Меланхолия в Прокрустовом ложе

Казалось бы, что общего между меланхолией и выражением «Прокрустого ложе» ? Сначала, я собирался дать отдельное эссе на тему меланхолии и этимологии Прокруста, но затем обнаружил нечто общее между этими двумя различными понятиями. Тем более, что картина немецкого художника Дюрера до сих пор волнует умы исследователей средневековой мистики.
Поиск этимологии «меланхолии» приводит нас к сугубо медицинскому термину «чёрная желчь»

«Меланхолия (греч. melancholia, от melas - чёрный и chole - жёлчь), психическое расстройство, характеризующееся угнетённым настроением; устаревшее название депрессии. Древнегреческая медицина объясняла происхождение М. отравлением «чёрной жёлчью», откуда и название.» [БСЭ]

«Меланхо;лия (от др.-греч. ;;;;;;;;;; «меланхолия», из ;;;;; «чёрный, тёмный» + ;;;; «желчь; гнев») — в русской терминологии «хандра, мрачное помешательство» — термин, обозначавший до начала XX века один из видов психического расстройства, приводящих к неприятным, болезненным душевным мучениям.» [ВП]

melancolie – меланхолия (фр.)
mauros – чёрный (греч.)> smert – смерть (слав.)(пропуск s, t)
melani – чернила (греч.)> smertnj – смерть (слав.) .)(пропуск s, t, редукция r/l)
Википедия добавляет кроме желчи понятие гнева и это очень важно при дальнейшем анализе.

Этимология слова меланхолия

melancolie > melan-colie > smertnj-jelch – смертный-желчь (праслав.)(пропуск s, t, редукция r/l, ch/c, инверсия  collie, замена j/i), где «смертный» в смысле «чёрный», например, «смород» - смородина (чёрная).

 

Рис. 1. картина «Меланхолия», художник Дюрер

Если бы причиной меланхолии являлась выделение «чёрной желчи», то не было бы и нужды анализировать это таинственное состояние человека. На это есть простой современный ответ – это депрессия, то есть подавленное состояние и всё исследование меланхолии можно было бы свести к простой физиологии организма, его психосоматического состояния, по мнению Фрейда, к уходу во внутренний мир, отчуждению от внешнего мира, уничижение собственного Я. [1].
З.Фрейд сопоставляет меланхолию с печалью, видя при этом существенные различия. Печаль всегда связана с потерею,  адресуется к внешнему субъекту, в тоже время меланхолия это обращение к себе, эгоцентризм. Общими для печали и меланхолии является душевное состояние, которое внешне очень похоже для двух психологических процессов.
Печаль, тоска характерны и для высокоразвитых животных, например, собаки. Известны примеры, когда собака тоскует по умершему хозяину и ждёт его долгое время, иногда умирая от голода, даже если ей оказывают помощь.
«Ничить трава жалощами, древо тугою земле преклонися», так пишет автор СПИ о печали. В сказках мы наблюдаем печаль в выражениях «грусть-тоска её снедает», «в темнице там царевна тужит, а серый волк ей верно служит» - А.С. Пушкин.
Слова «туга», «тужить» («снедать» означает «теснить» грудь) связаны с праславянским корнем ТУГ, который имеет производные слова «тянуть», «теснить», «тесный», «тяжкий». Здесь мы подошли к понятию выражения «Прокрустово ложе», которое по смыслу является «тесным ложем».
Обратимся к древнегреческой легенде о Тесее и Прокрусте [3].

