Крещатик. Памятники и монументы Часть 2

ПАМЯТНИК В.И.ЛЕНИНУ

       5 декабря 1946 года, на углу  Крещатика и бульвара Тараса Шевченко по проекту скульптора Сергея Дмитриевича Меркурова и архитекторов Александра Васильевича  Власова и  Виктора Дмитриевича Елизарова  был открыт памятник В. И. Ленину. Скульптура высотою 3,45 метра из редкого материала — темно-красного полированного карельского кварцита, из которого сделан Мавзолей в Москве , удачно контрастировала с черным цветом лабрадорита постамента.  Основание  памятника решено в виде квадратной площадки, к которой ведут полукруглые пологие лестницы.
       Этот памятник киевские шутники окрестили «Ленин, указывающий путь к рынку».
       9 декабря 2013 года памятник сбросили с пьедестала.

МОНУМЕНТ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
 
        Одного монумента Ленину руководителям Украины казалось мало, и в 1977 году , в год 60-летия Октябрьской революции, когда началась реконструкция площади Калинина , переименованной в площадь Октябрьской революции (Майдан), на возвышенности перед гостиницей « Москва »( ныне «Украина»), был торжественно открыт монумент Великой октябрьской социалистической революции.
Монумент представлявлял гранитную, высотою около 9 метров, фигуру Ленина, почти слитую с пилоном, возле ног которого группировались , высотою 5,25 метра, бронзовые  фигуры, изображавшие героев борьбы за Советскую власть - революционных рабочих, крестьян и солдат.
       Авторы  проекта: скульпторы: Василий Захарович Бородай, Иван Степанович Зноба и Валентин Иванович Зноба, архитекторы: Александр Иванович Малиновский и Н.М.Скибицкий.
Поскольку  фигура Ленина превышала остальные фигуры монумента почти вдвое, киевские острословые назвали композицию «Гулливер в стране лилипутов».
 
Кроме того, трибуну, которую до этого  во время официальных торжеств ставили перед зданием  киевского горсовета, начали ставить уже перед ним. Направление демонстраций развернули на 180 градусов, и киевляне шутили, что «оказывается, мы 60 лет шли не туда».
12 сентября 1991 года, после провозглашения Украиной независимости, монумент демонтировали.

МОНУМЕНТ НЕЗАВИСИМОСТИ УКРАИНЫ
 
          В 2001 году, к десятилетию независимости Украины, была проведена новая реконструкция  площади.  Перед гостиницей «Москва»(«Украина») , на   месте монумента Октябрьской революции, уставили 52-х метровую колонну Независимости, начинающуюся с основы в форме четырехпросветной аркады, увенчанную 9 метровой фигурой девушки с калиновой ветвью в руках, символизируеющей Украину. Эта ветвь, а также орнаменты на одежде и ленты на венке статуи покрыты золотом. Облицовка сделана из специального итальянского мрамора.
         Первый ярус монумента напоминает порталы храмов украинского барокко, колонна – символ эпохи XIX века, когда появились известные в мире колонные монументы: Вандомская в Париже, памятник на Трафальгарской площади в Лондоне, колонны на Дворцовой площади в Петербурге и на площади Героев в Будапеште.
 
         Автор монумента  - украинский скульптор, народный художник Украины, действительный член Академии искусств Украины - Анатолий Васильевич Кущ. Он же автор, установленных на Майдане «Лядских ворот» с Архангелом Михаилом и Памятника легендарным основателям Киева.

Интересно отметить, что в качестве модели для создания девушки- автор проекта Анатолий Кущ использовал свою дочь - Кристину Катракис. Теперь Кристина Катракис – является известной американской художницей.

ЗНАКИ ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ И ПОЧТОВЫЙ ЦЕНТР УКРАИНЫ

ФИГУРА  АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

        В мае 1996 года, перед входом в Главпочтамт, установили колонну белоснежного каррарского мрамора, привезенного из Италии, с трехметровой бронзовой фигурой, изображающей покровителя Киева - Архангела Михаила.  Автором работы был архитектор Георгий Константинович Куровский.
        Скульптура представляла собой фигуру  Архангела в виде худощавого юноши в полный рост, одетого в длинный, развевающийся плащ. В правой руке у него был меч, а в левой — щит.
        От основания колонны во все стороны расходились бронзовые полосы с вмонтированными в тротуар лампами, символизирующими областные центры Украины. На каждой полосе обозначалось название города и его отдаленность от киевского Главпочтамта.
      В 2001 году  киевского ангела-хранителя подарили Донецку.
       Однако, не забыт был и Архангел Михаил. Выполненный по проекту, который подготовил Анатолий Кущ, он занял своё место на Лядских воротах. Но об этом далее.

      Свято место пусто не бывает. 23 декабря 2001 года, перед портиком Главпочтамта, на той же самой колонне, где еще совсем недавно возвышался  Архангел Михаил, начал свое вращение, окруженный бронзовыми голубями «Земной шар», немедленно прозванный острословами «глобусом Украины». Автор проекта  - архитектор Владимир Васильевич Приймак.

