65 Натовский F-4 Фантом 23 07 1973
Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».
Глава.
65. Северное море. БПК «Свирепый». Натовский F-4 «Фантом». 23.07.1973.
Фотоиллюстрация: БПК «Свирепый». Якорная стоянка у мыса Скаген (Дания). Пролёт на большой высоте натовских истребителей-бомбардировщиков F-4 "Фантом". 23.07.1973.
В предыдущем:
Ребята из БЧ-2 сначала с трудом поспевали за «реактивными снарядами с человеком внутри», но потом быстро научились и даже с азартом ловили их в прицелы и отмечали цели на планшете в ГКП.
Натовские лётчики учились пикировать на нас, а мы – сбивать их ещё на подлёте…
Следом за низколетящими с ужасным рёвом и грохотом немецкими истребителями-бомбардировщиками F-104А «Старфайтер» в понедельник 23 июля 1973 над нами регулярно начали летать на большой высоте натовские «фантомы». Мы для них были бесплатной мишенью то ли для тренировок и обучения, то ли для учебно-боевых атак…
Справочник-каталог самолётов и кораблей НАТО дал такую информацию по натовским «фантомам»:
Макдоннел-Дуглас F-4 «Фантом» II (англ. McDonnell Douglas F-4 Phantom II) – это «истребитель-бомбардировщик, истребитель-перехватчик, самолёт наземной поддержки третьего поколения».
F-4 «Фантом» - это «первый в мире серийный истребитель, несущий ракеты среднего радиуса действия».
Заказчиком F-4 «Фантом» является командование ВМФ США, потому что нужен был самолёт, который мог перехватить в воздухе советские стратегические бомбардировщики. Американцы традиционно рассчитывали на мощь своих стратегических бомбардировщиков и пугались таких же советских самолётов…
F-4 «Фантом» мог летать со скоростью большей, чем F-104 «Старфайтер» и обладал несравнимо большими боевыми возможностями, чем эта «ракета с человеком внутри».
F-4 «Фантом» имел новейшую импульсно-допплеровскую РЛС, новейшее БРЭО, использовал новейший материал - титановые сплавы. F-4 «Фантом» первым среди американских самолётов мог сам, без помощи наземных станций наблюдения и наведения, а также без визуального контакта найти, опознать и атаковать любую наземную, надводную и воздушную цель.
F-4 «Фантом» уже был серьёзным и трудным «вероятным противником»…
Возможности F-4 «Фантом» были такими, что эти самолёты использовались одновременно воздушными, морскими и сухопутными вооружёнными силами США и НАТО.
F-4 «Фантом» одинаково успешно действовал как: «самолёта воздушного превосходства»; перехватчик; самолёт наземной поддержки; самолёт ПВО; ударный самолёт дальнего радиуса действия; самолёт для обороны флота и разведчик.
F-4 «Фантом» установил несколько мировых рекордов: рекорд высоты полёта в 30 040 метров (6 декабря 1959), рекорд скорости — 2585,425 км/час (22 ноября 1961) и рекорд скорости на малой высоте — 1452 км/час.
Дело в тм, что двигатели F-4 «Фантом» позволяли ему легко достигать скорость, в два раза превышающую скорость звука. При этом F-4 «Фантом» оставался очень сложным самолётом в обслуживании и управлении в полёте. Особенно чувствителен был F-4 «Фантом» к штопору…
В 1967 году в США «поднимали на крыло» 72 самолёта F-4 «Фантом» в месяц. Американские вооружённые силы и НАТО в 1973 году более 4000 самолётов F-4 «Фантом» разных модификаций.
F-4 «Фантом» были в ВВС 11 стран: Австралии, Великобритании, Германии, Греции, Египта, Израиля, Ирана, Испании, Турции, Южной Кореи и Японии.
В Германии F-4 «Фантом» на боевом дежурстве в Балтийском море до сих пор (2015)…
В боевом небе над Вьетнамом F-4D «Фантом» сбили в воздушных боях 106 самолётов (66 МиГ-21, 34 МиГ-17 и 8 МиГ-19).
Вьетнамские МиГ 21 сбили 103 F-4 «Фантом», МиГ-17 – 14 F-4 «Фантом», МиГ-19 – 5 американских F-4 «Фантом». Американцы заявляют, что во Вьетнаме они потеряли всего (всех, любых своих самолётов) только 67 штук…
Самым малоэффективным оружием F-4 «Фантом» стали ракеты «воздух-воздух», поэтому на самолёт вернули авиационные пушки.
