Традиционную семейно-родовую культуру в современну

Традиционную семейно-родовую культуру
в современную молодёжную среду.
               
Сообщение на Круглом Столе  «Жизненные стратегии российской молодёжи в отношении се-мьи и брака как объект государственной семейной и молодёжной политики (Российский Госу-дарственный Социальный Университет, Москва, 31 марта 2016 г.)

       Разрешите сразу отметить несколько определяющих моментов. Главный из них в определении понятия и проблематики семейно-родовой культуры.
       Институт семьи – это механизм передачи генетической информации, духовного и социального опыта от одного поколения другому поколению.
      Родовая семья – это семья, в которой генетическая информация, духовный и социальный опыт накапливались и передавались из поколения в поколение, не прерываясь.
    К сожалению, в нашем обществе, пережившим военные катаклизмы, гражданские войны и идеологические противостояния, найти такие семья сегодня очень трудно. Между тем когда-то столетия и тысячелетия назад такие семьи были в большинстве, они определяли ценности семьи, ценности быта, ценности культуры. Изучение традиционных механизмов ведения семейной жизни, культуры семьи, механизмов передачи наработанного в семьях и родах следующим поколениям духовного и социального опыта  является предметом нового научного кластера «СЕМЕЙНО-РОДОВАЯ КУЛЬТУРА».   

   Историко-просветительский Центр семейно-родовой культуры работает уже более 10 лет над проблематикой семьи и основывает свои разработки на многочисленных исторических фактах, генеалогических разработках, исследованиях многоаспектного исторического прошлого граждан из различ-ных сословий, духовного и нравственного содержания  жизни, художественной литературы, биографий выдающихся граждан России: полководцев, учёных, писателей и многих других.
 
    1. Исторический период исследований семьи в Центре охватывает не-сколько столетий. Ценности семьи.
    Естественно, период исследований начинается с «Домостроя» протопопа Сильвестра, который появился на свет в середине XVI  века. Хотя его можно было бы начать и много раньше. Выделяя ряд важных составляющих традиций семьи и рода, семейного быта и уклада семейной жизни, Сильвестр и привлечённые им авторы определяют многие важнейшие аспекты семейной жизни.





    Собиратель и автор Сильвестр стремится его закрепить и таким образом передать следующим поколениям. Безусловно, что такого рода материалы полезны во все времена. Крайне важны они и сегодня, когда мы интересуемся нашими культурными традициями. К последним необходимо отнести многие аспекты частной жизни, быта: культуру питания, культуру труда, культуру санитарии, культуру личной гигиены, культуру домостроения, культуру отдыха, культуру вероисповедания  и множество других культур, которые рассматриваются сегодня отдельно и не всегда успешно. Тем не менее, следует подчёркивать и настаивать на том факте, что общество выработало БОЛЬШОЙ  ПЛАСТ  СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ  ЗНАНИЙ  О ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, О СЕМЬЕ, О ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ СЕМЬИ И  ОБЩЕ-СТВА.
Не преувеличивая, можно смело заявлять, что это  ПЛАСТ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОПЫТА! И  недооценивать его и НЕ  ОБРАЩАТЬСЯ  К  НЕМУ, изучая развитие общества  СЕГОДНЯ,  БЫЛО БЫ НЕПРОСТИ-ТЕЛЬНОЙ ОШИБКОЙ. Тем более, в нашем сегодняшнем состоянии необоснованного политического, идеологического и коммерческого давления на тысячелетние культурные основы семейной жизни.
     Предлагаемое и уже более 10 лет осваиваемое в нашем Центре понятие «се-мейно-родовая культура» обязано пониманию не только единомоментного состояния культуры семьи, в которой проходят те или иные фиксируемые и изучаемые процессы в узкий момент времени, но и многофакторной культурной связи семей и родов, участвующих в непрерывном процессе преемственности поколений.
    Разрешите здесь, прежде всего, представить первый ряд семейных культурных ценностей как категорий культуры, которые определяют всё остальное. Это, прежде всего: Материнство, Отцовство, Родительская любовь, Дети, Предки, Семья, Род, Отчий дом, Родной край, Отечество.





