Войны раздолье - истины терзанье

                Зло появляется на суше и на море по причине
                того, что совершают людские руки, чтобы они
                вкусили часть того, что они натворили, и чтобы
                они вернулись на прямой путь. Коран, 30 : 41

«Смешно говорить о Совести Человечества, когда оно ... в войне закопало в землю миллионы, миллионы самых молодых и сильных своих мужчин, сожгло дотла сотни тысяч городов и сел, пустило по миру много обездоленных стариков и сирот. И каждая же из сторон считала, что она исполняет священный долг. Нет, справедливости на земле нет, и не будет. Человечества нет. Есть группы людей, сбитых в стаи, враждующих друг с другом. Слабых поглощают. Сильные ждут момента, чтобы нанести смертельный удар сопернику. Господи, почему так несправедлив этот мир? Неужели здесь должно безраздельно царствовать зло? Неужели единственными аргументами против тирании являются порох, свинец и кинжал? Почему молчит Совесть человечества?»1

Эти строки классика ингушской словесности Иссы Кодзоева, истерзанные болью, выплескиваются из его книги «Обвал». Он прав в своих размышлениях о войне и «единственных аргументах против тирании». Но он совершенно неправ, обвиняя Совесть Человечества в молчании. Напротив, она, устами множества великих творцов слова и образа, столетиями стучится в души и сердца людей, призывая их положить конец «безраздельному царствованию зла» на земле.

Ярким примером, подтверждающим эту мысль, стал фильм «Покаяние» великого режиссера Тенгиза Абуладзе. Он от имени искусства кино и литературы проложил одну из троп к постижению религии. Он взывает страстно, мощно и яростно: «Люди, вы отвратились от Господа. Потому Он и наслал на вас Варлама Аравидзе в облике Ленина, Сталина, Гитлера, Муссолини, Мао Цзэдуна, Ким Ир Сена и К*, Пол Пота и прочих их преемников в лице современной авторитарно-демократической нечисти. До той поры, пока вы не вступите на стезю, ведущую к Храму, Варлам не умрет, и, значит, быть тирании, гнету и войнам!»2

Так возвещает миру (именно в настоящем времени!) Тенгиз - грузинская частица Совести Человечества. Так глаголет И. Кодзоев - ее гIалгIайская крупица. Его эпическое сказание «ГIалгIай» (Ингуши), «Герой народа (Ахмед Хучбаров)», «Монолог дьявола» и другие творения противостоят Варламу Аравидзе и его подобиям. В мире, истерзанном захватчиками власти и собственности, Абуладзе и Кодзоев вовсе не одиноки... Их ведь - множество... Научиться зрить, слышать и воспринимать их духом и разумом и претворять их идеи в добродеяния - это, значит, приобщаться к Господу.

Да, именно так: приобщаться к Богу, ибо творцы слова и образа получают свой дар от Всевышнего. И, в отличие от Пророков, они выступают в роли малых посланцев Господа, которых Он уполномочил нести человеку слово о добре и зле: алчности и щедрости, благородстве и подлости, мужестве и трусости, любви к Отечеству и предательстве, воздаянии и возмездии.

Эти идеи подтверждают такими сопоставления. Фундаментальная идея о запрете межрелигиозной и межнациональной розни, козней, интриг, ненависти, и, следовательно, войн была изречена Богом: «О люди! Поистине, Мы сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Каждому из вас Мы установили (!) закон и путь. Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас (!) одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, (!) в чем вы расходились во мнениях» (Коран, 49 : 13, 5 : 48).

Тоже самое, с другого ракурса и другими словами, возвестил миру Антуан де Сент-Экзюпери: «Я так устал (!) от словесных распрей, от нетерпимости, от фанатизма!.. Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю» (Письмо заложнику).

Продолжая рассуждения о роли религии и истории в противодействии развязыванию войн, которые были представлены в шести предыдущих статьях, разберем значение литературы в этом смысле. Если история - кладезь назиданий и предостережений, ниспосланные Господом человеку и народу, то литература является Его воззванием к ним, вслед Священным Писаниям, через Своих малых посланцев. Значит, искусство слова и образа представляет собой третью, после религии и истории, составляющую избавления мира от войн, тирании и гнета.

