Смоленск в сказке

Как создать в регионе свой волшебный туристический бренд

Каждая территория, если она желает успешно развивать свой внутренний туризм, просто обязана обзавестись собственным уникальным брендом. И успешный опыт других российских городов показывает, что больше всего туристов привлекают знакомые с детства сказочные персонажи. Снегурочка уже давно прижилась в собственном тереме на территории Костромы, причем делит отведенные ей квадратные метры с семейством Домовых и котом Баюном. Колобок больше не стремится в бега, а мирно проживает в Ульяновске. Жаръ-Птица прописалась в Палехе, а былинные богатыри Илья Муромец и Добрыня Никитич – в Муроме и Рязани соответственно. Самой многочисленной сказочной «диаспорой» успела обзавестись Ярославская область: здесь можно найти резиденцию Бабы-Яги, Дом Берендея и апартаменты Алеши Поповича, Курочки Рябы и Емели. А чем же, спрашивается, Смоленск хуже?

За туристом – на болото

Пока что собственного сказочного бренда общероссийского масштаба на территории Смоленской области нет. Слишком поздно Смоленщина вошла в состав общерусского государства (это произошло лишь в шестнадцатом веке), а местные сказочные герои за пределами региона мало кого способны заинтересовать (например, тот же Меркурий Смоленский). В Твери хотя бы был Афанасий Никитин, который прославился своим хождением за три моря, у нас же ничего подобного, к сожалению, нет.
Впрочем, еще до революции выдающийся географ П.П. Семенов-Тян-Шанский иронизировал, мол, Москва – это сердце России, Санкт-Петербург – голова, Нижний Новгород – карман, а Смоленск – мочевой пузырь. С осадками Смоленщине и правда повезло, да и болот на территории области немерено. Вот я и предлагаю, вслед за главным болотоведом России профессором Виктором Шкаликовым посостязаться с Вяткой за право называться родиной Кикиморы Болотной.
В новую сказочную ипостась Смоленщина должна вписаться просто идеально. Недаром же на территории области столько мелких рек, озер и болот! Да и свое «водное» прозвище Кикимора получила именно на смоленской земле. До этого Кикимору считали разновидностью домовой нечисти и, соответственно, она обитала вместе с людьми в четырех стенах. Но на болотистой Смоленщине Кикимору быстро переселили на новое ПМЖ. Осталось лишь подключить фантазию и придумать красивую легенду об этом порой не самом дружелюбном мифологическом персонаже (например, повествующую о том, как Кикимору выгнали из человеческого жилья и она была вынуждена искать пристанище на смоленских болотах). После чего можно смело объявлять один из водоемов родиной Кикиморы (наверняка на территории Смоленского Поозерья найдется подходящий «кандидат») – и основа для будущего волшебного бренда готова. К тому же, несмотря на популярность и известность образа, подробности личной жизни и происхождения этого существа до сих пор многим неизвестны. А значит, места для творчества будет предостаточно.

И жили они долго и счастливо…

Чем же можно объяснить туристический успех сказочных объектов? Почему города России готовы биться за право считаться родиной того или иного выдуманного героя, и зачем, собственно говоря, Смоленщине стоит ввязываться в эту волшебную битву? Все дело в том, что, как не крути, а именно прописавшиеся в регионе сказочные персонажи в разы эффективней способствуют росту туристической привлекательности любой территории. Во-первых, они дают право на мифотворчество. Во-вторых, служат прекрасной основой для мультипликации. А в-третьих, сказочные герои запоминаются с самого раннего детства и остаются с нами практически на всю жизнь. Конечно, взрослый человек над таким имиджем может посмеяться, однако у большинства из нас
мультипликационные и сказочные стереотипы держатся в голове очень прочно  (ну кто, в конце концов, не знает героев «Ну погоди!» или не представляет себе хотя бы приблизительно, как выглядит Баба-Яга или Кощей Бессмертный). Став родиной Кикиморы Болотной, Смоленщина будет прочно ассоциироваться с этим известным образом.
Правда, одной лишь красивой легенды для того, чтобы привлечь охочих до сказочных впечатлений туристов, будет недостаточно. Дабы образ Кикиморы на Смоленщине заиграл в полную силу, вокруг этого персонажа необходимо создать полноценный туристический комплекс. Например, выстроить на ее «родном» болоте избушку, чтобы туристы могли попасть к Кикиморе в гости, организовать тематические игрища или создать полноценный фестиваль, посвященный, к примеру, первому выходу Кикиморы на поверхность смоленской земли.
К созданию сказочного бренда могут активно подключиться представители самых разных творческих направлений. Музыканты напишут песни про Кикимору, художники возьмут на себя визуальную проработку образа смоленской знаменитости, а местные актеры и режиссеры смогут сделать сказочную героиню главным героем новых постановок для самых юных зрителей. Благо талантов всех мастей на Смоленщине предостаточно, и такая задача им будет по плечу.
В общем и целом Смоленщине очень не хватает такого сказочного бренда, на котором другие регионы зарабатывают деньги уже очень давно. Мы же пытаемся выстраивать имидж региона либо вокруг экономических брендов (такие как Смоленские бриллианты), либо вокруг брендов историко-патриотических). Но для детей они не работают, им нужен сказочный кумир. Со временем похожие бренды можно было бы создать и для отдельных районных центров Смоленщины, распределив их по частям света. Ведь, как не крути, а оживить вяземский пряник при всем желании никак не получится, а сказочный туристский потенциал у многих смоленских городов, несомненно, есть.


Рецензии
Уважаемый Михаил Юрьевич, здравствуйте! Я с таким удовольствием прочитала это Ваше рассуждение. Целиком и полностью разделяю его. Почитала интервью с Вами, моим земляком, смолянином. И тоже абсолютно согласна. Смоленск, если рассуждать в контексте руководства «эффективными менеджерами», несчастный город. Ну не везёт ему на умных и креативных руководителей. Одни разговоры о перспективах создания т.н. «туристического кластера» (тьфу, и слово-то такое неприятное, «клацающее»). Меня всегда удивляет Белоруссия: как они умеют вокруг чего-то небольшого накрутить легенду, историю, создать условия и привлечь внимание. Казалось бы, возьми готовое решение, хоть у Вас и Вам подобных талантливых людей, хоть у соседей... но нет. Проще вести заумные разговоры, ведущие «вникуда». И вот уже не только нового не создаётся, но и то, что имели, уходит из рук. Говорят, что и звание «Бриллиантовой столицы России». Да и «Земли Патриарха» тоже... Что уж тут о Кикиморе говорить...

Наталина Смолл   22.04.2021 09:10     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.