Суверенитет народа

                СУВЕРЕНИТЕТ НАРОДА


                ***
     Читателю настоятельно рекомендуется перед прочтением настоящей статьи ознакомиться с предшествующими работами автора: «Две концепции российского развития» и «Национальные идеи России и Украины».
                ***

     Суверенитет народа – требование Российской Конституции.
Суверенитет, понимаемый как верховенство народа в государстве и местной власти. Требованию много лет.

                Тезисы  статьи

     Народного суверенитета нет нигде. Нет и в России.
Но Россия может реализовать суверенитет народа как ключевое условие  способа социально-экономического развития,  характеризующего новый мировой исторический этап и третью ступень периода формальной свободы, согласно исторической схеме, изложенной в статье автора «Национальные идеи России и Украины» (ниже также - [1]).
     Формирование нового способа социально-экономического развития начнется со становления механизма народовластия. Составляющие механизма народовластия рассматриваются автором в статье «Две концепции российского развития» (ниже также - [2]).
     Демократия подразумевает развитость двух форм народовластия – непосредственной (прямой) и представительной (ниже также - делегированной). Проблема в состоянии первой из этих форм.  Неразвитость непосредственного народовластия обуславливает доминирование второй формы и невозможность народного единения в решении проблем страны.
     Выборы, референдум, решение населением вопросов местного значения (даже если такое имеет место) и опросы, не имеющие юридической силы, недостаточны для утверждения, что  непосредственная форма демократии реализована.
 
     Непосредственная форма демократии не только предшествует представительной, она должна являть собою постоянно действующие органы власти.
     Постоянно действующие институты непосредственного народовластия, взаимодействующие с институтами делегированной власти, и даже участвующие в принятии или приостановке решений избираемой и назначаемой власти – есть новый уровень управления страной, необходимое направление реформ, результаты которого определят путь российского развития в целом.  Это путь политического, социального, экономического обновления, на котором Россия не только решит свои проблемы, но станет первопроходцем нового исторического этапа мирового развития, объединяя в решении этой задачи другие страны.
     Становление механизма действительного народного суверенитета повлечет взаимообусловленные изменения  в обществе, массовой личности и властном устройстве, хозяйстве страны и всех ее территорий.
     Изменится понимание социализма. Советскую модель социализма принудительного объединения, определяемого также как государственный монополизм, сменит модель социализма добровольного единения. Для социализма добровольного единения характерен общественный способ управления страной.

 
                Формальное «верховенство народа»

     Власть народа, даже по своей концепции, заложенной в Конституцию, механизма суверенитета не получает.
     На федеральном и региональном уровнях юридическую силу имеют только выборы, проводимые раз в несколько лет, и референдум, проводимый еще реже.
     Местное самоуправление предусмотрено Конституцией, его идеи развиты в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Такая, местная демократия, в случае ее реализации – в решении вопросов местного значения, не означает суверенитета народа России,  предъявляющего требования к механизмам власти на всех территориальных уровнях.   
     Народовластие нельзя мыслить лишь как право выбирать и быть выбранным, изредка отвечать на вопросы референдума и участвовать в решении вопросов местного значения.
     УЧАСТИЕ НАРОДА В УПРАВЛЕНИИ СТРАНОЙ ДОЛЖНО ПРОИСХОДИТЬ ПО ШИРОКОМУ СПЕКТРУ ВОПРОСОВ, касающихся интересов граждан, и НА ПОСТОЯННОЙ ОСНОВЕ. Это участие должно происходить в формах и методами, предусматривающими право решающего голоса самоорганизованного народа, наряду с решающими голосами избранных и назначенных лиц.

     Референдум, отнесенный Конституцией к «высшему непосредственному выражению власти народа»  есть ситуация, в которой народ отвечает на вопросы власти, удобно сформулированные для неё самой.
     При наличии механизма суверенитета народ задает власти вопросы, на которые она обязана ответить, и по результатам такого  рассмотрения принимаются организационные решения, законы и другие нормативные акты (см. [2]).       
       
