Письма о живописи. Ах, зачем я не Рубенс!

ПИСЬМА О ЖИВОПИСИ. АХ, ЗАЧЕМ Я НЕ РУБЕНС!

Здравствуй, прекраснейшая!
Свет мой, я очень рад, когда вижу хотя бы ничтожно малые следы твоих заходов на эти страницы... (… что за многоточием – ты знаешь)… И – к слову сказать – мы давно не виделись!
Для сегодняшнего коллоквиума я назначаю тему, которая уже была затронута на наших осенних собеседованиях, но осталась недостаточно раскрытой.
Я имею в виду техническую сторону изобразительного искусства. Конкретно, речь идёт о том, как крутые парни вроде меня готовят полотна под  живопись.
*** 
Раскрыть этот аспект нам помогут слайды (внимание на экран!)
Слайды пронумерованы.
В нижеследующем текстовом сопровождении – минимально необходимые пояснения к ним.

1. В зеркале за фотографом – крупный подрамник с двумя крестовинами.

2. Подрамник с крестовинами – вид с изнанки.

3. В зеркале: на подрамник начерно прихвачен холстик. На переднем плане подрамник того же типа; на нём хорошо видна тонкая рейка, образующая внешний бортик.

4. В зеркале: так выглядит тот же подрамник с холстиком – вид с изнанки.

5. Ещё один подрамник того же типа: одна крестовина, внешние бортики.

6. На полотне монохромный подмалёвок (фрагмент) для многослойной живописи маслом.

Тут – после просмотра слайда нумер шесть – самое время вспомнить, что именно сделано для подготовки этого этапа работы, т.е. для начала работы красками – собственно живописи. Перечислим это самое сделанное: заготовка сырья, столярные работы, натяжка холста, проклейка, шлифовка и грунтовка оного.

