Конец прекрасной эпохи. К 30-летию Чернобыля

               
                А нынешняя небеса и земля темже словомъ сокровена суть огню; блюдома на день суда и погибели нечестивыхъ человекъ.

               
                Не коснитъ Господь обетованiя, якоже нецыи косненiе мнятъ: но долготерпитъ на насъ, не хотя, да кто погибнетъ, но да вси въ покаянiе прiидутъ.

                Прiидетъ же день Господень яко тать въ нощи.

               
                Второе Соборное послание апостола Петра,3.7-10.

 



    Сразу оговорюсь, что фильм Говорухина по довлатовскому "Компромиссу" не смотрела ещё .

   Не я первая, не я последняя, выражение Бродского стало крылатым, и я вправе им пользоваться.

   Не всё коту масленица - не совсем то же самое, а у Бродского поэтично и в точку.

   Итак, уже 30 лет после Чернобыля. Длинный какой-то конец получается. Но откуда нам знать предел долготерпения Божия? Несомненно одно: это, действительно, конец длинной эпохи "прогресса".

   Под вопросом лишь то, насколько она была прекрасна. Если руководствоваться, как Панарин, реальными социальными достижениями в сравнении с предыдущим и последующим периодом, то пусть, соглашусь с обоими - и Панариным, и Бродским - не замечая скепсиса последнего.

    Это было время, когда у любого ребёнка, "рождённого в СССР", появился шанс получить образование и "выйти в люди". Вопрос в том, почему апофеозом такого положения стал Чернобыль. Вопрос-то детский (для меня, знающей о повреждённости грехом богозданной человеческой природы), но, смотрю, на него до сих пор не в силах ответить множество учёных мужей и "властителей дум".

   Хотя, по совести, и у меня нет ответа на вопрос о "прогрессе". Чем всё это закончится - каждому христианину известно, и в личном плане необходимо во всяком случае не участвовать, оказывать какое-то посильное сопротивление. А как?

    Сама я то едва перебивалась на учительских хлебах, то отъедалась малость на госслужбе. Шубу купила и снова стала на самолётах летать, пять лет не летала: после дефолта и сокращения на тв и до поступления на госслужбу. Переживала по этому поводу, любила самолёты.

    Да и моложе была, не отсохло ещё всё ненужное. Сейчас уже много лет не летаю и не переживаю: не хочу сдавать собаку в багаж. Странно, раньше никому не мешали собаки в салоне, летала и с овчаркой нашей, Урманом, и с ньюфаундленлом, Лорой. А сейчас небольшого пса, всего 12 килограмм, нужно в клетке в багаж сдавать.

   Сама я в молодости стюардессой была, а брат лётчиком. С парашютами мы с ним прыгали. И если с шубой впоследствии я запросто рассталась, посмотрела ролик про живодёрни, ужаснулась и подарила её, то с самолётами расставаться тяжелее было, с ними не так всё наглядно.

   Даже в "Доме", фильме про влияние "прогресса" на Землю, прямо ничего про самолёты не показано, а ведь и от самолётов вред один. Хотя церковь со мной не согласна, какие-то "крестные облёты" совершаются, и особо подвижных служителей церкви в шутку "аэромонахами" называют.

   Не встречала лично таких ретроградов, чтобы совсем уж на пещерный образ жизни перешли, читала только про пензенских сидельцев.

   Точнее говоря, были у меня знакомые, и от паспортов отказавшиеся, и в лес ушедшие, но последующую их судьбу я не знаю, пропали и пропали.

   Современный горожанин не приспособлен на природе выживать, а пока живёшь вместе со всеми в городе, что реально можно сделать, как не участвовать во зле, в "прогрессе" то бишь?

   Отключить телевизор. Но остаётся ещё (помимо сети) разная бытовая техника, жрущая уйму энергии. Тут только минимизировать можно, совсем без холодильника или стиральной машины не знаешь, как и жить.

   Даже когда периодически микроволновка или приёмник с проигрывателем ломаются - неприятно, нарушается привычный уклад. Даже электрочайник, такая мелочь, а на газу долго кипятить, хочется быстрее. "Жить мы будем плохо, но недолго". (У белорусского президента это один из самых известных перлов.)

   Первое время после России в Беларуси я благодушествовала: то ли мягкий после севера климат, ранние весенние травка и солнышко, то ли пресловутые "чистота и порядок", то ли безплатные врачи и учителя для ребёнка, - меня примиряли с действительностью.

   Отрезвилась я, поработав. Зарплаты низкие, спрос высокий, легче было в России работать. И даже на Украине, даже в Донецке, есть приюты для бездомных животных, а в Беларуси зверски они уничтожаются, как и было повсеместно в СССР.

