История названий городов и сёл в Липецком крае

История названий городов и сёл в Липецком крае:
Елец, Паниковец, Ржавец и другие.

   Однако, прежде чем обосновывать те и иные названия, познакомимся с этимологией русских слов имеющих суффикс «ЕЦ». Для нас по ходу раскрытия темы это будет очень важно и полезно, поскольку исторически образование названий имеет к этому прямое отношение.
    «Творче и Создателю всяческих, Боже, дела рук наших, к славе Твоей начинаемая, Твоим благословением спешно исправи, и нас от всякого зла избави, яко един всесилен и Человеколюбец» (Тропарь, глас 2-й).
Почему «Человеколюбец»? Это вопрос довольно простой, если подойти с  точки зрения этимологии - корневого содержания значения слова. В соответствии со словарём Ушакова:«ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ, человеколюбия, мн. нет, ср. (книжн.). Любовь к людям, милосердие». В Словаре-тезаурусе синонимов русской речи можно найти «…. ЧЕЛОВЕКОЛЮБЕЦ, гуманист, филантроп ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВЫЙ, гуманный, человеческий, человечный».
    Итак, это слово, прежде всего, означает ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВЫЙ. Но интересно при-соединение к этому слову суффикса ЕЦ. Это присоединение вполне в правилах русского языка и означает ЗАКОНЧЕННУЮ, ЕСЛИ  НЕ ПРЕВОСХОДНУЮ, НАИВЫСШУЮ  СТЕПЕНЬ. То есть, ЧЕЛОВЕКОЛЮБЕЦ – ЭТО ТОТ САМЫЙ СИЛЬНО ЛЮБЯЩИЙ ЧЕЛОВЕКА. Тогда понятно, почему Господа называют «Человеколюбец». Его определяют и наделяют качеством самой сильной любви к человеку.
    Всем нам доводилось встречаться с подобными словами в законченной, то есть, в превосходной степени их значения. Например, в отличии от «пальчика» в несколько увеличенном значении говорят «палец», от «кончика» образуется «конец», от молодчика – молодец, от огурчика – огурец, от купчика - купец и т.д.. Так сказать, от мелких объектов к более крупным.
     Мой коллега по изучению своего рода Геннадий Александрович Готовцев, к сожалению, ныне покойный, когда объяснял образование своей фамилии, то отмечал, что его далёкого предка за постоянную военную готовность и образцовую выучку Государь (кажется, Пётр I) назвал «Готовец». И это превратилось сначала в прозвище, а потом в фамилию Готовцевых.
     В далёкие времена такой способ суффиксом ЕЦ отмечать более высокие и даже превосходные степени, очевидно, был распространён достаточно широко. Однако, мы об этом мало знаем. А следовало бы! Сегодня многие слова нам не кажутся даже образованными от слов уменьшительных. А не стоит ли посмотреть на историческое образование их названий с этой стороны? Например, они могли войти в названия городов Елец и Липец(к); сёл Паниковец и Ржавец и даже в название далёкого от здешних мест города Череповец.
    Обратимся, для примера, к городу Ельцу! Каких только удивительных гипотез о названии этого города не приходилось читать! Но как-то всё было вычурно и натужно, слишком игриво и амбициозно! Дошло до того, что слово Елец кто-то из учёных ЕГУ увидел с высоты птичьего полёта в расположении елецких возвышенностей, холмов и речек. В то же время естественные причины названия города не рассматриваются. Они видятся примитивными и неинтересными для местных краеведов.
    Между тем, характерно, что с восточной стороны преградой для доступа к крепости Елец служила небольшая речка Ельчик. Она до сих пор так называется и течёт в центральной части города. Эта речонка (кстати, раньше все реки этого региона были более полноводными) получила название от посадки на её верхнем крутом наружном берегу ряда близко стоящих невысоких ёлочек, называемых у местных жителей «ельчик». Эта невысокая посадка - «ельчик», с близко стоящими деревцами со смыкающимися ветвями, не позволяла всадникам на скорости прорваться через эту живую преграду, пересечь речку и застать защитников крепости врасплох ночью, днём, в любую погоду.  Так что «ельчику», очевидно, были не раз благодарны защитники и жители города-крепости. Когда деревья вырастали их, очевидно, заменяли новыми невысокими посадками. 