Мастера искусства и литературы ткут образные повествования о метаниях души меж добром и злом, их извечном противоборстве и тяжком кресте выбора. И Исса Кодзоев внес свой бесценный вклад в сокровищницу литературы. Особую ценность представляет антивоенный натиск его творчества. Я уже немало писал о мощи, красоте и страсти его антивоенного слова, и потому ограничится двумя весьма важными аспектами, которые ранее не обсуждались, но имеют прямое отношение к обсуждаемой антивоенной теме.

Хан Сартах - сын Бату-хана, был вынужден пойти на мировую с гIалгIайми (ингушами), чтобы обрушить все силы на своего соперника - хана Хулагу. Страна Халлоев (аланов) празднует мир и Верховный Служитель Бога Мехка Дог (Сердце Отчизны) говорит аланам: «Пусть данный краткий миг, что мы пребываем под Солнцем, если и не успеем насытиться, то хотя бы ощутим вкус счастья.

Вы можете спросить меня: «Что такое счастье?» Самое большое счастье - это вы - люди моего народа!.. Если бы не было вас, если бы не слышать язык, на котором вы говорите, к чему бы мне оставаться под этим Солнцем, волоча давно уж одряхлевшую плоть?! Счастье, что Господь сотворил нас жить на этой земле. Все, что объемлет наш взор - это счастье. Видите это Оранжевое Золото Солнца - неужели может быть счастье больше и прекрасней него?!..

А вода? Мы загрязнимся - она очищает, жаждем - утоляет, печалимся - песней утешает. Какое счастье колыхание бушующего моря, несущийся Терек, ручеек ключа, дождь льющийся с небес, утоляя всю землю!.. Счастье - воздух, который мы вкушаем. А ребенок на руках матери - разве это не счастье?! А отец, наставляющий и наказующий растущее потомство?..

Господь любит Свои творения! Сначала Он заполонил этот Мир счастьем, а затем уже ниспослал нас. А то как же! Говорят, почему мы стареем и дряхлеем, почему должны умереть. Воистину, не видя дряхлости старцев, молодые не умели бы оценить молодости. Если бы нам не предстояло умереть, совсем бы не было вкуса к жизни. Что будет, когда умрем? С нами произведут расчет: против добра - добром, против зла - злом» (3 : 451 - 452).

Спустя более ста лет, во времена нашествия Тамерлана, Сердцу Отечества вторит другой Служитель Господа Ховдий:
«Утерев рукой глаза, ухватите сияние солнца, приласкайте свое сердце любовью к Миру! Иль вы боитесь, что Господня Красота иссякнет? Не экономьте, она нескончаема - нет ей ни дна, ни конца!.. Иль мнится вам, что, изморозью побитая, Красота Божья рухнула ниц? Тогда зачем нам нужен был бы этот мир?
Неужель не тешит вас Оранжевое Солнце?
Неужель не ублажают ваш взор горные выси?
Неужель не слышны вам песни ручья?
Неужель не ласкает вам сердце нежность детей?
Неужель не люба вам поступь девичья?
Ва гIалгIай!.. Неужель вы не живы?!..» (5 : 191 - 192)

Так Исса Кодзоев наставляет человека радоваться красоте мира. Он соткал из слов, смыслов и образов настоящий гимн любви к Господу и Его созданиям - необъятному миру, его красоте, жизни, человеку, языку, Отчему краю, творению добра и противостоянию злу. Не противоречит ли это Вере? Напротив, нелюбовь, а тем более жестокость к миру и его обитателям означает отвержение их Творца.

Мехк Кхел (Высший Совет народа) с окончанием войны и завершением траура по погибшим устраивает обществу праздник преклонения перед красотой мира. Но счастьем наслаждаться ее лицезрением и полновесным пользованием его благами везде и во все времена не дают держатели власти и злата, швыряя людей в кровавый водоворот войн, впрягая их в ярмо тирании и гнета. Об этом и поведал И. Кодзоев, описывая время борьбы алан с ханом Менгу-Темиром.

