Myzeing ajang. Choranzy. 1

Знаменосцам всех времён
и народов посвящается.

По картине Г.М. Коржева «Подымающий знамя».
«Я вижу город Петроград в <…>том году».
(С.В. Михалков)

Стой, солдат! Не стреляй! Опусти ружьё. Это же почти твой брат. Одного языка и одной крови с тобой. И он не угрожает твоей жизни. Разве он заслужил пули? Это не по-людски. А несправедливость наказывается, иногда на этом свете, на том же – всегда.
Говоришь, присяга и приказ? Да те, кто принимают такую подлую присягу и приказывают стрелять в свой народ, больше заслуживают пули. Лучше разверни своё ружьё против них.
Боишься возможной смерти? Нет? Ну, тогда хотя бы не участвуй в этом! Чистые руки и чистая совесть обеспечат тебе место в раю, я замолвлю словечко.
Не хочешь на каторгу? Да если ты туда попадёшь, то ненадолго, обещаю. Тебя освободят и защитят те, в кого ты сейчас целишься. Будешь со своей семьёй жить новой жизнью.
Не веришь? Хочешь поступить так, как считаешь нужным? Поступай, но помни: придут к тебе повзрослевшие дети тех, кого ты отправил в Нижний мир, и спросят за дела твои. Будешь ты валяться у них в ногах и умолять о самой лютой смерти, лишь бы не трогали твою семью. Но не будет людского прощения тебе и твоей семье. Повесят вас всех за ноги на одной перекладине, и будете вы просить свыше скорой смерти как милости, но не будет вам такой милости.
* * *
Замертво рухнул сражённый меткой пулей русского солдата шедший впереди демонстрант и выронил знамя. («Красивая смерть», - сказал, по свидетельству Л. Толстого, в похожей ситуации Napoleone. Их Императорскому Величеству в этом  вопросе можно верить как никому другому.) Но знамя не должно лежать на земле!
* * *
Через несколько мгновений в небесных вратах Архангел Пётр (П.) встречает этого знаменосца (З.), а точнее, его душу; и между ними происходит такой разговор:
_______________
(1) Музейное путешествие (бур.-монг.). Знаменосец (польск.)

