Детская вселенная

                Долго думала, как назвать эту публикацию? Были варианты «Детская комната» или «Детский сундучок». Но вовремя поняла, что детство невозможно ограничить какими-то рамками, пусть и художественными. Детство – это страна, где всё всерьез, искренне и по-честному.  Где бывает самая острая боль и самая чистая радость.  Там есть друзья, которые, как правило, остаются на всю жизнь. Там есть чувство защищенности и покоя, а еще там есть МАМА и ПАПА.  Детство – это богатство, которое есть у каждого человека.  Это тот кристальный источник, из которого мы черпаем всю жизнь.  Это не просто страна – это целая вселенная!

                Всем известны слова: ребенок в доме – это счастье.  А еще говорят: ребенок в доме – Ангел в доме. А у нас три года подряд было тройное счастье в виде трех Ангелов. Было – потому что времена изменились и семейные обстоятельства тоже.  Но я немного расскажу о том времени, когда в нашем доме было еще шумно и весело.

                Знакомьтесь: Ксюша, Настя и Егор. Егором его зовут родители, а дедки-бабки – Гошей. Когда Ксене исполнился год с небольшим, родилась Настя, а когда Насте еще не было и полугода, родился Егор. Ксюша с Гошей – брат с сестрой, а Настя им тетка. Вы еще не запутались?  Это и не мудрено, мы и сами не всегда понимаем, кто кому и кем приходится. 

                Разница в возрасте такая, что эту троицу можно считать почти тройняшками.  Вот и соображали на троих: спальные места в доме для трех грудничков, три пустышки, три бутылочки (не перепутать!) У кого есть в семье хотя бы двойняшки – те поймут!  Тройная порция подгузников, пеленок, детского питания, игрушек и подарков к праздникам и не только.

                Все были на грудном вскармливании. И, если одна из мам уезжала по делам, другая не давала пропасть с голоду орущим крохам. Очень удобно!

                В одежде тоже полная взаимозаменяемость. Правда, до определенного возраста.  В предметах быта наоборот – строгая индивидуальность. Например, в трех разных углах квартиры, как в гаражах, стояли… нет, не три машины, а три горшка.  Собственность и чистота горшков соблюдалась свято.  Как-то Ксюша повадилась раненько по утрам присаживаться на Гошин горшок с самыми серьезными намерениями. В смышлености Ксене не откажешь, выгода очевидная – и дело сделано, и свой горшок чист!  А когда Гоша, не успевая добежать до своего горшкового угла, тормозил возле Ксениного, по самой малой нужде, у Ксюши начиналась истерика:
 
-- Нельзя! Это мой!

Гоша нутром чуял жуткую несправедливость во всем происходящем, но выразить словами свое возмущение не мог. По малолетству. Поэтому решал конфликт по-мужски грубовато, с применением силы.  От чего Ксеня начинала второе отделение «концерта по заявкам».

                Старая истина, что ничто так не сближает людей, как дружба против кого-то, – полностью нашла подтверждение в наших карапузах.  Ксюша дружит с Настей против Гоши, потому что они девочки. Настя дружит с Гошей против Ксюши, потому что они близки по возрасту. И, наконец, Гоша дружит с Ксюшей против Насти на том простом основании, что они брат с сестрой.

                У наших почти тройняшек, как и положено, есть няня. Ее зовут Даша и она сестра Насти.  Няню дети считают своим человеком, слушаются безприкословно и очень любят. Однажды зимой, дети отправились на прогулку без шарфов.  Я говорю Даше:

– Сходи, повяжи детям шарфики.

Но Даше идти на улицу не хочется и она проделывает такой трюк: открывает окно и кричит:

– Ксюша! Гоша! Настя! Кто первый ко мне прибежит? На старт! Внимание! Марш!

Мне не видно, что происходит за окном, и я с удивлением спрашиваю:

– Что? Бегут?

– Конечно, бегут! – в голосе Даши нет и тени сомнения.

                Еще дети любят, когда няня играет с ними в фокусы.  Особенно популярны «Чухи-чухи!»  Это фокус с исчезновением предмета.  Даша кладет предмет на колени, дети его накрывают платком, говорят «Чухи-чухи!», снимают платок – предмет исчезает.  Таким же образом появляется назад, восторгу малышни нет предела!