«Почему этот Мир наречен Несправедливым?
В чем повинны Голубые Небеса?
В чем повинно оранжевое Солнце?
В Высоких ли горах - эта Несправедливость,
Иль она находится в источнике ручья?
Нет! Они не повинны!..
Повинен люд озверевший:
Чрево насытив, сердце не насыщающий,
Сердце насытив, душу не насыщающий.
Все, что остается
Поколениям вослед идущим,
Оставлять жалеющий -
В краткий срок своей жизни,
Доесть весь мир стремящийся» (4 : 292).

Как и все писатели, Исса Кодзоев не обходит стороной и вопрос о силе воздействия слова на человека. В 1277 г. Менгу-Темир захватил и стер с лица земли аланский город Дедяков, но не имея сил окончательно разгромить алан и, прежде всего, гIалгIай отвел свою орду на Волгу. В честь этого события было устроено всенародное праздневство. Воительница и Главнокомандующий армии алан Зозо вместе с войском привела на него певцов, сказителей и музыкантов. Ее спросили:
- Почему ты поставила их во главе своего воинства?
- В руках немужественного оружие обесценивается. Отвага и мужество - это дело духа. Душу нужно подпитывать. Мало вывести воина, обрядив его тело в подходящее одеяние, облачив в лучшие доспехи, увешав оружием и усадив на отменного коня. Все это есть снаряжение тела. Если не снабдить душу - ему не стать отважным воином. Дух тоже надо облачить в свое одеяние, увесить своим оружием. Как тело сажают на коня, так и душе воина надо придать крылья. Я заметила, что мужество воинов возрастает втрое, когда они слушают певцов.

Также, как и Зозо, хан Менгу-Темир, осознавая силу слова, велел извести род певцов-халлоев, так как «Они располагают пищей духа. Вознамерившийся убить народ, должен убить его душу. Дух народа хранится в слове». Сказителям - певцам, дробили пальцы, выкалывали глаза, сдирали кожу со спины, а многих казнили. Однако, оставшиеся в живых, продолжали петь, воодушевляя людей на борьбу, не изменяя своему уговору: «Пока не умрем, мы будем нести речь и слово халлоев, дабы не дать умереть нашему языку». Их органично дополняет авторская речь: «Певец - это мастер, проникающий прямо в душу. Он всколыхнет душу - и забьет родник, и из него устремляется песня, обратясь в изливающийся ручей...» (4 : 289 - 290, 293)

Время, описанное в эпопее (XIII – XVII века) - это периоды бесконечных нашествий (!) «великих» завоевателей и отстаивания гIалгIаями своей свободы и независимости. Их обществу был присущ высокий религиозно-нравственный дух, чуждый завоевателям. И поэтому они, поставившие на колени полмира, не смогли окончательно покорить гIалгIай и многие другие народы Кавказа.

Имеет ли слово И. Кодзоева какое-нибудь значение? Да, если рассуждать с художественной точки зрения. Нет, если говорить о влиянии на общественное сознание. Слово великого писателя, не вошедшее в кровь и плоть народа, не имеет для самосознания общества никакого значения, ибо оно не становится фактором, отвращающим его от зла невежества, бездумья и долготерпения. В свою очередь, именно его наличие  является основой произрастания угнетения и развязывания войн.

Эту идею утверждают и сами писатели. Они воспевают силу слова, идеи и образа, но в тоже время признают «бессмысленность, бесполезность, лживость и никчемность всего, что написано, сделано и передумано людьми», ибо зло торжествует (Уайльд, Ремарк). И. Кодзоев говорит тоже самое, начиная эпопею «ГIалгIай»: «С тех пор как потомки Адама разбрелись по земле, этот мир всегда -каждый день и месяц, год и эпоху, наставляет людей: что есть благо, что есть зло; как подобает себя вести, как следует жить. Не взирая на то, что человеку дано так много наставлений и так много показано, нет ничего, что было бы им воспринято с пользой и заложено в основы жизни. Каждому приходится самому ощутить и испытать, прочувствовать и познать» (1 : 6).

