Демократический централизм

                В эпоху развитого  социализма  наши  граждане    имели   самую   демократичную   конституцию в мире,  гарантировавшую   равенство  своим  гражданам,  равный  доступ  ко  всем  благам  социалистического  общества.    
                Искренне  верили в это,  наверное,  только  наивные  дураки.    Реальная жизнь  простых  советских  граждан  бесконечно  далека  была  от  деклараций   конституции,  дарованной нам   Коммунистической  партией.

         Молодой  специалист,  вчерашняя выпускница  педагогического  института  Валентина  Николаевна ,  так ее теперь все называли,  любила  свою профессию.    Педагогическим  талантом   Бог не обидел, математике в институте  мудрые   преподаватели  научили,  методике тож.   Классное  руководство  в пятом классе, с  утра и до   вечера  молодая учительница   была  готова  возиться  со  своими  пятиклашками, так что  муж, возвращаясь с морей,  бурчал иногда  на жену, влюбленную в свою  67 –ю  среднюю  общеобразовательную  школу.
 
      В классе,  где  Валентина  Николаевна  преподавала  математику и  была  классным  руководителем,  училась  девочка, назовем  ее Ирочка  Малькина.  Училась  Ирочка неплохо, но по математике  троечки  проскальзывали  частенько.  Беспокоило это Ирочкиных родителей  очень.    Ирочкин папа,  товарищ  Малькин,   был ответственный товарищ,  работал  на ответственном  посту в  областной  школе  коммунизма,  облсовпрофе.  ( Кто не знает - так  В. И. Ленин  называл профсоюзы).

      Обеспокоенные   родители, по случаю дня рождения девочки, пригласили Валентину Николаевну с мужем в гости на торжество. Вечер удался на славу. За чаем с праздничным тортом зашел разговор о предстоящем   отпуске.  Дело происходило в конце учебного года, в мае.  Куда собирается поехать  отдыхать  молодая советская  семья  моряка, получившего  отпуск?   Молодая советская семья  собиралась провести свой отпуск в средней полосе  у родителей  моряка.   Других вариантов не обсуждалось и не рассматривалось даже теоретически.
 
    Во-первых,  дедушка с бабушкой  жаждали увидеть внука, которому шел уж третий год,  ну а во-вторых,- на Сочи не было денег, как ни прикидывали молодые родители  варианты и возможности,  ехать получалось на родину мужа, на  Псковщину,  хоть и не всегда она радовала теплым и солнечным летом.

     Поэтому вопрос  товарища  Малькина о месте проведения отпуска показался гостям  случайным, никчемным, из тех, что задают, чтобы поддержать разговор, паузу неловкую в  беседе прекратить.

     Однако, товарищ  Малькин просто так вопросы задавать не имел привычки, не тот случай и не ровня он был  всякой  шантрапе, которая бесполезные всякие  разговоры такие  разговаривает ни о чем,  и досужести  обсуждает  невесть об чем.   

- Собственно, я вот о чем,- Малькин  ласково,  отечески глянул на притихших гостей,- вы не хотели бы провести отпуск в пансионате “ Рыбак Заполярья” ?

      Слова  товарища  Малькина  прозвучали   как предложение слетать, ну, не знаю, на Луну, что ли!  До того оно было непостижимо разуму молодых людей.

     Недаром среди моряков всех флотов была популярна прибаутка:  “ Солнце светит и палит - в отпуск едет помполит”. А куда едет?  Ясное дело- в “ Рыбак Заполярья”!   Море, Сочи, отдельный пляж, удобные коттеджи, хороший по тем временам сервис, и все это - по профсоюзным ценам, то есть  почти даром!   Большинству моряков такое счастье и не снилось даже!

   Молодой человек, смахнув пот с мгновенно покрывшегося испариной лба, пробормотал:
 - Не дадут путевку!
-  А вы сходите в комитет профсоюза, попросите, я позвоню. Вы в каком флоте работаете?
 - В Севрыбхолодфлоте.
   - Вот и славненько, завтра же и сходите, часиков так в четырнадцать, после обеда, - проговорил Малькин, аппетитно соскребая остатки торта с блюдца.

   На следующий день молодой моряк, трепеща от собственной наглости и потея от волнения, робко постучался в кабинет профсоюзного комитета.  За столом  замечательной величины  восседал профсоюзный флотский начальник, олицетворение заботы о работниках вверенного ему трудового коллектива.

