68 Противолодочный самолёт Атлантик 27 07 1973

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава.

68. Северное море. БПК «Свирепый». Противолодочный самолёт «Атлантик». 27.07.1973.
 

Фотоиллюстрация: БПК «Свирепый». Якорная стоянка у мыса Скаген (Дания). Breguet Br.1150 Atlantic ВМФ ФРГ и силуэты самолётов США и НАТО в масштабном сравнении с обликом советского самолёта Ту-142М. 1973-2009 гг.


В предыдущем:


Теперь я имел доступ, как «свой», повсюду, во все места корабля, во все команды и группы моряков. Теперь все в экипаже были моими соратниками по сотворению фотолетописи корабля и с удовольствием позировали, послушно строились и занимали нужные позы в кадрах.

В благодарность за это я стал раздавать некоторые фотографии, делать снимки «на заказ» - для дембельских фотоальбомов.

Единственным «но» был дефицит фотобумаги и фотореактивов…


Когда я получал в разведотделе 128-й бригады ракетных кораблей фотоматериалы, мне выдали не только пачки фотобумаги обычных размеров, но «всучили» большие пакеты формата в половину листа ватмана. Эти пачки фотобумаги были старые, почти непригодные, пересушенные, очень плотные, края их листов были загнуты вверх…

Теперь я вынужден был для экономии качественной фотобумаги резать гильотинным фоторезаком большие листы на маленькие (нужного размера) и мочить их в чистой воде перед печатью фотоснимков.

Фотодело на корабле оказалось очень хлопотным, трудоёмким и затратным, так как для проявки плёнки, для проявки и закрепления фотоснимков и их промывки требовалось много реактивов и пресной воды.

Первые фотоснимки у меня получались не совсем качественные, вначале было много «брака», но жизнь заставила научиться точно подбирать по характеру негатива выдержку времени при печати и буквально на следующий день, как мы встали на якорь у мыса Скаген, я принёс командиру корабля и замполиту свои первые фотографии боевого похода.

Особенно Евгению Петровичу Назарову понравились фотоснимки хроники загрузки боезапаса на корабль. Ещё никогда в его фотоколлекции снимков (альбома у него не было) не было репортажных кадров о работе экипажа по авралу, погрузки ракет для ЗРК «Оса-М», торпед, реактивных бомб для РБУ-6000.

Вместе с замполитом командир корабля со смехом и интересом рассматривал фотографии о том, как грузили на корабль продукты питания и вещи, потому что я постарался запечатлеть возникавшие тогда недоразумения и ссоры…

Печаль вызвали только те фотографии, на которых был зафиксирован момент неудачного движения ракеты 9Р33 и её удар о направляющую ЗРК «Оса-М», а затем момент отчисления старшего лейтенанта Е.Л. Крылова, командира БЧ-2 с корабля…

Замполиту, Дмитрию Васильевичу Бородавкину, очень понравились фотографии, на которых были наши офицеры и мичманы, причём больше всего понравилось то, что я каждого снимал в такой момент и в такой позе, которые наиболее полно выражали суть и характер человека.

- Суворов! – восклицал Дмитрий Васильевич Бородавкин. – Где ты так научился фотографировать?! Как тебе удаётся уловить нужный момент? Как тебе вообще удаётся быть в нужный момент в нужном месте?

- Научил меня фотографировать и строить кадр мой папа, Сергей Иванович, - отвечал я. – Мы с 1957 года, когда мне было всего 4 года, вместе с ним уже не только фотографировали, но и печатали фотографии в нашей ванной. Он у меня страстный фотограф.

Командир корабля и замполит восторгались, хвалили и заказывали ещё и ещё хороших фотографий, а я предложил им создать большой фотоальбом-фотолетопись корабля (несколько фотоальбомом), чтобы оставить в памяти и в истории корабля всю хронику фактических событий.

Командир корабля дал «добро», а замполит горячо поддержал меня в этом начинании…


Так началось создание трёх моих фотоальбомов о службе на ВМФ СССР в период с 14 ноября 1971 года по 11 ноября 1974 года. Одновременно создавались альбомы фотолетописи БПК «Свирепый» с фотографиями более информативными, качественными и многочисленными, чем у меня, потому что всё на корабле было либо секретным (новым), либо полусекретным...

Само собой на фотографии командиру и замполиту корабля, а также на «фотки» для фотолетописи корабля, я использовал только качественную тонкую и «свежую» фотобумагу. «Фотки» офицерам, мичманам, друзьям и «годкам» я делал из той фотобумаги, которую мне давали «заказчики» или из плотной фотобумаги, срок годности которой уже закончился…

На фотоработы уходило очень много времени и сил, кто этим занимался всерьёз и долго, те меня поймут. Поэтому мне иногда трудно было воспринимать упрёки и досаду моих друзей-годков, которые требовали и ждали от меня фотографий «просто так», потому что я для них «молодой», а они для меня – «годки».

