодхидхарма посмотрел императору в глаза и сказал: 
   — Ваше Величество, заслуги в этом нет. 
   Император был сильно шокирован, поскольку многие монахи и миссионеры говорили ему: «Это будет вашей заслугой, вы достигните седьмого неба, стройте больше, жертвуйте больше, обратите страну в буддизм». А теперь пришел этот Бодхидхарма и говорит, что заслуги в этом нет. 
   Но император Бу был очень культурным человеком. Он изменил тему и сказал: 
   — Тогда скажите мне что-нибудь о святой правде Будды. 
   И Бодхидхарма сказал: 
   — Ничего нельзя сказать по этому поводу, поскольку она безгранична, и помните: святое, не святое — это понятия двойственного ума; в природе нет святого и не святого. Природа просто есть! 
   Это было уже слишком! Император был очень обижен. Ведь Бодхидхарма отрицал даже святую правду Будды! Он на мгновенье забыл свою учтивость и громко воскликнул: 
   — Тогда кто же стоит передо мной? 
   Бодхидхарма поклонился и сказал: 
   — Ваше Величество, я не знаю. 
   Не найдя в Китае достойных учеников, Бодхидхарма через некоторое время уединился в отдаленном монастыре. Этот монастырь стал центром паломничества многих искателей. 
   Бодхидхарму можно было увидеть, но не в лицо. Он сидел в зале, отвернувшись к стене, объявив, что не повернется до тех пор, пока не придет достойный ученик. В таком состоянии просидел он несколько лет. 
   Многие пытались претендовать на роль его ученика, но безрезультатно.

   Наконец, появился один и объявил себя учеником. Бодхидхарма молчал. Ученик выхватил саблю и отрубил себе палец. Поднялся переполох, а ученик объявил, что если Учитель не повернется к нему, он тут же покончит с собой. Бодхидхарма повернулся… 

   Через девять лет пребывания в Китае Бодхидхарма решил вернуться в Индию. Он позвал своих четырех учеников и сказал: 
   — Выразите суть учения в одном высказывании, чтобы я мог судить о том, как вы поняли меня. 
   Первый ученик произнес: «Сострадание, я вижу суть учения в нем». 
   Бодхидхарма сказал: 
   — Ты имеешь мои кости. 
   Второй ученик сказал: «Быть осознающим; именно в этом определении отражается основная суть». 
   Бодхидхарма сказал: 
   — Ты имеешь мою плоть. 
   Третий сказал: «Суть учения нельзя выразить словами». 
   Бодхидхарма сказал: 
   — Ты имеешь мозг моих костей. 
   Он повернулся к четвертому. В глазах ученика стояли слезы, и он пал к ногам Учителя. Бодхидхарма поднял его, встряхнул и снова задал вопрос: 
   — В чем суть религии? 
   Ученик молчал, и только слезы текли по его щекам, слезы радости и благодарности. И ни единого слова. Бодхидхарма обнял его и сказал: 
   — Ты имеешь всего меня! Теперь я уйду спокойно, зная, что после меня здесь останетесь вы."


ВЗЯТО ИЗ ВСЕМИРНОЙ СЕТИ


Рецензии
"Ученик молчал, и только слезы текли по его щекам, слезы радости и благодарности. И ни единого слова."
Как то "слезы радости" преданного ученика от скорого ухода учителя не очень уместны в этой ситуации, ведь учитель еще жив! Буддисты радуются после смерти, считая, что в данном случае человек освободился от бытия, которое есть страдание. Кроме, конечно, тех, кто осознал, что страдание совершенно необязательно в бытие.

Михаил Попов 3   19.05.2017 03:41     Заявить о нарушении