Где в мире нет кризиса? Например, во Вьетнаме

Пролог.

- Где же в мировом масштабе сегодня нет кризиса? – не знаю, как вас, уважаемые читатели, а меня данный вопрос, периодически, интересует. Учитывая, что несколько моих старых сослуживцев по миротворческим миссиям, сняв погоны и уйдя на пенсию, продолжают работать в странах «пятого мира», я регулярно с их помощью собираю информацию экономического характера. Всегда пригодится для подстраховки, если сам вдруг окунешься в поиск нового заработка.
   Конечно, Ирак, Афганистан, вся Африка, Вьетнам, Ливия отнюдь не самые лучшие места для проживания. Так и я хочу здесь немного с вами поговорить-обсудить о том, как наши люди там деньги зарабатывают, а не пузо греют под пальмами. Относительно релакса в теплых краях прошу обращаться к любителям туризма.

         Часть 1. Александр, военный пенсионер.

 Обойдемся без конкретных имен. Пусть моего знакомого коллегу условно зовут Алекс.
 Так вот, Сашка москвич, подполковник запаса. Из 22 лет «календарей» половину провел в Африке, будучи там военным переводчиком у летунов, а позже военным наблюдателем от ООН. Мы познакомились с ним в 2011 году, когда работали на базе НАТО под Кандагаром.
- Все, Маркус, хватит. Это моя последняя командировка. Задолбала экзотика, пыль дальних дорог, тупые рожи аборигенов. Скоро «полтинник» корячится, пора на покой.
  Конечно, пора. Жизнь в разъездах, причем по «мировым помойкам» является состоянием души. Коль душа твоя устала, надо ее отпустить, а самому притормозить, да…
- Надеюсь, военной пенсии мне хватит на скромные расходы. Да и пару квартирок в столице сдавать для «поддержания штанов» тоже нормально, - рассуждал Сашка перед отъездом из Афганистана.
   После 2011 года, когда я приезжал в отпуск, мы регулярно встречались за рюмкой чая. Рассказывая Сашке о суданских буднях где-то в Джубе, Румбике или Боре, я замечал на его лице тень грусти. А тут и кризис – 2014-го подоспел…

Часть 2. Вьетнам, компартия, развивающийся рынок.

  Не виделись мы где-то месяца четыре. Я снова благополучно уехал в «ридну суданщину», коротал очередной вечер отдыха на базе, уткнувшись в ПК.
  Звуки Скайпа оторвали меня от размышлений по теме калькуляции деревенского строительства. На экране возникла Сашкина лысина.
- Привет Маркусу из солнечного Вьетнама!
Довольная физиономия застыла, ожидая моей реакции.
- ??!! Шура, ты как там очутился?
- Да вот уже месяц отработал в Азии. Впечатлений море, рассказывать долго.
    Проговорили мы почти час. Виртуальная линия «Судан-Вьетнам» тянулась со скрипом, периодически, обрываясь. Если суммировать сказанное, то я узнал следующее.
    С началом кризиса 2014 года, в столице, Сашке стало совсем грустно и неуютно. Цены на аренду «недвижки» упали, обе его квартиры стояли пустыми, без постояльцев. Мужик платит половину своих доходов на двух маленьких детей, так что пришлось выползать из теплого пенсионерского болота навстречу новой трудовой деятельности.
- В Москве работать не хотел принципиально, - делился своим настроением коллега. – Для меня «нерезиновая» давно пройденный этап. Решил снова махнуть в дальние края, желательно не столь жаркие и опасные, как в Африке. Работал больше с иностранными сайтами по трудоустройству,  где нашел много интересного…
- Ага. Они –то тебя и вывели на вьетнамского работодателя?
- Да! Я сам сильно удивился такой возможности. Ведь для многих в России «вьетнамщина» является некой альтернативой туристическому Таиланду. Россияне проложили сюда, пока, еще не очень натоптанные дорожки. На самом деле Вьетнам стремительно индустриализируется, здесь уже лет пять экономический рост в 6-8% в год.
- Не может быть такого. Ведь самые значительные темпы роста у китайцев?
- Все, китайцы отстают. У них перегрев экономики, рабочая сила значительно подорожала. Китаец меньше чем за 500 долларов в месяц работать не станет. Вьетнамцы вкалывают по десять часов в день за 150-200 долларов в месяц.  Причем, под чутким руководством Коммунистической  партии. Ее функционеры продолжают рулить страной.
- Кем ты там устроился, а главное, где?
- Работаю линейным менеджером-кадровиком на предприятии с англо-франко-российским капиталом (не стану вдаваться в детали и называть его профиль). Кампания действует на местном рынке почти 15 лет. Сейчас расширяется, строит второе здание цехов. Моя задача подбирать дополнительный рабочий персонал из местных кадров. С помощником из аборигенов катаюсь в провинции, веду рекламную кампанию по набору трудовых ресурсов, открываю временные пункты рекрутинга.
- Неужели безработицы во Вьетнаме нет?
- Подтверждаю, НЕТ! Здесь стремительно развивают свои производства ведущие компании с мировым именем, типа «Самсунга»,    Bridgestone, Michelin,  CBRE, Savills, Colliers International… Это те, что я сам уже встречал, их филиалы, рекламу. Но иностранных производств здесь гораздо больше, можешь сам глянуть в сети.
- Давай, колись, Шура, сколько зарабатываешь, какие условия контракта?
- Заработок не такой большой, как хотелось бы. Но в Москве  с моей квалификацией все равно получал бы меньше. Мне нравится, что питание, проживание, машина здесь обходятся бесплатно. Кампания даже мои дорожные штрафы оплачивает. Я трачусь только на сигареты, виски, пиво…
  В профессиональной перспективе хочу пару лет поработать на одном месте, может быть, вьетнамский язык освоить, а потом попытаться перейти в тот же «Самсунг».