    Есть предположение, что город Елец, строящийся в начале XII века (кстати, в годы первого упоминания в летописях столицы Москвы) по правилам строительства огородов-городов того времени, огораживался стеной из вертикально стоящих стволов деревьев с заострёнными концами. Неудивительно, что в отличии от «ельчика», где стволы растущих деревьев стояли рядом через полметра, прижатые стволы в ограждении крепости  становились ещё большим препятствием для нападавших врагов и  назвать его превосходной степенью от слова «ельчик», то есть, «ЕЛЕЦ», было вполне обоснованным и естественным. Впоследствии, это название закрепилось, но в глубине веков и череде многочисленных ярких исторических событий потерялись его главные причины. Да и сам «огород» города стал впоследствии  крепостной стеной,  был значительно изменён, стал каменным, неоднократно перестраивался и усиливался. А название города ЕЛЕЦ осталось!
    При изучении названий наших городов и сёл, к сожалению, далеко не всегда принимается в расчёт глубинное историческое прошлое данной территории, его событийное увязывание с самим названием. Мне представляется в этом ключе интересным рассмотреть образование названия села ПАНИКОВЕЦ Задонского района Липецкой области. Точнее даже, не одного села, а нескольких сёл имеющих одинаковое название. В соседнем Елецком районе таких поселений и даже речушек было и остаётся до сих пор несколько. Имеется поселение с таким названием и в Брянской области.
     Сегодня краеведы связывают название Паниковец с исчезновением рек, прудов, ухода их в землю (поникли) или гибели казаков, которые пали в неких столкновениях (поникли). Однако, такие предположения, основанные на легендах, далеко не всегда открывают суть названия и происходивших некогда важных исторических событий в этом регионе России. Более того, можно предполагать, что такое фактическое уничижение местной истории  было достаточно умышленным после 1917 года и являет собой вполне определённое направление, пытающееся отвратить современников от героического прошлого, от богатого  духовного и социального опыта наших предков и в целом от поучительной истории нашего Отечества.
    
     А события истории в селе Паниковец Задонского района и его округе были довольно замечательными. Причём, так можно говорить обо всех поселениях с таким названием. Чтобы пояснить это суждение, скажем несколько слов о далёкой истории этого края.   
    Характерно, что все Паниковцы располагаются на древних путях пограничных сторожей или рядом с ними. Сторожи – это такие пограничные точки, пункты, пути, участки, где тщательно проводилась и контролировалась пограничная служба. Регулярные разъезды казаков по определённому маршруту, утверждённому воеводой, обеспечивали изучение и оценку следов вражеских лазутчиков или даже целых их групп, пересекших границу. Обычно сторожи находились у дорог, у бродов через реки, у пробитых в Диком поле троп и у проходов в засеках (непроходимых лесных завалах, уже позже были образованы, так называемые, "засечные черты": Рязанская, Белгородская и др.).
    Как известно, до  XVI  века, то есть до времён правления царя Ивана IV Грозного,  южная граница Московии проходила несколько севернее города Ельца по границам современных поселений Суббочево – Становое. А сам Елец выступал из этой границы на юг в виде форт-поста на высоком берегу реки Быстрая Сосна, которая несколько восточнее впадала в Дон. Там же мы можем наблюдать первые сёла с названием Паниковец. Елец обеспечивал сохранность границы от относительно мелких нападений и нарушений, контролировал удобные броды и дороги, взимал таможенные сборы с купцов. Но, главное, обеспечивал срочное информирование о нападении врага более северных городов Московии, вплоть до самой столицы и далее. Получив сигнал, Государями и боярами срочно собиралось войско, которое выдвигалось навстречу врагу и вступало с ним в ожесточённейшее и кровопролитнейшее противоборство. Обычно, такие главные сражения проходили вблизи Коломны на Оке, где успевали собраться русские войска.