                Но только находчивый Гоша решил использовать эту игру с пользой для дела. Однажды он раскрошил пряник на паласе.  Убирать за собой не хочет.  Я ушла из комнаты с последним для него предупреждением.  А он накрыл крошки платком, делает пасы руками и шепчет: «Чухи-чухи!»  Только на этот раз «Чухи» не сработали.  Пришлось Егору браться за уборку самому.

                Одно удовольствие наблюдать за детьми во время ролевых игр, которые они сами и придумывают.  Вот Ксюша с Настей нарядились в длинные балахоны, надели шляпы, а через локоть повесили сумочки. Гоша, увидел девчонок и говорит Ксюше:

– Я папа, а ты мама.

Ксюша:

– Нет!  Я дама!

Настя тоненько:

– Я тозе (тоже) дама!

Гоша:

– А я буду дядек плохих стрелять! – бегает с обломком автомата и палкой вокруг песочницы.

Дамы меж тем проследовали чинно и важно под песочный грибок и уселись томно созерцать красоты природы.

Гоша поносился по округе и, видимо, не найдя «плохих дядек», подбегает к Ксюше и грозно спрашивает:

– Ты плохая?!

Возмущению Ксюши не было предела:

– Ты что-о-о!!!  Я – да-а-ама!  Я – хорошая!

Гоша вспомнил, что девочки дамы и говорит уже Насте безцеремонно:

– Дама! Пошли!

На что «дама», не выходя из образа, потупив глазки, и, сложив чинно ручки, кокетливо отвечает:

– Нет.  Я тут посизю (посижу).


                А чего стоили семейные выезды в храм, в гости или просто на природу!  Сборы молодогвардейцев – это отдельная тема.  И как бы ни готовились с вечера, всегда в последний момент выясняется, что кому-то чего-то не хватило, что-то не успели заштопать или постирать (хотя машинка-автомат работала почти круглосуточно – по 4-5 закладок ежедневно).  И начинается:

– Не буду я эти колготки надевать! Они не мои!

– Ты что-о –о!!!  Хочешь, чтобы я мальчишкины носки надела?!!

                Ну, вот, вроде бы в сборе! Теперь всем поместиться в машине – и вперед!  Микроавтобуса у нас нет.  Поэтому сидим в два этажа.  Сейчас уже у детей индивидуальные кресла и адаптеры, а тогда пристегнуть детей не было возможности.  Поэтому, да простят нас автоинспекторы, дети наши были учеными: едва на дороге показывался пост дорожной полиции, как следовала команда:

– Ложись!!!

Дети падали кто куда, иногда прямо на пол, пока не звучала команда «Отбой!», а потом донимали нас вопросами:

– А какие они, полицейские?

– Они очень страшные?

Позже дети стали приносить и показывать нам разных монстров из книжек:

– Вот такие полицейские?

Мы поняли, что богатая детская фантазия рисует им до того страшный образ дорожного инспектора, которого они никогда в жизни не видели, что с этим надо что-то делать.  Поэтому, пока детские кресла были не у всех, на помощь пришел интернет.  Дети увидели, что полицейский – это вполне приличного вида дяденька с загадочной для них полосатой палочкой.


                Не помню, был ли Корней Чуковский первопроходцем и автором находки по записыванию детских высказываний.  Но идея замечательная!  Когда дети вырастают, то ни архив с домашним видео, ни фотографии не приносят столько минут счастливого веселья для всей семьи, как прочтение детских перлов из тетрадки-копилочки. Такая тетрадь в нашей семье ведется уже почти тридцать лет.  Кое-чем из этой сокровищницы и хочу поделиться с читателями.  Возраст детей в пределах от трех до шести лет.

                ***
Мы живем в частном доме.  К нам приехал гость из г. Братск (кто не знает: Братск – город на Ангаре).  Пошел он мыться, а Ксюша стоит возле закрытой двери и переживает:
– Воду много не лей! Это тебе не Братск!

