Случалось ли вам в процессе Вашего обучения, службы, просто существования, не обремененного трудами, испытать непреодолимое желание познать какое-либо событие, историческую личность, да, что угодно, познать более глубоко, всесторонне, чем это предусмотрено обычным порядком работы вашего разума и глубиной интеллекта? Ответов ваших мне не суждено предвосхитить, но я испытывала подобное состояние не однажды, что позволяет мне считать справедливой великую заповедь Платона:"Делай свое дело и познай самого себя". И, как уже свидетельствует мой опыт, хотя и незначительный, но он есть, чтобы это случилось необходим толчок, событие, которое взорвет твой мозг, расщепит его, создаст бездну оттенков и различий...В моем случае мои "страсти" по по Никколо Макиавелли выплеснулись благодаря встрече с тобой, нет, совсем не встрече, просто мгновенному пронзительному столкновению, странной вспышке вне какого-либо источника огня.Если ты , вдруг, прочтешь это( что практически исключено,хотя, собственно, почему?)То, да это был Ты и я благодарю , именно, тебя за мои признания Макиавелли! Ну, что ж,теперь к теме. О Никколо Макиавелли я узнала в раннем детстве, скорее всего, по причине моего страстного влечения к любому чтению - случайному и беспорядочному.В университете наш Преподаватель по латыни и римскому праву, светлая ему память,во время семинарских занятий водил нас в Пушкинский музей. Именно, там в Итальянском дворике я увидела деревянную скульптуру Макиавелли, работы неизвестного итальянского автора. Необычность была в том, что, когда ты уходила, глаза Макиавелли , как-будто провожали тебя. Нет, это не мистика, такой эффект исполнения.Сколько бы раз мне не приходилось посещать музей, определенное время я проводила около него, Макиавелли...Сейчас скульптура в запаснике, увы.Вступление оказалось излишне эмоциональным,но так бывает, когда пишешь о том, что тебе близко и необъяснимо дорого.Простите великодушно.Итак, Никколо Макиавелли о рациональном политике и рациональной политике в "Государе".Макиавелли родился в 1469 году, служил в должности канцлера-секретаря Совета Десяти Флорентийской республики.Остаток жизни посвятивший литературным занятиям и дискуссиям о месте и роли политики в жизни общества.Судьба Макиавелли была тесно связана с внешней политикой, что позволило ему приобрести немалый опыт в понимании политического устройства государства.Почти полтора десятилетия он находился на службе Флорентийской республики, а после ее крушения в 1512 году и возвращения к власти семейства Медичи, отошел от дел и написал "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия","История Флоренции" и самую значимую и неоднозначную "Государь". Макиавелли принадлежало утверждение, что нередко судьба государства зависит от случая, а не от доблести граждан, а спасти государство от этих случайностей может рациональная политическая воля.И вот, далее Макиавелли делает парадоксальный вывод, что, раз в жизни государства имеет место случайность, то и создавать его стабильность нужно опираясь на эту случайность. А реализовать это может только политик, искушенный в политической борьбе и интригах. И таким политиком он считал Цезаря Борджиа, при дворе которого ,он находился на дипломатической службе,который вошел в историю, как беспринципный злодей, убивший своих близких, истреблявший прелатов и епископов.Макиавелли писал о Борджиа- "герцог так смел, что самое большое дело кажется ему легким, он не ведает усталости и не признает опасности, он расположил к себе солдат".Естественно, оправдывая Борджиа, как политика, Макиавелли оправдывал его преступления, если они диктовались целесообразностью. Отсюда и пошел посыл " Цель оправдывает средства"- термин"макиавеллизма" - синоним политической беспринципности. С той поры итальянская политика стала ассоциироваться с политикой яда и кинжала, а "Государь" Макиавелли явился символом этой политики.Сейчас иной взгляд на "Государя" - считаем, что это момент политического поиска и Макиавелли усмотрел в Борджиа - рациональную политическую волю.Этим не обладает демократический режим, ибо воля граждан не всегда может быть единой.Если в государстве все лица имеют гражданство, то нет необходимости в завоевании дополнительных территорий. Если же государство ведет завоевательную политику и в качестве военной силы привлекаются неполноправные граждане, то возможны внутренние междоусобицы , если полностью наемная армия, то республикой правит случай!Макиавелли ищет рациональность в управлении государством. Если в управлении участвует воля многих,то в механизме управления рациональность исчезает. Когда же управляет личность, то действия предсказуемы и проще понять причины сможет ли лицо принять верные решения, здесь речь уже идет о нравственности, что для Макиавелли является иррациональным мотивом, чем-то врожденным.Несмотря на то, что "Государь" Макиавелли вошел в историю,как поощряющий коварство и беспринципность в политике, именно это сочинение является первым научным исследованием политической сферы общественной жизни и определяющим политику, как науку о властных отношениях, то есть, в целом -наукой об обществе.И еще , как видно из "Государя" - политиком становится тот, кто наиболее удачен и успешен, а таковым является тот, кто действует рационально, не стесняясь переступать установившиеся представления о чести и достоинстве.Это последнее утверждение меня восхищает - на нем и закончим, но будем считать это началом поклонения мудрости Великих.
