48 Салага, молодой, годок 19 07 1973

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава.

48. Балтийск. БПК «Свирепый». Выход на БС. «Салага», «молодой», «годок». 19.07.1973.
 

Фотоиллюстрация:

Зачинатели (родоначальники) лучших традиций легендарного БПК-СКР «Свирепый». Сверху вниз:
 
Берёза Сергей, старшина 1 статьи, (к сожалению, должность и дата призыва пока неизвестна);
Абдулаев Вагиф Алашраф-Оглы, к/о радиометристов ПИП, призыв 13.05.1970;
Скиба Валерий Павлович, к/о радиотелеграфистов, призыв 14.05.1970;
Заводсков Александр Фёдорович, ст. газотурбинист, призыв 10.05.1970;
Белко Александр Иосифович, к/о газотурбинистов, призыв 19.05.1970.

(Список далеко не полный. См. далее в книге «Легендарный БПК-СКР «Свирепый»).

Были в первом экипаже БПК «Свирепый» и ещё более «древние» матросы и старшины, в частности, Александр Кузнецов, к/о рулевых-сигнальщиков, призыв - ноябрь 1969 года и, вероятно, Берёза Сергей (возможно, он и Александр Кузнецов из первого экипажа БПК «Бдительный»).


В предыдущем:

Офицеры, работники арсенала и матросы с удивлением смотрели как я, простой матрос, бодро и радостно ищет лучшие места для съёмки. Дело в том, что фотографирование на корабле, особенно в момент погрузки боеприпасов, было категорически запрещено кому бы то ни было, а тут… нате вам, пожалуйста.

Однако командир БЧ-3 и дежурный по кораблю спокойно отнеслись к моей работе фотолетописцем корабля (видимо уже были предупреждены) и не возражали, чтобы я их тоже сфотографировал в историю БПК «Свирепый».



БПК «Свирепый», как любой другой боевой корабль военно-морского флота, постоянно и регулярно пополняется новыми членами экипажа – офицерами, мичманами, матросами.

Каждые полгода из «учебок» или из флотских экипажей первичной боевой подготовки приходят молодые матросы – «салаги», то есть неопытные, неумелые, «малограмотные» молодые люди, не имеющие практических навыков морской жизни и службы на боевом корабле.

То же самое негласно (неформально) существует в офицерской и мичманской среде. Там тоже на корабли приходят только что выпущенные из военно-морских училищ молодые офицеры и мичманы, по сути, также не имеющие практических навыков и опыта управления боевыми частями и командами матросов этих боевых частей.

Главное, молодые офицеры не имеют практического опыта и необходимых практических знаний для самостоятельного несения боевой вахты дежурным по кораблю на стоянке или вахтенным офицером во время движения корабля. Для этого всех молодых офицеров обязательно назначают посменно вахтенными офицерами и дежурными по кораблю.

Во время таких вахт или дежурств они досконально изучают устройство и функционирование корабля и его механизмов, учатся управлять экипажем корабля в целом и владеть любой ситуацией на корабле в частности.

То же самое относится и к мичманам. Эти специалисты высокого класса также поочерёдно и посменно дежурят и несут вахту дежурными «по низам» либо в целом по кораблю, либо по определённым работам. Например, при погрузке на корабль продуктов питания, вещей и предметов, а также при загрузке оружия и боеприпасов.

Первые 45 суток службы для всех военнослужащих одинаково тяжелы – это период привыкания, адаптации, приспособления к военному образу жизни. Это как бы период «инициации», заканчивающийся приёмом военной присяги для моряков и курсантов или выпуском из военном-морского училища для офицеров и мичманов.

Первые полгода службы практически все молодые матросы, мичманы и офицеры, так или иначе, но находятся в неформальном статусе «салаг», которых учат все, помыкают все и подгоняют все, кто старше по званию, по должности и по сроку службы хотя бы на полгода…

«Салаг» очень просто отличить от остальных военнослужащих тем, что они всё время находятся настороже, излишне доверчивы и инстинктивно нервно (резво) стараются реагировать на какие либо команды, указания, окрики.

Через полгода службы, с очередным перемещением в иерархии экипажа корабля в связи с демобилизацией части матросов, «салага» становится по статусу - «молодым». Молодой матрос, молодой мичман или молодой офицер – это уже не «салага», это уже личность, но ещё не совсем самостоятельная…

«Молодым» уже не пренебрегают. «Молодому» дают возможность первому сказать «первое слово», которое, как правило, является самым горячим, эмоциональным и страстным.

Молодых и горячих матросов, мичманов и офицеров, как правило, назначают на выполнение каких-либо авральных работ, ответственных поручений или наоборот, дел, которые требуют терпения, выдержки и хладнокровия. Быть «молодым» - это постоянное испытание, преодоление, свершение на грани личного героизма…

Ещё через полгода, с уходом очередной партии демобилизовавшихся со службы, «молодой» становится «годком», за плечами которого целый год службы на флоте.

В сухопутных войсках термина «годок» нет, там другие термины и определения…

На флоте «годок» - это уже почти самостоятельная личность, уважаемый и признаваемый человек, специалист, порой классный или талантливый специалист, но ещё не мастер.

«Годок» уже имеет право самостоятельно исполнять вахту под надзором и контролем вышестоящих и более опытных матросов, а в случае с мичманами и офицерами – вышестоящих командиров и начальников (командира корабля, старпома, замполита и командиров боевых частей).

«Годок» (прослуживший год на корабле) – это уже полноправный член экипажа, «свой», «кореш», «брат», «братан», «братишка», причём, фактически близкий товарищ или друг не только в своей среде (матросов, мичманов или офицеров), но и в целом в экипаже корабля.