    Первым крупным адресатом ельчан по информированию о набеге врага была Тула. Сам город Елец при этом уходил в глухую оборону. Совершавшие набеги татары,  ливонцы, поляки, ногайцы или крымские татары, не щадили селений в округе крепости: грабили, сжигали, насиловали, убивали, уводили в рабство. Немногие счастливчики успевали сбежать в чащу леса и там скрыться. Нередко сжигался пришельцами и сам город Елец. Из северных городов и сёл государем призывались новые защитники, выкупались из неволи у крымских татар некоторые старые опытные служилые высоких рангов.
Встреча потомков граждан Ельца.2010г
   Такие набеги были достаточно регулярным бедствием. Обычно они происходили 2 раза в год: поздней осенью и ранней весной, когда ещё стоял лёд. Жить у границы никто не хотел, и Иван IV Грозный даже не возвращал из этой приграничной зоны беглых крестьян из северных уездов их владельцам. Поэтому-то и пошла с тех пор поговорка: «Елец – всем ворам отец!». Между тем, жить и служить в этих местах было очень непросто! Приходилось приспосабливаться к трудным обстоятельствам, жить дружно, спина к спине обороняться от непрошенных гостей, помогать соседям, уметь сберегать себя, свои и чужие семьи в лихое время очередного нашествия. Для закрепления у границы Государь давал рядом с границей куски земли новым защитникам, так называемым, детям боярским с небольшим числом крестьян.    Образовывали свои поселения-станицы вдоль границы  казаки.
  Нередко орды пришельцев были столь многочисленными, что даже угрожали Москве, доходили до неё, грабили и сжигали её. После покорения Казанского ханства Иваном IV Грозным в 1552 году особенно неистовствовали и зверствовали крымские татары, жившие, кстати, за счёт невольничьего рынка русичей. Прекратилось это только после присоединения Крыма к России в 1783 году во  время правления Екатерины II. Потёмкин, Ушаков, Суворов и даже молодой Кутузов отметились в те великие годы побед и свершений.
    Желанием отодвинуть границу от Москвы как можно дальше и тем обезопасить её, объясняется постепенное перенесение границы на юг и юго-восток в, так называемое, Дикое поле с занятием более удобных рубежей для охраны границы. Постепенно в Московию стали входить территории южнее Ельца и граница сформировалась в излучине по правому берегу реки Дон - напротив города Тешева (сегодня г. Задонск), распо-ложенного на левом берегу.
    Самым распространённым способом  передачи сигнала на расстояние в то время был огонь (ночью) или дым костра (днём), который зажигался на высоких местах, скалах, крутых берегах или даже на вершинах деревьев, где устраивались особые площадки. В этих регионах, смещаемых вместе с границами на юг, были в то время густые леса и произрастали высокие деревья. Часто, это были крепкие дубы, на которых можно было размещать площадки для костров.
     Теперь нам стоит обратиться к корню слова Паниковец. Корень слова – «паника» - говорит сам за себя. Очевидно, в этих местах располагались сторожи и  устройства, обеспечивающие панику, то есть передачу срочной информации о нашествии врага. Чаще всего это были костры на верхушках деревьев! С них обеспечивалась хорошая видимость местности и к ним было трудно подобраться врагу.
   Естественно, что враг стремился пройти к северным городам и Москве как можно ближе, скрытно, без больших потерь. При этом все сторожи и паниковцы на границе и вдоль всего пути изучались их лазутчиками, были во множестве известны. В ходе похода высылались вперёд специальные отряды диверсантов для уничтожения защитников на границе и предотвращения передачи информации о подходе врага. Очевидно, что и пограничники не теряли времени даром, караулили таких «гостей» в специальных местах, устраивали ловушки. Фактически, шла постоянная война профессионалов.