Часть 3. Вьетнамские планы русского военпенса.

    Следующую встречу в Скайпе мы посвятили уже исключительно бытовым вопросам жизни во Вьетнаме. Контракт у Сашки на один год, в Россию он планирует приехать только в начале 2017-го, поэтому, не единой работой люди живы. Есть еще женщины, выпивка, океан, погода, досуг?
- Алекс, ты свободный человек, а в пятьдесят лет жизнь только начинается. Как там местные барышни относятся к белым людям из северной страны?
- Несомненно, очень благосклонно. Я не могу вдаваться в подробности, но сам знаешь старую истину для успешного изучения иностранного языка…
- ….заведи себе бой-гелфренда из говорящих на местном наречии, запоминай каждый день с ее помощью хотя бы десяток слов и через год будешь сносно говорить на вьетнамском, правильно? – перебиваю бесцеремонно моего собеседника.
- Я так и планирую сделать, но чуть позже, - откровенничает Сашка.
- Смотри, не увлекайся, а то охмурят тебя горячие вьетнамские девушки.
- Чего ж теряться? Среди них есть очень даже привлекательные барышни, состоятельные к тому же, с «недвижкой» на берегу океана. Может быть, надоест работать на дядю, женюсь на такой, откроем вместе свой небольшой отель с ресторанчиком на берегу. Вот и старость моя почти удалась…
- Ну, ты даешь, дружище! – искренне восхищаюсь словами коллеги. – Ведь еще пол-года во Вьетнаме не отработал, а такие планы строишь!
- Под лежачий камень вода не течет. Пока мозги соображают, и ты востребован на рынке труда, да и на брачном тоже, надо напористо действовать, совмещать приятное с полезным. Приезжай в гости, при случае. Найду и тебе местную подружку по вкусу….
  Сашка умолк, отпил из бокала.
- Чего дегустируешь? Минералку или водку?
- Угадал. Это местная рисовая водка. Слабая, конечно. Градусов тридцать, не больше. Зато утром голова никогда не болит, и выхлопа нет.
- Молодец. Организм нужно дезинфицировать, тем более, на новом месте.
- И не говори. Здесь сейчас сезон дождей наступил, влажность высокая, всякая ползучая-летучая гадость полезла из всех щелей.  Я уже крысу и змею около пищеблока палками заколбасил. Местные восхищались удачливостью белого охотника.
- Прямо как в Конго или в Либерии у вас там сафари идет. Только с вьетнамской экзотикой. Смотри, приползут сородичи погибших зверьков, отомстят за их кровь.
- Не, охрана жестко проинструктирована. Каждый день пополняют счет боевых трофеев.
  До океана Сашка, пока, не добрался. Один выходной в неделю ему приходится посвящать более прозаичным делам-заботам. Впрочем, когда ты находишься в стране вечного лета, океанский бриз обязательно найдет возможность подхватить тебя в свои объятия, окунув в лазурные волны.
 Жизнь – это движение, а в движении жизнь. Глобализация устанавливает в мире свои порядки, заставляя людей срываться с насиженных мест. Субъективно, полезно для психики, застоявшейся души, да и кошелька тоже. Издалека кризис пусть кажется вам мелким недоразумением, лишь слепо чиркнувшим по вашей судьбе.


Рецензии
А на каком языке Алекс общается с местными, если вьетнамского не знает?

Я так понимаю, его основная работа - работать языком, зазывая трудовой ресурс?

Кто же его взял на работу, если он "не бельме" по местному.

Английский? Не думаю, что в глухих деревнях Вьетнама местные на нем говорят вольно.
Проясни, Маркус, плиз.

Рой Рябинкин   19.04.2016 18:24     Заявить о нарушении
Вьетнам уж не такая глухая страна, где не знают английского.
Алекс прекрасно говорит-пишет на английском.
Его переводчик, помощник, вьетнамец, знает английский, французский и несколько местных диалектов. Этого вполне достаточно для общения, организации работы, выполнения своих обязанностей кадровика-рекрутера.

Маркус Норман   19.04.2016 18:28   Заявить о нарушении
Да, я знаю, что Вьетнам по темпам прироста обогнал Китай.

Дешевая рабсила, трудолюбие аборигенов привели к тому, что многие фирмы переносят туда физически свое производство.

А ситуацию с помощником держал в уме, ожидаю подтверждения.

Это твоё любезное разъяснение мне - надо бы вставить в текст и для других "тёмных" читателей.

Рой Рябинкин   19.04.2016 18:46   Заявить о нарушении
Да, вообще-то, поиск работы на иностранных сайтах вряд ли возможен, если ты не знаешь английского, немецкого или французского. Я же написал, как Алекс получил работу во Вьетнаме.
Потом,если вдаваться в детали, он встречал и русскоговорящих вьетнамцев. Все-таки немало из них учились-работали - торговали в СССР и РФ.
Тоже некоторая помощь при адаптации на новом месте.

Маркус Норман   19.04.2016 18:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.