История и распределение панцирных бояр по России

     Всякое явление становится более понятным при возможности полного обозрения и изучения динамики его развития. Применим этот метод для изучения феномена панцирного боярства на земле исторической родины многих фамилий, включая и род с моей фамилией, распространённый ныне по многим регионам России и зарубежья. Итак - родина предков на Чернецовских землях под Невелем на псковщине, фамилия моя – в заголовке. В работе приведены результаты исследования проблему панцирного боярства на этих землях и, преимущественно, для этого рода, в итоге чего выделены направления дальнейшего исследования.

     С древнейших времён на наших землях было Полоцкое  княжество, выделившееся из состава древнерусского государства, и с XIV века входившее в состав Великого Княжества Литовского (ВКЛ). Более раннюю историю Полоцких и Витебских земель сегодня проследить затруднительно без специального исследования, которое не входит в рамки данной работы.
     В структуре шляхетского сословия Великого княжества Литовского [1] состояли панцирные бояре (ПБ) – служилые люди, занимавшие промежуточное положение между малоземельной шляхтой и магнатами (вельможи, духовные и светские сенаторы или государственные советники и знатнейшее шляхетство) [2].   Следует сразу сказать, что в данном смысле понятие «боярин» не является аналогом древнерусского определения знатного вельможи, произошедшего от глагола «баять» (говорить, рассказывать), а скорее содержит корень «бой», что более соответствует воинскому долгу наших панцирных предков.
     ПБ несли конную службу в тяжёлом - "панцирном" вооружении с копьём, саблей, а позже – и с пистолетами [3].   Люди пограничные, ПБ оберегали литовскую границу от московского царя, на защиту которой были готовы выступить всегда, а не только в военное время.   Иногда привлекались в мирное время  к службе в качестве полицейских, курьеров.  Возделывая землю, панцирные бояре занимались охраной приграничных рубежей и полицейской службой. Например, в 1570-х до1605 гг. известна "шляхта панцирная" в Городокском  имении  князей  Радзивиллов, которая "выступала в поход из имений своих".  Из таких отрядов формировались панцирные хоругви – воинские объединения.
     Комплектовались панцирные бояре на территории современной Белоруссии в Витебском, Полоцком и других воеводствах Речи Посполитой.  из земян (мелкие землевладельцы, платившие полный земельный налог – чинш), сельских мещан, вольных людей, а также шляхты, любой из которых "...оказавший явные, именитые и воинские заслуги, храбрость против неприятелей, удостаивался от короля Речи Посполитой привилегий на вольности шляхетские и на герб...".   В отличие от других служебных сословий, которые освобождались от повинностей только в военное время, панцирные бояре совсем не несли повинностей тяглых крестьян.   Многие из ПБ за отличие на войнах получали шляхетство. Панцирные бояре находились под юрисдикцией местного замка, подчинялись воеводе.  В отличие от других сословий, на ПБ возлагалась обязанность исполнять отдельные поручения воеводы – доставлять специальные письма и грамоты. Ежегодный чинш (налог) ПБ платили уменьшенный, и  были полностью освобождены от всех других налогов Речи Посполитой.
     В социальном отношении в XVI в. панцирные бояре являлись частью малоземельной шляхты, противопоставлявшей себя крестьянскому населению.     Владели наследственно, и бесплатно пользовались землёй с крестьянами, но их гражданская дееспособность была ограничена, потому что великокняжеские привилегии на пожалование земель оформлялись на групповой основе, а не отдельным лицам.    Хотя документы о боярах присутствуют в судебных книгах, где оформлялись сделки и предъявлялись претензии, но  индивидуально панцирные бояре выступают не часто – в  основном в неких мелких делах между собой.  Право наследования позволяло сохранять имения, пожалованные прежними королями. Имели право заниматься торговлей и ремёслами наравне с купцами и мещанами, а также - владеть слугами и селить на своей земле людей, но продавать их и свои имения только с разрешения короля.
     Кроме панцирных  - высшей категории бояр, существовали бояре путные, потюремные, вотчинные и вольные или захожие.  Путные бояре – служили на посылках, развозили ординарные листы и грамоты как отдельное сословие польско – литовского государства, осуществляющее почтовую службу в мирное и военное время, а также службу в пехоте в случае надобности [2].  Путные бояре могли повышаться в панцирные только по особой королевской милости, что стало происходить лишь начиная с 14-15 веков [4].      Потюремные бояре – осуществляли охрану заключенных. Вотчинные бояре – выполняли управления хозяйством замка или поместья.  Вольные (захожие) бояре – временные наёмные работники, выражаясь сегодняшним языком.   Пунце – панцирные бояре появились гораздо позже, имели локальное происхождение, действительно пунцовый цвет камзолов,  и базировались только в селении Гультяи – именно сюда переселяли к нам казачьи курени с Дона и с Украины при Екатерине II Великой (1729-1796) для укрепления западных границ государства. Есть много других наименований, в которых немудрено запутаться – здесь и панцирные казаки, и реестровые казаки, а также грунтовые казаки и другие. Будем в дальнейшем для определения наших предков придерживаться только понятия панцирных бояр.

