Еврейский праведник из гетто

 
 Город Могилев-Подольский (Украина, Винницкая область) летом 1941 года был захвачен немецкими и румынскими войсками при отступлении Красной Армии. Страшная история евреев в Транснистрии, зоны контролируемой румынами, во многом повторила ту же историю ужасов, что имели место на оккупированных немецкими нацистами территориях. Правда, румыны в отличие от нацистов Германии не использовали газовые камеры и другие, продвинутые  в техническом отношении методы массового уничтожения. Были ли шансы добиться спасения для истощенных страданиями и преследуемых,  несчастных, голодных евреев которые были депортированы правительством фашистской Румынии из провинций Буковины и Бессарабии, доставляемых через Днестр в этот город? Ведь немецкие и румынские войска использовали те же методы убийств и те же жестокости. Их целью было уничтожить всех евреев без исключения.  Тот факт, что тотальное истребление не было достигнуто, может быть отнесен к чудесам, но они обусловлены огромной жизненной силой и неутомимой энергией евреев через инициативы, волю, энергию, а также через еврейскую солидарность. Евреи, изгнанные из Румынии, использовали также знание румынского языка и ментальности румынских вояк во имя своего спасения.
Естественным образом появились лидеры и спонтанно возникли еврейские учреждения в соответствии с необходимостью. Возникло управление организацией еврейской работы и в Могилеве-Подольском. Евреи глубоко презирали такие учреждения, понимая, что такие организации могут быть использованы в качестве инструментов врага. Но, в то же время, такие организации позволили спасти тысячи евреев. Могилевские еврейские руководители общины уделили основное внимание административной организованности. Созданные организационные структуры играли роль необходимого зла, устраняя самые несправедливые действия и препятствуя жестоким актам преследований. Было создано промышленное объединение по строительству и мелкому производству. Из-за голода необходимо было создать общественные столовые, кухни и коммунальные распределительные центры продуктов питания. Наличие эпидемий, в первую очередь, тифа, потребовало создать на основе некоторых полуразрушенных зданий больницы, и достаточно работоспособную службу здравоохранения практически из ничего.
 "Достижения еврейской работы сводились к восстановлению зданий в городе Могилеве - Подольском; пуску в действие всех индустриальных предприятий; восстановлению моста через Днестр; пуску в действие электростанции в Шаргороде; восстановлению местных фабрик и коммунальной бани; мощению дороги между Мурафой и Ярошинкой; устройству общественных и областных мастерских пошива, изготовлению обуви,   слесарным мастерским – все это было исключительно сделано евреями – загнанными, оборванными, раздетыми и босыми, духовно прибитыми, ослабленными от болезней, жившими в постоянном ожидании новых преследований и  смертельной опасности.
Были созданы детские дома, детские сады и начальные школы, потому что больно было  видеть грязных, оборванных и измученных детей, бродящих и гибнущих попрошаек на улицах. Медленно явилось социальное чудо Транснистрии: образование организованной общины из запуганной и неорганизованной толпы. Менее чем за шесть месяцев, несмотря на болезни, голод и нищету, еврейская организация стала автономным образованием, признанным угнетателями, порой даже устраняя их полномочия. В итоге, несмотря на болезни и человеческое зло, были спасены жизни многих  депортированных и местных евреев" (Из "Черной книги" Матиаса Карпа, отчет от 1 августа  1942 года, перевод с идиш автора статьи).