Тесей и Прокруст
Пятый подвиг Тесея – победа над Дамастом (Прокруст – дано прорицательницей пифией). Последний подвиг Тесея в победе над Прокрустом.
Прокруст, в древнегреческой мифологии прозвище великана-разбойника, который насильно укладывал путников на ложе и тем, кто был больше его размеров, обрубал ноги, а малорослых вытягивал до размеров ложа (отсюда имя Прокруста - ;;;;;;;;;;;  - «растягивающий»-греч.). В переносном значении «прокрустово ложе» - искусственная мерка, не соответствующая сущности явления; насильственно налагаемые на что-либо ограничения.
Образ имени Прокруста как «растягивающий» не обеспечивает полный смысл действий Прокруста. Прокруст не только растягивал, но и обрубал ноги. Поэтому выражение «Прокрустово ложе» имеет несколько иной смысл, чем виделось ранее в славянской трактовке.
Имя Прокруста  по-славянски трактуется как «притискивание/пристяжение».
Прокруст – prokrust > pri-tisknj/pri - притискание (праслав)/pri-stjagnj-пристяжение (праслав.).
angustiae - теснота; ограниченность; теснины; ущелье; нужда (лат.)/ tiskanj/za-gatost/ grnaj-ustje - тискание/зажатость / горное устье (слав.)( инв. angust; замена z/n, пропуск t; инв. ang, пропуск r)
Герой Тесей, на самом деле тоже связан со словом «тесный» !
Тесей – Tesej > tesnj – тесный (слав.)(пропуск n)
Легенда – это всегда некая аллегория. Образ Прокрустого ложа не следует воспринимать напрямую как существования в жизни некоего разбойника Прокруста (хотя и это возможно). Прокрустово ложе для героя Тесея – это некая проблема, которая его «теснит», «снедает», как меланхолия снедает художника Дюрера.
Проблема тоски, печали проводится красной нитью через многие фольклорные произведения русского (славянского) народа. Грусть-тоска звучит в народных песнях. Подчас эта тоска не только о потере, утрате близкого человека, но и о потере воли.
 Русский человек тоскует по воле. Воля – это стремление жить вольным человеком, освободиться от внешнего и внутреннего рабства. При этом мы стремимся к некому равновесию наших чувств, желаний, статуса, желая иметь крепкую власть, понимая, что крепкая власть, справедливый царь это так или иначе собственное добровольное закабаление.
«По капле выдавливать из себя раба». Из письма писателя Антона Павловича Чехова (1860—1904) к издателю и журналисту А. Ф. Суворину.
Поэтому слово «раб» несёт в себе у славян три понятия: собст. раб, слава, слово.
slave – раб (лат.)> sluj - служий (слав.)/ > славянин (слав.) > slava – слава (слав.)/slovo – слово (слав.)
Рабство – подчинение обстоятельствам.
Слава – стремление к воле.
Слово – процесс творчества через язык, слово, мысль.