Самым эффективным оружием против F-4 «Фантом» во Вьетнаме оказались зенитные ракеты ПВО Р-3С. 2 декабря 1966 года («чёрная пятница» Вьетнамской войны для США) этими ракетами были сбиты 8 американских самолётов, в том числе пять F-4 «Фантом».
Теперь F-4 «Фантом» «вероятного противника» должны были сбивать наши ракеты 9Р33 ЗРК «Оса-М»…
Во время первой войны арабов с израильтянами 11 сентября 1969 года израильский F-4 «Фантом» сбил первый египетский МиГ-21. 17 ноября 1969 года, при нанесении бомбового удара по позиции иорданской РЛС ДО, впервые был сбит израильский F-4Е «Фантом». 9 декабря 1969 года в воздушном бою египетский МиГ-21 сбил израильский F-4 «Фантом».
12 февраля 1970 года израильские F-4 «Фантом» «разбомбили гражданский металлургический завод в египетском городе Абу-Забала. 70 рабочих погибло и более 100 ранено».
8 апреля 1970 года «F-4 «Фантом» израильских ВВС разбомбили начальную школу в египетском городе Бахр ель-Бакар. На школу было сброшено 5 бомб и запущены 2 ракеты, в результате которых погибло 46 детей, ещё более 50 получили ранения различной степени тяжести».
В результате такого применения израильтянами F-4 «Фантом» 13 апреля 1970 года «советские лётчики (на МиГ-21) перехватили два израильских F-4 «Фантом».
Одни флагманские специалисты, слушавшие мою справку из справочника-каталога самолётов и кораблей НАТО, утверждали, что те «Фантомы» были сбиты, другие говорили, что «наши не дали им отбомбиться».
8 июня 1970 года два израильских F-4 «Фантом» были сбиты египетскими МиГ-21.
Я затаив дыхание, слушал тихий говор флагманских специалистов на ходовом мостике, когда они наблюдали за полётами натовских F-4 «Фантом» и слушали доклады ракетчиков на ГКП. Это была их «боевая работа» и они внимательно следили за действиями личного состава и офицеров на боевых постах.
БЧ-2 тренировалось так, что с ребят пот струился «рекой» и некогда было смахнуть его, отвлечься от экранов локаторов и от планшетов. Всё время шли доклады о новых и новых целях, цифры, данные скорости, курса и высоты полёта.
Командир БЧ-2, лейтенант А.П. Котов сначала с волнением и напряжением, а потом уже быстро, ловко и точно руководил подчинёнными, отдавал команды, принимал доклады. Вскоре напряжённая боевая работа ракетчиков вошла в нормальную и привычную «колею».
Теперь и я, неотрывно смотрящий в окуляры перископического «Визира», тем самым маскирующий свой присутствие на ходовом мостике рядом с креслом командира корабля, вокруг которого стояли флагманские специалисты, мог затаив дыхание, слушать их тихие признания…
- Тогда в июле 70-го мы поставили в Египте ракеты ПВО, - сказал один из них, и до конца июля были сбиты 5 израильских «Фантомов». Шесть пилотов из этих «Фантомов» были взяты египтянами в плен.
- А после 3 августа 1970 года, - сказал другой офицер, - как раз перед подписанием перемирия, наши сбили ракетами С-125 ещё два F-4 «Фантом». Один самолёт упал, второй еле-еле дотянул до своей базы.
- Только израильтяне нам тоже дали жару, - сказал третий. – Помните, как 30 июля 1970 года, почти ровно три года тому назад, израильские лётчики на американских «Фантомах» и французских «Миражах» сбили пятерых наших лётчиков на «МиГ-21»?..
- Сейчас у них перемирие, - сказал подошедший замполит, капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин, – с 8 августа 1970 года…
- 21 февраля этого года (1973), - сказал Е.П. Назаров, почему-то отвернувшись от собеседников к переднему иллюминатору, за которым вширь и вдаль сверкало изумрудное Северное море, - два вот таких же F-4 «Фантом» перехватили над территорией Египта ливийский пассажирский самолёт Боинг 727.
- Они приняли его, - продолжал командир корабля, - за египетский грузовой самолёт. Эти самые F-4 «Фантом» расстреляли ливийский Боинг 727 из пушек. «Боинг» упал в египетской пустыне. Из 113 человек на борту выжило только пятеро…
Все на ходовом мостике замолчали так, что было слышно, как скрипят подошвы ботинок у кого-то из офицеров…
Я уже «другими глазами» смотрел на далёкие силуэты летящих в высоте натовских самолётов и они мне все меньше и меньше нравились…
Мне уже не хотелось читать дальше справку по характеристикам и тактико-техническим данным самолёта F-4 «Фантом». Мне хотелось их сбивать…
Свидетельство о публикации №216041601200