                ***
Говорю Ксюше о том, что девочке надо быть опрятной, чистой, причёсанной, чтобы ногти были пострижены.  Ксюша:
– А у бабы Гали вот такие ногти! (Показывает какие большие). Потом вздохнула печально-задумчиво:
– Наверное, родилась такая…

                ***
Насте подарили говорящую азбуку. Азбука голосом девочки в конце говорит: «По-ка!»  Настя слушала, слушала, потом с возмущением:
– Что, «ха-ха»?!
Она все это время думала, что девочка говорит «ха-ха».

                ***
Ксюша с Настей играют в куклы, а Егора не берут в игру. Настя возмущенно:
– Ты зубы не чистил и зарядку не делал! 
Егор:
– Пойду бабулю спрошу!
Заходит в комнату бабушки:
– Баб! А, ба-аб! Ксюша с Настей со мной не играют, говорят, что я зубы не чистил и зарядку не делал.
Бабушка:
– А ты почисти зубы и сделай зарядку.
Егор вышел из комнаты, прикрыл за собой дверь поплотнее и грозно обращается к девочкам:
– Всё!!! Ну, всё!!!
(В том смысле, что бабушка на его стороне и девочкам сейчас крупно попадет)

                ***
Егор не может одеть правильно носок и бормочет фразу Копатыча из «Смешариков»:
– Забодай меня пчела!
Ох, уж эти любимые мультгерои современных детишек! «Смешарики», «Фиксики», «Маши и медведи» и прочее и прочее.  На эту тему можно говорить до безконечности.
Настя увидела машину «Скорой помощи»:
– Это больница?
– Нет, это «Скорая помощь».
– А! Я знаю! Там Совунья едет! Она тоже лечит!

У Насти под подушкой нахожу стопку конфетных фантиков:
– Настя, это что такое?
– Это моя кор… корлекция!
– Коллекция?
– Да! Как у ёжика в «Смешариках»!

                ***
Дети нашли сломанные детские грабли:
– Что это такое?
– Грабли. Попросите папу, он ручку к ним приделает и…
Ксюша с восторгом закончила фразу:
– И мы будем ГРАБИТЬ!

                ***
Дети собираются на прогулку, а игрушки разбросаны. Бабушка:
– Сначала нужно собрать игрушки, а потом пойдете гулять.  Настя с Егором собирают, а Ксюша не хочет (пошла чистить зубы) Настя:
– Ксюша, ты будешь игрушки собирать?
Ксюша:
– М-м! (В смысле: не буду!)
Бабушка:
– Кто не будет собирать игрушки, тот на прогулку не пойдет.
Ксюша:
– Я сказала: «М-м!» Это значит: «Да!» У меня же рот был закрыт, я зубы чистила!
А потом многозначительно и таинственно добавила:
– Это по-английски!

                ***
Настя хочет за что-то наказать Гошу:
– Всё! Ты мне больше не племянник!

                ***
Дети в храме. Подходят к Причастию. Первой идет Ксюша. Подходит к батюшке и молчит. Я подсказываю громким шепотом:
– Говори своё имя!
Ксюша, не сходя с места, делает «выгибон» вправо:
– Ну, забыла я!!!
При всей серьезности момента даже батюшка не удержался от улыбки.

                ***
Накануне дети были на свадьбе.  Утром следующего дня Гоша сидит за столом и, в ожидании завтрака, скандирует по слогам:
– Ба-ба, мо-ло-ко!  Ба-ба, мо-ло-ко!  Горь-ко! Горь-ко!

                ***
Иногда к нам в гости приезжает Вероника – кузина Ксюши и Гоши и еще одна Настина племянница.
Вероника – дитя, воспитанное в детском саду.  Однажды вечером пожелала нам перед сном:
– Всем спать!  На животе не лежать!  Не писать!  Не какать! Не вставать!

Когда у Вероники папа служил в армии, она время от времени всем напоминала:
– А у меня папа в армии живет!