Двойственность меланхолии

Двойственность чувств характерно для человека, стремление к добру, одновременно, творя зло во имя личных и даже высоких помыслов. Двойственность наших мыслей выражается в состоянии меланхолии, которая характерна особенно для творческих людей: поэтов, музыкантов, скульпторов, художников.
У В. Даля «меланхолия» двойственна.
«МЕЛАНХОЛИЯ ж. задумчивая тоска, унынье, тихое отчаяние, без основательной причины, черный взгляд на свет, пресыщение жизнью, хандра; ипохондрия. Меланхолик м. -личка ж. хандра в лицах; человек меланхолического сложенья и свойств (темперамента). Меланхолико-сангвиник, - холерик, - флегматик, человек соединяющий в себе такое двоякое сложение и свойства. Меланхоличная музыка, томная, унылая, грустная. - человек, задумчивый, печальный.» [СД]
На картине Дюрера «Меланхолия» изображён человек в двойственном состоянии. Нельзя понять, во-первых, что он мужчина или женщина. Поэтому женский образ человека является ошибочным. Некоторые исследователи полагают, что под крылатой фигурой скрывается образ самого Дюрера.
«Гравюра необычайно сложна. Под рукой женщины книга, застегнутая на застежку,— ей сейчас не до чтения.» [2].
Во-вторых, в руках у человека циркуль, а не книга.
В-третьих, занятие науками не было прерогативой женщин в средневековой Европе.
В-четвёртых, гравюра выполнена не на меди, как указывает автор [2], а на тиснёной бумаге, что впрочем, тоже добавляет мистики к Прокрустовому ложу.
«Однако в описании гравюры, которое приводится в книге, сказано, что «Меланхолия» выполнена не на меди, а на тиснёной бумаге.» [ВП]
Но В. И. Даль ошибается в другом. Меланхолия не появляется без основательной причины. Меланхолия возникает у творческого человека от отсутствия идеи и часто после завершения творческого процесса. Для возникновения или возобновления этого процесса требуется время на осмысление. Это осмысление часто выражается во внешнем  сосредоточенном состоянии творца, но это является обманом. Процесс уже пошёл, осмысление новой идеи, перебор комбинаций, поиск не дают покоя художнику-творцу.
Самое интересное, что этот творческий процесс отображается в самом слове меланхолия, если рассматривать его в славянской традиции.
melancholia > mislenaj – gorenj – мысленное горение (слав.)(редукция g/h,  пропуск s, n)
Ранее я уже отмечал, что holi – желчь, гнев по данным ВП.
holi – желчь, гнев (греч.) > jlch – желчь (праслав.)(инв. holi, замена j/i, редукция ch/h)
В тоже время:
holi > jlch > gorech – горечь (праслав.)(инв. holi, редукция g/j, ch/h)
holi > jlch > gnvj – гнев (праслав.)( редукция g/h, пропуск v, замена v/l)
Горечь, горький, гореть, горячий, гнев – однокоренные слова. Кроме гнева в меланхолии есть противоположное холодное состояние рассудка, расчёта. Это мысленный холод.
melancholia > mislenaj – xolod – мысленный холод (слав.)( пропуск s, n)
Третье состояние меланхолии: холение, лелеяние идеи.
melancholia > mislenaj – xolenj – мысленное холение (слав.)( пропуск s, n)
У В. И. Даля «холить» означает:
«ХОЛИТЬ кого, что, хоить твер. гоить, убирать, вообще держать в чистоте, опрятности; ходить, ухаживать за чем, нежить, баловать уходом. Холить лошадей, держать их сытно, опрятно, в тепле, с подстилкой и пр. любя их; холить деток, то же, и баловать. Холить цветы, поливать и удобрять почву, обирать нечистоту либо насекомых и пр. -ся, страдат. и возвр. по смыслу. Холенье ср. холя ж. действ. по глаг. | Холя, состоянье холимого, выхоленного. Жить в холе и довольстве, в приволье. Рассаде в парнике холя. В теплице холя, да приволья нет, уход, искусство, а не природа. Холя с гребнем приходила буйну голову чесать, Державин. Едет холя, привезет и гребень. В холе свинья бока пролежала. В холе да в почете всяк умен. Хольный, к холе относящ. Холень м. баловень, неженка..» [СД]
Здесь «холить» – вынашивать планы, созревать, лелеять идею.
Меланхолия – мыслительный процесс через уход от действительности, осмысливание идеи. Меланхолия втискивает творца в Прокрустово ложе творческой проблемы. Освобождение от Прокрустового ложа является решением этой проблемы, то есть созданием творческого произведения.

