Назидательные рубаи

Не молчи - говори понемногу о многом.
В суть вещей проникая, работай над слогом.
Добивайся согласья слов со скрытым в них смыслом.
И людей просветит мысль, внушенная Богом.

Если сжался твой мир до размеров мирка,
Если дрогнула лучшего друга рука,
Если ты потерял и надежду и веру,
Пусть придаст тебе силы Поэта строка.

Оставайся, дружище, душой молодым.
Cлишком быстро рассеется юности дым.
Наживай не дирхемы, но дружбу и верность.
Наслаждайся вином, не кувшином пустым.

Не ропщи, что забот у тебя полон рот -
От безделья страдает и гибнет народ.
Если в праздности век свой прожить ухитришься,
Развернут тебя в ад мимо райских ворот.

ДервИш, он был в подпитии, изрёк:
"Усвой, хозяин щедрый, мой урок.
Вредят нам те, кто нам всего дороже."
Проверил я, а как проверил - слёг.

Изрёк дервИш в гостях у торгаша:
- Раскинь умом, подумай не спеша.
Твой дом, купец, а с ним товар и  деньги -
Всё не твоё. Твоё - твоя душа.

Толку нет предаваться мне печали-тоске,
Жить мечтой о богатстве, да о жирном куске.
Лучше грешником быть, чем всю жизнь лицемерить,
Лучше мир мой кабацкий, чем дворец на песке.

Бьются сердце и мысли мои в разнобой.
Чёрным кажется мне небосвод голубой.
Всех друзей растерял, а врагов приобрёл я.
Кто не ладит со всеми - в разладе с собой.

Коль не влечёт загадочный Китай,
Полёт не манит журавлиных стай,
Когда и шёпот звёзд не интересен,
О женщинах хотя бы помечтай!

«Иди, юнец, - так старцы поучали,
- Мир не познаешь, стоя на причале».
И я побрёл, послушный, в море знаний.
И что обрёл? Лишь океан печали.

Желал, друзья, я ту, чей стан был нити тоньше.
Дирхемы клал в сундук, дабы скопить побольше.
А ныне, стар и сед, прошу я у Аллаха:
«Осуществи мечту - позволь пожить подольше.»

Пусть жизнь - игра, играй иль созерцай.
Пусть грешен мир, его ты порицай.
И пусть наивно верят люди в чудо.
Не смейся и чудес не отрицай.

О человек, земных страстей ты раб!
Запутавшийся в них, ты жалок, слаб.
Остановись и сбрось свои вериги -
Есть в каждом сердце сводчатый михраб*.

*Михраб - ниша в мечети, указывающая направление к Мекке


Рецензии
Неплохо. Читать можно.
Возможно, в выражении "Добивайся согласья слов с сокрытым в них смыслом" следовало бы "сокрытым" заменить на "скрытым".
С уважением

Юрий Матусов   27.09.2023 10:53     Заявить о нарушении
Пожалуй, ваш вариант правильнее, "чище".
Спасибо за отзыв.

Алексей Аксельрод   27.09.2023 13:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.