": что предпочтительнее — быть любимым или внушать страх?...
гораздо надёжнее внушать страх, чем любовь, если уж приходится выбирать одно из них...
опыт нашего времени показывает, что свершили великие дела те государи, которые мало заботились о том, чтобы держать слово, и умели дурачить людей своими уловками. В конце концов они одерживали верх над теми, кто уповал на честность".
- К сожалению, у нас предпочитают изучать "Слово о полку Игореве", а не такие книги. Изучать Макиавелли интересно и полезно при любом отношении к его принципам.Цена неправильных выводов из неё огромна. Не случайно Фридрих 2
писал :
"Я всегда считал Макиавеллиеву книгу об образе государственного правления
одной из самых опаснейших среди всех вышедших до настоящего времени сочинений". Именно она стала поводом для для другой опасной книги о злодейском мировом заговоре .
В общем - гремучая смесь. И Вас это притягивает...
Притягивает одержимость? - Понимаю. Это когда не мучают страхи и сомнения, вдохновение окрыляет и приятно пьянит...
А как Вы относитесь к так называемой "бесовской" одержимости?
Замечали, что иногда отрицательные герои симпатичны именно своей одержимостью?
Одержимость - это абсолютная ценность, или знак её зависит от чего-то?
Безусловно, одержимость в моем понимании - это то, что во благо. У одержимости нет определения бесовская - это Вы придумали. Бесовщина это душевная болезнь, ненормальность. Почему Вы все время меня хотите обидеть...
"Борджиа велел убить своего брата в
присутствии своей сестры, ...повелел утопить одну знатную венецианскую женщину, которой овладел по своей прихоти..." - каким образом он может казаться героем?
Нет "бесовской" одержимости? - Откуда тогда изречение про благие намерения и дорогу в ад?
Хочу обидеть? - Просто мы с Вами здесь как в раю, где нет мужского пола и женского, а истина дороже.
Вы забыли, что Цезарь Борджиа убивал прелатов и епископов и это даже большое злодейство, чем убивать близких и использованных женщин.Его злодейство очевидно. Макиавелли оправдывает его , как политика, чьи преступления диктовались целесообразностью, термин макиавеллизма синоним политической беспринципности. Мое мнение, что во имя высших целей возможно поступаться чем -либо более второстепенным и в отношении Борджиа я оговорилась, что некоторым образом...Не я заговорила о половом равенстве , но полагаю уважение сохраняется при любых условиях, ибо мы всё-таки вышли из пещеры.Я вынуждены вспомнить о вашей попытке подвергнуть меня обсуждению после знакомства,нелишенного приятности, вроде бы...
Уважение и не терялось. Хуже дело с взаимопониманием.Конечно, меня интересует иногда не только текст,но и автор.Объяснить взгляды человека помогает понимание его характера.Но тут Вы на страже... Недотрога такая...
И тексты, иногда, некоторым образом представляют собой смесь азбуки морзе с кроссвордом...
И латынь, как паранджа, за которую хочется взглянуть...
Конечно, если каждый, только выбравшись из пещеры, будет лезть...
Макиавелли - это один полюс. А на другом - те фарисеи, книжники и лицемеры, к которым Вы также выразили некоторую симпатию.
Смелость суждения симпатична. А само оно настораживает.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.