Апостолы. 1. 15. Назореи и ессеи

   Назорей (ивр. «назир» - посвященный Богу) - человек, мужчина или женщина, на время или пожизненно принявший обет воздерживаться от употребления винограда и произведенных от него продуктов, - в том числе от вина, - не стричь волос и не прикасаться к умершим.
   Некоторые назореи с самой колыбели на всю жизнь посвящались Богу их родителями. Иногда родители принимали обет назорейства за своих детей, особенно испрошенных молитвой. Назорейский обет имел большое религиозно - нравственное значение; в нем можно видеть прототип позднейшего иночества.
   Практику назорейства среди евреев узаконил еще сам Моисей. Об этом можно прочесть в Книге Чисел (6:1-21)
   « И сказал Господь Моисею, говоря:
2. Объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решатся дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу,
3. То он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксуса из вина, ни уксуса из напитка и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод.
4. Во все дни назорейства своего не должен он есть ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи.
5. Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его. До исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он; должен растить волосы на голове своей.
6. Во все дни, на которые он посвятил себя в назореи Господу, не должен он подходить к мертвому телу.
7. Прикосновением к отцу своему и матери своей, и брату своему, и сестре своей, не должен он оскверняться, когда они умрут; потому, что посвящение Богу его на голове его.
8. Во все дни назорейства своего свят он Господу...»
   В остальных оставшихся пунктах описывается, как должен поступить назорей, если он вдруг не сдержал обет и как очиститься, чтобы снова вернуться к назорейству.
   И так, если подытожить вышесказанное, получается, что назорей давал клятву на восемь дней, иногда на месяц, а иногда и на всю жизнь. Когда же кончался срок обета, то назорей приносил жертву в Иерусалимском Храме, - две горлицы или двух птенцов голубиных, или овна, пресный пирог и пресную лепешку, - священник срезал у него часть волос и сжигал их на жертвеннике, после чего назорей освобождался от своего обета и опять мог пить вино.
   Типичными назореями на всю жизнь были Самсон, пророк Самуил и Иоанн Креститель.
   О назореях упоминают иудейский историк Иосиф Флавий и Талмуд, - позднейший еврейский свод законов, - где уже не одобряется практика назорейства, т.к. аскетизм стал противоречить духу иудаизма. Уже в средние века не встречается упоминаний о назореях, а слово «назир» стало обозначать монаха в применении к другим религиям.
   Термин используется также в значении «назарянин», «назарей», житель города Назарет.
   Над головой распятого на кресте Иисуса Христа по приказанию римского прокуратора Понтия Пилата была прибита табличка, написанная на трех языках - еврейском, греческом и римском: «Иисус Назорей Царь Иудейский».
   Существует мнение, что назорейство Господа нашего Иисуса Христа привязано не к обету, а к Его происхождению из Назарета. Стало быть «Назорей» было на тот момент Его прозвищем по месту жительства . Иудейские священники вынудили Понтия Пилата казнить Иисуса , и в отместку им он намеренно сделал акцент на определениях "царь иудейский" и  "назорей" - посвященный Богу, дескать евреи распяли не только своего царя, но и человека святого.
 А «назарет» вытекает не из «назир» - отдельный, а «насар» - отрасль, ветвь. Вероятно, город Назарет в Галилее был назван так отпрысками царя Давида в память о малой родине великого предка, - города Вифлием, что в Иудее, куда они через каждые четырнадцать лет,  по римскому закону, ходили на перепись населения, ибо там были корни их царского рода.
   В христианстве назорейство в изначальном виде тоже не сохранилось, т.к. христиане стали употреблять виноградное вино, как продукт в священнодействе на Тайной Вечери, - вино теперь символизирует кровь Христову.
   Сегодня каждый христианин должен быть «назореем» в духовном смысле.
   Священное Писание утверждает, что последователи Христа уже являются отдельными, обособленными: « Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» .(1 Пет 2:9)

