Явление негативизма

Когда я училась в педагогическом институте, нам рассказывали, что у детей полутора-двух лет иногда возникающее явление негативизма переходит в стойкое постоянное сопротивление всему, что ему говорят. Таких детей называют «негативистами». И даже рекомендуется особый способ  общения с ними. Чтобы такой ребенок выполнил, что его просят, нужно попросить его сделать противоположное действие, тогда он сделает все наоборот.

А.С. Макаренко в педагогической поэме пишет о том, что в институтах изучают сопромат (сопротивление материалов), но никто не изучает сопротивление воспитанников.

Научить педагогов общаться с детьми тоном, уважающим человеческое достоинство в ребенке, это важная задача. Макаренко писал, что он стал настоящим мастером только тогда, когда научился произносить фразу «Иди сюда» с 14ю или 15-ю оттенками. Тогда он не сомневался, что кто-то не подойдет или не выполнит его просьбу. Владение своим голосом происходит не механически. Нужно уметь чувствовать  состояние, в котором находится воспитанник.

Такое же явление мы часто наблюдаем и у взрослых, которые приходят чему-то обучаться. У них уже большой жизненный опыт и подсознательно они ощущают, что уже очень много знают, поэтому внутренне сопротивление обучению всегда присутствует.
 
Приведу пример. На одном из семинаров на лице слушательницы был «написан» такой скепсис: «Ну что Вы еще можете мне рассказать?». А по ходу изложения материала, я видела, как у нее проявлялся интерес.
 
У ученых точно также происходит сопротивление новой, неожиданной информации. И только известное всем утверждение о том, что новая идея проходит три стадии: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда», «В этом что-то есть», «Так и должно быть», иногда помогает преодолеть неприятие нового.

Известен такой случай, когда собрали учителей, имеющих свои методики обучения, и предложили им выслушать друг друга. Ни один учитель не принимал методику другого учителя.
 
Если говорить о наблюдениях над самой собой, то мне очень трудно адекватно реагировать на авторитарный тон, даже, если разум мне говорит о том, что высказываются правильные мысли.
 
Явление негативизма имеется у всех нас и «сидит» достаточно глубоко в подсознании. Чтобы правильно общаться друг с другом, психологи предлагают реже применять прямое указание. Никому не нравится, когда его «учат жить», лучше высказываться о своих чувствах и ощущениях по поводу ситуации. 


Рецензии
Здравствуйте, Елена!
Позвольте мне, дилетанту, поделиться своими соображениями по поводу учительской профессии.
Кибернетики считают, что для обучения необходима т.н. "Обратная связь", то есть субъект воздействует на объект, анализирует результаты воздействия и что-то меняет в нём для большей эффективности.
Программист, например, создаёт программу управления устройством, проверяет, исправляет ошибки и вновь запускает её.
Врач выписывает лекарство, отслеживает его результат и в случае необходимости что-то добавляет или отменяет.
А вот учителю в силу особенностей профессии отследить результат очень трудно, поскольку он (результат), как правило, проявляется не сразу.
Можно, конечно, проверять выученное, но трудно проверить степень усвоения (для этого нужно тестировать учеников и через год, и через 2)
Ещё труднее отследить воспитательный эффект: порой он проявляется в полной мере через годы.
К тому же педагоги работают с достаточно бесправной аудиторией. Поэтому у них так часто появляется иллюзия собственной непогрешимости, которая и препятствует переобучению, развитию.
А как Вы, профессионал, относитесь к сказанному?
С уважением,

Томас Твин   02.03.2019 08:29     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Томас! С написанным полностью согласна. Особенно сложно говорить о воспитательном эффекте,поскольку велика еще роль семьи и культуры общества, которой нам не хватает.
С педагогами тоже непросто, поскольку, где же найти много таких педагогов, которые не только зарабатывали бы себе на хлеб, но и любили свою профессию и учеников?
В статье "О преемственности в образовании" я осмелилась высказать некоторые идеи по улучшению этой ситуации, но, это, видимо, слишком дальняя перспектива..

Елена Плюснина   02.03.2019 22:30   Заявить о нарушении
Хотела добавить по поводу "обратной связи" при обучении. У меня есть авторская методика обучения начальной грамотности, в которой предлагается постоянный квалиметрический мониторинг, показывающий в цифрах овладение навыком чтения и письма на момент проверки. Эта "обратная связь" в большей степени показывает развитие навыков, а вот воспитательный эффект - это очень трудноуловимая составляющая, но опытный педагог даже ее пытается уловить (на примитивном уровне - старался -не старался) и поэтому в квалиметрической диагностике есть один критерий, который дается "на откуп" педагогу-эксперту, который проводит эту диагностику. Это позволяет сделать диагностику более живой, а не механистичной...
Я даже у студентов проверяла навыки чтения и письма (об этом написаны статьи...)

Елена Плюснина   15.08.2020 08:53   Заявить о нарушении
Насколько я понимаю, для квалиметрического мониторинга нужен эксперт, который сформирует измерительную шкалу, и другой эксперт (педагог), который будет эту шкалу применять. И первый, и второй не гарантированы от субъективизма. К тому же они могут по-разному трактовать то, что наблюдают ("старался - не старался")
Насколько такие методы надёжны и информативны?
Быть может, они больше подходят для исследования групп, а не индивидов?
Простите мои сомнения: возможно, так проявляет себя снобизм представителя точных наук)))
С уважением,

Томас Твин   15.08.2020 18:24   Заявить о нарушении
Да, я допускаю до 30%субъективизма при плохом варианте (некачественно выполнена диагностика -это человеческий фактор), а при хорошем варианте до 95% объективности. Вот такая вилка существует. Но даже 70% объективной информации это достаточно для того, чтобы вовремя вносить нужные поправки в учебный процесс.

Елена Плюснина   15.08.2020 18:43   Заявить о нарушении
Приглашаю почитать "Культура будущего далекая или близкая?"
Интересно Ваше мнение.

Елена Плюснина   29.01.2023 12:36   Заявить о нарушении
У меня, как на грех, скопилось несколько непрочитанных обширных текстов. Разделаюсь с ними и через несколько дней, обещаю, с удовольствием почитаю Ващу статью.
С уважением,

Томас Твин   30.01.2023 16:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.