     Надо сказать, что мест для устройства паники - зажигания костров было несколько и в разных местах. Если захватывался один участок, то сигнал распространялся с другого места. Таких мест было немало, но были, конечно, места особенно важные и удобно расположенные. Вокруг таких мест обычно устраивались охранные поселения, распахивалась плодородная земля, строились усадьбы. А впоследствии ставились прекраснейшие храмы. В отдельных ближайших местах, где героически погибали пограничники, ставились часовни. Такие места и поселения назывались Паниковец. Их удобство расположения около границы, состоятельность и основательность защитников подчеркивалась превосходной степенью с суффиксом «ЕЦ».       
    Итак. Как мы видим, название села Паниковец связано с тяжёлой и доблестной пограничной службой предков местных жителей в далёком прошлом Московии. Эти «пограничные» качества жителей села, заключающиеся , прежде всего, в высокой духовности, нравственности,  в способности самоотверженного служения Отечеству, передавались из поколения в поколение и тогда, когда границы уже переместились от их жилищ, семей, полей и огородов южнее к реке Днепр и к Чёрному морю.
   Можно назвать десятки фамилий героев, потомки которых и сегодня проживают в селе Паниковец и его округе. Их далёкие предки участвовали во многих исторических событиях России, начиная со Смутного времени, походов и войн Петровской эпохи, возведения на Российский престол его дочери Елизаветы Петровны, походов  и сражений с великим полководцем А.В.Суворовым, в Отечественной войне 1812 года с последующим взятием Парижа и капитуляции наполеоновской Франции,  и кончая Великой Отечественной войной 1941-1945 годов, исполнения воинского долга в Афганистане и Чечне.
    К изучению этих многочисленных фактов и судеб местных героев (только часть имён которых известна) хотелось бы призвать местные школы и краеведческие структуры района и области. Стоит подумать о воссоздании древней часовни, где отпевались павшие пограничники в XV – XVI  веках, а также о создании в этом героическом селе местного музея героев Отечества как филиала Районного Задонского краеведческого музея.   
     3 февраля 2014 года по инициативе Общества потомков героев Отечественной войны 1812 года на народные пожертвования, собранные в Москве и Подмосковье, в селе Паниковец Задонского района в честь героического участия местных жителей в сражениях 1812-1814 годов у храма Богоявления был установлен памятник-бюст императору России Александру I Благословенному. Мероприятие было приурочено к 150-летию кончины сибирского преподобного старца Феодора Кузьмича Томского, которого многие историки и сибиряки-томичи считают императором Александром I, ушедшим в 1825 году в странничество.   
    В церемонии открытия участвовали митрополит Липецкий и Задонский Никон, руководитель администрации Задонского района Г.И. Мосолов, глава администрации Каменского сельского поселения А.С. Гресов, к которому относится ныне знаменитое село Паниковец, и многие другие, приглашённые из Москвы, Липецка, Воронежа и местных сёл и деревень.
    Большую работу по установке памятника и обла-гораживании территории вокруг него провёл насто-ятель храма Богоявления иерей о. Владислав Нефё-дов и настоятель Николь-ского храма протоиерей о. Олег Безруких, а также многочисленные жители села Паниковец. 
   У памятника великому российскому императору – победителю Наполеона, создателю  первой общеевропейской организации – Священного Союза в 1815 году - стали останавливаться сегодня праздничные кортежи, в том числе свадебные. Останавливаются автобусы и подходят к монументу паломники.       
   Однако, сегодня памятник стоит открытый всем ветрам и напрашивается разбить возле него на сегодняшнем пустыре парк или хотя бы сквер. Вся надежда на новые поколения учащихся, воспитываемых и образованных в соседних сельских и воскресных школах.


Рецензии