Гл. 26 Куба. Разгром бригады 2506

С революционным правительством, пришедшим к власти на Кубе после свержения режима диктатора Батисты у США как-то сразу не заладилось. В общем-то оно и понятно: во первых была национализирована собственность американских корпораций, а во вторых  кто и на сколько должен быть свободен США всегда предпочитали решать сами. Строить планы ликвидации кубинской революции начал еще Дуайт Эйзенхауэр, а пришедший ему на смену молодой демократ Джон Кеннеди продолжил и попробовал претворить их в жизнь, причем в чисто ковбойском стиле. Так родился план операции "Плутон" - самой крупной операции наемников в современной истории, и, наверное, самой провальной.

БРИГАДА  2506

После победы кубинской революции множество бежавших с "Острова свободы" осело в США. Из их числа ЦРУ под личным руководством Аллена Даллеса, курировавшего операцию "Плутон" навербовало бойцов для грядущего вторжения на Кубу. Среди них были и обстрелянные ветераны армии Батисты, и бывшие бизнесмены, землевладельцы, студенты.
Наемников готовили в секретных лагерях ЦРУ: в Гватемале (Роталулео и Сан-Хосе), в Никарагуа (Пуэрто-Кабесас) и в США (Новый Орлеан, Форт Майер и Майами). Было завербовано около 1500 человек. Каждому наемнику присваивался номер, для пущей важности нумерация начиналась с №2000, а все это образование было поименовано — «бригада 2506». Это была полнокровная бригада, усиленного состава. В неё входили: четыре пехотных, один моторизованный и один парашютно-десантный батальон, рота танков, бронеотряд и артдивизион. Командовал «бригадой 2506» бывший капитан батистовский армии Сан Роман.
В порту Пуэрто-Кабесас была сформирована «специальная морская тактическая группа ЦРУ», в которую входили 5 вооруженных судов конфискованных у кубинской судоходной компании «Гарсия Лайн корпорейшн» («Хьюстон», «Лэйк Чарльз», «Рио Эскандидо», «Карибе» и «Атлантике»), 2 пехотно-десантных блокшива («Барбара Джейн» и «Благар») и 7 танкодесантных судов из ВМС США.
Из ВВС США было выделено восемь военно-транспортных самолетов С-46 и шесть С-54. Боевую составляющую ВВС гусанос, представляли 24 бомбардировщика В-26. Все это базировалось на аэродроме Пуэрто-Кабесас.

ПЛАН ОПЕРАЦИИ

Замыслом операции «Плутон» предусматривались, внезапная высадка на южное побережье Кубы, где быстренько объявлялось о создании временного правительства, которое обратится о признании и помощи к США, и сразу всем будет счастье. По плану Вашингтона, сразу после обращения контрреволюционеров за помощью, на Кубу высаживалась Американская Морская пехота и для легитимности, еще и военный контингент стран Организаци Американских Государств, численностью до 15 тыс. человек. ОАГ тогда находилась под полным контролем США и это решение можно было считать принятым заранее. Главное, чтобы гусанос, захватили хотя бы райцентр и продержались минимум три дня. ЦРУ понимало, что совсем уж массовых восстаний против Фиделя не будет и поэтому на Кубу засылались группы диверсантов и провокаторов. В день высадки наемников, должна была начаться серия диверсий, куда входили взрывы железнодорожных линий, мостов, трансформаторных станций, хранилищ ГСМ, и.т.д.
Высадку морского десанта предусматривалось предварить нанесением бомбовых ударов по главным военным аэродромам Кубы. Восемь бомбардировщиков, пилотируемых американскими пилотами, должны были на рассвете 15 апреля, нанести воздушный удар по трем аэродромам, где по данным ЦРУ, была сосредоточена вся немногочисленная Кубинска военная авиация.

Для высадки морского десанта, был выбран залив Кочинос (Залив Свиней). Здесь отсутствовала противодесантная оборона, на берегу имелась площадка, которую можно было использовать в качестве аэродрома, 10 км от береговой черты начиналась болотистая местность, через которую в глубь острова вела лишь одна дорога. Это способствовало успешной обороне захваченного плацдарма для накопления на нем достаточного количества войск. Ну а песчаные пляжи были весьма удобны для высадки десанта. Залив Кочинос разделили на три района высадки: «голубой» и «зеленый» пляжи в районе Плайя-Хирон, и «красный» пляж, в районе Плайя-Ларга. Планировалась также выброска парашютного десанта, дабы перекрыть единственную дорогу через болота, по которой могли подойти кубинские войска.
К апрелю 1961 подготовка к вторжению наконец была закончена. 13 апреля 1961 г. морской десант "бригады 2506" погрузился на 7 больших транспортных кораблей типа "Либерти" и двинулся к Кубе. 16 апреля, в 45 милях от острова к ним присоединились два танкодесантных корабля и десантные баржи, на борту которых находилась боевая техника бригады. Целью морского десанта была высадка на двух (первоначально планировалось на трех) плацдармах в заливе Кочинос: два батальона на побережье Плайя-Ларга, остальные силы у Плайя-Хирон (залив Свиней). Одновременно парашютный десант должен был высадиться у поселка Сан-Бале. Целью операции был захват участка побережья и небольшой взлетной полосы в Хироне для перебазирования туда своих ВВС и доставки подкреплений.

