Хроники пророка. Послесловие переводчика

    Переводчик на основе переведенных катренов затрудняется утверждать, что прямой причиной их хранения в архивах Инквизиции было только содержание. Хотя видимо это было  одним из предлогов  изъятия катренов из прижизненных изданий «Центурий» либо самим Пророком по соображениям осторожности, либо цензурой Инквизиции. Какова была трактовка катренов в те времена и совпадала ли она с комментариями переводчика остается только гадать.

При каких обстоятельствах и как это было конкретно осуществлено можно только догадываться. Однако представляется, что изъятие в любом случае было сделано для того, чтобы издания состоялись, а сама книга Пророка не попала в «Индекс запрещенных книг».
 
Тем менее, этой участи «Центурии» все же однажды не избежали. На протяжении двух с лишним веков книга благополучно выходила, а ее популярность все росла. Но как-то в ее состав был включен спорный катрен, якобы содержащий предсказание о гибели римской церкви:

               
9к72
Опять осквернены святые храмы.
Сенат Тулузы - автор этой драмы.
Сатурн дважды завершит три цикла панорамы, -
В апреле, мае  придут наметки новой программы.
 
Толкователи  говорят о том, что именно из-за этого катрена в 1781 году папа Пий VI (1717-1799, папа:22.2.1775-29.8.1799) внес «Центурии» в список запрещенной литературы. Причем одни толкователи говорят о конце обрядовой церкви якобы к 2150-му году, другие – усматривают здесь скрытые симпатии Нострадамуса к гугенотам, поскольку  по его словам именно паписты оскверняют священные храмы. При этом, если исходить из того, что один оборот Сатурна длится 29,5 года, то три цикла будет 88,5 года и соответственно – дважды составит 177 лет. С этими цифрами связаны интересные совпадения.

В 1542,5(1543) году Екатерина Медичи впервые встретилась с Пророком и с его помощью излечилась от бесплодия, преследовавшего ее в течение первых десяти лет после замужества. Теперь, если первую цифру прибавить к этой дате, то получится дата Варфоломеевской ночи 24 августа 1572 года, когда католики так отметили праздник Святого Варфоломея, что  в одну ночь 30 тысяч заблудших душ протестантов отошли в лучший мир. Затем  цифра трех циклов просматривается от 1598 года, когда Генрих IV подписал Нантский эдикт, даровавший гугенотам ограниченную свободу вероисповедания, до 1685 года, когда Людовик XIV отменил этот эдикт. Промежуток в 87-мь лет почти совпадает с тремя циклами Сатурна – 88,5 года.

   Сенат Тулузы грабит оставленные гугенотами храмы. А цифра дважды по три цикла приводит в 1785 год, когда всего пять лет остается до Великой Французской Революции, когда престиж католицизма упал, и церковь была лишена доходов и земельных наделов. Однако все может быть гораздо проще. Известная и популярная французская книга довольно сомнительного содержания вносится папой в список запрещенных как раз из-за того, что она французская, и  назревающие французские революционные события совсем не устраивают папский престол.

   Последнее достаточно правдоподобно, особенно если исходить из последующих событий. Папа Пий VI, поощряя контрреволюцию в своих буллах от 10 марта и 13 апреля 1791 года, осудил «Гражданское устройство» французского духовенства, тем самым поддержав не присягнувшее республике духовенство и  роялистскую эмиграцию. Возмущение французов политикой папы выразилось в Париже сожжением его чучела. Дипломатические отношения между республикой и Ватиканом
были разорваны.
      
   Вообще произведение Пророка попеременно вызывало то уважение и преклонение, или наоборот ярость и возмущение как у революционеров, так и реакционеров. Все это было связано с безуспешными попытками приспособить «Центурии» к решению тех или иных политических задач.

   Конечно, произведение лежит в апокалипсическом русле иудейской литературы начала нашего летоисчисления. И в соответствии с этим жанром является очередной попыткой приподнять завесу над будущим и рассказать о нем подобно откровениям апостолов и пророков, которые излагали грядущие события в назидание потомкам в фантастическом и устрашающем виде. Надо отметить, что подобные произведения
встречаются в канонической и неканонической литературе ветхозаветного периода. В качестве примера можно сослаться на Откровения Петра, Павла и Иоанна. Но лишь последнее вошло в канон Нового завета. И если  его рассматривают как
связующее звено между  книгами пророков Ветхого завета (особенно с откровениями Иезекииля и Даниила) и более поздними апокалипсисами Нового завета, то «Центурии» продолжают эту традицию через наше время в будущее.

    Их также безуспешно пытаются проанализировать и истолковать дабы проникнуть в суть будущего, как до этого пытались да и теперь  пытаются осознать каждое отдельное видение Откровения Иоанна Богослова. При этом в отношении последнего часто исходят из попыток связать упомянутые  символы с символикой чисел. Примером того, как легко пойти по пути казусного толкования является число 666, символизирующее из земли вышедшего зверя. «Кто имеет ум,
тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его
есть шестьсот шестьдесят шесть»(13:18). С незапамятных времен к этому обращению относились весьма серьезно и пытались на основе численных значений еврейского, греческого и латинского алфавитов узнать, чье же имя срывается за таинственным числом. Соответственно оказалось, что, если  греческий вариант имени римского императора Нерона ( 15.12.37 – 9.06.68) записать еврейскими буквами, то сумма их числовых значений  будет именно число 666.