   Поиски Младенца - Мессии не закончились чудовищно жестокой бойней детей в Вифлиеме, - прошел слух, что Машиах при всем этом остался в живых и объявился в Иерусалиме, - Сретение, а по другому - встреча Бога (Младенца Иисуса) с человеком (старцем Симеоном) в Храме имела в дальнейшем свои последствия. Стало известно, что пророк Симеон и пророчица Анна чествовали какого-то особого Младенца, а кого именно - на тот момент было сокрыто. Подозрение Ирода пало на Иоанна (Крестителя), сына первосвященника Захария, жена которого Елисавета, успела бежать с мальчиком из города, а самого первосвященника солдаты Ирода убили прямо в Храме, между алтарем и жертвенником.
   В Священном Писании о детстве Иисуса Христа упоминается только один раз, в Евангелии от Луки, когда Он, в двеннадцатилетнем возрасте, посетил на праздник Песах Иерусалимский Храм и участвовал там в религиозной беседе с мудрецами, удивив их не по возрасту своими глубокими знаниями.
   Информация о младом возрасте Иоанна Крестителя тоже скудна, и все потому, что евангелисты в Новом Завете делают упор не на биографии Господа нашего Иисуса Христа и Его Предтечи Иоанна Крестителя, а на время их видимого служения в сем реальном мире.
   Как об Иисусе Христе евангелист Лука кратко пишет, что Он до тридцати лет " был в повиновении у родителей, преуспевая в премудрости и возрасте, и в любви у Бога и человеков", так и об Иоанне Крестителе евангелист скудно говорит, что он "возрастал и укреплялся духом и был в пустынях до дня явления своего Израилю."
   Но попытаемся все же поразмыслить: в каких таких пустынях находился Иоанн до своего служения, когда к нему был глагол Божий.