Ум

Ум, рассудок, мышление – одно из состояний меланхолии. На картине Дюрера «Меланхолия» в левом верхнем углу изображена летучая мышь.
«Оскаленное крылатое существо несёт баннер с названием гравюры.» [ВП]»
Развёрнутый баннер – это крылья летучей мыли, на которых написано слово «меланхолия».Образ мыши в средневековом понятии связан с мыслью по фонетическому звучанию.
mouse – мышь (англ.)> misl – мысль (слав.)(замена l/e)
Особенно чётко это заметно в древнеславянском языке СПИ.
«Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию (мышью) по древу.» [СПИ]
Крылатая (летучая) мышь означает летучие мысли художника, которые подчас выходят за грань понимания.
В русском языке понятие сумасшествия выражается в выражении «Крыша поехала». Фонетически слово крыша близко слову мышь.
крыша - crisha > mish – мышь (слав.)(замена m/cr)
Поэтому в английском языке существует выражение «мыши зашумели в голове», которое означает безумие, сумасшествие.
To have bats in the belfry  - Иметь летучих мышей в (своей) колокольне.
Перевод на праславянский мой:
javit mashj vo colokolnj – явити мышей во колокольне
Французы в этом случае говорят:
Avoir une araign;e au plafond. - Иметь паучиху на потолке.
Перевод на праславянский мой:
javiti prjagnj na potolkovj – явити пряжный на потолковый
Поэтому же русское слово «сумасшествие» в раскладе «с ума сшествие» можно трактовать как «потерять мысль (мышь)».

Душа

Знаменитые художники эпохи Возрождения имели мистические имена, связанные с творчеством. В самом деле:
Микеланджело – Mikel-angel > Mlnkol-angel – меланхолия-ангел (праслав.)(пропуск ln)
Леонардо да Винчи – Leonardo da Binchi > leon-art-venec – vel-rucj-venec – великие руки венец (праслав.)(инв. leon, замена v/l, инв. ard, пропуск с, редукция t/d), где art – искусство (лат.), «венец» - венец творения, произведение.
Не лишено провидения и фамилия Дюрер.
Дюрер – djirer – жемчужины (араб)/ojarelci – ожерельки (праслав.)(инв. djirer, замена j/r, cl/d), где «ожерельки» – жемчужины нанизанные на ожерелье.
djirer  > Juwel – драгоценный камень (нем.)
По средневековым философическим представлениям «жемчуг», вероятно, означал «душу» человека. Сравните:
«Един же изрони жемчужну душу из храбра тела чрез злато ожерелье» [СПИ]
Здесь жемчужина обыгрывается со слово «душа». Душа жемчужная. Символично, что фамилия Дюрер означает жемчужину или душу. Это послужило философской направленности живописи художника. Развивая тему «души» отмечу, что
душа – dusha > sud/srd – суд/середина/сердце (праслав.)(инв. dush, редукция s/sh)
Душа судит сердцем.
Русский человек справедлив от сердца, несмотря на постоянные шарахания в крайности (гнев и рассудок). Середина, сердце формирует понятие справедливости, совести – совестия, согласования со своим внутренним Я.
Можно представить следующую логическую цепочку: гнев-сердце-рассудок, где сердце лежит посередине. Эта цепочка характерна для понятия меланхолии.
Причиной мыслительной триады является славянский язык, который по своей структуре свободен в построении синтаксиса, а по морфологии свободен в словоформировании поскольку в основе славянского языка лежат корни праязыка.
Поэтому, говоря о понятии справедливости следует понимать, что справедливость характерна для русскоязычного человека, а не конкретно для русского. В реализации менталитета народа лежит его язык. Язык создаёт мышление, образы, которые подобны генетической структуре ДНК. Может быть слово, как единица речи, как-то связано  незримыми нитями с цепочками ДНК. Слово – энергетическая структура. Всё в природе создано по божественному провидению и подобию. Это вопрос отдельного исследования. Например, для создания корня слова вполне достаточно троичного кода как и в ДНК. Цепочки слов формируются в предложение, текст, как и цепочка ДНК создаёт генетический код с различными функциями.

Сокращения

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь В. И. Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ЭБЕ - Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Ссылки

1. З. Фрейд, статья «Печаль и меланхолия» Психология эмоций. Тексты /Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
2. А. Алексеева-Маркезин, статья «Меланхолия-загадочная гравюра Дюрера», http://www.proza.ru/2015/03/02/1056
3. В.Н. Тимофеев, статья «Метафорфозы мифов ДревнейГреции», http://www.tezan.ru/dan_2.htm


Рецензии