Я осознаю всю трагичность и безысходность того, что говорят собратья по перу О. Уайльд, Л. Толстой, Э. Ремарк и И. Кодзоев. Но их слово истинно, так как история человечества однозначно свидетельствует: гуманность идей и образов литературы и искусства не способствовала нравственному очищению общества, искоренению зла, прекращению войн, отказу от гнета порабощенных народов. Напротив, достижения культуры и, прежде всего, науки всегда и везде ставились на службу государственным преступлениям и военным злодеяниям. И ныне - та же стать и та же муть и жуть...

Одна из причин, препятствующих полноценному постижению литературы, состоит в том, что ее преподавание опутано кандалами диктата демократических и авторитарных государств. Ведь они, вырабатывая нормы и стандарты обучения словесности, и определяют творчество каких писателей подлежит изучению. Они решают как, чему и для чего обучать литературе. Фактически же, государства возложили на искусство слова и образа обязанность «щекотать мозги и чувство обаяньем красоты». В итоге такого государственно-литературного «щекотанья» народы пожинают плачевнейшую жатву:

В книгах гений Соловьевых,
Гейне, Гете и Золя,
А вокруг от Ивановых
Содрогается земля.3

Неопровержимым доказательством отвратного преподавания литературы является и тот факт, что народы, взрастившие великих писателей Э. Хемингуэйя, А. Пушкина, Л. Толстого, О. Уайльда, Э. Ремарка, А. де Сент-Экзюпери и плеяду корифеев слова других стран, не отказались поддерживать развязывание войн, не перестали в ней участвовать, безмолвствуя или безумствуя...

Литература в руках преподавателя должна была бы выполнять функцию рентгеновского аппарата, который определяет черты характера, проявляемые в политической деятельности именно его современниками воротилами от власти, военщины, клерикальщины и бизнеса: алчность или бескорыстие, благородство или подлость, человеконенавистничество или человеколюбие, жестокосердие или милосердие, правдивость или лживость, сердечность или бессердечность. И в основе постижения слова и образа должна быть не государева воля, а истина Священного Писания: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»4

Однако этого явно недостаточно. История человечества свидетельствует, что народы являются, по преимуществу, ведомой силой. Важнейшую роль в их ведомости играет государственная пропаганда, которая мощным напором лжи и двуличия заливает истины религии, истории и литературы зловонными помоями обмана и заблуждений. Оболваниваемые ею народы с необычайной легкостью швыряют на свалку их уроки и назидания, отвергая предостережение Бога: «Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды».5

Все это вместе взятое и позволяет обитателям государевых резиденций, военных бункеров и роскошных бизнес-офисов выносить смертный приговор народам. Из всей богатейшей сокровищницы мировой литературы и искусства ими усвоены и поставлены на вооружение только два изречения: О. Уайльда - «Всякое искусство бесполезно» и Э. Ремарка - «Смерть ... миллионов - это только статистика».

Порожденному ими международному праву отведена роль продажной, но обольстительной девки, которая ублажает только завоевателей и угнетателей и явно завлекает миражом истины порабощенных, покоряемых, подвергаемых в войнах умерщвлению, геноциду и грабежу, изгоняемых из дома и Отечества. Оно - вовсе не для соблюдения;  оно - для оправдания оккупации других стран и расправы с колониями; оно - средство сведения счетов между государствами;  оно - не для защиты от войн, угнетения, геноцида, голода и беженства.

Сколько стран в настоящее время частично или полностью оккупированы государствами, впавшими в озверение и поправшими международное право?! Сколько войн сегодня полыхает вопреки нему?!.. Оно, своей сутью, имеющее огромную ценность для человечества, по принуждению государств-хищников и с потакания «второсортных» стран выставлено на международную панель.