     Отсутствие суверенитета народа ярко проявляется в построении следующего конституционного  силлогизма. 
•  Первое утверждение – ст.3, ч.1: « Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».
•  Второе утверждение – ст.104, ч.1: «Право законодательной инициативы принадлежит…(далее перечисляются государственные должностные лица и органы)». 
•  Третье утверждение (вывод): «Носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации  не имеет права законодательной инициативы».
     Получаем противоречие: либо народ не является носителем суверенитета, либо следует доработать законодательство, начиная с Конституции, поскольку 104 статья противоречит 3 статье. При этом п.2 16-й статьи гласит: «Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации», к которым относится 3 статья.

     Отмеченное в Конституции противоречие разрешается становлением Российского Гражданского Собора (ниже – Собора) в его понимании, изложенном в [2]. Собор как самоорганизация российского народа должен получить право законодательной инициативы и инициативы принять закон тем или иным способом – всенародным голосованием или Думой с учетом мнения Собора, выявленного Общественной палатой (эта задача Общественной палаты также рассмотрена в [2]).
            

       Требования к новым институтам непосредственного народовластия
    
     К механизмам непосредственного народовластия предъявляются общие требования. Выборы, референдум и гражданский собор имеют организационное, техническое, юридическое и иное обслуживание, но не имеют руководящих органов.
     Собор не может являться конференцией делегатов. Он предусматривает всеобщность равноправного и  добровольного участия, даже если всеобщность есть идеальный результат процесса становления народовластия.
     Работа Собора связана с формированием и заявлением мнений, определением позиции Собора по рассматриваемым вопросам на основании прямого и равноправного участия граждан в обсуждении и голосовании. Неравенство в пределах Собора выведет его из формы непосредственного народовластия.
    
     Равенство распространяется на все типы площадок Собора. Например, профессиональные соборные площадки работают также как территориальные (универсальные – федеральные, региональные, муниципальные)  -  прямым и равноправным участием, не выбирают органов, кроме комиссий для подготовки вопросов на обсуждение и ведущих, отслеживающих соблюдение регламента, принятого Собором или данной соборной площадкой с целью создания лучших условий для высказывания мнений и информирования участников Собора. Площадки Собора не являются иерархической структурой – при рассмотрении вопросов общероссийского значения к федеральной площадке, ведущей обсуждение, примыкают все территориальные площадки.
     При этом принадлежность участников Собора к определенной территориальной или профессиональной или иной общности  позволяет им участвовать в формировании мнения такой общности, что не исключает совещательного голоса участников Собора,  имеющих другую подобную принадлежность. 
     Единственный голос участника Собора обеспечивается технически.   
     В рамках Собора не могут действовать партийные и иные группы, ограничивающие изъявление мнения участников. Высказываемое мнение на Соборе – только личное.   
     Собор должен иметь долю в  решающем голосе выборных органов и право выслушивать доклады должностных лиц государства и органов местного самоуправления о проделанной и планируемой работе, а также право приостанавливать выполнение решений, принятых должностными лицами.               

                Собор, удовлетворяющий таким, выше приведенным требованиям  - первоначально может определяться как особенность становления российской нации как народа организованного в государство. Однако, опыт утверждения действительного народного суверенитета, качественно нового участия граждан в управлении страной в дальнейшем подлежит распространению. 

 
                Ликвидация властной односторонности

     С появлением Собора граждане получают возможность непосредственно участвовать в управлении страной и территориями. В том числе, предъявлять развернутые требования к созданию и развитию условий для жизни и деятельности.  Причем повсеместно, а не только в районах опережающего развития.
     Такие требования предъявляются избираемой и назначаемой власти. Не только в момент выборов. Власть должна разработать и реализовать проект создания таких условий. Собор имеет право контролировать ход выполнения такого проекта, делать собственные выводы и требовать от власти решений по улучшению дел.
     Контроль общества за социальной ориентированностью деятельности избираемой и назначаемой власти, отчетность власти перед народом приобретает конкретное содержание и не может сводиться к формальностям. Массового гражданина интересуют конкретные вещи, как состояние ввода объектов и их работа, возможности получения дохода и т.п. Проценты роста не для него. Создаются условия для более эффективного, согласованного ведения дел, целевого использования средств, подавления коррупции.
     Преодолевается властная односторонность в виду развития и взаимодействия двух властных подсистем, непосредственного  и  делегированного народовластия.

               
                Становление Собора

     Два первых этапа становления Собора – установочный и политический. 