      Панцирные бояре заселялись литовскими, а затем и польскими властями по пограничным районам русского государства – по восточным территориям сегодняшней Белоруссии, позже причисленным к Витебской, Смоленской, Могилёвской губерниям. Панцирные бояре Витебского региона владели самыми широкими привилегиями по сравнению с другими регионами, видимо в связи с большей напряженностью границы с северными регионами русского государства,  имеющими   центры во Пскове и Великом Новгороде.
     Во времена ВКЛ и Речи Посполитой географическое деление территорий происходило на войтовства – Истецкое (позже - Чернецовская и Гультяёвская волости), Непоротовское и Езерицкое (Себежский район).  Были войтовства и на Смоленщине, в частности в Себежском уезде, граничащем с Могилёвской губернией, но их исторические  названия еще предстоит выяснить.       Известны, в частности, Друцкий и Сожский рубежи, проходившие по территории нынешней Могилевской области. Это были поселения шляхты и панцирных бояр, предназначенные для отражения московского вторжения. Постоянные войны на протяжении столетий с Московским княжеством привели к значительным потерям, в результате чего возникла необходимость восполнения войск за счет вовлечения новых участников в сословие панцирных бояр.  В западной Беларуси проживали преимущественно шляхта и крестьяне, панцирных бояр там не было [5].
     История говорит, например, что в 1625 году польский король пожаловал русским грунтовым казакам земли в Велижском уезде Смоленской  губернии для поселения и обработки земли, на которых образовался целый ряд деревень, сохранившихся частично до сих пор. В результате, в 50-х годах XVII века в Смоленске создана хоругвь панцирных бояр, способных отражать русские войска. Такая версия возникновения поселений ПБ видится вполне достоверной и для других войтовств.

     Можно с успехом искать аналогии панцирного боярства среди социальных классов у других народов Европы. Так, в Англии существовал класс йоменов, который иногда называли "аристократическим" крестьянством. Верхние слои йоменов  поднимались до мелкого дворянства, нижние - оставались крестьянами. Йомены были лично свободными людьми, как правило, имели земельный участок, который самостоятельно обрабатывали, и участвовали в войнах.  Во Франции аналогичное понятие существует с начала XVII века и звучит как "дворянство шпаги", то есть приобретённое военной службой. В той же Польше кроме ПБ существовал другой феномен воинского сословия – скартабеллат -  "неполное шляхетство", особая форма рыцарского сословия, не имеющая полного рыцарского права (jus militare) [6]. Название происходит от латинского "ex charta bellicus" (charta-грамота, bellicus-производное от "война"), что примерно означает "воюя правом шляхетства пользоваться", или "на войне шляхетство выслужив". В Венгрии аналоги скартабелей исполняли рыцарскую службу из имения матери и могли это имение наследовать полностью или частично при отсутствии других наследников.
     В Польше скартабели назывались владыками, в ВКЛ – как раз панцирными и путными боярами. В обиходе их называли "Сцерцалка", "панош" и "полушляхтич". Последнее связано с тем, что в сословие скартабелей могли входить дети плебея и шляхтянки. Главные отличия скартабелей от шляхты - они не пользовались шляхетскими гербами и не принимали участия в законодательстве. Общее у обеих групп то, что и гербовая шляхта, и скартабели входили в одно - рыцарское, военнослужилое сословие и по-латыни писались благородными: шляхтич- Famose nobilis, скартабель – minores nobilis (младший благородный). Кроме того скартабели назывались kavaler; esquirio (лат. "оруженеосец", отсюда и английские эсквайры). Ещё одно их название "medius miles"- "средний рыцарь", тогда как ''высшими" была шляхта. К низшим рыцарям относились "miles e sculteto vel cmetone" - происходящие из солтысов, войтов и крестьян, а просто - солдаты.   Упоминания о скартабелях окончились в Польше лишь в начале XIX века.
А самая близкая аналогия панцирных бояр – донские казаки, которые жили, но никогда не воевали в своих станицах.

