Осеннее половодье

ОСЕННЕЕ ПОЛОВОДЬЕ

У нас, на Южном Урале осеннее половодье - явление довольно редкое. Наблюдать его мне пришлось в сентябре. Когда неожиданно с вечера пошёл снег, первой мыслью было, конечно, отложить это путешествие. Но меня ждали, кроме того в электричке ко мне должен был присоединиться ещё один участник.
Когда стали подъезжать к горам, стало понятно, что влипли мы хорошо – в горах было белым – бело, а река, которую поезд пересекал не один раз, превратилась в бешенный поток. Самое смешное было в том, что эту реку мы должны были переходить вброд.

Был, конечно, и запасной вариант: можно было сойти, не доезжая трёх остановок. В этом случае реку переходить было не надо, а у второй реки я надеялся подать сигнал друзьям, чтобы они нас переправили на катамаране.
Но в этом случае путь был значительно длиннее.

Эти соображения я высказал своему спутнику, который был лет на 20 моложе меня, но он мои доводы не дослушал.
- У меня рюкзак тяжёлый… ладно уж, как-нибудь переправлюсь…
Мой рюкзак был не легче, но я просто не представлял, как через реку, которая вышла из берегов, можно «как-нибудь» переправиться, поэтому и вышел раньше. Напоследок мой юный друг предложил:
- Спорим, что я быстрее приду?
Но я отказался, сказав, что переправиться в том месте, где мы планировали, ему всё равно не удастся.

Путь, который я избрал, был мне отчасти знаком. Когда-то, лет десять назад, я уже прошёл по этой заброшенной дороге, но не туда, а оттуда, и это было летом. Обстановка на этот раз больше напоминала весну: снег по щиколотку, ручьи, капель, и только не успевшие опасть жёлтые листья, да стога под снежными шапками возвращали к действительности – это была осень!  Странное, и красивое сочетание, надо сказать, но снег налипал на листья, склоняя деревья к земле, и многие ветки сломались под его тяжестью.

Дорога километра три шла по равнине, после чего стала забирать вверх и уходить влево – в лес. В памяти отложилось, что тогда – десять лет назад, я ещё специально хотел запомнить место, где я вышел на эту дорогу по пути «оттуда».
Теперь я просто не узнавал местность. Хорошо помнил, что шёл по молодым посадкам елей. За это время ели должны были сильно подрасти.

Свернув вправо на одном из поворотов, я вскоре понял, что дорога не та, и вернулся. Однако, это всё время, силы, и лишние километры, которые были совершенно ни к чему. Вокруг расстилалась ослепительной белизны белая пустыня, и ни одной живой души, только в лесу слетел с придорожного дерева крупный филин. Было не ясно, как с таким размахом крыльев вообще можно летать по лесу?

Поход, похоже, накрывался медным тазом… но с третьей попытки я всё-таки вышел на нужную дорогу. Ели на самом деле были уже высоченные. Далее пошёл лиственный лес, и деревья под тяжестью снега стояли над дорогой живописными арками. Впрочем, эти два оврага можно было назвать дорогой с большой натяжкой. А ведь когда-то это была обычная колея!

Увидев реку, я мысленно пожелал своему спутнику счастливого обратного пути – пытаться форсировать этот поток мог только полный псих. Словно в подтверждение моего вывода, я увидел идущего навстречу туриста, с удивлением отметив, что тут ещё и люди имеются! Следом за ним вдалеке виднелась и вторая фигура, но не последняя...

Они поведали мне жуткую историю о том, как они выехали на безобидный пикничок, а оказались в полном кошмаре и заднице, когда проснувшись утром с трудом вылезли из заваленной снегом палатки. Видок у них был, конечно, того – не важный. Кажется, они напялили на себя все тёплые вещи, какие у них были. Переправиться было невозможно, вот они и шли вдоль течения, надеясь таким образом выйти к железной дороге. Я им сказал, что это возможно только летом. Там отвесные скалы, уходящие в воду и пути другого нет, как только по моим следам. Промокшие и продрогшие бродяги не очень обрадовались – «Ещё девять километров!»  Но ничего другого я им предложить не мог.

Далее дорога была уже хорошо знакома, и к вечеру я без проблем дошёл до нужного места и подал условленный сигнал, чтоб за мной прислали катамаран –
взорвал три петарды. Очень, кстати, удобный способ дать о себе знать – хлопок петарды звучит в горах не слабей выстрела.

А три петарды взорвал не зря – первую приняли просто за треск упавшего дерева. Когда отзвенело эхо последнего «выстрела», я вдруг увидел юного спорщика с тяжёлым рюкзаком, который, отказался стать моим спутником и каким-то образом вышел в нужное место почти одновременно со мной. Признаться, я его недооценил! Он, не разуваясь и не раздеваясь, сходу пошёл вброд! Река хоть и была поменьше, но вода такая же ледяная, а поток стремителен. Но парень был непотопляем…

Уже потом, у костра, он рассказал, что ему пришлось связать плотик из жердей и пластиковых бутылок, на который он поместил свой тяжёлый рюкзак, а сам плыл, толкая этот плотик перед собой! Когда ему сказали, что он дурак, и что в этой снеговой воде его вполне могла схватить судорога, и он просто утонул бы, он как будто только тогда понял, какому риску себя подвергал.
Я только подумал, что хорошо, что не стал с ним спорить – он меня действительно опередил – его путь бы короче на 15 километров…
30.03.16.


Рецензии
Если редкое, значит, - паводок) Хороший рассказ.

С уважением...

Вадим Вегнер   16.10.2021 00:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.