 «ЛЯДСКИЕ» ВОРОТА
 
В 2001 году, в ходе очередной реконструкции Майдана Независимости, были поставлены, так называемые «Лядские» или «Южные» ворота через которые в древние времена путники попадали в Киев. Эти ворота вели в княжескую часть города, известную как «Старый город». В летописи они упоминались  как ворота, ведущие в «землю печенежскую».
Сверху, на воротах установлена чёрная с позолотой фигура покровителя Киева - Архангела Михаила в виде коренастого мускулистого мужчины в полный рост с расправленными крыльями, в тяжелом плаще и  с огненным мечом в руке.  Скульптура изготовлена из бронзы.

ПАМЯТНИК ОСНОВАТЕЛЯМ КИЕВА
 
        В  2002 году на Майдане Незалежности был открыт памятник, который представляет собой камень, на котором стоят, вооруженные луками . легендарные основатели Киева: Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбедь с двумя взлетающими лебедями. У основания памятника расположена чаша фонтана с бьющими струями воды. Вечером струи подсвечиваются снизу, что создает необыкновенный эффект
Автор работы – всё  тот же Анатолий Кущ.
 
       Многое киевлян, впрочем, до сих пор недоумевают, зачем столице два памятника основателям Киева — мол, есть же ладья на берегу Днепра, так зачем загромождать место на Майдане.

ПАМЯТНИК КАЗАКУ МАМАЮ
 
13 октября 2001 года Киевский городской голова Александр Омельченко открыл скульптурную композицию «Казак Мамай». Авторы композиции - скульпторы – отец и сын Иван Степанович и Валентин Иванович Зноба.  Те самые, которые  участвовали  в создании монумента  Октябрьской революции на этой же площади.
Казак Мамай – популярный герой множества украинских легенд,
и прибауток , известных уже в середине XVIII века, в которых он предстаёт, как защитник обездоленных.
Находим мы его образ и во множестве  картин , которые рисовали народные художники не только на полотнах, но и на стенах зданий, окнах, посуде, ульях и даже на дверях своих домов яркими, сочными красками.  Часто такие рисунки сопровождались какой-нибудь надписью. Иногда такой: «Я козак Мамай, мене не займай» («Я казак Мамай, меня не трогай»). А иногда с коротким ёмким  стихом:
«Не завидую нікому — ні панам, ані царю.
Богу своєму святому я за все благодарю!
Хотя титлом і не славен, та жизнь весело веду,
У ділах своїх ісправен, я вовік не пропаду».
( «Не завидуй никому – ни панам, и ни царю.
Бога своего святого – я за всё благодарю!
Хоть я званием не славен – жизнь весёлую веду.
А в делах своих исправен. Я вовек не пропаду.»)

На этих картинах Мамай изображался с круглой выбритой головой, с закрученным за ухо «оселедцем», длинными усами, черными бровями, карими глазами, тонким носом и румяными щеками , в бархатном жупане, сафьяновых сапогах и синих шароварах.  Кроме того, Мамая на картинах, как правило, изображали с кобзой, которая является символом певчей души народа;  конём, который  символизировал верность, и дубом , говорившем о силе  казацкого духа.
Часто на рисунках мы видим изображение копья с флажком, казацкого штофа и рюмки. Это предметы,  были связанны со смертью казака - копьё ставили на месте захоронения, штоф и рюмку - как напоминание о мимолетности казацкой жизни, в которой угроза смерти в бою была повседневной реальностью.

       На памятнике  казак Мамай предстаёт, как  фольклорный собеседник, любимец всех поколений украинцев. Киевляне насмешливо-доброжелательно прозвали эту скульптурную композицию «лошадью в кустах». Однако главные «арбитры» – дети и молодежь – охотно залезают на коня, до золотого блеска отполировывают и Мамая, и его коня, поскольку существует забавная традиция - потереть у памятника какую-нибудь часть тела, и  позируют перед объективами. Даже копье в руках Мамая, ранее сделанное из меди, пришлось заменить стальным.

ПАМЯТНИК АРХИТЕКТОРУ В.ГОРОДЕЦКОМУ
 
Несколько интересных памятников в районе Крещатика  сделали скульпторы Владимир Ива;нович Щур и Виталий Ио;сифович Сивко совместно с архитектором Владимиром Скульским.
28 мая 2004 года, в Пассаже, на Крещатике 15, по их проекту открыли  памятник знаменитому киевскому архитектору Владиславу Городецкому.  Авторы не случайно изобразили Городецкого,  сидящим за столиком в кафе с чашкой кофе в руке, поскольку известно, что Владислав Городецкий был завсегдатаем местных кофеен. На столике лежит книга с четкой надписью: «В. Городецкий. В джунглях Африки. Дневник охотника». А чтобы Городецкий не скучал — за столиком есть еще один свободный стул, на котором любой желающий может присесть и выпить кофе вместе со знаменитым архитектором.

ПАМЯТНИК ПАНИКОВСКОМУ
 
Другой проект  этих же авторов – композиция, посвященная знаменитому персонажу романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок » - Паниковскому. Тому самому, который рассказывал Шуре Балаганову, как до революции, невдалеке от угла Крещатика и Прорезной, зарабатывал на жизнь карманными кражами.
    
