13 Курс пеленг узел миля кабельтов 17 05 1971
Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».
Глава
13. Курс, пеленг, узел, миля, кабельтов. 17.05.1971.
Фотоиллюстрация: из открытой сети Интернет.
Источники данных:
Багрянцев Б. И., Решетов П. И. Учись морскому делу. — 2-е изд., доп. — Мл ДОСААФ, 1986, — 175 с, ил, 8 л. ил.
Вторая пара занятий в севастопольской Морской школе ДОСААФ во вторник 17 мая 1971 года была опять про навигацию. Ребятам навигация давалась с трудом, особенно все эти углы, азимуты, направления, румбы и снова градусы…
Мне же, наоборот, нравились эти занятия. Мне было интересно, я старался многое записать в свои блокноты, которые сейчас, спустя, 45 лет (2016-1971), являются моими конспектами для этих воспоминаний…
Начальник Морской школы начал свою лекцию по навигации с просьбы ребятам показать рукой направление на Северный полюс. Ребята «заменжевались», стали показывать в разные стороны, спорить, а Гарри Напалков вдруг указал верное направление.
- Как ты определил направление на полюс? - спросил его преподаватель.
- Вы же сами вчера говорили, что в полдень солнце находится в наивысшей точке над горизонтом в стороне Северного полюса, - ответил Гарри Напалков. – Сейчас примерно полдень. Мы с ребятами курили во дворе и я запомнил, где находилось солнце в это время. Вот и указал…
- Молодец, - похвалил его начальник морской школы. – Хвалю. Всё правильно, а вам бы, ребята, нужно брать пример с Юрия. Он сообразил, а вы пока нет…
Гарри сидел красный от удовольствия, а я подумал, что теперь ему достанутся те тумаки, которыми только что угощали меня…
- Если вы правильно определили главное направление на Северный полюс, - сказал преподаватель, - то вы можете очень просто определить направление на любой предмет или объект на горизонте.
Преподаватель показал рукой направление на север, а другой рукой – на угол аудитории.
- Зная положение истинного меридиана плюса, - сказал он, - мы можем измерить угол между направлением на полюс и направлением на угол этой аудитории, то есть взять пеленг. Для этого нам нужно два прибора: компас и пеленгатор.
- Правда стрелка магнитного компаса показывает направление на магнитный северный полюс, который находится в стороне от географического полюса, но не беда. Мы это отклонение или магнитное склонение просто учтём при определении пеленга, вот и всё.
Магнитное склонение особо важно при точном расчёте местонахождения корабля, потому что оно меняется со временем и в мировом океане есть месте, где склонение-отклонение стрелки компаса нулевое, а есть месте, где склонение достигает 0,3°.
Современные корабли стальные и на них очень много электрических устройств, электродвигателей, радиостанций, РЛС и т.д. Это создаёт целый клубок электромагнитных полей, мешающих стрелке компаса точно показывать на Северный полюс. Что делать?
Размагничивать корабли. Замерять для данного корабля величину магнитного склонения. Проверять склонения на различных точно известных направлениях или курсах движения корабля.
Для этого корабли приводят в соответствующее место, где в силу геофизических причин магнитное склонение минимальное производят компенсацию девиации (размагничивание) и гоняют корабль на восьми курсах: N, NOst, Ost, SOst, S, SW, W и NW, после чего рассчитывают таблицу девиации. Получается таблица поправок к показаниям корабельного магнитного компаса.
- Как вы видите, - сказал нам преподаватель, - ничего сложного… При расчёте общей поправки компаса склонение снимают с карты и приводят к году плавания, а девиацию выбирают из таблицы девиации на компасный курс. Вот и всё…
Мы невольно переглянулись на эту «тарабарщину» и рассмеялись…
Преподаватель тоже посмеялся с нами и сказал, что «это ещё цветочки».
- Итак, - что такое курс корабля? Кто знает? - спросил он всю группу. Никто не ответил, тогда он сам начал отвечать, как курсант-слушатель.