   Была в Иудее некая секта ессеев , - позднее их назовут, кумранитами, - имевшая свое начало с первой четверти 2 века до н.э. Первоначальные сведения о них находятся у Филона Иудейского, Иосифа Флавия и Плиния Старшего. Во времена первых двух названных историков ессеев  было около 4000. Рассеянные в Иудее, они жили сначала в городах и деревнях под именем ассидеев и, как думают новейшие ученые, составляли ту национальную партию в еврействе, которая боролась с другой, более могущественной партией - элинистов. Затем, по Филону, почувствовав отвращение к испорченным нравам городов, а по мнению новейших исследователей, потеряв надежду на успех в борьбе за национальные начала еврейской жизни, ессеи удалились на северо - запад от Мертвого моря и, составив там обособленные колонии, избегали встреч с остальными соплеменниками даже в Иерусалимском Храме. Образовали из себя строго замкнутый орден, жили безбрачно, но принимали и воспитывали в своих понятиях чужих детей; принимали в свое сообщество и других - после трехлетнего испытания.
   С большой долей вероятности можно предположить, что престарелая Елисавета, жена убиенного Иродом первосвященника Захарии, вместе с полугодовалым сыном Иоанном, бежав из Иерусалима и, оказавшись в  «пустынях»,  примкнули к ессеям. В Предании говорится о том, что гора раздвинулась и сокрыла в себе мать и сына от погони, и преследователи не смогли их нагнать. Ясно рисуется картина жилищ кумранитов - пещеры в неприступных скалах, связанные между собой лабиринтами с ловушками и самозаваливающимися тяжелыми камнями переходами, - это заметка, как альтернатива,   для скептиков и критиков религиозных апокрифов.
   Иоанна Крестителя считают истинным назореем, - его пожизненно посвятили Богу родители, которым повелел это Ангел Господень, но в основании его характера и поведения прослеживается ессейское воспитание.
   Вот обет ессея, вступавшего в орден:
*  чтить Бога
*  быть справедливым ко всем
*  никому не вредить
*  быть врагом неправды
*  сохранять верность властям
*  достигнув власти, не превозноситься
*  не отличать себя от других особой одеждой и украшениями
*  обличать ложь и любить истину
*  ничего не утаивать от сочленов, о них ничего посторонним не сообщать
*  воздерживаться от незаконной прибыли
*  догматов ессейского учения никому не передавать
*  не употреблять клеветы
*  верно хранить писания (древние книги) ессеев и иудеев и таинственные имена ангелов ,и имена Божии не произносить в присуствии не посвященных
   Далее по рассказу Филона, ессеи
*  не приносили кровавых жертв ( по Флавию - они не приносили этих жертв лишь в Иерусалимском Храме)
* усердно занимались мирными делами: земледелием, пчеловодством, скотоводством, ремеслами, врачеванием (посредством дыхательной гимнастики и произнесения заклинаний)
* не делали оружия и отвергали войну до пришествия Мессии, но готовились к войне против сил зла на стороне Мессии
*  признавали лишь общую собственность
*  безусловно отрицали рабство
*  помогали друг другу всячески
*  учили, что все они братья между собой.
   Все потребное для себя ессеи изготовляли сами, избегая отношений с торговцами. Много занимались толкованием Святых Книг и учением о нравственности. Жили они не по одиночке, а общинами, - каждая в особом доме, имели общий стол; младшие чтили старших.
   По словам Иосифа Флавия, Моисея ессеи ставили после Бога (посему строго чтили субботу) и хулу на него наказывали смертью.
   Жили они безбрачно не потому, что отрицали брак, а потому, что считали безбрачие выше брака. Одна отрасль секты позволяла своим членам вступать в брак; но, как скоро жена беременела, муж прекращал с нею общение, желая доказать, что взял ее не для удовольствия, а для произведения детей.
   Ессеи презирали украшения, а одежду носили одну и ту же до совершенной ее негодности. Их доходами распоряжались на общую потребу избранные ими попечители и священники. Помогали бедным и не принадлежавшим к ордену, если они в том нуждались.
   Вставали до восхода солнца и не говорили ни о чем житейском, приветствовали солнце молитвой, но не поклонялись ему; спрашивали на дела благословение у начальствующих, кроме дел милосердия достойным и подачи пищи голодным.
   По окончании работ купались в холодной воде, - что имело значение религиозного очищения, - и садились , надев особого покроя чистую одежду ( в особом доме, в который вход посторонним запрещался), за трапезу, имевшую вид священнодейстия.
   За большие преступления виновные исключались из общества и, оставаясь верными клятве не принимать пищи вне его, умирали голодной смертью; искренне раскаявшиеся принимались обратно.
   Судьи у есеев (числом не менее 100 ) были  строги и справедливы. Предпочтение оказывалось славной смерти, чем постыдной жизни.
   Орден раделялся на четыре степени ( не считая испытуемых ) по времени вступления, при чем одна степень отделялась от другой так строго, что высшие через соприкосновение с низшими становились нечистыми. Особенно глубоко изучившим Священное Писание и приготовленным особым аскетическими очищениями, приписывали дар предсказывать будущее.
   Ессеи учили, что душа состоит из тончайшего эфира и заключена в тело, как в темницу ( вследствии своего падения ), из которой после смерти человека улетает на небо. Праведные души обретают вечную жизнь в блаженных полях, а злые - вечно мучаются в холоде и мраке.
   Ученые сходятся в том, что ессеизм до некоторой степени подготовил почву для восприятия христианства и, что среди первых последователей Иисуса было много ессеев, но из них - то впоследствии образовались те иудействовавшие гностические секты, против которых предостерегали апостолы.
   Одна из самых популярных гипотез гласит, что именно Кумранская община ессеев  владела, так называемыми, Свитками Мертвого моря или Кумранскими рукописями,- большое количество их ( около 1000 ) манускриптов, обнаружено  в пещерах Кумрана и является наиболее древними известными фрагментами Пятикнижия.
   Так же ведется дискуссия по поводу одного свитка, - части Нового Завета, -  возможно являющегося самым древним из известных, - это отрывок из Евангелия от Марка.
   Согласно данной гипотезе, ессеи спрятали свитки в близлежащих пещерах во время еврейских востаний в 66 г. н.э., незадолго до того, как они были перебиты римскими солдатами.
   В обете ессев отвергалось изготовление оружия и участие в войне, - только если на стороне Мессии против зла. Выходит, что ессеи, в отличии от иудеев, боровшихся за независимость своей страны,  поверили в то, что Иисус из Назарета не просто бедный бродяга, а - Мессия, уже пришедший в мир, и другого ждать не надлежит, потому то их борьба с римлянами имела более высокий смысл - противостояние злу и все они, как один сложили за это свои головы.
   
   


Рецензии
Назареев не любили и сторонились. Это Фома кажется изрек, когда ему предложили следовать за Иисусом: разве может быть что-нибудь доброе из Назарета? (Пишу по памяти). Назареев за иудеев не считали власти, да и сами назареи себя таковыми не признавали. А был ли Иисус иудеем? Тоже загадка. Ибо в Евангелии есть много мест, где об иудеях говорится как о чуждом им (назареям) общности.
Мог ли Иисус затеряться среди ессеев и долго не появляться начиная с 13 лет до 30? Шюре пишет, что Иисус получил своё посвящение именно у них. Однако могли ли ессеи дать Ему что-либо сокровенное? Скорее, Иисус Сам посвятил их, после долгих скитаний по Египту, Азии, Индии.
Где получил Иисус Своё высокое посвящение? Доподлинно не известно. Многие склонны, в Египте, там был центр всех мистерий.
Спасибо, за познавательную статью! Интересно Вы пишите. И стихи под стать.
С уважением,

Игорь Даниленко   03.12.2016 21:45     Заявить о нарушении