                ***
Настя упала, ударила коленку, плачет.  Я посмотрела – ничего серьезного, просто ушиб. Говорю:
– Не плачь, до свадьбы заживет!
Настя сквозь слезы:
– До какой свадьбы?
– До твоей. Ты же вырастешь, соберешься замуж выходить, вот у тебя и будет свадьба.
Настя:
– Нет! Не хочу!
– Не хочешь замуж? А куда хочешь? В монастырь?
 Настя почти успокоившись:
– Да!
Походила по дому минут двадцать:
– Мам, я теперь замуж хочу!

                ***
Ксюша:
– А сколько дней пройдет до моего Дня рождения?
Посчитали, получилось 38.  Настя с неподдельным восторгом:
– Поздравляю!

                ***
В связи с переездом Ксюша пришла в новую группу детского сада.  И в один из первых дней шокировала детей тем, что свободно читает книги.  Несколько десятков минут в группе была идеальная тишина – Ксюша в это время читала детям сказку.
             
                ***
Гоша бежит к маме, которая вернулась издалека:
– Мама! Я по тебе проголодался!

                ***
Настя:
– Папа, включи мультик – там матришка (мартышка), а еще попугай.
– «Тридцать восемь попугаев», что ли?
– Нет! там только один попугай! И еще матришка!

                ***
Настя рассматривает свою курточку и шапку, вздыхает:
– Всё шьют китайское!
Я засмеялась.
Настя:
– Да! Ты сама так завтра сказала!

                ***
Вопреки обычаю, под Рождество установили не большую, а маленькую елочку.  Настя распереживалась:
– Дед Мороз мало подарков принесет!

                ***
Настя разговаривает с котом:
– Ты в Дед Мороза веришь?  А я верю!

                ***
Настя ищет в компьютере папку с мультиками:
– Где моя тапка?
– Может быть, папка?
– Я и говорю: Где моя тапка?!
         
                ***
У няни Даши куча медалей за победы в соревнованиях.  Настя их перебирает и вздыхает:
– Мама, а куда я свои-то медали складывать буду?

                ***
Гоша прибирался дома. Прибрал все, в том числе и одежду папы, где лежали документы. Папа заходит в кухню, где Гоша в это время кушает за столом:
– Егор! Это ты мои документы брал?
Гоша чуя, что «запахло жареным», не отрываясь от тарелки и очень серьезно:
– Когда я ем, я глух и нем!

                ***
Настя:
– Папа – хозяин, мама – хозяйка, а я кто?
– А ты хозяйская дочь.
– А! Значит, папа- хозяин, мама – хозяйка, а я - дочь ХОЗЯЕВНА!

                ***
Хожу, вздыхаю:
– Господи, помилуй.
Настя:
– Мою душу грешную, да, мама?

                ***
Настя утром съела просфору:
– Я теперь святая буду))).

                ***
Гоша:
–А папа научил меня гвоздями стучать!

Как-то Гоша прибрался по собственной инициативе:
– Ой, что-то я сегодня молодец–молодец!

                ***
После Крымских событий. Гоша:
– Бабуля, я буду на войне, как папа.
– Солдатом будешь?
– Да, солдатом!
И добавил озабоченно:
– Там уже победа, я не успею!
А я подумала грустно: «И на твою долю хватит»

                ***
Мама занята, а Насте очень хочется, чтобы на нее обратили внимание:
– Мама, а когда я ногу ударила. Ты мне сказала: «У, моя девочка!», и нога перестала болеть!  А когда ты меня спать укладывала, ты сказала, что я – твое сокровище и что я вкусно пахну!
Тут уже даже очень занятая мама оставила все свои дела.)))

                ***
У Ксюши – первоклашки в школе дядя музыкальный, а тетя физкультурная.

                ***
– Гоша! Собирайся на улицу, а то позеленеешь у телевизора! 
– Ну и хорошо! Буду, как черепашки Ниндзя!  Они зеленые!

                ***
Настя:
– А когда будет МОЁ С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ?
Посчитали – через шестьдесят дней. Ходит, напевает:
– Подарочки! Подарочки! Пода-арочки!

                ***
Наконец, у Насти День рождения.  Стол накрыт, ждем прихода гостей. Мы с Дашей переодеваемся.  Настя забезпокоилась:
– А вы зачем наряжаетесь?
– Мы хотим на твой День рождения быть нарядными. А ты разве не хочешь этого?
– А вдруг вы красивее меня будете?