     Эти категории достаточно многогранны и сложны, они развиваются и преобразуются во времени, но именно они и отношение к ним определяют приоритеты частной жизни и определяют целостное, в том числе, и патриотическое воспитание молодёжи на каждом из его этапов. Православная вера и церковь, осознавая это, молит  Бога за сохранение института семьи и культурных традиций и верховенство в них Божественной Истины.

    2. Когда мы говорим о проблемах демографии, мы должны понимать, что они должны решаться внутренним коренным населением страны, который способен воспринять информацию о традиционной семейно-родовой культуре и продолжить позитивное развитие и возрождение общества и страны. Рассчитывать, что технологические и производственные проблемы можно решить с помощью мигрантов, есть большая ошибка, которая может в дальнейшем дать неблагоприятные последствия в части духовного, нравственного и культурного состояния общества в целом.
    Следует заметить, что творцы глобальной антисемейной политики прекрасно понимают духовные корни русского мировосприятия, миропонимания и мировоззрения. Вырвать человека из семьи, из социальной структуры механизмов семейно-родовой культуры – это значит ослабить Россию как геополитического противника, это - возможность сократить численность его населения, это - возможность её разрушения как целостного государства. Задачи наших противников во многом решаются в Европе, которая поддаётся на политические заигрывания, кажущуюся борьбу за права детей,  правовые шоу-манифесты в поддержку сексуальных меньшинств и однополых браков. Но этот последний современный показатель лояльности к нездоровому, уже показывает фронт противостояния, который мы должны выстроить, чтобы не допустить этой заразы в Россию, покушающейся на ценности здоровой семейной жизни, на здоровое материнство и детство, на ответственное отцовство, на сопереживание и сострадание предкам в семье, как приоритетам семейного бытия.
    Между тем, мы видим в нашей действительности многие несоответствия этим нашим желаниям, в частности, грубо вмешиваются в частную жизнь семьи ювенальные органы, разрушает семью школа с её фискальной компьютерной слежкой за учениками и их родителями, но сокращающее их взаимное общение и влияние,  телевидение с глупой и безответственной постановкой вопросов брака, СМИ с назойливой рекламой старости вне семьи и т.д..
    Другими словами, сегодня заданное извне или бездумное изнутри разрушение института семьи у нас перед глазами.   
   



    Но во многом мы виноваты в этом сами! Многочисленные незарегистрированные гражданские браки; браки неподготовленных молодых людей к супружеской жизни; многочисленные разводы и аборты; суррогатное материнство; безответственные родители; беспризорные дети; детские дома для детей при живых родителях и интернаты для престарелых родителей при живых детях; нищета, пьянство, разгильдяйство и безответственность в отдельных семьях – вот что мы видим вокруг и не принимаем должных мер.

    3. Как же влиять на эту ситуацию?
    Следует сказать, что предъявлять сегодня требования к  родителям в  воспитании детей некорректно, поскольку знаний о семье они не имели и не имеют, и их не было уже у их матерей и отцов, бабушек и дедушек.
     Сегодня явственно проявляется необходимость восстановления знаний о се-мейно-родовой культуре, о возрождении связей между поколениями, восстановлении контактов взаимоуважения и доверия между ними. Поэтому самый действенный шаг, на наш взгляд, включить данную тему в современное образование. Если мы готовим в школах математиков и физиков, экономистов и хозяйственников, то почему бы нам не готовить в школе кадры образованных родителей?
     Следует включить в школы просветительские образовательные программы, подвигнуть учёных и педагогов изучать историю России с позиции развития семейно-родовой культуры. Исторического, литературного и духовного мате-риала для этого вполне достаточно. И в обращении к этой исторической теме мы видим наше участие в данном Круглом Столе.
      Сама  история России и судьбы её героев дают прекрасные примеры благодатной здоровой семейной жизни, воспитания детей, почитания предков.
     Посмотрите  внимательно биографии Суворова и Кутузова, Бахтина и Шишкова, Аксакова и Толстого, наших российских государей и вы найдёте массу воспитательных примеров и рекомендаций.

    4. Когда же следует начинать воспитание в семье?
    Если говорить тут о воспитательных актах-воздействиях, то их нужно начинать очень рано. Известны народные поговорки и пословицы, которые отмечают, что воспитание эффективно, когда у ребёнка «ещё молоко на губах не обсохло» или, когда «он лежит ещё поперёк лавки». Однако в материалах исследований наших традиционных устоев, в частности, в поселениях на севере нашей страны, отмечаются многочисленные факторы и временные периоды воспитания, когда воздействия либо ограничения наиболее эффективны.





