Партия 2017 г. Рубежи истор 8. 3 Принципы ист. мат

Партия 2017 г. Рубежи истории. 8.3. Принципы исторического материализма

Продолжаем рассмотрение вопроса исторического материализма, в частности здесь будет рассмотрены принципы исторического материализма в ранее сформированном виде. Вместе с тем они также будут рассмотрены с позиции проекта цивилизационной революции, преемственности  данных принципов для цивилизационных преобразований. 

Способ форматирования материала прежний: между знаками(=) - размещается материал источника и уже не выделяется кавычками,а между знаками (-) - даётся проектная позиция. Такое форматирование производится  для всех материалов по данной теме. Продолжаем.
- - -
= = ==

Марксизм трактует человека как производное от общества, как продукт и субъект общественной трудовой деятельности. Человек есть совокупность всех общественных отношений.
= = =
- - - -
Кто придумал, сложно сказать. По этому вопросу требуется пояснение.
"Понятно", до человека появилось общество. Какое - никакое, а первобытно-общинное, из кого- тоже  непонятно. Вариант напрашивается, промолчу.  Похоже ,  и определение человека в таком контексте также неуместно. Или источник напутал или ещё кто,  сознание знать ничего о том не хочет, бунтует, на текст и смотреть не не желает. Уговаривал, надо мол, потерпи. так и идём, с просьбами.
- - - -
= = =

Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и т. д. формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определённого образа жизни, культуры и психологии. Человек не является изолированным существом, он всесторонне включён в контакт, общение с обществом, даже когда остаётся наедине с собой. Осознание человеком себя как такового всегда осуществляется посредством его отношения к другим людям. Каждый отдельный человек представляет собой неповторимую индивидуальность, и вместе с тем он несёт в себе некую родовую сущность.
= = = =
- - -
О том же, но другим объяснением, что получится?Человек в ходе социально-ценностного взаимодействия познаёт и запоминает множество образов, основы для собственного поведения и позиционирования в отношениях, что и  использует в практике социального взаимодействия. На этой основе формируется его поведенческий стиль жизни и культуры, психология. Проект  ввел некоторую новизну в определение индивидуального и социального, частного и общественного. это несколько разные категории. В том и другом случае присутствуют два объекта со своим субстанциональным и сущностным выражением. Между ними есть принципиальное отличие. Если первое предстаёт психо-биологическим компонентом(для живого мира, для людей, в частности), то второе предстаёт  исключительно в форме отношений. Важно, социальное и общественное не поглощает индивидуального и частного. Здесь, при таком подходе, сохраняется разделение субстанций и сущностей  субъектов

Далее, проект ждут принципы исторического материализма, заждались и у проекта есть желание встретиться, тогда вперёд.
-  - -
= = =

Важнейшие принципы исторического материализма таковы:

признание первичности материальной жизни общества — общественного бытия по отношению к общественному сознанию и активной роли последнего в общественной жизни;(1)
выделение из всей совокупности общественных отношений — производственных отношений как экономической структуры общества, определяющей, в конечном счёте, все другие отношения между людьми, дающей объективную основу для их анализа;(2)
исторический подход к обществу, т. е. признание развития в истории и понимание его как закономерного естественно-исторического процесса движения и смены общественно-экономических формаций; (3)
идея о том, что история делается людьми, трудящимися массами, а основу и источник побудительных мотивов их деятельности следует искать в материальных условиях общественного производства их жизни.(4)
= = = = = =
- - -
Посмотрим внимательней, т. е. проектно определимся.

(1) Возьмём своё определение бытия. Бытие -  сохранение и развитие субстанции с её сущностной  реализацией в отношениях окружающего мира, во взаимодействии с ним. исторический материализм  категорию бытия рассматривает как соотношение материального и общественного.  Надо отметить, с одной стороны, усложнение вопроса, с другой, полагаю, общественное как социальное не взаимодействует с материальной стороной бытия. Отсюда следует, что и говорить о первичности и так вторичности общественного и материального нет никакого основания. С человеком разобрались, человек един как в своём категориальном составе, так и в отношениях материально-сознательного. Оно всегда едино.  Общественное сознание предстаёт в виде совокупности индивидуальных сознаний,  ориентированных множественностью интересов и потребностей.