                ***
Гоша пришел из садика:
–Одна девочка мне говорит: «Ты пойдешь за меня?».  Ходила и целый день мне говорила: «Ты пойдешь за меня?»
Тут Гоша хмыкнул:
– А почему я должен за нее идти? Я сказал, что не пойду за нее. Я хочу пойти за другой девочкой. )))

                ***
Мою посуду, а Настя наблюдает:
– Что, жарко?
 – Жарко.
– А почему?
– Потому что работаю!
– Вот я и не работаю, потому что жарко становится!

                ***
Зимний темный вечер. Настя ходит "челноком" между родителями. Подходит к папе, а он:
– Настя, выйди из комнаты. Я смотрю взрослый фильм. Это совсем не для детей.
Настя идет к маме. А та:
– Доча! Ты можешь помолчать пять минут? Ты видишь – я работаю, а ты мне мешаешь.
Настя идет к папе... и все повторяется по кругу.  Тогда она падет на кровать, раскинув руки в стороны:
– Папа - за телевизором, мама - за компьютером! Спокойствие! Только спокойствие! Вдох - выдох! Вдох - выдох!

                ***
В преддверии 70-летия Победы много разговоров о войне. Настя:
– А немцы нас сильно испугались?
– Сильно.
– А в прошлом году сильно испугались?
– И в прошлом году сильно.
Я в свою очередь ее спрашиваю:
– А ты знаешь, что такое Победа?
– Да, знаю! Это когда русские победили фашистов!

                ***
Идем в крестном ходе. Я:
– Вон батюшка идет в защитной куртке (имея в виду цвет куртки)
Настя:
– Батюшка, если упадет, то не ушибется! У него куртка ЗАЩИТНАЯ!

                ***

Настя:
- Мама, хочешь мороженое?
- Хочу.
Настя снимает упаковку с двух пачек мороженого и одну порцию протягивает мне.  В это время пачка мороженого выскальзывает у нее из рук и падает на пол.  Я замерла: какую пачку дочь предложит мне теперь? Настя задумалась на секунду, а потом протянула мне чистую порцию мороженого со словами:
- Что-то мне теперь это мороженое больше нравится.
(Оставила себе поднятую с пола порцию)
А я подумала: "Сколько любви и благородства в этой крохе!"

И еще один подобный случай.

На пасеке смотрим пчел. У Насти одета новая защитная сетка. Я прошу ее принести мне старую сетку. Настя бежит, несет сетку и на ходу снимает с себя новую, протягивает мне, а надевает старую со словами:
- Бери, мамочка, новую сетку, а то в старой дырочка. Пчелы могут в дырочку попасть и тебя укусить.

    На этот раз я настояла на старой сетке, сказала, что я не очень боюсь пчел. А на душе радость: не всякий взрослый готов  в наше время пожертвовать собой. А тут ребенок...

 


                ***
                Дорогой читатель! Если вы дочитали до конца, значит, вы любите детей. С чем вас и поздравляю!  Потому что только по-настоящему любящему детей человеку не надоедают ни дети, ни их безконечные «что?», «где?», «когда?», «из чего?», «зачем?» и «сколько?»

                Дети – это бальзам для нашей израненной души, это пластырь для болящего сердца.  Так бывает грустно и уныло, а откроешь такую вот копилочку детских премудростей, окунешься в атмосферу счастья, которым они пропитаны, и хочется ЖИТЬ, ЛЮБИТЬ, ТВОРИТЬ и СОЗИДАТЬ!


Рецензии
Замечательно! Очаровательные детишки!
Очень понравилось.
Спасибо!
Единственное, много раз спотыкалась о слово "Одеть" (колготки, носки...), в вашем случае надо писать "надеть". Одевают кого-то, а на себя надевают.
С уважением, Н.

Надежда Розенбаум   12.02.2019 09:46     Заявить о нарушении
Спасибо. Справедливое замечание. Глаз '' замыливается'', не замечаешь опечаток.

Виктория Белькова   12.02.2019 12:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.