Крещатик. Памятники и монуметны. Часть 1

        И в старые времена, и в новые- власти любили устанавливать на Крещатике памятники и монументы. Затем приходили новые власти - прежние скидывали и устанавливали новые, которые, следующие власти -тоже скидывали.

МОНУМЕНТ ЦАРЮ-ОСВОБОДИТЕЛЮ АЛЕКСАНДРУ II

30 августа 1911 года, в связи с 50-летием отмены в России крепосного права, на Царской площади (Европейской площади) был торжественно открыт и освящен многофигурный монумент Царю-Освободителю Александру II.

На открытии монумента присутствовали: император Николай II , премьер-министр ПЕТР АРКАДЬЕВИЧ СТОЛЫПИН, обер-прокурора Святейшего Синода ВЛАДИМИР КАРЛОВИЧ САБЛЕР (1845- 1929) ; военный и государственный деятель,  товарищ (заместитель) министра внутренних дел, шеф жандармов генерал-лейтенант ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ КУРЛОВ (1860 - 1923);  профессор Московского университета (1899—1910), министр народного просвещения (1910—1914) ЛЕВ АРИСТИ;ДОВИЧ КАССО; (1865- 1914) ; сын и наследник болгарского царя Фердинанда сын и наследник болгарского царя Фердинанда- будущий царь Болгарии  Борис (1894—1943), представители австро-шведского и швейцарского консульств; чиновники

На этот памятник «благодарный Юго-Западный край», собрал 200 тысяч рублей.

         Проект был выполнен  итальянским скульптором профессором ЭТТОРЕ КСИМЕНЕСОМ (1855-1926), который на заключительном этапе работ, лично приехал из Рима и киевским архитектором ИППОЛИТОМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ НИКОЛАЕВЫМ (1870-после 1937)

       Возводила монумент фирма строительного подрядчика, домовладельца, купца 1-й гильдии ФЕДОТА АЛЕКСАНДРОВИЧА АЛЕШИНА (1839 – 1933), который победил по итогам открытых торгов, заявив сумму 11 700 рублей.

        Постамент из розового итальянского мрамора возводили итальянские мастера непосредственно под руководством Ксименеса, который согласно контракту, отлил фигуру императора из собственной бронзы.

         «Киев. Закончено сооружение памятника Александру II. Сооружаются триумфальные арки. На улицах развеваются флаги, фасады богато декорированы. Правительственные и частные учреждения заготовили массу ценных венков.»,- писала в те дни газета «Московские ведомости»

        Монумент состоял из трёх пьедесталов.
       На центральном возвышалась бронзовая статуя императора. Александр II был изображён во весь рост, в мундире и накинутой на плечи мантии, в правой руке он держал лист Манифеста об отмене крепостного права, а другой рукой опирался на невысокий фотель.
       Вокруг памятника на нижнем пьедестале находился барельеф с изображением крестьян — представителей народов империи в национальных костюмах, среди которых выделялась фигура женщины в русском костюме, символизирующей Россию.
Центральный пьедестал был украшен гербом Российской империи — двуглавым орлом — и надписью: «Царю-освободителю благодарный Юго-Западный край. 1911 год».
        По бокам пьедесталов были установлены скульптурные композиции Милосердия и Правосудия.
         Все три пьедестала были объединены широким фронтоном с барельефами, изображающими отдельные моменты жизни и деятельности императора. Пьедестал был изготовлен из розового гранита, ступени, ведущие к нему, — из серого. На боковых выступах ступеней установили царские короны из бронзы.

       В ноябре 1920 года убрали с пьедестала фигуру царя, а все металлические части -отправлены на переплавку на завод «Арсенал»

       С конца 1930-х годов бронзовый пьедестал использовался как декоративный парадный вход в сад.


ПАМЯТНИК ПЕТРУ АРКАДЬЕВИЧУ СТОЛЫПИНУ

                Был убит и снова встал Столыпин,
                памятником встал, вложивши пальцы в китель.
                В.В.Маяковский

         Поездка  в Киев на открытие памятника Александру II, стала роковой для Петра Аркадьевича Столыпина. 1 сентября 1911 года Пётр Столыпин в киевском оперном театре был смертельно ранен выстрелом террориста-эсера Дмитрия Богрова.

        ПЁТР АРКАДЬЕВИЧ СТОЛЫПИН родился в 1862 году. В апреле 1906 года, в разгар революционных событий,  император Николай II предложил Столыпину пост министра внутренних дел России, а вскоре назначил премьер-министром.
       Столыпин провёл целый ряд законопроектов, которые вошли в историю как столыпинская аграрная реформа, главным содержанием которой было введение частной крестьянской земельной собственности.
      В то же время, принятый правительством закон о военно-полевых судах, ужесточивший наказание за совершение тяжких преступлений, получил в народе название «столыпинские галстуки».  По этому закону, предание виновных суду происходило в течение суток после совершения преступления, при том, что разбор дела мог длиться не более двух суток, а приговор приводился в исполнение в 24 часа. В то время, как в военных судах дела рассматривались при обвиняемых, которые могли пользоваться услугами защитников и представлять своих свидетелей, в военно-полевых судах обвиняемые были лишены всех прав.
      С 1906 по 1911 годы, то есть за  шесть лет действия закона, по приговорам военно-полевых судов было казнено до 6 тысяч человек, а более 66 тысяч были приговорены к каторжным работам. Со статьей «Не могу молчать!» против военно-полевых судов и соответственно политики правительства в те годы выступил Лев Николаевич Толстой.