  - Вы по какому вопросу?- лицо ответственного товарища выражало искреннее желание вникнуть, понять и помочь.
  - Я бы хотел  поехать в  пансионат “ Рыбак Заполярья”, -запинаясь и нетвердо произнося слова, ответил  моряк.
 Да что это я:  то - “ молодой моряк”,  то-  “молодой человек”,конечно это был я, давайте  продолжим повествование  от первого лица- так будет проще, чего уж скрывать.
 - Вы с какого парохода? – лицо ответственного товарища продолжало излучать сильное желание помочь.
- C “ Комиссара Полухина” – ответил я. ( Кто не знает, а и наверняка не знает:  комиссар Полухин - один из 26 Бакинских комиссаров, расстрелянных в годы Гражданской войны).

   Ответственный товарищ  достал откуда-то из недр своего замечательного профсоюзного стола огромных размеров гроссбух. Его размер точно соответствовал  тому  значению, которому он служил,  в него записывались счастливые обладатели путевок . Раскрыв гроссбух на соответствующей странице,  товарищ  прочитал:
 - “ Комиссар Полухин”,  решение профсоюзного собрания номер такой-то, от  такого-то числа, путевка выделена первому помощнику капитана ( помполиту,  если кто не знает).

 ( Кто бы сомневался, только не помнил я, хоть убейте, чтобы обсуждали мы на профсоюзном  собрании  выделение путевок! )  Лицо ответственного товарища продолжало излучать желание понять, вникнуть в мои нужды, однако ж  и тень легла на чело его, озабоченность проглянула. Не удается помочь человеку, ведь выделена жеж уже путевка на ваш пароход, вот ведь незадача какая , а?  И  озабоченно запоглядывал  товарищ на часы, намекая на окончание аудиенции.

    Ну не было у меня никакого опыта вести такие политесы с ответственными товарищами в ответственных кабинетах,  и бухнул я невпопад, как спьяну звонарь посеред литургии:

- А товарищ Малькин  сказал к вам обратиться… 

    Что сделалось после этих слов с ответственным  профсоюзным товарищем, наверное лишь таланта Ильфа и Петрова могло бы хватить на описание всего произошедшего с лицом и самим телом товарища,  ответственного за путевки трудящимся.  Сдулся  мгновенно  человек, даже как будто ростом ниже стал, как будто  ножки у стула подпилили, и из-за стола своего начальственного уже другой человек на меня смотрел.  Черты лица его преобразились,  добродушие, заботливость и участие стерлись, а появились и угодливость, и злость,  и укоризна. Что ж ты, мол, дурку передо мной разыгрываешь,  да и я, старый  дурак , польку-бабочку перед тобой  тут вытанцовываю. И уже руками в столе - шуршит, путевки бланк вытаскивать на свет собирается, но останавливает вдруг его что-то, видно уж очень сильно напрягла его ситуация эта, выдавил хрипло из себя:
 -Зайдете завтра, будет вам путевка.

    И поехали мы неделю спустя в плацкартном вагоне поезда Мурманск - Адлер на Черное море , в пансионат “ Рыбак Заполярья” по профсоюзной путевке, бесплатной почти, за десять процентов  приобретенной от её номинальной стоимости.

     Отдых на море описывать не буду, потому как что тут описывать - купайся себе, загорай под ласковым южным солнцем, да на обед  в столовую не опаздывай. Вот и все заботы – красота!   Некоторые читатели здесь сочтут, что история эта подошла к концу – ан нет!  Как бы не так!  Вернувшись  с берега теплого и ласкового Черного моря я тоже думал,  что  история  эта продолжения  иметь не может…
      Только  лукавая  судьба  где-то там,   на скрижалях судьбы  человека, с улыбкой поставила галочку  и сказала: - “ Подождем “…

   Своим чередом шло время, через пару лет перешел я работать в Траловый флот.  Росло потихоньку мое профессиональное мастерство. Не раз и не два возрождал я к жизни  судовые механизмы, то – траловую лебедку, то – морозильную установку, да мало ли на траулере оборудования без исправной  работы  которого  рыбалка в море невозможна.