   Приюты ведь как возникают: нужно первым делом спонсора найти. А где? Собирались несколько раз наши городские собачницы, думали думу. Ничего новенького не придумали, как раньше собирали средства через соцсети на неотложные нужды, так и теперь.

   То машина собьёт собаку и нужна операция, то необходима стерилизация, то просто нечем кормить подобранных выброшенных щенков-котят. Я закалённая, но лишний раз боюсь в профильные группы заходить, когда ничем не можешь помочь - только тяжесть копится на душе. Когда уже есть приют с ветеринаром - есть какая-то база, а без нее всякий раз всё на волоске висит.

   Сбитая промчавшейся машиной собака, помирающая на обочине - для меня и есть символ "прогресса". 

    В январе, до Гаваны, мне приснился такой сон. С детьми и знакомыми монахами еду в трамвае. Рельсы заканчиваются. Меня охватывает тревога, но трамвай продолжает движение без рельсов. Выясняется, что и водитель сбежал, пусто его место. Моя тревога усиливается, я начинаю озираться по сторонам в поисках того, кто займёт место вагоновожатого. Желающих нет. Тревога ещё усиливается, я вижу, что и куда мы движемся - не видно, всё лобовое стекло залеплено не то листовками, не то рекламой... Передать возрастание моей тревоги во сне может только звук: всё выше, напряжённее, струна звенит - и лопается. Просыпаюсь.

   Проснувшись, нашла в сети "Заблудившийся трамвай" Гумилёва и поставила к себе в литературный дневник на "Прозе": двадцать шестого января, память преподобного Елеазара Анзерского, скитоначальника.

   По его молитвам родился у царя Михаила Фёдоровича наследник, Алексей. А потом царь Алексей Михаилович стал "собинным другом" патриарха Никона, у преподобного Елеазара подвизавшегося после пострига, в начале своего монашеского пути.

  То есть преподобный Елеазар имел прямое отношение к началу Царя и Патриарха, при которых раскололась Русская Православная Церковь, к "прогрессу".

    Даже если всё делать по правилам: морозилку периодически размораживать (с наледью она больше тянет), стирать только при полной загрузке и только натуральными средствами, воду расходовать экономно, ездить на велосипеде, одежду из меха и обувь из кожи не носить, мяса не есть, - не возникает уверенности, что это что-то изменит.
   
   Что вместо тракторов снова, как в царской России, будут миллионы лошадей, что вместо "концлагеря для коров", снова будет у каждой бурёнушки любящая хозяйка, что перестанут горожане как проклятые ЕЖЕДНЕВНО ЖРАТЬ МЯСО И ПИТЬ, ОТКЛЮЧАТ ТВ, ВКЛЮЧАТ МОЗГИ И ПРОТРЕЗВЯТСЯ.

    Скорей всего для этого понадобится ещё не один Чернобыль. А ведь есть реальная альтернатива: ветряки, приливы, солнечные батареи. Давно известно, как хозяйствовать так, чтобы сохранять для потомков "кормящий ландшафт".

   Но для этого нужен Царь на престоле и в голове, а, предоставленные своеволию, мы будем жить "плохо, но недолго". Потому что "человек - это звучит горько", и горечь эта вполне явственная, радиоактивная.

   Или такая, как на Донбассе: пустые города, ни берега ни дна. В оригинале иначе:  большие города, пустые поезда, -  в "Брате" звучало. Алексей Балабанов был честным художником и Данила его - "герой нашего времени", отмороженный парень.

    В пору чеченских войн у меня не было дома интернета,  и онлайн я их не наблюдала. А сейчас "было бы смешно, когда бы не было так грустно" читать прекраснодушные излияния миролюбцев о том, что Гавана и прочие миротворческие потуги принесут Украине мир. 

   Потому что по обе стороны фронта скопилась масса неврастеничных горожан, "детей прогресса и прекрасной эпохи", и в руках у них много разных прогрессивных штучек, и все они должны будут выстрелить в конце последнего акта.

   Война или иная катастрофа неизбежна, вопрос лишь в том, можем ли мы, я лично, что-то сделать для того, чтобы её предотвратить|оттянуть|пережить.


Рецензии
очень странное у вас видение будущего... Почему так идеализируют царскую Россию, в которой хорошо жили только богатые?..

Елизавета Орешкина   07.10.2022 11:39     Заявить о нарушении
Христианское видение. Апокалипсис как итог прогресса.
Я не только царскую Россию идеализирую, но и вообще прошлое как таковое.

Как у Толкиена: каждая последующая эпоха - результат катастрофы в предыдущей, но ещё не конец, поскольку есть ещё кому починять этот мир.

Вы, кстати, не заметили, что сейчас всерьёз уже рассуждают о том, что и после ядерной катастрофы кто-то да выживет. Этот текст я почти семь лет назад написала.

Наталья Чернавская   08.10.2022 14:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.