7 сентября 1911 года, через несколько дней после убийства, члены киевского земства предложили установить Петру Столыпину в Киеве памятник. Средства собирались за счёт пожертвований, которых оказалось так много, что буквально за три дня была собрана необходимая сумма.
 
Через год, 6 сентября 1912 года, на Крещатике,на площади перед Городской думой, в торжественной обстановке памятник был открыт.

       Автором памятника, как и монумента Александру II,  стал  итальянский скульптор ЭТТОРЕ КСИМЕНЕС.

Бронозовая статуя изображала Петра Столыпина в полный рост, в форменном сюртуке, произносящим речь. Высота памятника составляла 12 аршинов (около 8,5 м). Пьедестал, на котором располагалась фигура Столыпина, был сделан из светло-серого гранита. По правой и левой сторонам памятника располагались аллегорические фигуры: русский витязь и русская женщина. 
На передней стороне пьедестала была надпись: «Петру Аркадьевичу Столыпину — русские люди».
С левой стороны, над фигурой женщины, были высечены, сказанные Столыпиным слова: «Твердо верю, что затеплившийся на западе России свет русской национальной идеи не погаснет и вскоре озарит всю Россию».
С правой стороны, над фигурой витязя, сказанная Столыпиным историческая фраза:«Вам нужны великие потрясения — нам нужна великая Россия».

         16 марта 1917 года толпа февральских «революционеров», на Думской площади «торжественно» сбросила с пьедестала памятник Петру Столыпину.  Перед этим, над памятником состоялся «народный суд», а для сноса было использовано сооружение, напоминающее виселицу.

         В годы гражданской войны большевики, сбрасывая старые памятники, как символы прежней эпохи,  во всю начали ставить новые.

ПАМЯТНИК КРАСНОАРМЕЙЦУ

         1 мая 1919 года, пришедшие в Киеве к власти большевики, отпраздновали по высшему государственному разряду – с шумом, помпой, массой украшений и парадом.
        На Крещатике, перед зданием Думы, на «столыпинском» пьедестале установили гипсовый бюст Карла Маркса, а на Царской площади, переименованной в площадь III Интернационала, на постаменте установили,  изготовленную из фанеры восьмиметровую фигуру красноармейца в будёновке, шинели и с винтовкой в руках. Это «произведение» называлось памятником «Красноармейцу — защитнику народных масс».
Через несколько лет, фанерного красноармейца убрали и планировали соорудить на этом месте монумент Октябрьской Революции, но этого так и не произошло.
 
В центре площади, посредине клумбы, установили гипсовый бюст Тараса Шевченко. Интересно, что когда город заняли войска Добровольческой армии генерала Антона Ивановича Деникина, они бюст Шевченко не тронули, а вот поляки, летом 1920 года, Кобзаря уничтожили.

ПАМЯТНИК КАРЛУ МАРКСУ

В 1922 году,  в соответствии с планом монументальной пропаганды, на Советской (бывшей Думской, теперь Майдан) площади, на месте памятника Петру Столыпину установили памятник Карлу Марксу работы скульптора Иосифа Моисеевича Чайкова (1888-1979). 
Памятник  был своеобразен: на пьедестале, решенном в кубистических формах, стояла вполне реальная фигура основоположника революционного учения, зачем-то принявшего наполеоновскую позу: рука за бортом сюртука.
  Этот  жест вскоре обрел для киевлян особый смысл. И, поскольку Крещатик в те годы был переименован в улицу Воровского, острословы тут же пустили крылатую фразу: «Маркс стоит на Воровской улице и прячет свой капитал в карман пиджака»
Не менее резко о памятнике создателю «Капитала» в очерке «Киев-Город» высказался Михаил Булгаков: «Слов для описания чёрного бюста Карла Маркса, поставленного перед Думой в обрамлении белой арки, у мене нет. Я не знаю, какой художник сотворил его, но это недопустимо. Необходимо отказаться от мысли, что изображение знаменитого германского учёного может вылепить всякий, кому не лень.»
Памятник  простоял лет десять. И, можно представить удивление киевлян, когда в одно летнее утро 1933 года они увидели на месте классика научного коммунизма свежее пятно асфальта. Маркс таинственно исчез.

В 1936 году, перед принятием сталинской конституции на площади III Интернационала произошли существенные изменения. Постамент памятника Александру II был разобран, вход в бывший Купеческий сад облагородили широкой лестницей, в центре которой установили памятник Иосифу Сталину. Перед ним устроили каскад фонтанов. Памятник был выполнен из бетона, поскольку  планировалось создание грандиозного монумента. Ну, а площадь, разумеется, переименовали в площадь Сталина.
 

   


Рецензии