Евгений Чернодолов

   Как-то один, из зарабатывающих искусством, рассказывал мне за праздничным столом о его новом знакомце – точильщике ножей и, пуская интеллигентскую слезу, он, глубоко прочувствованным голосом, вспоминал, как тот алкоголик читал ему Пастернака. Красочное описание дождливой грязи улицы с обшарпанными домами и тоскливой витриной магазинчика должно было подчеркнуть обстановку, в которой вот ходят такие простые люди и в них таятся неизведанные глубины и знания стихов элитарного поэта.

  Помнится, меня возмутило, но не это желание некоторых личностей открывать разных людей, а любование своим умением открывать. Я спросил его, а не нужна ли была тому точильщику какая-то помощь, кроме как выдача безвозвратного червонца на выпивку. Таких людей как этот точильщик необычайно много, а некоторые не точно знают стихи – они их пишут, другие умеют спеть замечательным голосом трагичные блатные песни и это тоже своего рода поэзия.

  Несколько лет назад, застряв на ночной платформе далеко под Москвой, я коротал время до утра за бесконечными сигаретами и тут ко мне подошел некто Евгений Чернодолов. Впрочем, имя я узнал не сразу. Кстати, он был разительно похож на того же Бориса Пастернака. Был стакан но, увы, кроме булки черствого хлеба у меня ничего не оказалось. Пробормотав, что пока он будет пить, я могу кое-что почитать, он сунул мне в руку пачку ученических тетрадей. Это были стихи.

   Так как я считал себя достаточно искушенным в поэзии и, кажется с первых строк, понял это – настоящее. Как всегда водка развязала язык, и он сходу поведал мне о своей жизни. Потомственный крестьянин, но потерявший корни из-за безумной мечты, он уехал из родных полей в столицу в поисках славы и признания. Черная обида, разбавленная злостью, слышалась в его рассказе. В его стихах деревья расплачивались листвой за чудесное безумство лета, а океанские корабли привозили контрабанду и увозили в заморские страны отчаянных юношей, города были полны одиноких, жаждущих любви женщин, у которых была не только красота, но и отдельные квартиры. Подобные стихи, конечно же, не имели спроса в редакциях толстых, да и тонких журналов, но, тем не менее, это были хорошие и вполне профессиональные стихи.

   Поэт Чернодолов не имел ни детей, ни профессии нужной обществу, ни семьи, ни дома, разве что была у него любимая племянница баскетболистка, которая его понимала, жалела и всегда с удовольствием слушала, а  иногда и сравнивала с макулатурой, стоящей порой на полках книжных магазинов. Его муза безусловно в её глазах была талантливей, да лет то ему было каких-то сорок, не всё, мол, потеряно, дядя.

   Чернодолов всю жизнь ждал момента, что вот-вот начнется главное – его книги начнут печатать и он станет известным поэтом. А там и спутницу найдет под стать себе мудрую и красивую, а также страстно любящую стихи, как и он. Но жизнь шла, и даже та женщина, которая любила его и приютила его в Москве, устав от бесконечной тоски и ожидания, простилась с ним. Помню, как после этой случайной встречи на платформе я долго и мучительно подозревал, что судьба сыграла со мной шутку, столкнув со своим подобием с одним из вариантов моей судьбы.

   Когда утром мы сели в первую проходящую электричку, вдруг выяснилось, что Чернодолову некуда ехать, что никто его не ожидает, и я почувствовал, что не хочу приглашать его к себе: останавливало предчувствие то ли беды или неприятности. Впрочем, я довез его на такси до какого то парка и он заявил, что по-видимому ему сюда и надо. Жилья вокруг не было, но что-то натолкнуло его или он понял, что я не приглашу его в свой дом. Захлопывая дверцу, он поклонился и сказал спасибо за то, что земля не оскудела добрыми людьми. Эта фраза до сих пор колет мне сердце и обжигает стыдом, словно украл что-то. Жив ли он? Среди рассказа он говорил и том, что готов кончить свою жизнь самоубийством, даже придумал как. Хочется уехать далеко в лес, вырыть яму и взорвать себя, да так что бы закапывать никому не пришлось, чтобы никто не тратил ни средства, ни силы, на его никчёмную жизнь.

