1 Зона ответственности в Северной Атлантике

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый» ДКБФ 1970-1974 гг.».

Глава.

1. Северная Атлантика. Зона боевых действий и противостояния США-НАТО и СССР-России. 01.07.1973 г.


Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет:

Карта-схема зоны ответственности флотов США и НАТО в Северной Атлантике.

Источники данных: Противостояние НАТО и СССР в Атлантике. Операция "Апорт". Часть 1. http://www.nauka-tehnika.com.ua/

Северная Атлантика – часть Атлантического океана к северу от Северного тропика – регион интенсивного передвижения множества военных и гражданских кораблей и самолётов, зона стратегических интересов крупнейших экономик мира, государств и объединений государств, зона противостояния военных флотов и вооружённых сил США-НАТО и СССР-России.

Стратегическое военное значение Северной Атлантики в том, что это зона кратчайшего морского пути из «Нового Света» (Северная Америка) в «Старый Свет» (Западная Европа), следовательно, основной театр военных действий на море.

В Северной Атлантике сходятся все главные транспортные маршруты перевозки грузов, товаров и пассажиров, сырья и средств жизнеобеспечения населения, экономики и вооружённых сил стран НАТО и США. В военное время здесь проходят пути переброски войск, вооружений, средств ведения и обеспечения войны.

Командование объединённых вооружённых сил НАТО в Европе (ОВС НАТО) имеет планы интенсивных перевозок в Северной Атлантике войск, вооружений и военных грузов из США и Канады в Европу для усиления отпора советским войскам СССР-России. Считалось, что имеющиеся войска НАТО в Европе не в состоянии долго противостоять натиску советских армий.

Таким образом, обеспечение безопасной и бесперебойной перевозки по морю войск и вооружений в Северной Атлантике является главной задачей стратегического (верховного) командования НАТО на Атлантике (создано в 1952 году).

Для обеспечения безопасности коммуникаций стратегическим командованием НАТО на Атлантике призваны практически «все имеющиеся в наличии вооружённых сил средства вооружённой борьбы, в том числе авианосцы и атомные ракетные подводные лодки (ПЛАРБ)».

В зону ответственности стратегического командования НАТО на Атлантике входят: Северный район Восточной Атлантики, Центральный район Восточной Атлантики, Канарский район Западной Атлантики, Океанский район Западной Атлантики, Гибралтарский и Марокканский районы Восточной Атлантики, непосредственно западная часть Западной Атлантики (смотри карту-схему).

Безопасность проливов Ла-Манш, Па-де-Кале и прибрежных воды Великобритании обеспечиваются национальными вооружёнными силами Англии.

Площадь всей зоны ответственности стратегического командования НАТО на Атлантике составляет около 12 000 000 кв. миль.

Далее данные из статьи: Противостояние НАТО и СССР в Атлантике. Операция "Апорт". Часть 1.

Стратегическое командование НАТО на Атлантике возглавляет верховный главнокомандующий объединёнными вооружёнными силами НАТО на Атлантике – представитель ВМС США, который одновременно является главнокомандующим американски¬ми вооружёнными силами в зоне Атлантического океана.

Штаб главнокомандующего ОВС НАТО на Атлантике дислоцируется в главной военно-морской базе Атлантического флота США Норфолк. В штабе главнокомандующего ОВС НАТО на Атлантике свыше 350 офицеров всех видов вооружённых сил от восьми стран (США, Великобритания, Канада, ФРГ, Нидерланды, Дания, Норвегия и Португалия).

Походный штаб располагается главнокомандующего ОВС НАТО на Атлантике на одном из кораблей американского флота. В оперативное подчинение командования НАТО на Атлантике выделяется большая часть сил флотов из состава ВМС США, Канады и Великобритании, а также частично ФРГ (Германии), Нидерландов, Норвегии, Португалии и других стран НАТО.

В разные годы Холодной войны (80-е) объединённые военно-морские силы США-НАТО состояли из 500 кораблей основных классов, в т.ч. 5-6 американских многоцелевых и 2-3 английских противолодочных авианосцев, до 60 атомных и 130 дизельных ПЛ, более 1300 самолётов и вертолётов, в том числе 350 самолётов базовой патрульной авиации и 190 противолодочных вертолётов, экспедиционной дивизии, бригады и нескольких отдельных батальонов морской пехоты.

Хотя в 80-х гг. Франция не состояла в военной организации блока НАТО, стратегическое командование НАТО на Атлантике при разработке оперативных планов учитывало французские корабли и авиацию в составе группировок объединённых сил в соответствующих зонах. Формирование всех объединённых сил проводилось на базе 2-го оперативного флота ВМС США.

В военное время на объединённые военно-морские силы США-НАТО возлагается решение следующих основных задач:
 
- нанесение ядерных ударов ПЛАРБ и самолётами палубной авиации;
- предотвращение нанесения ядерных ударов ПЛАРБ противника;
- завоевание господства на море и превосходства в воздухе в наиболее важных районах Атлантики, в Норвежском, Северном и Баренцевом морях;
- борьба с подводными лодками и надводными корабельными группировками противника;
- оказание непосредственной авиационной и корабельной огневой поддержки группировкам ОВС НАТО на Северо-Европейском и Центрально-Европейском ТВД;
- защита морских коммуникаций в интересах обеспечения стратегических перебросок войск усиления, военных и экономических грузов из США и Канады в Европу;
- проведение морских десантных операций и участие в противодесантной обороне побережья;
- оказание поддержки командованиям НАТО на островах Атлантического океана.

Естественно, что объединённое стратегическое командование вооружённых сил СССР и стран Варшавского договора имело аналогичные структуру-систему и планы в отношении «вероятного противника» - вооружённых сил США-НАТО в зоне ответственности в Северной Атлантике.

Элементом этой стратегической структуры-системы и планов в Северной Атлантике был большой противолодочный корабль БПК «Свирепый» проекта 1135 типа «Буревестник».

История создания, вхождения в состав флота и первой боевой службы БПК «Свирепый» Дважды Краснознамённого Балтийского флота, история жизнедеятельности первого экипажа корабля в период 1971-1974 годов, а также жизнь и удивительные приключения Суворова Александра Сергеевича, рулевого-сигнальщика БЧ-1, личный боевой номер 1-5-11, а также эизнь и приключения его товарищей, друзей и подруг в корреляции с событиями окружающей среды и мира, является предметом исследований и содержанием данной книги-фотохроники.


Рецензии