Деятельность еврейского инженера Зигфрида (Шмила)  Ягендорфа (1885, Северная Буковина-1970, Калифорния), имела неоценимое значение в гетто Могилева-Подольского по  спасению евреев в Приднестровье (Транснистрии), в большинстве депортированных, а также местных евреев от гибели в Холокосте.  Зигфрид  жил до войны в Австро-Венгрии, а затем в Румынии и, наконец, после войны в США. Он был единственным сыном и младшим ребенком в провинциальной, мелкобуржуазной и ортодоксальной семье Авраама и его жены Ханны. После нескольких лет традиционного религиозного обучения,  Зигфрид занимался в средней школе в течение четырех лет. Затем он завершил трехлетнее обучение в области машиностроения в промышленном предприятии в Вене. Во время  пребывания в Вене он был членом сионистской студенческой организации. Зигфрид также учился в техникуме по инженерии, который окончил в мае 1907 года, получив  диплом по электротехнике и машиностроению. В мае 1909 года женился на Хильде Феллер, дочери владельца завода по переработке рыбы в городе Рэдэуци. У них родились две дочери, которые получили светское воспитание. Во время Первой мировой войны Ягендорф служил лейтенантом в Австро-венгерской армии, он возглавлял строительство электрического забора, обеспечивающего пограничный участок между Буковиной и Россией. После войны Ягендорф был сотрудником завода Сименс-Шукерт в Вене. В 1922 году он получил должность директора офиса продаж и обслуживания этого предприятия в столице Буковины, Черновцах. С переездом туда и приняв румынское гражданство, семья Ягендорфа ведет состоятельный образ жизни. С 1923 года Зигфрид работал в течение четырех лет в качестве генерального менеджера Общества лесной промышленности в Буковине. Затем он начал свой собственный бизнес, первоначально с завода угольных брикетов в Вене, а после на радиозаводе в Черновцах.
В 1938 году, после присоединения Австрии к нацистской Германии, Ягендорф бежал из Вены в Румынию. Его дочери находились в Соединенных Штатах вместе со своими мужьями с 1938 года. Попытки супругов Зигфрида и Хильды последовать за дочерьми не удались. Уже перед депортацией Ягендорф возглавил еврейскую общину Рэдэуци, демонстрируя мастерство в работе с румынскими властями по неоднократной защите еврейских интересов.  Ягендорф со своей женой был депортирован из их дома в Рэдэуци 12 октября 1941 года  в вагонах для скота вместе со всем еврейским населением города Рэдэуци  и тысячами других евреев через реку Днестр в Транснистрию. Фашистский режим румынского диктатора Иона Антонеску решил изгнать около 140 – 150 тысяч евреев и "очистить" Буковину, Бессарабию и уезд Дорохой. Румынская администрация Транснистрии отказалась предоставить депортированным пищу, воду, жилье, топливо, одежду, мыло и медикаменты. В итоге, когда Красная Армия отбила Приднестровье в марте 1944 года, в живых осталось из депортированных евреев около 50 тысяч.
В городе Могилеве-Подольском, куда супруги Ягендорф были депортированы, Зигфрид не поддался депрессии и не стал оплакивать потерю всего нажитого. Зигфрид ясно представлял себе, что единственная надежда на выживание для еврейских ссыльных заключается в признании полезности их труда у местных оккупационных румынских властей, это побудило его желание найти работу для себя и многих других. На ознакомлении с Могилевом - Подольским, который был жестоко разрушен войной  и предшествующим наводнением с реки Днестр, он пришел к пустынному, наполовину разрушенному заводу, во дворе которого он обнаружил большое количество сложенного сырья. Нельзя сказать, что он видел это глазами специалиста - ведь Ягендорф был инженером-электриком, но он осознал, что есть возможность восстановления предприятия. Он искал встречи с румынским префектом города для получения разрешения по восстановлению в сильно разрушенном войной городе фабрики литья и электростанции. Он ждал в очереди к префекту в течение нескольких дней. Ягендорф убедительно дал понять префекту, что сможет навести  порядок в раздираемом войной городе. Он предоставил префекту информацию о профессиональном опыте изгнанников по восстановлению   разрушенных объектов города. Он попросил, чтобы для этого было дано разрешение оставить в городе небольшое число еврейских специалистов и квалифицированных рабочих, ведь первоначально предполагалось закрыть город для евреев. Его энергичность  и уверенность в себе произвели впечатление на румынского чиновника. Ягендорф стал  человеком, отвечающим за восстановление хозяйства города. Ему было разрешено набрать среди депортированных квалифицированных специалистов и рабочих. Так началась "чудо" Могилева.   
