о. Серафим Роуз и Православие

               О.Серафим (Роуз) – символ Правосланой Америки.

                «Православная жизнь» - август 2014 года
 
        В августе исполняется 80 лет со дня рождения о.Серафима Роуза – значимого духовного писателя, выдающегося деятеля Русской Православной Церкви за рубежом.
  Юджин Дэннис Роуз родился в Калифорнии, в протестантской семье. Во время обучения в Академии востоковедения (Сан-Франциско) Юджин занялся сравнительным изучением религий, интересовался индуизмом и буддизмом, иудаизмом и суфизмом... Сакральные тексты каждой религии Роуз стремился изучать в оригинале. Например, конфуцианские тексты он читал на древнекитайском. У Роуза был талант к изучению языков: он в совершенстве знал латынь и французский язык. Любил Юджин Роуз и классическую музыку, умел играть на фортепиано и классической гитаре. Его любимыми композиторами были Гендель, Моцарт, Бетховен, Бах, Шуман, Чайковский, Мусоргский...
Постепенно у Роуза возник огромный интерес к Православию. На него повлияла  дружба с сокурсником по Академии востоковедения Йоном Грегсоном, который познакомил Юджина с «Добротолюбием» и привел в православный  храм. Это был русский православный собор Всех Скорбящих Радости в Сан-Франциско. Богослужение шло на церковнославянском, совершенно незнакомом Роузу  языке, но оно стало поворотной точкой в духовных исканиях Юджина. Впоследствии Юджин Роуз так описывал свои впечатления: «Стоило  мне перешагнуть порог русской церкви в Сан-Франциско, как со мной произошло что-то неизведанное доселе ни в буддистских, ни  в иных восточных храмах. Сердце подсказало: вот твой дом. Я наконец обрел, что искал». В результате Роуз порвал с буддизмом, начал изучать русский и церковнославянский языки, читать православную литературу, посещать православные богослужения. 
         В 1961 году Юджин тяжело заболел. Врачи сочли его болезнь неизлечимой и предсказывали скорую смерть. Больше всего Юджина угнетала мысль, что он не успел совершить своего жизненного предназначения. Он самозабвенно молился Богородице и выздоровел. В эти годы Православие стало смыслом жизни Юджина Роуза, и впоследствии он многократно  и очень искреннне восславлял истинность православной веры в своих книгах. Приведу лишь один  из потенциального множества примеров: «Но вот – Православие. Религия, которая покоряет многих, вначале лишь величавой, неземной красотой богослужебного обряда. (...) Душа, уже почти отчаявшаяся найти Бога, вдруг встречает Его: неожиданно, непредсказуемо и подлинно. У  нее начинается совсем другая жизнь, прежде как будто неизвестная ей, всегда желанная и радостно узнаваемая. Это и есть Православие – подлинное христианство, свободное от человеческих помыслов».
           В 1962 году через таинство миропомазания Юджин Роуз был принят в Русскую Православную Церковь Заграницей и стал духовным чадом святителя Иоанна Шанхайского. Юджин много времени проводил в храме, посещал все утренние и вечерние службы. Повлияла на Роуза и дружба с Глебом Подмошенским – выпускником Свято-Троицкой духовной  семинарии в Джорджанвилле. (Родился в Латвии, в 1936 году). Они вместе издавали бюллетень «Православный вестник», открыли при храме лавку «Православные иконы и книги», сыгравшую важную просветительскую роль.
В середине 60-ых годов Юджин и Глеб решили основать православное братство. На севере Калифорнии, в лесу неподалеку от городка Платина, в честь преподобного Германа Аляскинского был возведен скит. Глеб и Юджин переехали туда в 1969 году, а в 1970 – постриглись в монахи: Юджин – под именем Серафима, в честь Серафима Саровского, а Глеб – под именем Германа, в честь Германа Аляскинского. О.Серафим Роуз и в те времена, и позже неоднократно говорил, что главное внимание надо уделять внутренней жизни или внутреннему, истинному  монашеству, а чисто внешнего формального исполнения обетов необходимо остерегаться.  Серафим и Герман продолжали издавать «Православный вестник», писали духовно-просветительские труды, занимались миссионерской деятельностью. В 1977 году отец Серафим был рукоположен в священники. 