     Установочный этап – без изменения Конституции и других нормативных актов, действия в пространстве свободы уже предусмотренном законодательством.
     Установочный этап это движение от общественного объединения, статус которого уже предусмотрен законом, к всенародному  объединению, статус которого должен определяться особо. Точнее, под общественным объединением здесь понимается инициативная группа, имеющая территориальные и иные подгруппы по всей России. Такое общественное объединение имеет целью становление Собора и подготовку его утверждения как формы непосредственного народовластия в законодательстве. Наряду с другими инициативными гражданами общественное объединение включает членов Общественной палаты, для которых реализуется их уставная цель: «выдвижение и поддержка гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений» (Федеральный закон от 04.04.2005 г. № 32-ФЗ).

     Основные задачи Собора на установочном этапе:
-    налаживание работы на соборных площадках, в том числе, территориальных, профессиональных и иных, вовлечение всех граждан в деятельность Собора;
-    создание в массовом сознании представлений о возможностях Собора в управлении страной, возможностях граждан, связанных с участием в Соборе, возможном будущем страны и всех ее территорий.
 
     Политический этап – утверждение Собора как формы непосредственного народовластия, прописанной в Конституции и других нормативных актах. Изменения в Конституции могут не потребовать созыва Конституционного Собрания и принимаются Федеральным Собранием. В поправках должно отражаться право Собора на часть решающих голосов в выборных органах.
     До внесения изменений в Конституцию принимается федеральный конституционный закон, определяющий условия признания Собора как формы непосредственного народовластия, связанные с этим изменения законодательства, а также  действия законодательных и иных органов власти.


                Общественный договор

     Конституция – первый общественный договор. Его исполнение, особенно в части суверенитета народа, создает условия для заключения других общественных договоров, являющихся контекстом для множества решений власти и бизнеса, понимаемых и принимаемых  гражданами в виду этого обстоятельства.

     Существование Собора, решения которого имеют юридическую силу, позволяет гражданам страны договариваться о будущем, которое, по их мнению, должно быть построено, с их участием и при обязательной организационной и финансовой поддержке институтов делегированной власти.

     Чтобы институты делегированной власти следовали воле народа необходимо существование самой этой воли, а значит народ должен прийти к относительному согласию по поводу целей осуществления власти и способов достижения этих целей. Такого согласия нет. Но у массового гражданина нет и представления о возможном будущем, понятном и наглядном, которое он бы мог обсудить и принять. А значит, нет предмета, по поводу которого народ может выразить свою волю.
     Это положение преодолевается Собором, его работой по заключению общественных договоров.

     За первым общественным договором, измененной в связи с появлением Собора Конституцией, следует Концепция долгосрочного развития страны (также – Концепция). Она отражает взаимосвязанные изменения в обществе, государстве, массовой личности и народном хозяйстве, начало которым полагается становлением Собора.
     В отличие от Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. новая Концепция должна быть достаточно короткой, воспринимаемой массовым гражданином, но при этом содержать ясную логику, последовательность развития, как и картину будущего.
     Второй общественный договор, Концепция долгосрочного развития, обсуждается на Соборе и принимается референдумом, либо другим, предусмотренным Конституцией способом. При этом Собор должен иметь право выбора способа принятия Концепции.

     Третий общественный договор – Проект создания условий для жизни и деятельности российских граждан (также – Проект), объединяющий все территориальные проекции, отражающие чаяния населения, как и возможности их реализации. Точнее это часть Проекта, документ, содержание которого разъясняет всем гражданам, с необходимой степенью подробности и доходчивости, конкретные результаты хозяйственных и иных преобразований, их сроки.
     Концепция долгосрочного развития является заданием для избираемой и назначаемой власти на разработку Проекта. Все части Проекта, включая его территориальные проекции, должны согласовываться с учетом требований Собора.
     Всенародное обсуждение и, одновременно, разработка Проекта завершаются третьим общественным договором.

     В дальнейшем могут вноситься изменения в общественные договоры, приниматься новые общественные договоры, в том числе действующие на отдельных территориях. Общественный договор может иметь либо не иметь законодательного закрепления. К последнему случаю  относятся нормы поведения и взаимодействия граждан, которые не могут быть узаконены, поскольку относятся к пространству свободы.
      Например, личные решения граждан, направленные на участие в развитии трудом, денежными и материальными средствами, кооперация граждан, определенная способностями участников, как моральные нормы.