Через умелые переговоры Ягендорф смог получить вначале разрешение для 100 квалифицированных рабочих и 1100 еврейских иждивенцев остаться в Могилеве-Подольском, чтобы выполнить задачу. Еврейский комитет в городе был создан 18 ноября 1941 года для координации принудительного труда еврейских депортированных, которые жили здесь, в городе и уезде Могилева - Подольского, среди 14 членов созданного комитета был Зигфрид Ягендорф. 21 ноября 1941 года городскому еврейскому комитету во главе с инженером Зигфридом Ягендорфом   и профессионалами, которые были рядом с ним, было разрешено восстановить предприятия в городе, которые превратились в безопасные места для евреев, работающих там. Власти дали Комитету степень автономии, и это было дано с возможностью функционирования фонда социального обеспечения и управления столовыми, почтовыми услугами, здравоохранением, погребением и т.д. Большинство членов Совета директоров и его отделов - таких, как управление, благосостояние, финансы, экономика и координация возглавили бывшие руководители общин в их родных городах, где имели контакты с румынскими властями. Состоялась мобилизация необходимых еврейских рабочих (литейщиков, слесарей, сантехников, сварщиков, электриков и т.д.). Ягендорф имел далеко идущие планы использовать многих людей, насколько это  было возможно, для их спасения. Он рисковал и получил достаточно сложностей и переживаний, связанных с тем, что многие из людей были неудовлетворенны и разочарованы, так как они хотели стать экспертами и специалистами. Чтобы усилия не стали абсурдными, естественно, от этой части людей ему пришлось отказаться. Эти люди потом стал непримиримыми врагами Ягендорфа.  Благодаря восстановленным  предприятиям, Зигфрид спас тысячи евреев от гибели.
Была восстановлена из руин литейная  фабрика группой изгнанных из Румынии евреев.  В течение двух недель с момента открытия механического цеха, было восстановлено электрическое снабжение в городе. Этим Ягендорф приобрел значительное уважение среди местных органов власти и получил необходимые рычаги в обеспечении дальнейших проектов, чтобы оставить большее число депортированных евреев для работы в городе. К середине ноября 1941 года, существование еврейского анклава в Могилеве было общепринятым фактом. Ягендорф как председатель комитета, занимал эту должность в течение наиболее трудного  периода существования  гетто. Несмотря на серьезные проблемы с нехваткой продовольствия, топлива и одежды, несколькими вспышками тифа и периодическими изгнаниями групп евреев в отдаленные районы, Ягендорфу и его администрации удалось расширить производство, создать и поддерживать для еврейского сообщества возможность помощи примерно 10000 - 15000 изгнанников и местных евреев.
 Через два месяца после начала литейного производства прискорбное происшествие показало, каким стало отношение к Ягендорфу румынской  власти. В один из дней еврейские мужчины и женщины были задержаны на улице и их заставили делать совершенно бесполезную работу. Случайно, среди них оказался инженер Кауфман по дороге на работу.  Ягендорф немедленно отправился к станции охраны, чтобы выпустили его человека. Он настаивал на том, что у его коллег был иммунитет от таких действий. Лейтенант Попеску, к которому он обратился, жестоко и безжалостно обошелся с ним, так что Зигмунду пришлось остаться в постели в течение нескольких дней. Этот порочный акт обратил на себя гнев официальных кругов. Попеску был привлечен к ответственности. Префект и комендант жандармерии отправились лично к постели больного еврея, чтобы извиниться.
К декабрю 1942 года только в литейном производстве были заняты 700 работников, занятых  в три смены и производящих сельскохозяйственные орудия и запасные части для экономики региона. Могилев - Подольский также получил   еврейскую службу из шестидесяти полицейских.
История Ягендорфа интересна еще по одной причине. Он верил в рациональное мышление румынских нацистов. Он полагал, что если он сможет доказать, что евреи в гетто могут  быть "полезными", то нелепость их уничтожения станет  ясной и приведет власти к пересмотру такого поведения.
 Таким же образом надеялись юденраты (еврейские советы) остановить катастрофу в гетто Восточной Европы. Руководство юденратов в оккупированной Европе хотело созданием возможных производств обеспечить необходимую продукцию для военной экономики Германии в обмен на жизнь. Но, в конечном итоге, происходило запланированное убийство.  Вспомним для примера Лодзь. где до войны в руках евреев была сосредоточена польская текстильная промышленность. Захватившие Лодзь немцы превратили гетто Лодзи в трудовой лагерь. Ведь немецкий "блиц-криг" был сорван с началом войны против СССР, и немецкая армия остро нуждалась в теплой одежде и обуви. 160 тысяч евреев  гетто изготавливали одежду, обувь для немецкой армии, и это оттянуло их немедленное уничтожение, но не спасло их от гибели.