К примеру, Марьям Яндиева и Б. Хамчиев представили в Комитет ООН по искоренению расовой дискриминации (26. 02. - 15. 03. 1996 г.), подготовленный Я. Марьям, Доклад о геноциде ингушей в 1992 году. В нем были представлены документальные свидетельства подготовки и проведения власть имущими РФ и  Северной Осетии геноцида ингушей и неисполнения Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов». В ответ ООН, промычало нечто невразумительное о своей (!) большущей обеспокоенности и озабоченности, а затем засунуло ее, словно бесполезный хлам, подальше от глаз, сердца и разума в международный мусоросборник своих неисполненных обязательств и своего тяжкого позора. И таким примерам несть числа...

Из сказанного вытекает вторая важнейшая причина, которая не позволяет масштабно, полноценно постичь литературу и историю. Она состоит в отсутствии должной пропаганды идей великих писателей и исторических закономерностей и уроков. Для того, чтобы убедиться в этом,  достаточно проследить соотношение качества и времени, которое потратили авторитарные и демократические страны на пропаганду и познание духовного наследия человечества и на взращивание, лелеяние религиозной нетерпимости, раздувание угара шовинизма и психоза войны.

О необходимости художественного и пропагандистского воздействия на человека и народ в духе ненависти к войне говорил Э. М. Ремарк устами своего главного героя Пауля Боймера. Он лежит в одном окопе с французом, которого только что убил. Его гложет раскаяние: «Я смотрю на твое лицо, думаю о твоей жене и вижу то общее, что есть у нас обоих. Прости меня, товарищ!.. Мы всегда слишком поздно прозреваем. Ах, (!) если б нам почаще говорили, что вы такие же несчастные маленькие люди, как и мы, что вашим матерям так же страшно за своих сыновей, (!) как и нашим, и что мы с вами (!) одинаково боимся смерти, одинаково умираем и одинаково страдаем от боли!» (На Западном фронте без перемен).

Нет, не говорят, не просвещают, не бьют хлестко и наотмашь по сердцу, нервам и душе словом, идеей и образом истины! Напротив, демократические и авторитарные государства изощрённо, искусно, цинично, вероломно и успешно, навязывают противоборство конфессий, идеологий и народов, вдалбливая в их сознание жестокосердие посредством образования и пропаганды. Набор реалий современности позволяет констатировать, что даже для народов, мнящих себя этаким средоточием цивилизованности либо «особой духовности», как говорил Исса, «жестокость стала сладостью, а кровь - обыденностью!» (3 : 139).

Такую же мощь и страстное антивоенное выступление, осуждение войны, ее вдохновителей, поджигателей, организаторов и подавляющее большинство людей, которые, поддавшись злобному обаянию пропаганды «власть имущих и власть хотящих» поддерживают военный психоз, душегубство и грабеж своего и чужих народов демонстрировал в своих произведениях Л. Толстой. В частности, он в статье «Одумайтесь!» (1904 г.) писал: «...Несчастные люди, доведенные вековым насилием и обманом до признания величайшего преступления в мире - убийства братьев - доблестным делом, могут совершать эти страшные дела, не считая себя в них виноватыми. Но как могут так называемые просвещенные люди проповедовать войну, содействовать ей, участвовать в ней, и, что ужаснее всего, (!) не подвергаясь опасностям войны, (!) возбуждать к ней, (!) посылать на нее своих несчастных, обманутых братьев? Ведь не могут ... так называемые просвещенные люди, не знать всего того, что писалось, пишется, говорилось и говорится о жестокости, ненужности, бессмысленности войны».

Из этой тьмы невежества выползает гнусная и подлая сущность войны: юнцов, по вине государств и старшего поколения, не успевших познать жизнь, не еще сумевших постичь религию, историю и литературу, гонят убивать и погибать. Одни взрослые безумствуют, другие - безмолвствуют. Подавляющая масса и тех, и других, стараясь уберечь себя и своих детей от участи стать душегубами или покойниками, поганым словом и подло безучастным деянием благословляют на это чужие чада. Но, сея смерть и напасти в чужой земле, пожнешь беду в своей стране. Это всего лишь вопрос времени...