     На нашей земле сначала было Полоцкое княжество (с V-VI веков), затем Русско-Литовское православное княжество (с XIII века), затем Речь Посполитая (1569-1795) [4].   С первого литовского князя  Миндовг (около 1246 г.), через  Гедимина  (1316-1361) и Ольгерда (1345-1377) русское православие в Литве укрепляется. И наконец – только при князе Витовте (1344-1430)  началось сформирование  сословия панцирных бояр с местами компактного проживания в районе городов Невель, Себеж, Городок, Велиж.  Следует понимать, что ПБ только проживали в обозначенных местах, а выходили на войну туда, куда следовало, то есть - указанные места проживания не означают, что именно здесь проходила граница между Литовским и Московским государствами, а лишь указывают на места базирования панцирных бояр. Отсюда следует, что на местах проживания панцирных бояр, то есть на нашей исторической родине, сражения не происходили, и кровь русских воинов, как основных противников панцирных бояр – не лилась, можно быть спокойными.   
     После принятия Литвой католичества в 1386 году начинается постепенный переход панцирного боярства в шляхество. В результате, ко второй половине XVI века все бояре Литвы, стали Шляхтой, а  в Белорусских землях, из-за того что бояре не хотели менять веру, большинство из них составило промежуточное сословие между шляхтой и крестьянством. Часть путных и панцирных бояр перешли в католичество и получили шляхетство, но панцирные бояре преимущественно Полоцкого и Витебского воеводств добились такого положения, что мало чем отличались от шляхты, оставаясь, в основном, православными.
     Древнейшая известная  грамота  о ПБ от короля Казимира датирована 1488 - м годом и была выдана могилёвским боярам об освобождении  их от разных пошлин.   Известна «жалованная грамота о причислении к панцирным бояр Озерищского войтовства», в котором проживали литовско – русские бояре путные и панцирные православного вероисповедания, выданная при Стефане Батории (1533-1586, на троне с 1579 года), который, как известно, в  1575-м году безуспешно осаждал Псков. В 1547 году король Сигизмунд – Август грамотой освободил ПБ от наказаний без суда и дал другие привилегии.    Грамота подтверждалась до 1764 года.   В 1667 году русский царь Алексей Михайлович назвал ПБ – панцирными казаками и ввел оброк.   В 1569 году принята Люблинская уния, по которой Польское королевство и Великое княжество Литовское объединились в Речь Посполитую (1569-1795). А уже в 1596 году почти на два века была принята Брестская уния о введении униатства на территории Речи Посполитой, по которой православным для сохранения своих обрядов следовало признать власть Папы Римского.  С этого времени католичество стало непременным условием развития панцирного боярства. В 1772 году Белоруссия присоединена к России.  Екатерина II в середине XVIII-го века подтвердила права ПБ, но записала их в дворцовые крестьяне, посетив Полоцк в 1780-м году. Панцирные бояре не согласились с таким решением, обратились в Сенат, где им вернули старые права по грамоте Алексея Михайловича, но подати оставили как у казаков.  Кроме того, Сенат постановил – всех доказавших боярство оставить при собственности, а тем ПБ, происходящими от шляхты, доказывать дворянство.
     Здесь необходимо отметить, что исторической необходимости существования ПБ на наших землях после раздела Польши в конце XVIII –го века уже не было. Оставшиеся здесь ПБ, их дети и потомки оказались глубоко на российской территории, вдалеке от границы.  Сохранились ли ПБ в самой Польше, ушедшей с нашей земли – вопрос будущих дополнительных исследований. Посему, с этого момента и по сегодняшний день следует говорить лишь о потомках ПБ, которые сразу оказались под гнётом российской государственной бюрократии. Мои личные родословные исследования простираются в глубины истории до предков, родившихся в районе 1820-го года. И нужно понимать, что даже эти самые древние предки, в лучшем случае были детьми истинных панцирных бояр. А о нас грешных и говорить нечего – мы являемся лишь дальними потомками славных пограничных воинов.
      На освобожденные от Польши земли началось водворение российских помещиков. После победы над Пугачёвым (1742-1775) ряд военных, причастных к этому событию во главе с генералом Михельсоном, получили от Екатерины Великой земли  на вековых угодьях панцирных бояр. Именно Михельсон - победитель Пугачёва,  в 1806 году предложил урезать привилегии ПБ,  и с 1808 года они стали платить подати наравне с казаками.
В 1812 году  Полоцк посетил император Александр I.
     Панцирные бояре были против заселения помещиков на своих землях. Однако, лишь в  Невельском уезде вскоре укоренилось около 50-ти помещиков, получивших земли в том числе и за успехи на войне с Бонапартом. В нашей волости жили и ПБ и крестьяне помещиков Жуковских, водворившиеся на боярских землях. От этого возникли жалобы.  Произошла черезполосность земель бояр и помещиков  - хозяев крестьян.  Когда-то все здесь были боярами или казаками, но при водворении помещиков часть бояр, кто не смог доказать боярства, были переписаны в помещичьи крестьяне.  Например, на собственных землях бояр в Невельском и Себежском уездах в 1857 году 4800 душ ПБ, а на помещичьих – лишь 48.   
     В этих условиях процесс доказывания статуса панцирными боярами и их потомками длился долго. Немногие доказали, меньшая часть     - только несколько десятков человек доказали свое боярство, а более 11 тысяч были записаны в государственные крестьяне [2].   В результате, в 1860-м году уже большинство потомков панцирных бояр оказались причислены к государственным крестьянам. Опять не согласившись с решением, потомки бояр много жаловались и  были недовольны.  В Национальном Историческом Архиве Белоруссии  сохранилось дело – Фонд 2567: Полоцкое  наместническое правление. Опись 1 дело 179 " Дело о доказательстве жителями Истецкого, Езерицкого и Непоротовского войтовств своей принадлежности к панцирному боярству в период 1789.03.07—1792.02.27 на  898 листах." Там все семьи, которые считали себя путными панцирными боярами  доказывали своё благородное происхождение, с родословными, с деревьями.  Например, по фамилии Пузына родословная уходит к началу 16 века. Известен исторический роман «Внучка панцирного боярина», написанный в 1868 году   И.И.Лажечниковым (1792 — 1869), в котором идет рассказ о панцирных боярах именно тех времён.   
     Итак, после присоединения в конце XVIII в. восточных территорий Речи Посполитой к Российской Империи панцирные бояре вошли в сословие государственных крестьян. К этому времени по своему образу жизни и социальному статусу они стали близки к казакам и крестьянам-однодворцам. Само понятие "панцирные бояре" к тому времени стало анахронизмом, однако сохранилось в качестве самоназвания этой категории людей.
     Данное положение стало одним из мотивов миграции потомков панцирных бояр в Сибирь, о чём речь пойдёт дальше.
     Таким образом, воинственный и беспокойный дух потомков древних военных слуг великих князей литовских растворился - как между переселенными в далёкую Сибирь, так и среди оставшихся на родине предков, которые, потеряв исконное занятие, были вынуждены приспосабливаться к новому образу жизни.