     Казалось бы, это вполне закономерно, учитывая, что с его подачи в пожаре Рима 64 года, когда из 14 районов города 10 были уничтожены огнем, были обвинены евреи и христиане. Впоследствии это получило название «первого гонения христиан». Однако оказалось, что воплощение звериного числа можно увидеть и в папе римском, если исходить из его величания – «наместник сына божьего».
Это латинское выражение « Vicarius Filii Dei» будучи переведенным на язык чисел даст тот же результат: 666 (V=5 I=1 C=100 A R I=1U=5 S F I=1 L=50 I=1 I=1 D=500 E I=1 сумма: 666)

     Именно в этом средневековые еретики видели основание для борьбы с папским престолом. Подобного вида подсчеты можно продолжить и в отношении других имен по тем или иным соображениям, что вряд ли будет отражать истинное положение дел. Очевидно, что в Откровении в полной мере нашла и позитивная иудаистская мистика чисел, где в отличие от предыдущего результата числа 3 и 7 были святыми. Именно
отсюда проистекает тройная семерка 777 как выражение святого святых. Теперь вычитание из каждого числа в разряде по единице даст 666 – воплощение зла.

   Тем не менее погружение в бесконечную череду разного рода подсчетов вряд ли что-нибудь прояснит желающему проникнуть в тайну произведения, так как
подсчеты сами по себе не имеют никакого значения. Понять произведение можно лишь в целом виде. При этом в разные исторические периоды Откровение Иоанна Богослова толковалось по-разному.

    Например, наше время отличается тремя толкованиями. Первое – эсхатологическое, связанное с концом мира и с дальнейшей судьбой человечества в целом, когда говорится о катастрофах, предшествующих концу света, дню господа. Но в Откровении повествуется и о том, что будет после разрушения: «новое небо и новая земля», то есть наступит вечное божье царство, вечное блаженство для избранных.

     Второе  - богословское состоит в том, что Откровение повествует не о конце света, а излагает историю христианской церкви в своеобразной пророческой форме, и лишь последнее видение относится к концу света, что люди обычно переносят на свое время как предшествующее этому финалу. С этих позиций конец света должен был состояться уже многократно, а если еще не произошел, то уже совсем близок.
               
     И наконец, третье – историческое, когда Откровение  можно понять лишь как произведение, имеющее историю и цель своего создания. С этих позиций книга рассказывает о состоянии христианства на раннем этапе его становления и о гонениях в период правления Нерона или Диоклетиана. Откровения обещают, что гонения закончатся, христианство победит и возвысится над своими гонителями. Представляется, что это толкование единственно правильное.

      Подход, аналогичный последнему, по мнению переводчика должен определять и интерпретацию «Центурий». Все попытки различных исследователей Пророка обнаружить какую-то закономерность в нумерации центурий и катренов, позволяющую говорить о разгадке соотнесения того или иного конкретного события с тем или иным катреном центурий, пока не дали определенных результатов.  Тем не менее, представляется, что эта точка зрения пока еще не может быть окончательной и читателю необходимо самому определиться на этих позициях.

     Что же касается попыток расшифровки «Центурий» и вообще нахождения некого единого ключа, с помощью которого можно открыть дверь в будущее Пророка, то они не прекращаются с момента первой публикации великого произведения. Время от времени в мировой прессе появляются сенсационные сообщения о решении этой задачи, которые спустя некоторое время сходят на нет. Одно перечисление подобных сообщений могло бы составить целую книгу. Не избежала история публикаций «Центурий» подобной участи и в нашей стране, но эта тема находится уже вне данного перевода.

   И, наконец, изъятие «Центурий» из списка запрещенных
книг состоялось по инициативе отцов-иезуитов. Как в свое время
внесение книги в этот список странным образом почти совпало
с решением о роспуске ордена иезуитов в 1773 году, благодаря
папе Клименту XIV(1769-1774), так и исключение запрета было снято после 1814 года, когда общество Иисуса было восстановлено, благодаря папе Пию VII.

    А в 1915 году иезуитский патер Херберт Торнтон в своей книге «Война и пророки» выступил в защиту Нострадамуса, вообще освободив автора кровавых судеб человечества от всякой ответственности за то, что тому пришлось описывать дикость и агрессию, которые лежат как в природе и в основе каждого индивидуума,
так и общества в целом.

http://www.proza.ru/2016/04/18/1872


Рецензии
ВОт это Вы имели в виду и чуть ниже еще.

Там, где культур была колыбель,
Чад от пожарищ и горе потерь.
В который уж раз в Вавилоне взломана дверь.
Не скоро насытится алчный зверь.

Конечно, в стихах отражена интервенция США и «союзников» в Ирак весной 2003 года. Горящий Багдад, разгромленный и разворованный исторический музей, трупы иракцев, американские танки в воротах Вавилона. Смешные поиски отсутствующего оружия массового поражения.

Иванович Даниил   25.04.2017 10:05     Заявить о нарушении
Совершенно верно, уважаемый Даниил. Книга была написаана напятьлет раньше. Всех благ АЧ

Александр Черенков   25.04.2017 15:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.