(2) Производственные отношения составляют некоторый стержень и социального взаимодействия. и организации материального обеспечения жизни. В этих отношениях есть место и праву, и юридическим отношениям,  производственно-технологическим , основное - финансовые по вопросу производства ценностей, их реализации, получения дохода как вещного права на пользование и потребление произведённого общественного продукта. Конечно, эти отношения постоянно проходят через множественный анализ, моделирование и планирование новой деятельности, участия в ней людей. Производственные отношения служат основным видом обеспечения материального благополучия, создания условий для сохранения и развития частной жизни. В силу этого получают особое значение и место в системе всех отношений.

(3)Исторический подход  - использование преобразовательной истории. Метод просто ограничивает преобразовательные процессы, стремится к сведению их прошлым формам и состояниям, отсюда стремление к консервативности, фундаментальности, страх перед социальным и правовым преобразованием, сохранение отношений в примитивных и понятных формах. Подмена права законом, он же - норма старого мышления и утверждения, тогда как право - всегда динамичная и мобилизующая категория. Ввод понятия социально-экономическая формация не соотносится  с их видами, которые в свою очередь выведены из состояния института собственности, искусственного его состояния.
В системности производственных отношений есть организация самого производства, окружают их отношения  вещного права, которые проявляются и в институте собственности, в принципологии понимания капитала, соотнесения результата с капиталом, который может иметь  совершенно-разное представление и образование, соответственно ему может распределяться ресурсное накопление или прибыль , остающаяся в распоряжении. исторический подход для производства - это формирование результата деятельности по периодам работы, а также планирование работы в будущих периодах. В отношении вопроса формаций, их образования и сохранения, можно предположить что их появление есть умозрительное определение, оно выводится преимущественно  из существовавших отношений собственности и властно-организационных укладов.

(4)Первое, история всегда формируется по факту, предопределяет же её разнообразное планирование деятельности, а также его осуществление в практической деятельности. В больших периодах времени, как правило, большое организационное разнообразие условий деятельности, они постоянно меняются, в частности технологии, машины и оборудования. Если на достижение первого технического уровня ранее требовались многие сотни лет, то современные уровни меняются за десятки лет,а  можно ожидать и более быстрого обновления машин, оборудования и технологий. Они давно и стали определяющим фактором производства, возможностью достижения производственного и финансового результата.

Другой стороной развития является получение новых знаний, кратное возрастание производительности, и наряду с техническим капиталом на первое место выходит и капитал работников как производственной силы.  Категории , которые Маркс собрал в понятие производительных сил - средства производства и рабочая сила в некоторой степени условны, и это состояние определяется тем что  сама категория рабочая сила несёт в себе искусственность, приносит не пользу, а непонимание, формирует на производстве,  некоторое противостояние, а носитель, рабочей силы превращается в пролетариат. Это совсем не так, и быстро становится понятным, если уходим от понятия рабочей силы.  Мотивы производственной деятельности, как правило, находятся за пределами производства, участие же в конкретном производстве направлено на их реализацию. Надо оговориться, могут быть и производственные интересы, связанные с достижением определённых результатов и условия деятельности.

Время - делу, потехе час, жизнь - праву, закону- приговор.  Он же в дух качества: судит, проходит время - его судят. Не столь категорично, но будем рассматривать очередной закон ...


Рецензии
Исторический материализм-это история эволюции обезьяны к человеку. Именно про это говорили и Маркс и Энгельс. Хотелось бы посоветовать автору сначала разобраться с человеком в свете теории эволюции Ч.Дарвина, чтобы понять марксизм.

Вячеслав Бикташев   23.04.2016 16:44     Заявить о нарушении