        «Поезжайте в Киев и спросите там, что делал Паниковский до революции. Поезжайте и спросите! И вам скажут, что до революции Паниковский был слепым. Я выходил в очках и с палочкой на Крещатик и просил какого-нибудь господина почище помочь бедному слепому перейти улицу. Господин брал меня под руку и вел. На другом тротуаре у него уже не хватало часов, если у него были часы, или бумажника. Некоторые носили с собой бумажники. Я  платил городовому на углу Крещатика и Прорезной 5 рублей в месяц, и меня никто не трогал.»

  Стоит особо отметить, что Владимир Щура и Виталий Сивко- создавали образ своего героя, используя внешность народного артиста СССР Зиновия Гердта, который великолепно сыграл роль Паниковского в известной экранизации романа.

Высота скульптуры составляет около 194 см. Персонаж изображен неторопливо шагающим по улице, притворяясь слепым. Образ отображен очень точно: в руках тросточка, на голове шляпа, глаза спрятаны за темными очками, ложка на цепочке в кармашке, а левая рука шарит в кармане переводящего через улицу. Карман оттопырен – там уже, наверное, лежит очередной трофей. Кажется, если подойти к Паниковскому поближе, его рука окажется у вас в кармане. Левая нога слепого норовит наступить пятикопеечную монету, обраненную каким-то зевакой. Если подставить зеркальце и посмотреть на подошву этого ботинка, можно увидеть фигуру из трех пальцев — фигу. Некоторые утверждают, что такая задумка авторов памятника будет провоцировать прохожих наклоняться и таким образом волей-неволей преклонять колено перед Паниковским.

31 мая 1998 года, на углу Крещатика и улицы Прорезной состоялось шуточно –торжественное открытие памятника.  Во время открытия, Илья Ноябрев в образе Остапа Бендера продавал жилетки-тросточки – «секонд-хэнд» и возлагал к изножью Паниковского тарелочку с голубой каемочкой. Артист Евгений Паперный озвучивал телеграмму Шуры Балаганова - внука из колонии: «Гирю пилю ежегодно. Высылаю две. Пилите, как я, пилите со мной, пилите лучше меня». Был также оглашен шуточный Приказ МВД : «За заслуги «сына» повысить лейтенанта Шмидта в звании, а Паниковскому выдать постоянный паспорт»
Интересно, что несколько раз знаменитый карманник Паниковский становился жертвой «собратьев по ремеслу» - у скульптуры исчезала бронзовая тросточка.

СКУЛЬПТУРНЫЕ КОМПОЗИЦИИ ВЛАДИМИРА БЕЛОКОНЯ

         В последние годы, особый интерес, гуляющей на Крещатике публики, вызывают оригинальные композиции киевского художника Владимира Белоконя.

«ВЛЮБЛЕННЫЕ ФОНАРИ»
         В  2009 году, в канун Дня Святого Валентина , на Майдане установили две  скульптурных композиции: «Влюбленные фонари» и «Дерево 12 стульев».
         Композиция «Влюбленные фонари» представляет собой скамейку, на которой, двухметровый молодой кавалер-фонарь, современный и модный, обнимает свою изысканную невесту .
По замыслу автора, к ним может подсесть любая другая пара. Считается , что влюбленные , назначив свидание именно в этом месте, могут быть уверены, что их чувства никогда не охладеют.

«ДЕРЕВО 12 СТУЛЬЕВ».
Скульптурная композиция «Дерево 12 стульев» представляет собой металлическое дерево весом 300 килограмм, с висящими на нем стульями.
История её создания довольно интересна. Вначале, Владимир Белоконь предполагал создать композицию для Ботанического сада, что-то вроде дерева-компота, на котором одновременно «созревают» яблоки, груши, вишни и так далее, включая разнообразные экзотические фрукты. Однако затем у автора возникла идея — развесить на ветках дерева не фрукты, а стулья. Идея замысла выглядела так – дерево дает не только плоды, но и тень, в тени можно посидеть на стуле, который растет на дереве в качестве плода. На ветвях висят не дозревшие стулья, а на «спелых» - можно посидеть.
 
         Любопытно, что композиция тут же пришлась «по вкусу» и киевлянам, и многочисленным гостям города, и возле «дерева», с утра до ночи, стали толпиться желающие сфотографироваться. Больше того, когда «дерево» убрали на реставрацию, общественность всполошилась. По замыслу дереву предполагалось простоять на центральной площади столицы около трех месяцев, а потом переехать к хозяину, но видя активную реакцию киевлян и туристов, было решено оставить композицию на том же месте.

«ОБНИМАЮЩИЕСЯ СТУЛЬЯ»
               Продолжая тематику нежных чувств, Владимир Белоконь  в Пассаже, на Крещатике 15 установил ещё одну композицию : «Обнимающиеся стулья», представляющую собой лавочку с двумя сидящими на ней в обнимку стульями.
            Рядом с ней находится последняя часть трилогии, посвященной данному предмету мебели, – велосипед, с установленным на нем стульчиком.
 


Рецензии