     Принятие общественных договоров не означает, что народ, выбрав своих представителей-управляющих, перейдет в наблюдательную и просительную позицию, вместо того, чтобы участвовать в дальнейшем управлении страной с правом решающего голоса.


               Первая и последующие цели российского развития

     Суверенитет народа есть первая цель российского развития. Создавая механизм народного суверенитета,  мы начинаем формировать механизм российского развития в целом. Создаем гражданское общество, государство и экономику нового, исторически следующего типа. Последнее утверждение связано с  характеристикой качественных изменений в массовой личности, обществе, государстве и национальной экономике, которую можно определить как завершенность.

     Действительный механизм народовластия изменяет положение гражданина, который становится гражданином в полном смысле этого слова, действительной частью государства. Гражданин участвует  в Соборе, имеющем решающие голоса в представительной власти, использует другие возможности участия в управлении страной и ее территориями, хозяйственным развитием, описанные в [2]. Таким образом завершается путь от подданства к гражданству.

     Формирование нравственного уровня личности требует ответа на вопрос – ради чего осуществляется деятельность? Достижение национального согласия по поводу целей и путей национального и каждого территориального  развития, его законодательное закрепление и, следовательно, снижение неопределенности будущего позволяют каждому гражданину лучше ориентироваться при ответе на вопрос индивидуального участия в общественно-полезной деятельности, проявлять большую настойчивость в формулировке и решении задач такого участия.
     Собор есть не только составляющая нового механизма развития, но и механизма самоопределения граждан, составляющая способа определения гражданином своего места в общественной деятельности, его значимости, соответствия личным способностям.
     Стремление к лучшему использованию своих способностей в связи с целями развития, содержащимися в общественных договорах, становится частью ценностных представлений. Завершенность системы ценностей означает, что у человека и гражданина есть не только неотчуждаемые права, но и неотчуждаемые обязанности, которые принимаются добровольно как моральные нормы в использовании пространства свободы (см. также [1]).
     Соответственно таким утверждениям вводятся дополнительные представления о воспитании и образовании, которые ориентируют молодых людей на освоение культуры, самоопределение и самореализацию в решении задач развития. Есть также общее основание для определения тематики научных исследований и разработок.

     В Соборе общество получает способ единения вокруг задач, решаемых для удовлетворения потребностей граждан, развития их личностных качеств. Собор есть механизм достижения национального согласия и заключения общественного договора. В том числе, неформального – само по себе общественное согласие есть такой договор, или неформальная стадия общественного договора, который в зависимости от его содержания  требует либо не требует законодательного закрепления.
     Гражданское общество – самоорганизованный народ, участвующий в управлении страной с правом решающего голоса. Подразумевается широкий  круг вопросов, касающихся интересов граждан.
     Народовластие получает свою завершенную форму, поскольку развиты как непосредственное, так и представительное народовластие. При этом не только создается  новый механизм непосредственной формы народовластия, но происходят существенные изменения в представительской власти, методах ее работы.

     Описанные выше изменения способствуют новому качеству экономики.  Тенденции в развитых экономиках подготовили такой переход, но его  завершенность требует механизмов  народовластия, рассматриваемых в настоящей и других статьях автора. 
     Одна из тенденций в развитых экономиках  -  замещение атомарного поведения субъектов предпринимательства на рынке согласованным поведением в бизнес-структурах, в том числе охваченных устойчивыми хозяйственными связями. Кооперация в создании конечной продукции, сложившаяся и возобновляемая, позволяет тщательно согласовывать хозяйственные процессы в таких системах предприятий, повышая эффективность как индивидуального, так и общественного производства.
     Другая тенденция связана с долгосрочным аспектом хозяйственной деятельности, который проявляется в развитии бизнеса в форме проектной деятельности. Программы, охватывающие взаимосвязанные проекты, существенный шаг в преодолении разобщенности в проектной деятельности.
     Однако, именно появление Собора, новых общественных договоров, Проекта создания условий для жизни и деятельности российских граждан позволяют вывести экономику на новое качество согласованности, эффективности и социальной ориентированности хозяйственной деятельности. Спрос на товары и услуги становится более  устойчивым в виду повышения доли организованного спроса.
 
     Изменения  в  массовой личности, обществе,  государстве и хозяйственной деятельности, следующие за созданием механизма народного суверенитета, ведут нас к социализму добровольного единения.


Рецензии
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.