Сив, сивый - этимология

Чужие пожирали силу его и он не замечал;
седина (ивр. СЕИВА, от СИВ) покрыла его,
 а он не знает
Осия 7:9

У людей цвет волос зависит от красящего вещества — пигмента, который находится в клетках коркового слоя волоса, активность клеток производящих пигмент у человека падает с возрастом. В результате волосы растут  неокрашенными, приобретают серебристый или белый цвет, который  вызван отсутствием более 70 % меланина в пигментации.

Сивый – по цвету: темносизый, серый, седой, с примесью белесоватого, либо пепельного (В. Даль).

1) Существующая этимология

Викисловарь

* Сив. Корень: -сив-. Значение: серый, седоватый (о волосах); перен. серый, будничный.
* Сивый. Корень: -сив-; окончание: -ый. Значение: серый, серовато-сизый, серебристо-седоватый.

Общая этимология по Максу Фасмеру
«Родственно лит. syvas светло-серый, сивый, седой, др-.прусск. sуwаn серый, англос. h;wе голубой, багряный, серый, зеленый (*haiwina-), далее сюда же др.-инд. cyavas темный, авест. sуavа-, осет. sаu черный. Едва ли связано с синий, сиять».

* Национальная энциклопедическая служба (Национальная философская энциклопедия)
http://terme.ru/dictionary/1019451/word/siv

Сивый. Общеслав. Суф. производное от того же корня, что серый, сизый, синий, др.-прус. siwan «серый», осет. sau «черный», авест. suava «темный». К цветовым различиям ср. желтый — зеленый, синя аки сажа и т. д. (Где же этимология ???)

2) Применение в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв., РАН, М., 2000 г.
 
* Сивый. Темно-серый, сивый. «Владиславу Даниловичю даю сивый жеребец…», Дух. Климента., Гр. Новг. и Псков., 1270.

* Сивко, сивко. Лошадь темно-серой масти; «Хоробрыи Пересвет поскакивает на своём вещем сивце…», Задон. 1470 г.

* Сивина. Седина, цвет седины. Влх. Словарь, XVII век.

б) Национальный корпус русского языка

* Посольская книга по связям Московского государства с Ногайской Ордой. Книга 4-я. 1551–1556 гг. (1551-1556): «И ныне здоровья твоего отведати доброво холопа своего Бахметалея баатыря послал есми, гораздо почтишь ево, ты ведаешь. Да конь СИВ поминка послал есми».

* А. Н. Энгельгардт. Письма из деревни (1872-1887 гг.). Письмо третье (1872): «Дед» ; старик из ближайшей деревни, совсем СИВЫЙ, как у нас говорят, был уже взрослым мальчиком в разоренный год и хорошо помнит французов ; «обходительный, говорит, народ!».

* Неизвестный. Вести (1910.11.17) // «Утро России», 1910: «Москва. «Сивый старик». При докладе градоначальнику одного из дознаний, им усмотрено, что городовой, удаляя с тротуара старика, несущего узел, обозвал его «сивым стариком».

* Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д., 1865.

«Сивый, араб. schib. Цвет черный с белыми или серыми крапинами».

3) Обобщение и вывод

Существующая этимология (М.Фасмер (1886-1962), и др.) скорее всего, скопирована у А. Г. Преображенского (1850-1918, Этимологический словарь русского языка, т. 2, 1910-14), и собственно ничего не объясняет. Даётся лишь перечень терминов,  имеющих форму СИВ, значения у них разные. Между темным, черным, голубым, багровым и сивым (белым, седым) цветами  ведь есть разница, которую улавливает человеческий глаз, не так ли?

См.
В работах этих известных лингвистов (и других),  совершенно не учитывается важное общественно-историческое явление, а именно – религиозное мировоззрение человека средних веков. Проводится исследование грамматики, при замалчивании средневековой философии и теологии; мы принимаем за истину лишь – смутное индивидуальное мнение, которое сумели навязать обществу через литературу.

Современная лексика (философия слова) не возникла из ничего, имела под собой  отнюдь не «народное», а религиозное основание. Бог (и его деяния, слово) в средневековом мире  – главенствующий идеальный образ, всё общее образование и воспитание – приобщение к культу Бога. Сводилось к подражанию этому идеальному образцу, в том числе и в словотворчестве;  все нормы жизнедеятельности устанавливались и осознавались как исполнение Заповедей.
 
Вывод
Целесообразно рассмотреть слово в связи с сакральным языком иудеохристианства – ивритом, тем более что исследователи не используют библейские термины и образы в своих изысканиях.

4) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

СИВ, СИВЫЙ = СИВ+ЫЙ, корень иврита С.И.В., производные САВ, СЕИВ, СЕИВА  седина, седеть, поседеть, старость.

См. стронг H7867, H7869.

б) Библейский образ

* Бытие 15:15: «а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости (СЕИВА) доброй».
* Притчи 16:31: «Венец славы – седина (СЕИВА, от СИВ), которая находится на пути правды».
* Притчи 20:29: «Слава юношей - сила их, а украшение стариков – седина (СЕИВА)».
* Иов 15:10: «И седовласый (САВ, от СИВ) и старец есть между нами, днями превышающий отца твоего».

Таким образом, очевидно, что русское слово СИВ (сивый) является заимствованием библейского термина и образа.


Рецензии