   Весной, где-то в конце мая, радист принимает радиограмму от профсоюзного комитета  Тралового флота :  “ Вашему судну выделена путевка в  пансионат  “ Рыбак  Заполярья” . Собирается профсоюзное собрание, обсуждаются кандидатуры, в том числе и моя. Был я, по мнению стармеха,  достоин, потому что специалист хороший. Первый помощник капитана добавил – трезвый, выдержанный,  авторитет в экипаже имеет, а так же  политику Партии и Правительства  поддерживает и одобряет, внешнюю и внутреннюю. Устойчив морально ( да и где неустойчивость моральную проявлять – на судне женщин- раз, два и обчелся!)
      Проголосовали за меня, абсолютное большинство,  против- один человек, тралмейстер.

    После рейса  притопал я в комитет профсоюза. В руках – заветный протокол профсоюзного собрания.   Упакованная в заграничные шмотки профсоюзная дама лет тридцати, разговаривала по телефону:
  -  Да,  Виктор Сергеевич! – дама лучилась приятной улыбкой, интонации  голоса выражали любовь и дружелюбие к собеседнику на том конце телефонной линии.
   - Конечно, Виктор Сергеевич, обязательно, без проблем, всегда рады помочь! – и, видимо услышав слова благодарности,  вся зарделась.
  - Ну что вы, что вы – не стоит благодарности! -  и положила трубку.

   - Что вам, молодой человек?- по инерции продолжая улыбаться, спросила меня профсоюзная дама.   Я  выложил на стол свой протокол профсоюзного собрания, некстати вспомнилось , что моего давнего знакомого Малькина тоже зовут  Виктором Сергеевичем, не с ним ли разговаривала сейчас , вот только что, при мне,  эта женщина.
  Профсоюзная дама, мельком глянув на мою бумаженцию, грациозным, легким  движением наманикюренного  пальчика  оттолкнула  листок от себя. Лицо её изменилось, на нем легко прочитывалась гримаска: “ Ходют тут всякие! “
 И вопрос  воспоследовал : “ А почему вы решили, что путевка ваша в пансионат  “Рыбак  Заполярья?”, мы вам путевку на Кременчугское водохранилище  только выделить  можем! “ 

   На Кременчугское водохранилище,  в  застойную, цветущую  летом воду  перегороженной плотиной реки, я не хотел.  Уж лучше, в таком случае, - родные  Псковские  озера.
-   Но почему нельзя  получить путевку в  пансионат  “ Рыбак  Заполярья” ? – спросил я растерянно,-  в радиограмме пансионат  “ Рыбак Заполярья “указан?

   Внятного ответа конечно же я не получил, припомнилась давняя поездка в пансионат, и, как я туда попал.  “ Все верно, подумал я, наверное -  так и должно быть,   в этом и есть какая-то высшая справедливость,  а  может просто товарищ Малькин  снова подсуетился?”

   Конечно, было обидно. Голова отяжелела, в глазах- пелена.  Из – за портрета Леонида  Ильича выглядывал улыбающийся  Чеширский  Кот.  Лапой пытался содрать  Золотую  Звезду с пиджака генсека.  “ Брысь!” – сказал я ему тихонько.  Кот -  исчез, улыбка – осталась.
   
      
 


Рецензии
Был я в этом "Рыбаке Заполярья" весной 1985. Ужасное заведение.
Очень бедное, наверное самое замухрыжное на всём ЧПК. Очень старое.
За дырявым забором там был настоящий богатый санаторий Министерства
обороны, в котором отдыхали военные и члены сборных команд ЦСКА
проходили спортивные сборы. Мы туда пожрать и поиграть в разные игры
просачивались.
Этот "Рыбак Заполярья" находился в пригороде Адлера. Чтобы попасть
на пляж, нужно перейти через бойкое шоссе, потом перебраться через ЖД
пути, потом пройти мимо нормальных пансионатов. И только после этого
попадаешь на ужасный пляж, засыпанный крупным гравием.
Путёвки получил очень легко. Пришёл с рейса, зашёл в профком, спросил
путёвки. Сказали есть. А можно три ? Да хоть пять берите. А можно с
собой друзей из других флотов ? Да на здоровье. Заплатил несколько
рублей за эти путёвки. Никаких собраний, никакого Облсофпрофа.
Вас надурили на пустом месте. Моя контора была ББГЛ.
Поэтому, как Станиславский, сразу пишу "Не верю" я в такие басни.
Врать нужно совсем чуть-чуть, чтобы очевидцы не застукали.

Андрей Кольский   17.04.2024 14:52     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.