     В результате водворения помещиков, отличившихся на  войне с Пугачёвым и с Наполеоном,  в места исторического проживания панцирных бояр  - возник  недостаток земель. Вместе с этим в западных губерниях Российской Империи нарастала тенденция к обеднению государственных крестьян.  В качестве одного из путей к разрешению сложившейся проблемы служила реформа управления государственными деревнями, разработанная Министром государственных имуществ П.Д. Киселевым в 1837-41 гг., которая предусматривала переселение государственных крестьян на новые земли, включая и потомков панцирных бояр. По реформе каждый переселенец должен был получить на новом месте не менее 15 десятин земли на душу, денежное пособие в размере 55 рублей и освобождение на 8 лет от натуральных и денежных повинностей, что являлось серьезным стимулом к переселению [7]. В 1850-60 гг. несколько общин панцирных бояр, проживавших на территории Себежского и Невельского уездов,  решились на переезд в далекую Сибирь.
      Так, в 1853 году 379 семей ПБ из трёх наших войтовств переселились в Курганский, Ишимский, Тарский уезды Тобольской губернии. В период 1849 - 1859 годы  переселилось в общей сложности 508 семейств панцирных бояр из Витебской губернии.  Известны следующие места переселения панцирных бояр из Витебской губернии в середине XIX века [8-10]: село Новогеоргиевка-2 в Омской области; деревня Шестаково Утчанской волости Ишимского округа (в настоящее время это территория Чистоозерского и Петуховского районов Курганской области);  села Мизоново и Локти в том же Ишимском округе;  Тюмень (в общей сложности 112 семей);  Курганский (550 крестьян, откуда из-за плохих земель вскоре разбежались), Ялуторовский, Тарский округа Тобольской губернии; 57 семей панцирных бояр получили землю в деревнях Скирлинская и других Бергаматской волости Тарского округа (в настоящее время территория Кыштовского района Новосибирской области); территория современного Алтайского края в Баевском районе, селе Прослауха, и другие, подлежащие дальнейшему уточнению. 
     В первой половине XX века известны переселения в районы Омска, Томска, Новосибирска, Красноярска (Канск) – с представителями которых сейчас установлены родственные отношения и поддерживается связь. Известны также переселенцы на Украину, с которыми также установлена связь.