- Я рассуждаю так, - сказал он. – Мне известно направление на полюс. Я нашёл магнитное склонение и расчётную величину компенсации этого склонения. Теперь я точно знаю, что полюс вон там. А мне нужно – вон туда. Таким образом, мой курс – это столько-то градусов от истинного направления на полюс. Ура! Я определил курс моего корабля на окружности горизонта!
Преподаватель приказал нам встать и повертеться на месте, чтобы мы увидели воочию пространство вокруг нас.
- Мы знаем, что истинный север находится вон там, где на стене нарисована черта – «истинный меридиан», - сказал преподаватель. - Теперь вы можете определить напарвление на любого из нас и сказать. Что ваш товарищ, который в данный момент, корабль вероятного противника-соперника, находится от вас по курсу столько-то градусов от истинного меридиана.
- Вот вам простейший пеленгатор, - он передал мне две деревянные планки на одной оси вращения с вертикальными рамками на концах.
- Направьте одну планку на полюс, то есть истинный меридиан, а вторую – на вашего соседа слева.
Я исполнил…
- Теперь измерьте по окружности на первой планке угол направления на вашего соседа. Сколько?
Я измерил и ответил.
- Вот и ваш курс на сближение с кораблём соседа, - сказал нам преподаватель. – Тренируйтесь.
Пеленгатор стал передаваться из рук в руки и ребята с шумом и гамом брали пеленг на любые предметы в аудитории. Всем всё было ясно и понятно.
- Итак, что такое пеленг на морском языке? – спросил нас преподаватель.
Я набрался смелости, подражая ему, только без рассуждений и запинаясь в словах, сказал: «Пеленг – это угол между направлением-меридианом на полюс и направлением-курсом на предмет».
- Верно, - подхватил преподаватель. – Точно сказано. Молодец.
После того, как я дважды, а Гарри Напалков единожды, стали сегодня «молодцами», все наперебой начали рваться в отвечающие. Все наперегонки пытались ответить, выразить, сформулировать то, о чём дальше рассказывал нам начальник севастопольской Морской школы.
- Все курсы и пеленги отсчитываются от нордовой части меридиана по часовой стрелке от 0 до 360° и могут иметь наименование истинных (ИК, ИП), магнитных (МК. МП) и компасных (КК, КП) курсов и пеленгов, - сказал преподаватель. – Это всем понятно?
Конечно, все ответили, что это и «ежу понятно»…
- Вот и хорошо, - заявил нам наш учитель.
Да, с этого момента мы начали за глаза называть нашего начальника Морской школы ДОСААФ г. Севастопля – «Учителем», с большой буквы…
Учитель нарисовал на доске кораблик и исходящие из него лучи-направления на истинный полюс, на магнитный полюс и пеленг-направление на какой-то объект в море. Потом он дугами от каждого луча-направления показал углы между склонениями и истинным направлением-меридианом полюса и углы пеленга (истинный, магнитный, компасный).
Последним он показал нам курсовой угол, то есть угол между направлением на пеленг и точкой цели, куда движется корабль.
- На картах всегда показывают-прокладывают истинные направления, - сказал Учитель, - а рулевому для движения по истинному курсу даётся компасный курс, потому что перед ним всегда находится картушка компаса, который, как мы знаем, немного склоняется к своему магнитному, а не к истинному полюсу.
- Вот почему жизненно важно знать величины и знаки склонения и девиации, - добавил Учитель, - уметь правильно и вовремя учитывать истинные и компасные направления-курсы-пеленги.
- Сложно? – спросил он нас. – Да. Хлопотно? Да. Только без этого никуда не денешься. Будешь блуждать в море, как в лабиринте и никогда не попадёшь в нужное место, в цель. Оно вам это надо?
«Никак нет!» - дружно и хором, как один, ответили мы.
- Хорошо, - удовлетворённо «поверил» нам Учитель. – Теперь о переходе от компасных направлений к истинным и обратно.
- Переходя от компасных направлений к истинным, мы естественно исправляем направления-румбы, верно?
Мы дружно кивнули…
- А переходя от истинных направлений к компасным, мы переводим их в румбы. Так?
Мы опять кивнули.