П.: - Здравствуй, Добрый человек.
З.: - Здравствуйте, Ваше Пре...высоко....святейшество.
П.: - Вот это загнул. Ты неглуп.
З.: - Какой есть.
П.: - Ты почему здесь? Тебе бы жить да жить.
З.: - Знамя нёс на демонстрации.
П.: - И за это тебя убили? Подло.
З.: - Он не хотел, а только выполнял приказ.
П.: - А кто приказал?
З.: - Наверное, Хозяин Земли Русской. Мы к нему шли.
П.: - Подлый у вас хозяин. И смерть его будет подлой. Тайно расстреляют всю их семью в подвале, сожгут, и, плюя сверху, закопают, как собак. Без почестей, без поминаний.
З.: - Оно, конечно. Вы люди учёные. Вона как всё вышло.
П.: - А не жаль было оставить одних жену и детей?
З.: - Жаль, да не нужен был я жене и детям.
П.: - Не тебе об этом судить.
З.: - Но кому ж тогда? Мы, конечно, академиев не кончали. Ну, сам посуди, ты же тоже мужик: приходишь после смены никакой, того-сего перехватишь; делаешь вид, что пытаешься исполнить обязанности мужа; а или не можешь; или жена не хочет, ну, ясно же почему. И разве нужен детям отец, который не может дать им чего должен. Никому я не был нужен, и правильно всё сделал; и те, кто меня убили, тоже правильно сделали.
П.: - Правильно, говоришь? Через одну человеческую жизнь семью вашего хозяина признают святыми.
З.: - Что?! И я их тут встречу?
П.: - Да. Я же не могу не пустить сюда великомучеников.
З.: - И кто их признает святыми?
П.: - Ваши церковь и народ.
З.: - Правду мне говорил кто-то, что нет справедливости. Знаешь что, Ваше Священство, скажи своим, пусть меня в ад отправят. Если у Вас такие порядки, чтобы палачи и жертвы были рядом, то мне тут не место.
* * *
Но знамя не должно лежать. И вот уже второй, собрат только что павшего, ни секунды не задумываясь, угрюмо приседает, берёт мозолистыми руками ещё не остывшее знамя и напрягает мускулы, готовясь встать.
* * *
Вдруг, как по волшебству, мы оказываемся по ту сторону картины и видим тогдашний мир глазами присевшего демонстранта: офицер наводит в упор наган и приказывает бросить знамя. Нет, это слишком страшно. Прочь, прочь отсюда!
* * *
Мы опять в спокойной тиши музея и видим напрягшегося знаменосца, знающего, что сейчас ему пустят пулю в лицо. Но он встаёт как ломом опоясанный. Он не бросит знамя и не убежит.
* * *
Как не бросит знамя и не убежит десятками лет раньше и много западнее кисти Эжэна Дэлакруа юная красавица Libertie на истекающей кровью баррикаде Парижской коммуны…
* * *
Город любви стал городом ненависти. Он перегорожен баррикадами, над которыми реет смерть.
По баррикаде лежат убитые, ползут раненые, идут вооружённые рабочие и мелкие служащие. Впереди группы коммунаров девушка со знаменем в одной руке и с пистолетом в другой. Её лицо горит страстным упоением боя. На ней разорвано платье, сквозь которое видно голое тело. Кто-то просит её спасать свою шкурку, но девушке не до этого.
Видимо, благородный солдат («в женщин и лошадей не стреляю»), пожалев её молодость и красоту, попытавшись отнять знамя, схватил её за платье, и, умирая, порвал его. Есть сильнейшее подозрение, что коммунарке было бы всё равно, даже если бы с неё вообще сорвали платье. Она убьёт любого, кто попытается отнять у неё знамя. Viva la Commune!
* * *
Через несколько мгновений в небесных вратах Архангел Пётр (П.) встречает этого солдата (С.), а точнее, его душу; и между ними происходит такой разговор:
П.: - Здравствуй, Добрый человек.
С.: - Здравствуйте, Ваше Святейшество.
П.: - Ты почему здесь? Тебе бы жить да жить.
С.: - Я – солдат. Я выполнял приказ.
П.: - Ты выполнял его непрофессионально.
С.: - Я делал что мог. Профессиональнее было её убить?
П.: - Это была война.
С.: - Войну начала не она.
П.: - В белых перчатках не воюют.
С.: - Один офицер мне что-то такое говорил. Но я ещё и человек, а человек не убивает …
П.: - Иногда убивает. Я-то знаю.
С.: - Я – мужчина.
П.: - Ты полюбил и заплатил за свою любовь. Это было глупо, но абсолютно правильно. Ты настоящий мужчина.
С.: - Я встречусь с ней?
П.: - Очень скоро. Твой соратник уже выцеливает её.
С.: - Вот падла. Ох, простите, Ваше Святейшество. Значит, всё зря?
П.: - Ничего не происходит зря. У вас не получилось там, получится здесь.
С.: - А она не захочет меня убить?
П.: - Здесь никогда никто никого не убивает. Входи.
С.: - Я всю жизнь прожил грешником …
П.: - Я знаю.
С.: - Но почему?...
П.: - Человеку даётся свобода выбора. Если он делает правильный выбор, он получает всё; если неправильный – ничего. Всё логично. Ладно, не задерживай. Пока мы разговаривали, твои друзья подбросили мне работы.
Декабрь 2014.


Рецензии
Приветствую, Вас уважаемый Владиимир!
Необычайно сильная миниатюра! Пробрало.
Осталось чувство неустойчивого равновесия.
Что-то типа: так не должно быть, но так было, есть и будет!
Грустно и понятно. И параллели напрашиваются в наше время...
Спасибо за замечательную притчу. Успехов!
Красно дякую за розповидь, з повагою.
Геннадий

Геннадий Копытов   25.10.2017 22:57     Заявить о нарушении
Шановний Геннадий, вiтаю. Дякую за вiзит, радий що Вам сподобалось. Когда-то давно, попервоначалу, эти картины меня потрясли. Кого-то может удивить такой сюжет; я только пошёл по пути Н.Гоголя, который описал картину "Последний день Помпеи". Благодарен за вдумчивое прочтение. Ваша рецензия натолкнула меня на один проект, будут время-силы - постараюсь выдать. С признательностью. Днями зайду.
Спасибi. Заходьте.

Владиимир Замбоулаанаи   26.10.2017 17:13   Заявить о нарушении
Завжди радий до Вас завітати. Ваш Читач Геннадий.

Геннадий Копытов   27.10.2017 08:38   Заявить о нарушении