    Эти исследования советских этнографов стоит внимательно изучить, рассмот-реть с позиций современного научного системного подхода, духовности и нрав-ственности, педагогического содержания.  Мы надеемся, что эти разработки могут быть проведены в рамках учёбы студентов в РГСУ.
    В известных нам материалах учёных в Государственной Публичной Библиотеки, в частности, акцентируется внимание предков на периоде вынашивания ребёнка матерью. И даются многочисленные рекомендации, в том числе, ограничивающего свойства. Например, даётся полный запрет для неё на посещение в период вынашивания ребёнка скотобоен, запрет на участие в косьбе, когда птицы выводят птенцов и выращивают их в траве, и  т.д.
    Такого рода канонических ограничений и рекомендаций в найденных нами материалах около 24-х.  Сегодня мы понимаем (предки, видимо, тоже пони-мали!), что отрицательное психическое воздействие, которое получает ребёнок через мать, наблюдая гибель животного (она получает его не осознавая!), делает его психику, интеллект и  духовные качества травмированными. И, следовательно, ущербными, неустойчивыми, слабыми, подверженными внешнему влиянию, болезненности. Это может приводить в нашей жизни к пониженной сопротивляемости наркомании, алкоголизму и прочим соблазнам-отклонениям от здорового развития и последующей  здоровой деятельной жизни в семье и обществе.
    Между тем, многие из этих влияний и воздействий сегодня не принимаются в расчёт. Женщины смотрят телевизоры, где передачи насыщены убийствами и насилиями не только животных, но и людей. В результате, наблюдаются массовые отклонения в развитии у рождённых детей, что способствует, а возможно и определяет массовую деградацию населения. Сегодня этот фактор «информационного террора» становится самым разрушительным для наших потомков.
    Очевидно, что режим для женщин, готовящихся стать матерями, должен быть особым и учитывать традиционный многогранный опыт. В том числе и со специальными ограничениями. Но необходимо думать о создании для женщин необходимых познавательных и культурно-осмысленных душеполезных телепередач, музыкальных клипов, и отказа от просмотра телепередач вредных для будущего ребёнка.
   Безусловно, что многое в плане  воспитания может быть и должно быть заложено именно в этот период вынашивания будущего ребёнка. Как это, безусловно, происходило многие столетия назад!
    Примеры гениальности в России говорят сами за себя: Ломоносов, Суворов, Потёмкин, Кутузов, Шишков, Кулибин  и многие-многие другие.



     К сожалению, мы мало знаем о матерях и отцах наших великих гениев, полководцев и выдающихся общественных деятелей. Не можем даже, подчас, назвать их имён! Между тем, именно они, исполняя каноны и требования семейно-родовой культуры, смогли сформировать такой гармоничный и богатый внутренний мир у их ещё нерождённых детей, что позволило им успешно пройти все остальные периоды формирования и становления, и ярко проявить себя в общественной жизни, трудах и подвигах. Таким образом, пропагандируя подвиги и деятельность наших героев, нужно не забывать героических усилий их родителей и других предков, сумевших передать опыт воспитания следующим поколениям, научить их многому, а главное, научить любить Отечество и служить ему. 
   
   5. О семейно-родовой культуре, как мы отмечали в начале доклада, можно прочитать в вышеупомянутом отеческом сборнике «Домострой». 
    Тогда, очевидно, проблем в отношении к институту семье и культурным традициям, таких как сегодня, не стояло. Впоследствии они появились. И далеко не случайно. Западное богоборчество медленно, но верно, проникало в культурную жизнь России, разрушая её культурные основы, в том числе основы культуры семьи,  которые поддерживались и сохранялись правосла-вием.
    Однако, культура просто так не сдавалась, сопротивлялась, иногда даже укреплялась. Известны многочисленные труды XIX  века русских философов и писателей, в которых ценности традиционной семейно-родовой культуры представлены ярко и значительно. Достаточно вспомнить Ломоносова, Хомякова, Киреевского, Аксакова, Достоевского, Толстого  и многих других авторов.
    Автором большого труда «Россия и Европа», где были отражены яркие особенности русской культуры, был Николай Яковлевич Данилевский. Учёный-энциклопедист неустанно подчеркивал силу русского воспитания, когда духовность и нравственность культурных основ позволяли одерживать победы России над агрессорами в самых сложных обстоятельствах. 
     Он подчеркивал безусловную преемственность поколений наших предков, когда писал  в 1883 году: «...нравственным духом, самоотверженностью обладали русские в степени несравненно большей, нежели их противники, кто бы ими не предводительствовал  -  Карл, Фридрих или Наполеон, обладали в такой степени, что эта сила перевешивала все преимущества, бывшие на стороне наших неприятелей….».

