Явление негативизма
А.С. Макаренко в педагогической поэме пишет о том, что в институтах изучают сопромат (сопротивление материалов), но никто не изучает сопротивление воспитанников.
Научить педагогов общаться с детьми тоном, уважающим человеческое достоинство в ребенке, это важная задача. Макаренко писал, что он стал настоящим мастером только тогда, когда научился произносить фразу «Иди сюда» с 14ю или 15-ю оттенками. Тогда он не сомневался, что кто-то не подойдет или не выполнит его просьбу. Владение своим голосом происходит не механически. Нужно уметь чувствовать состояние, в котором находится воспитанник.
Такое же явление мы часто наблюдаем и у взрослых, которые приходят чему-то обучаться. У них уже большой жизненный опыт и подсознательно они ощущают, что уже очень много знают, поэтому внутренне сопротивление обучению всегда присутствует.
Приведу пример. На одном из семинаров на лице слушательницы был «написан» такой скепсис: «Ну что Вы еще можете мне рассказать?». А по ходу изложения материала, я видела, как у нее проявлялся интерес.
У ученых точно также происходит сопротивление новой, неожиданной информации. И только известное всем утверждение о том, что новая идея проходит три стадии: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда», «В этом что-то есть», «Так и должно быть», иногда помогает преодолеть неприятие нового.
Известен такой случай, когда собрали учителей, имеющих свои методики обучения, и предложили им выслушать друг друга. Ни один учитель не принимал методику другого учителя.
Если говорить о наблюдениях над самой собой, то мне очень трудно адекватно реагировать на авторитарный тон, даже, если разум мне говорит о том, что высказываются правильные мысли.
Явление негативизма имеется у всех нас и «сидит» достаточно глубоко в подсознании. Чтобы правильно общаться друг с другом, психологи предлагают реже применять прямое указание. Никому не нравится, когда его «учат жить», лучше высказываться о своих чувствах и ощущениях по поводу ситуации.
Свидетельство о публикации №216041602282
Позвольте мне, дилетанту, поделиться своими соображениями по поводу учительской профессии.
Кибернетики считают, что для обучения необходима т.н. "Обратная связь", то есть субъект воздействует на объект, анализирует результаты воздействия и что-то меняет в нём для большей эффективности.
Программист, например, создаёт программу управления устройством, проверяет, исправляет ошибки и вновь запускает её.
Врач выписывает лекарство, отслеживает его результат и в случае необходимости что-то добавляет или отменяет.
А вот учителю в силу особенностей профессии отследить результат очень трудно, поскольку он (результат), как правило, проявляется не сразу.
Можно, конечно, проверять выученное, но трудно проверить степень усвоения (для этого нужно тестировать учеников и через год, и через 2)
Ещё труднее отследить воспитательный эффект: порой он проявляется в полной мере через годы.
К тому же педагоги работают с достаточно бесправной аудиторией. Поэтому у них так часто появляется иллюзия собственной непогрешимости, которая и препятствует переобучению, развитию.
А как Вы, профессионал, относитесь к сказанному?
С уважением,
Томас Твин 02.03.2019 08:29 Заявить о нарушении
С педагогами тоже непросто, поскольку, где же найти много таких педагогов, которые не только зарабатывали бы себе на хлеб, но и любили свою профессию и учеников?
В статье "О преемственности в образовании" я осмелилась высказать некоторые идеи по улучшению этой ситуации, но, это, видимо, слишком дальняя перспектива..
Елена Плюснина 02.03.2019 22:30 Заявить о нарушении
Я даже у студентов проверяла навыки чтения и письма (об этом написаны статьи...)
Елена Плюснина 15.08.2020 08:53 Заявить о нарушении
Насколько такие методы надёжны и информативны?
Быть может, они больше подходят для исследования групп, а не индивидов?
Простите мои сомнения: возможно, так проявляет себя снобизм представителя точных наук)))
С уважением,
Томас Твин 15.08.2020 18:24 Заявить о нарушении
Елена Плюснина 15.08.2020 18:43 Заявить о нарушении
Интересно Ваше мнение.
Елена Плюснина 29.01.2023 12:36 Заявить о нарушении
С уважением,
Томас Твин 30.01.2023 16:07 Заявить о нарушении