Им было непонятно, как можно, делая фотки себе, командиру корабля, замполиту и кому-либо ещё, не сделать пару-тройку дополнительных снимков для них…

Им было не понять, как быстро «таяли» мои запасы проявителя, закрепителя и фотобумаги после того, как очередной пухлый конверт с отчётом в разведотдел штаба бригады ложился в сейф, как катастрофически мало у меня оставалось качественной фотобумаги, и уже ощущался дефицит фотоплёнки…

И всё же я старался снимать и делать фотоснимки так, чтобы осталась хронологически верная и правдивая фото жизнь экипажа БПК «Свирепый», фотолетопись наших славных дел и побед.


Вот и сегодня, в пятницу 27 июля 1973 года, я думал: «Как бы мне экономно и полноценно сфотографировать противолодочный самолёт «Атлантик», который с немецкой педантичностью кружил и кружил над нашим кораблём и гудел, как майский жук.

Я снял его точно так же, как фотографировал датский беспилотник: сначала спереди в три четверти, а потом на траверзе, чтобы были отчётливо видны знаки опознавания, номера и антенны.

Теперь я тратил на военные объекты не более трёх кадров, что позволило мне больше внимания уделять моим товарищам, друзьям, годкам, офицерам и мичманам и событиям из жизни экипажа и корабля.


Натовские противолодочные самолёты типа «Атлантик» были хорошо известны, в справочнике-каталоге самолётов и кораблей НАТО было написано много интересной и полезной информации…


Противолодочный и патрульный двухвинтовой самолёт Breguet Br.1150 Atlantic ВМФ ФРГ – это многофункциональный самолёт дальнего радиуса действия. «Атлантик» находится на вооружении НАТО с 1964 года.

Кроме противолодочной борьбы, «Атлантик» может быть поисковым и спасательным самолётом, сбрасывать (ставить) мины и обнаруживать мины, а также проводить разведку акватории большого радиуса дальности.

«Атлантик» может нести 8 противолодочных торпед (Mk-46) или 12 глубинных бомб. Кроме этого, «Атлантик» может быть вооружён двумя противокорабельными ракетами.

Самолёт Breguet Br.1150 Atlantic в 1973 году находился на вооружении Франции, ФРГ, Италии, Нидерландов, Пакистана.

Breguet Atlantic Br.1150 ВМС ФРГ имел:

Экипаж — 13 человек
Длина — 31,75 м
Размах крыльев — 36,3 м
Высота — 11,33 м
Масса пустого — 18 500 кг
Масса с полной загрузкой — 24 000 кг
Максимальная взлётная масса — 43 500 кг
Двигатели — 2 турбовинтовых Rolls-Royce Tyne
Мощность — 2; 5,730 л. с. (4270 кВт)
Максимальная скорость — 650 км/ч
Дальность — 8000 км
Тяговооружённость — 360 Вт/кг (0,485 л. с./кг)
Вооружение — до 3500 кг, включая торпеды, глубинные бомбы, морские мины, бомбы, и буи.


Скорость полёта не позволяла Breguet Br.1150 Atlantic уйти от поражения нашими ракетами 9Р33 ЗРК «Оса-М», поэтому этот самолёт нас не очень-то беспокоил, но кто знает, что находится в «пузатом» фюзеляже этого тихоходного самолёта с фашистскими «железными крестами» на борту?


Чтобы служба на якорной стоянке у мыса Скаген в условиях вполне курортной погоды (яркое, жаркое и жгучее солнце и чистейший пьянящий морской воздух) не казалась нам «медовым раем», командир корабля, капитан 3 ранга Е.П. Назаров, приказал всем наблюдателям, особенно сигнальщикам, пройти тест на знание силуэтов самолётов и кораблей США и НАТО.

Для этого теста сначала провели командное занятие с показом соответствующих плакатов и зачтением соответствующих характеристик и описаний из секретного справочника-каталога самолётов и кораблей НАТО, а потом проведены азартные соревнования-состязания на быстроту узнавания и определения самолёта или корабля по его силуэту.

Крики, споры, смех и горячий обмен мнениями привлёк сначала в столовую, а потом на ют массу ребят. Всех подзадорил замполит, сказав, что «не только Суворову может повезти увидеть и опознать неведомый натовский самолёт, но любому и каждому наблюдателю».

Многие хотели отличиться, а некоторые, как мой друг Славка Евдокимов, хотели «заработать» себе главную награду матроса срочной службы – 10-дневный отпуск с выездом на родину…

Вот почему практически все хотели быть «наблюдателями», а некоторые тщательно перерисовывали в свои блокноты и тетради контуры и силуэты натовских самолётов и кораблей.

Мне тоже хотелось украсить свой фотоальбом и фотолетопись корабля изображениями различный самолётов и кораблей. Поэтому я тоже в нашей штурманской рубке в свободное время тщательно перерисовывал облики самолётов и контуры из секретного справочника-каталога.

Интересно, а сейчас в 2016 году тот великолепный справочник-каталог самолётов и кораблей США и НАТО всё ещё секретный?


Рецензии