Сначала надо заготовить древесину; в моём случае это, как правило, необрезная доска, иногда даже горбыль. Под заготовкой понимай выдерживание, оно же – медленное просушивание в помещении с температурно-влажностным режимом близким к квартирному (не так уж много месяцев на это уходит).
Затем – отбор и распускание этого сырья на рейки нужного сечения. В моём случае эта операция выполняется, как правило, ручной продольной ножовкой (за неимением лучковой пилы) по предварительной разметке – инструментальная линейка, метр, карандаш… глазомер, пот и опыт…
Затем – нарезка заготовок нужной длины, предварительная острожка (шерхебель, рубанок), разметка шипов и проушин (инструментальный угольник, карандаш имени товарища Остера – так остёр, что дух захватывает!) Зарезка шипов, долбёжка проушин – ножовка, долото, киянка. Черновая сборка, корректировочная подгонка, подножовка соединений (вязей), зачистка их внешних и внутренних поверхностй. Сборка на клей с проверкой прямоугольности. Выдержка проклейки вязей – не менее суток. Фуговка.
Далее:
Заготовка реек для крестовин и штапиков для бортиков: продольная ножовка, рубанок, фуганок.
Привязка крестовин, наклейка бортиков. Выдержка – не менее суток.
Черновая натяжка холста – маленькие гвозди (желательно – нержавеющие, размер – от стекольных и меньше). Проклейка холста с подтяжкой и выравниванием. Проклейка – не менее 2-х – 3-х слоёв с суточной просушкой.
Грунтовка с шлифовкой. Срезание поверхностных узлов и устранение других дефектов полотна. Слои грунта наносятся по принципу смягчения – от мелового нижнего слоя до эмульсионного завершающего – с шлифовкой и суточной просушкой каждого слоя.
Ну и вот…
Прибыли…
Мы на старте…
Теперь можно и изображением заняться…
Здесь многоточия означают, что я издали поглядываю с оценивающим прищуром на плоды трудов своих.
***
Свет мой, надеюсь, что теперь, имея перед глазами слайды с пояснениями, ты более отчётливо представляешь себе, какой длительный путь проходит холстик, прежде чем он будет готов для выполнения творческого замысла – собственно живописи.
Когда я, будучи ещё молодым человеком, попробовал подсчитать: какой процент времени занимает у меня собственно живописание в общем процессе создания картины, оказалось – не более 20-ти процентов…
Выводы, как говорится, напрашиваются сами собой…
Такое вот Корбюзье получается…
***
PS № 1
А кстати, Весна моя прекрасная! Вот ещё небольшое дополнение к нашему коллоквиуму.
Внимание на экран!
На седьмом слайде (цв.) – два холстика на подрамниках, изнанка.
Слева – покупной, куплен в худ.салоне в 2001 году за 500 руб. размер 60х50 см.
Справа – холст, подготовленный под живопись самостоятельно по описанной в рамках вчерашнего реферата технологии.
На лицевых сторонах этих холстиков имеется красочный слой, нанесённый масляными красками. Изнанка правого полотна имеет однородный вид, что свидетельствует о непроницаемости для масла (связующего вещества красок) его нижних слоёв – проклейки и грунтовки.
В отличие от правого, вид изнанки левого полотна неоднороден. Пятна на нём образованы насквозь просочившимся из красок маслом. Подобное просачивание недопустимо!!! (Ничего смешного, кстати).
Причины:
1. потеря связующего красками и, как следствие, ухудшение качества живописного слоя как в эстетическом, так и в технологическом отношении;
2. разрушение (выжигание маслом) самой тканевой основы полотна – падение его долговечности, сохранности;
3. да и вообще – вид какой-то неряшливый… хоть это и изнанка, а всё равно – как-то противно;
4. ощущение обманутого покупателя: пол-тыщи им отвалил, а холстик-то – дрянь…
На чёрно-белом фото (слайд № 8) – явно видны масляные пятна на изнанке некачественно подготовленного полотна…
Всё вышесказанное свидетельствует о том, что самому готовить полотна к живописи всё же лучше, чем покупать неизвестно что… Но готовить «самому» лучше руками подмастерьев… Подобно Рубенсу, например…
***
PS № 2
Вот, к примеру, после всего уже сказанного я чем-нибудь занимаюсь (ты ж знаешь – делов-то у меня, чай, полно), а внезапно – акы молния – сверкает мысль: а ведь я же ей не всё сказал! И как бы я тебе всё смог сказатеньки в рамках одного коллоквиума? Заметь, я ведь щажу твои уши!
Вот про дерево, про подготовку древесины для подрамника я вроде бы что-то сказал… Вроде бы и много сказал: заготовка, просушка-выдержка, разметка, нарезка, обработка поверхностей, зарезка, долбёжка, подгонка, подножовка, сборка на клей, выдержка, фуговка, наклейка бортиков, подпорка крестовин… Т-с-с-с! Ни слова про дубовые гвозди!!!
И ведь ни словечка же не сказал о предотвращении и нейтрализации такого брака, как коробление реек. Желобчатость, коромысло, пропеллер, поперечные гуляния, гуляния коленцами… свилеватость, сучковатость, серая и красная гниль…
Кстати, господа аспиранты, что Вы думаете о породах деревьев? С классификацией успели ознакомиться? Предпочтения на практике проверили? … так и знал, что заленились!
***
Или вот ещё примем во внимание про следующие стадии – проклейка, грунтовка. Например, клей одного и того же наименования, купленный сейчас или у прошлом годе, смело и безоговорочно считай разными клеями – с различным показательным норовом…
Кстати, отрада моя, не знакома ли ты с кем-нибудь, кто хотя бы в стародавние времена давно минувшие видел на прилавках лавок и магазинов художественных материалов такой товар, как клей для проклейки холста? Мне бы на такого редкого счастливчика хоть одним глазком глянуть… сфотографироваться бы с таким колоритным седобородым джентльменом…
Вообще-то в этих подходящих заведениях и холст-то нерегулярно продают, что уж там про клей рассусоливать.
***
Снова внимание на экран!
Девятый слайд – холст на подрамнике, фасад. На проклеенном полотне два слоя мелового грунта, оттого-то оно и белое. Узлы срезаны, поверхность зашлифована в один проход.
Десятый слайд – изнанка того же холста. Благодаря надёжной проклейке грунт на изнанку не просачивается, поверхность сохраняет первозданный цвет нитей – серая она. Края холста выглядят небрежно; их надо бы срезать по кромке рейки, но сейчас это делать ещё рано. Дело в том, что в процессе проклейки и грунтовки полотно может провисать; не исключено, что его ещё придётся подтягивать. Не будем спешить, обрежем край по готовности.
***
PS № 3
Ах, душа моя, и зачем я не Рубенс! Жил бы сейчас в Антверпене, имел бы шестиэтажный особняк, приспособленный под мастерские… было б кому мне полотна подготавливать…
А я бы только кайф ловил… В одной руке кисть, в другой натурщица… Ботфорты светло-замшевые… А уж ежели шляпа, так непременно с пером, выхваченным из задницы какого-нибудь павлиньего страуса, на широких полях… С кухни аромат омаров, свежей зелени и виноградного…
Так нет же!
Вот и сижу теперь в Берлогенбурге… Кровушкой души моей вампиров и завистников подкармливаю…
Весна моя, я по тебе соскучился…
Твой Жан-Франсуа


Рецензии
Клей для проклейки холста продается в Минске
в Художественном магазине на проспекте Независимости.
Да, и забавно, что в Скайпе мое имя Весна.)
Берегите себя, Андрюша!

Мила Кудинова   16.09.2016 21:02     Заявить о нарушении
Мила, неужели Вы и в самом деле мои тексты читаете? Вы мне на фото так нравитесь... В Минске жил мой дядюшка...

Андрей Медведев-Берлогин   16.09.2016 21:09   Заявить о нарушении
Как бы я рад был с Вами встретиться... Но это, видимо, невозможно...

Андрей Медведев-Берлогин   16.09.2016 21:10   Заявить о нарушении
Возможно я ходила по тем же улицам, что и Ваш дядюшка.)

Мила Кудинова   16.09.2016 22:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.