- Для перевода и исправления румбов существуют следующие формулы, - Учитель повернулся к доске, стал писать эти формулы, и вдруг мы увидели, что его фигура почему-то стала похожа на женскую фигуру, а голос – на голос той первой преподавательницы…
ИК = КК + Дк и КК = ИК – Дк – написал Учитель на доске и повернулся к нам.
То, что он увидел, сразу же его отрезвило. Он всё понял, вытер руки сырой тряпочкой и горестно вздохнул…
- Если кто-то из вас захочет стать штурманом, - сказал он, - то честь ему и хвала, но таких желающих, как я вижу, среди вас нет…
- Тогда будем делать из вас хороших рулевых, - сказал он больше себе, чем нам. – Может быть кто-то из вас созреет раньше, чем судьба накажет невежеством…
- Существует другой способ указания направления - от линии курса корабля, - сказал решительно Учитель. – Тут всё просто: угол между направлением движения корабля в море, то есть курса пути и линией ли лучом, или направлением на какой-либо ориентир, например, маяк, называется «курсовым углом» или по-морски «углом курсовым» (УК).
Углы курсовые считаются очень просто, - сказал Учитель. – За нулевое направление принимается фактический курс корабля. 180° вправо и влево от носа корабля – это поле зрения правой стороны и левой стороны горизонта от направления «вперёд» до направления «назад». Поэтому, когда вперёдсмотрящий сигнальщик говорит: «Справа 30 – буй», - это значит, что от направления «вперёд» до направления «вправо» ровно 30° дуги видимого горизонта.
Желая как-то помочь Учителю справиться с горьким сожаление о нашей «тупости», Гарри Напалков решил высказать своё мнение…
- А ещё, - сказал Гарри, - направление указывают в часах и минутах циферблата часов. Например, вправо на 3 часа означает, что объект находится в направлении трёх часов, если представить весь круговой горизонт за циферблат часов.
- Да, - печально сказал Учитель. – Так тоже поясняют направление или пеленги на объекты. Ты прав, мальчик.
Группа немедленно отреагировала и хохотнула. А Гарри Напалков навсегда зарёкся «встревать» в лекцию какого-либо «учителя»…
- Ладно, - примирительно сказал Учитель. – Какие морские меры длины и скорости вы знаете?
Все напряжённо молчали, а Гарри Напалков демонстративно отвернулся к окну.
- Мили, кабельтовы, морская сажень, ярды, футы и узлы, - услышал я свой голос, удивительно похожий на голос моего друга и наставника деда «Календаря» из деревни Дальнее Русаново Ханинского уезда Суворовского района Тульской области.
Все ребта и даже Гарри Напалков повернулись ко мне с удивлёнными взглядами.
- Верно, - сказал Учитель. - Единицей измерения расстояния на море традиционно является морская миля, равная линейной длине одной минуты меридиана, т. е. одной минуте широты. В Советском Союзе и в других странах принята морская мера длины – миля, равная 1852,3 м или 6080 футов.
- Естественно, - добавил Учитель, - одна десятая часть морской мили, то есть 185,2 м тоже имеет собственное наименование – кабельтов.
- Морская сажень имеет длину 11 м 83 см или 6 футов. Один ярд – 91 см 4 мм или 3 фута. Один фут равен 30 см 48 мм.
- Скорость корабля в море измеряется в узлах, - сказал Учитель. - Почему в узлах? Потому что раньше бросали с кормы за борт специальный диск на фале с узлами. Когда диск сопротивлением воды натягивал фал, фал отпускали и считали число узлов на фале за полминуты. Потом моряки парусного флота делали несложные вычисления и получали количество узлов и время из проскальзывания в пальцах, получалось – количество улов за 1 час на расстоянии одной мили.
- Вот так по традиции моряки стали говорить, - мечтательно проговорил Учитель, - «Скорость корабля 15 миль в час» или «Скорость 15 узлов». В настоящий момент всё переводится на километры и километры в час, даже в метры в секунду. Таковы современные скорости…
Занятия заканчивались. Нам уже хотелось по домам. Всё-таки немного «напряжно» воспринимать каждый день новые и сложные знания.
Мы не знали, что нас ждёт впереди и какие трудности ещё предстанут перед нами…
Свидетельство о публикации №216032601813