     Переселение ПБ в Сибирь отличалось чертами, характерными для крестьянских переселений – родственная связь, разведка, передвижение с лошадьми и скотом, опытный посев на заселяемой земле, стремление подыскать лучшие земли.  Одной из первых групп белорусских крестьян, переселившихся в Сибирь в результате аграрных реформ стали панцирные бояре, которые на территории ряда районов Западной Сибири получили название "самоходы". Объясняли происхождение этого слова способностью предков двигаться в Сибирь "своим ходом", везя свои пожитки на обозах,  что было неудивительно до постройки Транссибирской железнодорожной магистрали (1891-1916).   Таким образом, самоходами были те люди, которые пришли в Сибирь самовольно, тем самым, представляя собой наиболее мобильную часть белорусского крестьянства, не побоявшегося пройти тысячи километров трудного пути в поисках лучшей доли. Можно говорить о том, что название "самоход" характеризует особый этнокультурный статус белорусских крестьян-переселенцев, включая панцирных бояр, со временем ставших полноправными сибиряками, но  сохранившими при этом ряд самобытных особенностей своей традиционной культуры.
     Самостоятельность и независимость, воспитанные на вековой пограничной жизни потомков панцирных бояр, проявлялась во взаимоотношениях переселенцев с местным населением – чалдонами, в Сибири. Например, село Мизоново, Ишимского района Тюменской     области, после прихода панцирных бояр оказалось разделенным на две части специальным межевальным столбом, а местное кладбище – специально вырытой канавой – одна для чалдонов, другая для самоходов.  Что-что, а границы создавать и охранять наши предки умели хорошо.
     Здесь же проявляется такая обязательная черта воинского сословия панцирных бояр, как отчаянность. В середине позапрошлого столетия  свободные крестьяне – панцирные бояре и самоходы из деревни Рамуси Гультяевской волости Невельского уезда  Витебской губернии, водворённые властями с деревню Локти [11], не нашли быстрого понимания у местных мужиков. Сплоченные самим процессом переезда, привыкшие к несколько привилегированному положению на родине по сравнению с другими
категориями государственных крестьян, панцирные бояре не хотели уступать старожилам.  Не размениваясь на местных властей, они сразу послали ходоков непосредственно в Питер  испросить разрешения поселиться в другом месте. Гонцы привезли добрые вести – переселенцам был предоставлен свободный участок земли между озерами Долгим, Бердюжьем и Пеньковым, находившийся в нескольких верстах от Локтей. Здесь в 1866-м году панцирными боярами - самоходами была основана деревня, получившая название Новые Локти. Таким образом, можно сделать вывод о том, что переселившись в Сибири, панцирные бояре стремились основывать свои обособленные поселения, которые могли бы жить по собственным законам самоуправления, не смотря на государственную переселенческую политику, во многих случаях инициировавшую процесс подселения групп переселенцев к сложившимся ранее старожильческим деревням.
     Известен факт, когда в начале 80-х годов прошлого века новолоктинских детей приглашали в Гультяи на родину их прапрадедушек. Гультяевцы накормили с дороги сибиряков картошкой с жареным салом, поставили на стол молоко, хлеб с крупной солью. Отведали ребятишки крестьянское угощение и сказали: «Словно мама накормила, как дома!» - даже картошку одинаково в Новолоктях и Гультяях жарят.
     И вот я – автор, думаю, что эти данные, взятые мной из сибирских и белорусских интернет – ресурсов, являются вполне достоверными потому, что я сам всегда чувствовал в себе те же черты – и самоходство, и отчаянность.  Если, например, мне приходилось долго ждать рейсовый транспорт на остановке, то я обязательно всегда сам шёл вперед, подчиняясь зову предков – самоходов. И жаловаться мелкому начальству я не любил никогда, а сразу обращаюсь к наивысшему, включая и Президента сейчас. И мой отец, и дед такими же были, и весь наш жизненный путь проходил под влиянием самоходства и отчаянности - вот откуда всё происходит! А люди эти, о которых речь – действительно наша родня и наши предки – это факт!
     Дополнительным подтверждением высокой пассионарности наших предков служат гипотезы о том, что в составе сибирского отряда Ермака в конце XVI –го века были выходцы с белорусских земель, именовавшиеся "литвой". Понятием "литва" в сибирских летописях долгое время обозначались жители современной территории Белоруссии, ранее входившей в состав Великого княжества Литовского [12]. Незадолго, как сказано выше,  до начала присоединения Сибири к русскому государству возникла Речь Посполитая, с которой в XVI - XVII веках у Московского государства неоднократно возникали вооруженные конфликты. Пленную "литву", включая и панцирных бояр, прежде всего - нередко отправляли в Сибирь в качестве служилых людей, поэтому, среди первопроходцев и строителей первых сибирских городов было достаточно большое количество наших предков.
     Значительная часть попавших в Сибирь "литвинов" на родине принадлежала к сословию служилой шляхты, и теперь относились к наиболее образованной прослойке населения первых сибирских городов и острогов, и принимали активное участие  в общественной жизни, выполняли ответственные государственные поручения, одним из которых было участие в подчинительном походе Ермака Тимофеевича.