     6. В начале XX века механизмы преемственности поколений стал целена-правленно изучать Камергер и Действительный статский советник  Леонид Ми-хайлович Савёлов.
   После яркого и широкого празднования 100-летнего юбилея Победы в Отече-ственной войны 1812 года он обратился  к императору Николаю II с просьбой создать Общество потомков участников Отечественной войны 1812 года.





     Он намеревался изучать механизм преемственности поколений в семье на примерах героев Отечественной войны 1812 года.  Однако,  Первая Мировая война и последующая революция не позволили ему активно развернуть исследования и, главное, их завершить определёнными выводами.
    В некоторой мере они были развёрнуты и завершены уже в  начале XXI века в Историко-просветительском Центре семейно-родовой культуры, созданном в 2004 году при возрождённом же Обществе потомков участников Отечественной войны 1812 года. В течение 10 лет  Историко-просветительский Центр семейно-родовой культуры проводил семинары при Бородинском музее-панораме, накапливал исторический материал, проводил исследования, выступал на заседаниях секций на Международных Рождественских Образовательных Чте-ниях.
   Центр вёл свои секции на 6-ти Чтениях с 2006 по 2012 год, разрабатывал методические пособия и проводил их апробацию в учебных заведениях в системе Дополнительного образования.
    В результате материалы были подготовлены, но вот широкое внедрение темы «Семейно-родовая культура» в программы образования в учебных заведениях задержалось.
     Тому способствует до сих пор разрушительная позиция стран Запада, проникающая к нам через либеральные щели, развивающая правовые аспекты частной жизни, но разрушающая семью и преемственность поколений, разрушающая традиционную нравственность, отношения между полами, ро-дителями и детьми.
     Между тем, многие российские учёные и богословы рассматривают семью как последнюю крепость в защите духовности и нравственности общества.
   Осознанное образованное материнство и такое же отцовство имеет сегодня особое значение. Все члены семьи, каждый человек общества нуждаются в знаниях истории семьи как института, истории лично своей семьи и истории формирования и развития традиционной семейно-родовой культуры.





   По этим причинам, ущербное представление о семье, как только источнике трудовых ресурсов должно быть исправлено и дополнено широким представлением о функциях семьи. Общество должно быть обеспечено программами, методиками и информационными материалами по каждому из этапов развития семьи и воспитания.
   Эти этапы-периоды так же должны обеспечиваться мерами экономического и правового характера в защиту семьи, прав родителей и прав детей.
    Но, прежде всего, родителям нужны методические программы и рекомендации по воспитанию и развитию детей, разработанные специалистами: социологами, медиками, педиатрами, педагогами, правоведами и др. специалистами.

   7. Определённым заделом для разработки программ образования по про-блематике «Семейно-родовая культура» являются рекомендации, изложенные в методическом пособии, разработанном в Историко-просветительском центре семейно-родовой культуры ещё в 2004 - 2008 годах «Семейно-родовая культура. Истоки научного подхода. Программы образования. Концепции развития» (М.О.: Изд. ООО «Лаватера», 2008, - 120с. с Рис. и Приложениями). Оно было с успехом опробовано в ряде учебных заведений.
     В 2009 году Минобразнауки РФ письмом №03-ПГ-МОН-71-18 от 09.09.2009г. дал положительное заключение по этому пособию, однако в том же письме рекомендовал внедрять данную тему в учебные заведения самостоятельно по решениям директоров школ.
    Сегодня обстоятельства нашего общественного развития значительно изменились. Президентом Владимиром Владимировичем Путиным поставлена задача воспитания в семье и школе патриотических и социально ответственных граждан.
     24 декабря 2014 года Указом Президента В.В. Путина были утверждены «Основы государственной культурной политики», в которых подчёркивается,  что она основывается на признании огромного исторического воспитательного и просветительского потенциала культуры и необходимости его максимального использования в процессе формирования личности. (См.  раздел «Введение»). И этот замечательный мудрый посыл мы сегодня пытаемся использовать. 
   В качестве первоосновы для педагогических ВУЗов предлагаем использовать наши методические разработки.