На мой взгляд, перед человеческим сообществом стоят три глобальные проблемы,  разрешение которых принесет избавление от войн и угнетения. Для этого следует, во-первых, познать истинный свет религии. Во-вторых, вырвать преподавание словесности и истории из кровавых лап и загребущих щупалец авторитарных и демократических государств. В-третьих, создать независимую от них общественную систему постижения религии, пропаганды законов истории и назиданий литературы. Эти задачи крайне тяжело решить, ибо государства, даже самые демократичные, будут делать все, дабы не выпустить вожжи образования и пропаганды из своих рук.

Завершая разбор антивоенного демарша Иссы Кодзоева, следует еще раз подчеркнуть, что эпопея «ГIалгIай» ввела его в ряды наиболее ярых противников воинствующего безбожия и бесчеловечности - войны, тирании и угнетения. Он, несомненно, со всей определенностью, показал, что все эти напасти заправляют на планете по вине самих народов и волей государств, насаждающих в сознание общества плевела невежества в вопросах религии, истории и литературы... Эпиграфом к его мощному антивоенному натиску в семи томах эпопеи «ГIалгIай» (более 2,5 тысяч страниц) с полным правом можно поставить эпические слова Сиддхартха Гаутамы: «Что за смех, что за радость, когда мир постоянно горит?!.. Покрытые тьмой, почему вы не ищете света?»6

Хамзат Фаргиев

28. 12. 2014
http://kavkasia.net/Russia/article/1419818730.php

Примечания

Перевод отрывков из семитомной эпопеи «ГIалгIай» сделан автором статьи, в скобках к ним: первая цифра - это номер книги, а вторая - страницы.

1. Исса Кодзоев. Обвал. Изд-во ООО «Пилигрим», 2010, стр. 306
2. Такой фамилии у грузин нет и не может быть: «Аравидзе» — от «аравин», означает «никто». Она придумана при написании сценария, чтобы подчеркнуть собирательность образа Варлама.
https://www.vokrug.tv/product/show/pokayanie/
3. Саша Черный (А. Гликберг). Ламентации (жалобы), 1909. «Ивановы» – это имя собирательное, за ним выстроились в легионы Джоны, Иваны, Гансы, Жаны, Ахмеды, Ли и прочие.
4. Евангелие от Матфея, 16 : 26.
5. Исход, 23 : 1.
6. Слова Будды Шакьямуни (дословно - пробуждённый мудрец из рода Шакья) - легендарного основателя буддизма. Источник: «Дхаммапада» XI, 146.


На фото - картина ингушского художника Б. Ш. Сагова «Выселение. Галашки».

https://ok.ru/profile/596348735261/statuses/153212036992285

+++

Перечень статей, посвященных антивоенному натиску эпопеи «ГIалгIай» и др. произведений И. Кодзоева:

1. Война и мир Иссы Кодзоева - http://proza.ru/2016/03/26/1962
2. Разум человека питается милосердием - http://proza.ru/2016/03/26/1958
3. Жестокость укорачивает разум - http://proza.ru/2016/03/26/1945
4. Сеющего зло, настигнет возмездие - http://proza.ru/2016/03/26/1914
5. Сила запретного тешится всласть - http://proza.ru/2016/03/26/1898
6. Только Знание спасет мир - http://proza.ru/2016/03/26/1573
7. Войны раздолье  - истины терзанье - http://proza.ru/2016/03/26/1516


Рецензии
Мне понравилась Ваша статья!

Нина Богдан   27.09.2016 22:05     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, уважаемая Нина!
Я рад, что вам понравилась моя статья.

Здоровья и творческих вам успехов!
Да хранит вас Бог от немощи духовной и физической да поможет Он вам в поисках Слова...

С уважением Хамзат

Хамзат Фаргиев   27.09.2016 22:57   Заявить о нарушении
Спасибо Вам!

Нина Богдан   28.09.2016 10:19   Заявить о нарушении