 Только гетто Могилева и окружающих местечек стало исключением. Технические и организационные навыки Ягендорфа и его людей сразу же создали немедленные выгоды для оккупационных властей, что  позволило Ягендорфу и его специалистам избежать гибели от рук румынских нацистов.  Другими словами, восприимчивость к коррупции румынской администрации была использована  преследуемыми во благо. Ягендорф умело использовал эту  слабость румын. Так ему удалось «чудо», на фоне неустанной машины убийств тысячи евреев смогли выжить. Ведь у румынских и немецких властей были свои штаб-квартиры в городе. В чрезвычайных ситуациях, еврейский комитет имел возможность доступа к должностным лицам, которые давали  заказы и посредством вмешательства предотвратить много зла. К тому же трудоспособные евреи производили товары для румынской армии.  Было также добавлено производство мебели, штамповка и объекты автосервиса. В каждый отдел производства был направлен руководителем инженер. Евреи не должны были остаться в городе, но после одного года, их было больше, чем 20000, пользующихся относительной безопасностью.
 Выступающий в качестве руководителя Центрального бюро еврейского труда и председателя еврейского комитета Могилева -Подольского, Ягендорф стал также главным связующим звеном между изгнанниками сообщества и еврейским руководством в Бухаресте, на которое он постоянно оказывал давление, чтобы они оказали больше помощи приднестровским евреям. Ягендорф получил даже возможность обращаться письменно напрямую к нацистскому лидеру Румынии Антонеску, вплоть до просьб о помощи депортированным. Конечно Ягендорф не смог выполнить даже самые скромные и примитивные потребности этих несчастных людей. Кем был Ягендорф в те трудные дни? Он был одним из беззащитных депортированных евреев, как и все другие.
В марте 1944 года, в условиях быстро наступающей Красной Армии, когда поражение вермахта стало прогнозируемым, Антонеску вернул в Румынию ведущих представителей румынских евреев, в том числе Ягендорфа  и некоторых людей из  его ключевого персонала. Зигфрид с женой оставались в Румынии еще два года и в декабре 1946 года смогли присоединиться к своим дочерям в Соединенных Штатах.
Ягендорф нашел работу в электрической компании Фишбаха и Мура. Там он стал затем главой отдела расчета в Лос-Анджелесе. В 1956 году он начал писать свои мемуары, свою историю "чуда". Когда он закончил этот работу, то отправил материалы в мемориал Холокоста Яд Вашем в Иерусалиме. Он предложил мемориалу опубликовать его воспоминания при условии сохранения их в нынешнем виде.  Однако в Иерусалиме настаивали в предварительной проверке достоверности воспоминаний. По этой причине планы публикации были сорваны. Зигфрид Ягендорф умер 5 сентября 1970 года.
Но только в 1991 году впервые были опубликованы в Америке воспоминания Ягендорфа. Американский писатель Арон Хирт-Мангаймер опубликовал мемуары Зигфрида в 1991 году под названием "Ягендорф в литейном: мемуары румынского Холокоста 1941-1944", вместе с подробными комментариями каждой главы книги. Немецкий перевод был опубликован в 2009 году им же. К тому времени Хирт - Мангаймер встретился со многими из оставшихся в живых депортированных в Могилеве - Подольском и включил новые документы, а также справочную информацию, объясняющую историческую ситуацию в Румынии.
Необходимо воздать должное этому достойному человеку, Зигфриду Ягендорфу, невозможно оспаривать значение его достижений. В этом свете трудно понять, почему еврей Ягендорф не заслужил почетное звание праведника мира, почему даже нет дерева в его честь на алее праведников в Яд Вашеме, нет увековечивания его имени в названии улиц в Израиле?


Рецензии
Действительно, почему, Александр?
Кто же он, если не праведник?
Стольких спас. Вечная ему благодарность.
Лидия.

Лидия Уварова   08.08.2016 18:25     Заявить о нарушении