     В заключение, не открою секрета, если  скажу - теперь в современных семьях земляков и родственников память о панцирных боярах практически иссякла по многим причинам, где основная, видимо, состоит в отсутствии источника  подпитки такой памяти. Но при случае все мы не прочь гордо заявить что – то вроде: «Мы тоже из панцирных бояр!»  Это правда, и это – вера, а всякую веру надо исповедовать, как известно. Поэтому изучение истории нашего панцирного  боярства  лично я намерен вынести на передний план своих научных исследований. Оно того стоит! Хотя и не относится прямо к русской культуре и истории, а скорее наоборот.         
     За, без малого – 250 лет, прошедших после ухода  с наших родовых земель формальной силы, создавшей сословие наших предков, дух свободы, вольности,  беспокойства и заботы за свою землю не выветрился полностью из наших душ, и является дополнительной движущей силой в сегодняшнем созидательном труде большинства наших земляков и родственников, оказавшихся волей судеб во всех концах земли.  Будем разбираться дальше в нашей истории, чтобы передать уже потомкам твёрдые знания о славных предках как базу для их спокойной жизни, завоёванной всеми предыдущими поколениями. 
     Есть много интересных занятий в данном направлении для углубления знаний – буду разбираться, есть ли память о панцирных боярах в современной Литве или Польше; надо  искать персональные данные по нашей фамилии в архивах,  а также новые исторические факты, касающиеся нашего рода и нашей земли; интересна история панцирного боярства на раннем этапе Полоцкого княжества, до ВКЛ; интересно - какому замку и какому воеводе подчинялись ПБ Невельских войтовств;  только ли в Невельском и Себежском уездах были  ПБ?; в какие Сибирские губернии уехали ПБ с родины предков?, надо в ближайшее же время обязательно посетить инициативный музей панцирного боярства, который по слухам устроил – таки под Опочкой  некий пан Андрэвуш Шчура,  необходимо исследовать достижения наших предков после ухода Польши, а именно – в турецких войнах, в японской войне, первой мировой и гражданской, и многое другое.  Эта, первая на тему панцирного боярства, общая статья дает лишь начало, ставит задачи будущих исследований, результаты которых я буду доводить до сведения всех потомков панцирных бояр...