   Случайны ли наши встречи в жизни, всё ли мы успеваем разглядеть и правильно ли поступаем, расставаясь с важнейшими на пути людьми?


Рецензии
По стилю почему-то вспомнил Тургенева - "Записки охотника" или "Стихотворения в прозе". Тургенев когда-то стоял у меня на первом месте... Надо ли менять места? Надо ли угнаться за всеми, всех прочесть? Риторический? Даже если ты в "когда-то" был совсем молод, и семья, тебя взрастившая, не сильно была обременена книжками. И что? Ты сильно прибавил, познав за десятки лет десятки или сотни других? Овладел новым мастерством? Не хватит ли пятерых, чтобы понять и решить, что делать самому? Ты стал достойнее, ты стал лучше помогать другим? Кто в нас вложил то, что надо нам?
Настоящая помощь может быть секундной. Может тянуться всю жизнь. И секундная, и на всю жизнь требуют долгой цепи душевной работы. У меня началось лет в пять, когда в Баку отец давал мне 3 копейки где-нибудь на улице и говорил подойти к человеку, на которого я даже и не обратил внимания. Отец говорил: "Пойди и положи в ладонь тому человеку эту денежку. Это надо." Я брал у отца монетку и шёл к человеку, по дороге разглядывая просящего. Так мы учились разглядывать людей. Потом я давал эти копейки своим сыновьям и посылал их разглядывать человека.
Сейчас мы как будто опытные, но каждый раз решаем эту задачку с тремя копейками. Кому дать, кому нет. Даже с тремя копейками. Чего уж говорить, когда надо решать совсем серьёзные задачи? И опыт наш говорит, что не всегда эти задачки решаются легко и однозначно. Там много зёрен и камней. И каждый раз надо решать. Что прорастёт, чему уже не поможешь.
Спасибо за честность, Саша. Это главное. Вся жизнь наша - загадки и отгадки. Не всегда мы можем отгадать. Да и нужно ли? Бесконечность возрастания. Бесконечность убывания. С нами вера, надежда, любовь. Только бы разглядеть их.

Георгий Прохоров   13.04.2016 12:07     Заявить о нарушении
...хочется представить себя босоногим нищим мальчишкой, бежать рядом с тобой и клянчить: "Дяденька! Дай 3 копейки, ну дай... Чего тебе жалко? ну дай..."
Вот интересно, ты бы дал? :-)
Саша рассказывал мне эту знаковую историю, которая произошла с ним на самом деле. Он вообще притягивал к себе интересных, необычных людей, часто, с трагическими судьбами. Сокрушался, что многого не записывал, что-то забывалось, исчезало из памяти, что-то, наоборот, возникало и тогда он окунался в долгие воспоминания. Я ругалась, убеждала фиксировать что-то хотя бы кратко, схематично... но, увы! для него это было тяжело. Мне казалось, что он слишком расточителен; непростительным было и то, что он не использовал более раннюю возможность (с его-то талантливым умением) написать рассказы о правдивых жизненных историях, как, к примеру, об этой встрече с Чернодоловым.
Недавно, вот набрела на неё в письмах и решила опубликовать.
Твой отклик - как продолжение разговора и попытка ответа на вопрос, поставленный заключительной строкой.
Я думаю, что когда Саша вернётся к компу, то он с нами обязательно разберётся... :-))
Хотя и сейчас, непосредственно своими рассказами, даёт нам немалую "пищу" для разговоров и суждений.
Спасибо тебе, Георгий.

Вера Июньская   13.04.2016 16:16   Заявить о нарушении