К «годкам» применимо правило-выражение: «Вместе пуд соли съели», так как именно за год человек, обычно, потребляет примерно 16 кг (1 пуд) соли…

«Годкам» доверяют, «годкам» поручают, «годки» работают и выполняют большинство обычных и боевых работ и мероприятий на корабле. Именно «годки» выполняют основные воинские обязанности и осуществляют боевую службу боевого корабля.

При этом «годки» учатся и набираются опыта для следующего этапа службы и следующего статуса – командиров отделений, команд, боевых постов, а для офицеров – боевых частей корабля.

Ещё через полгода после очередной демобилизации части личного состава корабля (в целом после 1,5 лет службы на корабле) «годок» переходит в статус «старика».

«Старик» - это уже практически полностью самостоятельная, адаптированная к условиям жизни и боевой жизнедеятельности личность, классный специалист, мастер своего дела, опытный и сверхопытный матрос, мичман или офицер.

«Старик» - это уже уважаемый и признаваемый почти равным себе человек, член «семьи», член экипажа, «родственник», друг, товарищ и брат. «Старикам» многое прощается, но со «стариков» и многое спрашивается…

Например, «старик» по негласному правилу заботится обо всех, кто ниже его по сроку службы, по должности, по званию или по способностям, как «старший брат», то есть терпеливо, но настойчиво, строго, но доброжелательно, ответственно.

«Старики» - это, как правило, высококлассные специалисты, наставники, командиры отделений, боевых постов, боевых частей. «Старики» среди офицеров становятся старшими помощниками командиров кораблей, командирами малых кораблей, а особо талантливые «офицеры-старики» становятся флагманскими специалистами или офицерами штабов.

Когда издаётся приказ Министра обороны об очередном призыве и демобилизации после истечения определённого строка службы, «старики» превращаются в «дедов»…

«Дед» - это военнослужащий, который ожидает срока выхода на гражданку по демобилизации. Это традиционно уже «неприкасаемая» личность. Его уже не назначают на вахты, на работы, на какие либо должности, а просто с уважением и терпением удовлетворяют его оставшиеся желания и хотения (если они не нарушают устав)…

Даже если поступки «деда» в чём-то нарушают требования устава, то в ознаменование его заслуг, героических подвигов по службе, то есть всего того хорошего и полезного, что «дед» сделал или совершил во время несения боевой службы, ему многое просто прощается и дозволяется.

Главное условие спокойного завершения военной службы любого военнослужащего (матроса, мичмана или офицера) – это не беспокойство его ничем, так как военная служба – это всегда и во всём предельное напряжение всех систем организма человека, всех его моральных и физических сил, способностей, таланта, жизненного опыта…

Часто военная служба – это не просто напряжение, а перенапряжение всех жизненных возможностей человека и выход «на гражданку» по демобилизации, - это тоже очень тяжёлый процесс адаптации, привыкания и приспособления к непривычному, часто враждебному и беспощадному миру так называемой «обычной человеческой жизни»...


Всё, что сказано выше, - это практически общая структура иерархии военнослужащих Вооружённых Сил СССР-России всех времён.


В период 70-х годов на военно-морском флоте СССР была немного иная структура иерархии:

первые полгода службы – неформальное звание «салага», кстати, больше доброжелательное, чем презрительное;

первый год-два службы – неформальное звание «молодой» или «годок», в зависимости от личных талантов и умения ладить с окружающими;

последний год службы (особенно последние шесть месяцев службы) – наполовину «формальное» звание «годок» или «дед», тоже в зависимости от опытности и мастерства боевого применения, личного характера и умения держать себя достойно с окружающими.


В этот период (70-е) в вооружённых силах Советского Союза «процветало» такое уродливое социальное явление-феномен, как «дедовщина» (на флоте «годковщина»), то есть «неофициальная иерархическая система взаимоотношений между военнослужащими низшего звена, основанная на их ранжировании, «сортировке» по признаку величины фактически выслуженного срока службы каждого конкретного индивида и связанной с этим дискриминации, одна из разновидностей неуставных взаимоотношений».


Строгость, дисциплина, обязательность, подчинение приказу и вышестоящим по званию и должности – это всегда были краеугольными традиционными основами силы и сплочённости вооружённых сил России.

Однако во всём мире с первобытных времён, в том числе на Руси также традиционными были полукриминальные структуры иерархии взаимоотношений мужских компаний (банд, отрядов, дружин, команд, экипажей), основанные на физическом и психологическом насилии, на эксплуатации сильными слабых.

Такая система взаимоотношений, основанная на насилии, в случае сопротивления требует всё большего и изощрённого насилия, издевательского и беспощадного доминирования…


Не вдаваясь в теоретические подробности этого феномена («дедовщина», «годковщина»), скажу одно и сразу: я был принципиально и категорически, до самых жёстких мер правового воздействия, против «дедовщины» и «годковщины» на корабле.

Как комсорг корабля (в Экипаже, 1972 г) и зам. комсорга корабля (на БС и до конца службы в 1974 г.) я делал всё, что только было возможно, чтобы искоренить проявления «годковщины» на корабле, заменить это уродство формированием братских, дружеских, товарищеских взаимоотношений, созданием своих или применения лучших традиций флота и боевого корабля БПК «Свирепый».

В этом заключался смысл и содержание моей жизненной позиции моряка-балтийца, матроса ДКБ ВМФ, рулевого-сигнальщика, визуального разведчика, члена абордажной команды, фотолетописца, художника, библиотекаря, почтальона и комсорга (зам. комсорга) БПК «Свирепый» в период службы 1971-1974 гг.

В этом заключается смысл и содержание моей жизненной позиции при написании этой книги - «Легендарный БПК-СКР «Свирепый».


Рецензии