О.Серафим Роуз создал большое количество ярких воодушевляющих книг. Среди них – «Православие и религия будущего» (1975), «Вкус истинного православия» (1978), «Православный взгляд на эволюцию» (1978), «Как сегодня быть православным» (1980), «Душа после смерти» (1980), «Будущее России и конец мира» (1981), «Когда Бог открывается сердцу» (1981)... Эти книги оказали огромное влияние на развитие Православия в Америке и стали духовной классикой 20 века. Отец Серафим очень хотел, чтобы американцы обрели православную веру. Более того, он считал  распространение Православия в Америке своим призванием и постоянно ездил по разным американским городам с чтением лекций.
Отец Серафим никогда не жаловался на состояние здоровья и смиренно переносил телесные недуги. И, даже будучи серьезно больным, он уединенно молился в своей келье, и отправился в больницу лишь благодаря вмешательству переживающих за него единомышленников. Он умер 2 сентября 1982 года, в возрасте 48 лет. Архиепископ Хризостом вспоминал: «Смерть о.Серафима принесла с собой нечто крайне удивительное для нашего времени. Тело его, в жару позднего калифорнийского лета лежавшее в дощатом гробу посреди монастырской церкви, на взгляд и ощупь оставалось совершенно живым, а вид лица был настолько светлым и утешительным, что мы, вопреки старинному монашескому обычаю, не решились закрыть его. Даже дети стояли кругом гроба, не в силах отойти прочь. Перед нами лежал человек святой жизни, нарушивший природный процесс распада, и наши сердца откликнулись на Божию благодать».
Незадолго до смерти о.Серафим сокрушался по поводу негативных изменений, происходящих в современном мире: «Сейчас все изменилось. Наше Православие – это островок среди мира, живущего по совершенно другим принципам, и с каждым днем эти принципы все более меняются в худшую сторону, все более отчуждают нас от него. (...) Лишь взгляните на окружающий нас мир: что пишут в газетах, какие фильмы демонстрируют, что идет по телевидению, что люди считают интересным и  развлекательным, над чем смеются – это просто ужасно. (...) Если мы воистину живем с (...) православным мировоззрением, наша вера выдержит ожидающие нас удары и послужит источником вдохновения и спасения для тех, кто еще только будет искать Христа даже среди начавшегося уже крушения человечества». 
  Монастырь преподобного Германа Аляскинского в Калифорнии, где почивают  останки о.Серафима, является одним из главных центров православного паломничества в Северной Америке. Братство преподобного Германа Аляскинского подготовило материалы для канонизации иеромонаха Серафима (Роуза). Написаны его  иконы, составлена служба и собраны многочисленные свидетельства о случаях его благодатной помощи. О.Серафима  почитают в разных  странах мира. Так, один православный паломник из США, пробывший в  России несколько месяцев, вспоминал, что его там постоянно спрашивали, знаком ли он с о. Серафимом Роузом. И путешественник потом долго удивлялся: «Поразительно! Похоже, в России о.Серафима знают все. Даже дети!».


Рецензии
Интересная информация о жизни о.Серафима Роуз. Ранее читала его работы, но далеко не все. Удивительный человек! Геннадий, огромное Вам спасибо! С уважением,

Ленина Кудренко   02.07.2017 23:30     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Ленина, за отзыв! о.Серафим - легендарная личность, символ православной Америки. Прожил менее 50 лет, а написал несколько десятков интересных книг. Уже несколько лет идут разговоры о его канонизации. Думаю, что рано или поздно это произойдёт... С уважением и самыми добрыми пожеланиями, Геннадий.

Марков Геннадий   03.07.2017 22:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.