Ленин

У меня появилось желание написать коротенький нон-фикшн на одну из тех тем, о которых думала много лет, но все никак не приступала к их реализации. Надеюсь создать серию рассказов о моей любимой эпохе.

Этот о В.И.Ленине. Вернее, о моем отношении к нему, переданном в особой форме.

Возможно, у кого-то возникнет желание жарко поспорить, вызваться доказывать какую-то свою субъективную точку зрения на историческую личность и, обязательно, высказать, что их субъективизм никак не соотносится с моим. Не стоит. Я не собираюсь много говорить о Ленине как о личности. И никого ни к чему не призываю. Это на всякий случай. 

Чуть о себе и некоторые его слова, которые он оставил, может быть не всем, а мне так да. Потому что, они сыграли свою роль в моей жизни.

И еще. У всех нас время от времени происходит переоценка событий, взглядов, личностей. Лениным создано много разных мыслей, соответствующих той эпохе и его отношению к ней. Не все мне нравятся. Теми, что помещаю здесь, выражаю свою признательность.

Из всех его фраз, прочтенных ли, услышанных, меня поразили во время учебы и запомнились на всю жизнь слова: «Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов»1. Мне было семнадцать, а я уже тогда прониклась.

Подобные мысли наверняка существуют у многих великих. Мне повезло узнать их от Ленина. Много раз, ту или иную ситуацию, происходящую в мире, я оценивала сквозь призму этих слов. А то, что сейчас происходит… прочитайте еще раз его слова.

Не то, чтобы я была повернута на марксизме-ленинизме, но с интересом изучала программную вузовскую политическую историю (политэкономию). И совершенно согласна со словами Ленина: «Я должен сказать, что первым, казалось бы, и самым естественным ответом является то, что союз молодежи и вся молодежь вообще, которая хочет перейти к коммунизму, должна учиться коммунизму»2.

Почему у нас не получилось? А кто любил политэкономию? Кто ее учил в наше время?

«…вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идеология. Середины тут нет (ибо никакой «третьей» идеологии не выработало человечество, да и вообще в обществе, раздираемом классовыми противоречиями, и не может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии). Поэтому всякое умаление социалистической идеологии, всякое отстранение от неё означает тем самым усиление идеологии буржуазной»3.

Вот потому мы и вернулись к тому, что мы, всего лишь, есмь прибавочная стоимость для капитала.   
 
В сочинении, при поступлении в ВУЗ, наряду с Дудинцевым, я цитировала Ленина. А что? Нам же рассказывали о дедушке Ленине в садике, из школьной программы мы знали, каким путем пойдет Ульянов в осуществлении своих революционных помыслов. А в домашней библиотеке у нас были книги о семье Ульяновых. И я их читала. О Марии Александровне я бы отдельно написала. Достойная и восхитительная женщина, дорогая мамочка, как обращался в письмах Ленин.

ПСС Ленина есть в инете. Перед тем, как начать писать, я конечно открыла его труды и письма. И не могла приступить к написанию несколько дней. Читала. Мне было интересно.

Но не стану больше грузить политикой, хотя, после прочтения некоторых его статей, выписала себе кой-чего. Предлагаю улыбнуться его фразам, выражениям, предложениям, которые повеселили меня:

«Я не поручусь также за надежность и стойкость в борьбе тех женщин, у которых личный роман переплетается с политикой, и за мужчин, которые бегают за всякой юбкой и дают себя опутать каждой молодой бабенке. Нет, нет, это не вяжется с революцией»4;

«Адвокатов надо брать в ежовые рукавицы и ставить в осадное положение, ибо эта интеллигентская сволочь часто паскудничает»5;

«Архидлинно, пусто, скучно», «трусливая увертка», «сволочь идеалистическая», «архипошлый идеалистический вздор», «пошло-поповская идеалистическая болтовня», «пошлая бляга», «Автор – эклектик и пошляк в философии», «Архипошляк этот Пленге».

Но нет! Не могу не процитировать еще пару серьезных вещей:

«Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремления к своей свободе, но оправдывает и прикрашивает свое рабство… такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам»6;

«Один приём буржуазной печати всегда и во всех странах оказывается наиболее ходким и «безошибочно» действительным. Лги, шуми, кричи, повторяй ложь – «что-нибудь останется»7.

Я никогда не смогу относится к Ленину равнодушно. Да, это мой исключительный субъективизм. Моя жизнь пропитана его идеологией. Мои взгляды основаны, в том числе, на его трудах. Вот сейчас, читая их, все удивлялась, как он мог предвидеть то, каким оно будет? Имею ввиду социалистическое общество. Он знал, что оно будет таковым. Тогда знал, когда все казалось утопией, ведь ранее подобного общества не существовало.

А еще, насколько серьезно изучались в первые годы советской власти его труды, что социалистическое общество было все-таки построено. Восхищаюсь безмерно.

И последнее здесь:

«Бывают такие крылатые слова, которые с удивительной меткостью выражают сущность довольно сложных явлений»8.


_____

1 «Три источника и три составных части марксизма» 
2 «Задачи Союзов молодёжи (Речь на III Всероссийском съезде Российского коммунистического союза молодёжи)»
3 «Что делать?»
4 Воспоминания Цеткин: Ленин о женском вопросе
5 Письмо Е.Д. Стасовой и товарищам в московской тюрьме
6  «О национальной гордости великороссов»
7 «Союз лжи»
8 «Соседи по имению»


Рецензии
Те работы Ленина, Маркса, Энгельса, которые мы изучали, нам истолковывали преподаватели. Как толковали, так мы и понимали.

Я в последнее время несколько расширила свой кругозор. Маркс и Энгель выполняли волю тогдашних банкиров, ненавидели славян и в особенности русских. Европа боялась крепнущей экономически Российской Империи и только революция, по мнению основоположников, могла остановить усиление ее мощи.

А про Ленина у меня последняя статья с указанием его работ из ППС. Строил он государственный капитализм жесточайшим образом.

Надежда Дьяченко   21.12.2021 23:09     Заявить о нарушении
А я, со времен учебы, люблю политэкономию и хорошо усвоила суть прибавочной стоимости и эксплуатации труда. Так что, согласна и с Марксом, и с Лениным, в отличие от Шарикова, не согласного ни с Энгельсом, ни с Каутским (вспомнилось) :)
Что же до построения нового общества, то варианта два: эволюция - медленная кровавая фигня или революция - короткая кровавая фигня.
Спасибо, Надежда!

Наташа Шевченко   22.12.2021 00:00   Заявить о нарушении
Если для вас уничтожение миллионов в результате революции - веселая фигня, смейтесь. Не дай бог, чтобы эта веселуха пришла к вам в дом.

Надежда Дьяченко   22.12.2021 07:29   Заявить о нарушении
Вы невнимательны, Надежда.

Наташа Шевченко   22.12.2021 13:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.