Литература:
1. http://kizkovo.jimdo.com/ 
2. http://history-belarus.by/pages/terms/zemiane.php
3. http://redbow.ru/shlyahta,_zemyane,_pancirnye_boyare
4. Желамский А.Г. Невечерний свет. Страницы истории Чернецовского  края. 2013
5. 6. http://history-belarus.by
7. Вешняков В.В. «Панцирные бояре».
8. http://snowogeorgiewka.ru/publ/pancirnye_bojare/3-1-0-53
9. Громыко М.М.  «Община в процессе переселения «панцирных бояр» Себежского уезда в Сибирь»
10. Сементовский А.М. «Исторические записки о панцирных боярах»
11. https://my.mail.ru/community/n-lokti-misonovo/journal
12. http://history-belarus.by/pages/download/map_wkl.php


Апрель 2016,
СПб


Рецензии
Успехов Вам в дальнейшем поиске своих родовых корней, Михаил! Полагаю, в питерских архивах это Вам непременно удастся: они куда как щедрее наших, уральских.
Теперь позвольте пару собственных соображений на данную тему, и буду рад, если Вы меня в чём поправите. Итак, я считаю, что Екатерина Великая совершенно справедливо постановила, что даже детей потомственных дворян, если они не служат государству на протяжении 2-х поколений, лишать благородного звания. О личном дворянстве (а таковым, думаю, обладали ПБ) и речи не шло: чтО выслужил отец, то его нерадивому сыну (т.е., человеку, который взамен службы избрал иной вид деятельности) не принадлежит. Таким образом Россия избежала необузданного честолюбия, основанного лишь на праве кровного родства (Польша - самый яркий пример), предложив разумную альтернативу подтверждать право на статус дворянина в каждом поколении.
С уважением - Дмитрий.

Дмитрий Криушов   18.04.2016 21:29     Заявить о нарушении
Про Екатерину - все нормальные люди накапливают достижения, а у нас принято обнулять по любому поводу, и Екатерина не исключение. Было хорошо налаженное сословие, которое бесплатно досталось России при разделе Польше. И что? Сословие уничтожено, а потомки загнаны в Сибирь. На родовые земли водворена всякая сволочь, вроде Михельсона, сын которого гонялся пьяный по уезду с пушками и стрелял в людей. Эти помещики и довели потомков панцирных бояр до нищеты, а затем и до революции. Честолюбие - движущая сила прогресса, уничтожая которое мы имеем то, что имеем - всё кругом заимствованное, своего ничего нет. Чтобы быть дворянином не обязательно следовать деятельности отца. Дворянство - не профессия, а способ мышления. Теперь нет ничего - поезжайте на Псковщину - ни дворян, ни бояр, ни того Михельсона - ничего. Это результат Екатерины и других её последователей, борцов с честолюбием.

Михаил Желамский   19.04.2016 08:16   Заявить о нарушении
Очень интересная статья! Спасибо автору!
Дмитрий, согласился бы с вашей логикой, если бы Екатерина поступила бы также со всеми дворянами РИ. Но её решение было в отношении конкретной группы людей, проживающих на ограниченной территории. В моем представлении речь шла о сознательном принижение чуждого сословия, берущего свои корни в ВКЛ.
П.С.: мои предки по одной из линий из Витебской губернии и в роду до сих пор хранится память о том, что когда-то давно предки были военными людьми.

Михаил Величкин   08.08.2019 20:09   Заявить о нарушении
Это касалось всей РИ, Михаил. А для Речи Посполитой это было чуждо и, как результат, там "благородных" было... мягко говоря, несопоставимо много, до несуразности. Несопоставимо до такой степени, что треть из них не умела даже писать, а уж доказать своё дворянство на бумаге было выше их самолюбия. Слепая гордыня и ни на чём не основанный личный апломб - вот что сгубило Польшу, а не Россия с Германией и Австрией.

Дмитрий Криушов   09.08.2019 20:31   Заявить о нарушении