    В имеющемся изданном и распространяемом на Рождественских Чтениях в течение ряда лет методическом пособии представлено 5 программ дополнительного образования по этой теме для учащихся с 4 по 11 классы средних учебных заведений (от 12 до 15 занятий в каждой программе).
       Центр готов представить соответствующие материалы, провести консульта-ции для специалистов различного уровня и квалификации, участвовать сов-местно в работе по составлению соответствующих программ.
На фотографии встреча и беседа по вопросам семейно-родовой культуры во время записи телепередачи на СПАС ТВ.    
     На наш взгляд, было бы правильным организовать в РГСУ постоянно действующий Семинар по тематике «Семейно-родовая культура»,  в работе которого мы готовы принять самое активное участие.
    Когда мы восстановим традиционную семейно-родовую культуру, мы спасём семью и спасём Россию. И начинать нужно с образования населения.

ЕСЛИ МЫ  НЕ СДЕЛАЕМ ЭТОГО СЕЙЧАС — НАМ НЕ ПРОСТЯТ ЭТОГО ПОТОМКИ!

Действительный член (академик) Петровской Академии наук и искусств (ПАНИ), зам. председателя Московского отделения ПАНИ,  руководитель Историко-просветительского Центра семейно-родовой культуры им. Л.М. Савёлова, председатель Общества потомков героев Отечественной войны 1812 года, член Союза писателей и Союза журналистов России

                А.С. Шуринов,
Тел. 8.916.424-47-46.
Эл. адрес: a.c.shurinov@mail.ru


Рецензии
все проблемы.о которых вы говорите,были и 1000 лет назад. Люди вообще мало меняются и тащат за собой все шероховатости жизни.Люди верили,аккуратно ходили в церковь,а потом шли домой и избивали жен,делали аборты,обманывали ближних.Как сказано в Библии:Нет ничего нового под солнцем.Все меняется эволюционным путем,а наш газон стричь еще лет 500,если не больше.

Гелена Труфанова 2   07.07.2017 10:17     Заявить о нарушении
Боюсь, что стрижкой газона нам не отделаться! Нужно всё в мире перепахивать на новых принципах и ценностях материнства, отцовства, связи поколений!

Александр Шуринов   07.07.2017 14:25   Заявить о нарушении
они никуда не делись эти ценности. Только уживаются рядом с шелухой.

Гелена Труфанова 2   07.07.2017 15:22   Заявить о нарушении
Хорошо бы их поднять на пьедестал, а не разгребать среди шелухи. И перестать спекулировать на них при политических дрязгах. Мы пробиваем идею преподавания предмета "Основы семейно-родовой культуры" в школе и в ВУЗах. Методические пособия уже разработаны, одобрены Министерством образования и науки ещё в 2009 году и ждут решения о внедрении умного директора.

Александр Шуринов   07.07.2017 23:32   Заявить о нарушении
нельзя законом заставить людей любить ближнего,заботиться о родителях и детях. Сейчас другой мир. Я читала,что в Штатах например можно оформить себя как социального работника,если заботишься о старом или больном родственнике. Тогда будешь получать на это пособие.Думаю это правильный подход.Сейчас людей все больше,места все меньше и отношения другие. Да и что мы знаем о родовой культуре? Не слишком ли идеализируем ее?

Гелена Труфанова 2   08.07.2017 00:28   Заявить о нарушении
Почитайте мои статьи. И там найдёте ответы на Ваши вопросы. Мой главный принцип: общество нужно объединять на основе родовой культуры, стержнем которой является преемственность поколений.

Александр Шуринов   03.12.2017 18:35   Заявить о нарушении