НАЧАЛО БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

ВВС "бригады 2506" вступили в бой за двое суток до высадки основного десанта. После полуночи 15 апреля 1961 г. с аэродрома Пуэрто-Кубесас в Никарагуа поднялись в воздух 9 бомбардировщиков В-26. Восемь из них нанесли удар по основным базам FAR, а девятый взял курс на Майами, где его пилот пытался уверить репортеров, что в кубинской авиации начался мятеж.

Экипажи ударных самолетов вернулись на базу без потерь, хотя и несколько потрепанные зенитным огнем, и доложили о крупном успехе: на авиабазе Сан-Антонио выведены из строя 8-10 самолетов, в Сьюдад –Либертад (бывшая "Колумбия") – 8, а в Сантьяго-де-Куба – 12, взорваны грузовики с боеприпасами, разрушены аэродромные постройки. Но откуда могли взяться такие цифры потерь, в сумме превышающие все, чем располагала FAR в то время?

Вероятно, дело здесь не в излишней похвальбе участников налета. Скорее всего, удар пришелся по стоявшим на аэродромах списанным самолетам, которые с воздуха нельзя было отличить от исправных. Фактически же в результате налета вышли из строя 1-2 В-26, 2-3 "Си Фьюри" и 1-2 транспортных и учебных самолета, т.е. около полудюжины машин, часть из которых удалось позднее отремонтировать.
В ночь на 17 апреля корабли гусанос (так кубинцы называли контрреволюционеров) вошла в залив Кочинос. В 1:15 с острова Суон в агентам ЦРУ и контрреволюционному подполью на Кубе был передан условный сигнал, о начавшемся вооруженном вторжении, и о том что пора начинать диверсии и мятежи, но массовых выступлений на местах не получилось, Кубинская контрразведка держала контрреволюционное подполье под колпаком и разгромила серией внезапных ударов. В 3:00 началась высадка первого эшелона. На рассвете, на дорогу ведущую из глубины острова к берегу был выброшен парашютный десант. Но находящиеся в районе высадки пограничники и отряд кубинского народного ополчения (милисианос), вступил с наемниками в бой. Противник превосходил их более чем в 10 раз, но милисианос зубами вцепились в землю и задержали продвижение наемников.


БОИ НА ПЛАЯ ХИРОН И ПЛАЯ ЛАРГА

Высадившиеся войска гусанос начали наступление одновременно на трех направлениях: три батальона — на Плайя-Хирон, один — на Плайя-Ларга и батальон парашютистов — к Сан-Бласу. Часть сил была выделена для захвата аэродрома в районе Плайя-Хирон и подготовки его к приему своих самолетов. Кадровые кубинские войска находились в других участках страны, которые считались более угрожаемыми с точки зрения возможной высадки десанта. Поэтому на начальном этапе боя:ночью и утром, гусанос противостояли в основном ополченцы, но настроены они были крайне решительно, к тому же к ним постоянно подходило пополнение. В окрестных городах на улицы вытащили ящики с оружием, тут же вскрывали их и раздавали народу. Схватив винтовки и автоматы ополченцы устремлялись в сторону боя, вливаясь в ряды обороняющихся. Перелом наступил, когда на помощь ополченцам подошла броня.
Это были только что прибывшие на Кубу Т - 34 и самоходки САУ - 100, управляемые курсантами. Водители из них были пока не опытные и колонна бронетехники понесла из-за этого потери на марше, но тем не менее две тридцатьчетверки и одна САУ добрались до поля боя. На их броне сидел десант: курсанты школы народной милиции из города Матансас, это был последний резерв который нашелся в этой местности, но в командирском люке первого танка, милисианос увидели фигуру самого Фиделя. Уральская сталь в то утро решила исход сражения, остановив продвижение наемников, а потом наконец подтянулись и остальные силы.
С наступлением рассвета Кубинские войска заняли исходные позиции. К огромному удивлению ЦРУ, воскресшая Кубинская авиация нанесла удар по силам высадки.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ В ВОЗДУХЕ

Десяток имевшихся у FAR пилотов составляли в основном молодые парни, среди которых 39-летний капитан Энрике Каррерас Рохас казался"дедом". Большинство из них не имело боевого опыта, хотя кое-кто начинал летать еще в партизанских ВВС, а лейтенант Альваро Прендес Куинтана был кадровым пилотом батистовских воздушных сил, успевший пройти в США обучение полетам на реактивных самолетах и попавший в тюрьму в 1957 г. за отказ бомбить повстанцев. На рассвете 17 апреля пилоты FAR получили приказ – нанести удар по кораблям вторжения. Из восьми самолетов, находившихся в Сан-Антонио, к первому вылету подготовили три – пару "Си Фьюри" и один В-26. Около полудня ударная тройка ушла в воздух.
"Над целью мы были через 20 минут. С двух тысяч метров были отчетливо видны стоявшие у берега Плайя-Хирон 7-8 крупных судов, масса десантных барж и катеров, снующих между ними и берегом", – вспоминал командир группы капитан Рохас. Спикировав до высоты 300 метров он дал ракетный залп по судну "Хьюстон". Рулевой с "Хьюстона" позднее описал это так: "Утром 17 апреля мы уже выгрузили 2-й батальон и начали выгрузку 5-го. Тут над бухтой появились три самолета. Мы не обратили на них внимания – над бухтой кружилось много самолетов, но они были нашими. Нам вообще сказали, что у Кубы нет авиации. И тут один самолет из этой тройки – маленький одномоторный истребитель, снизился и пошел на корабль. С палубы по нему открыли огонь зенитные автоматы, но он не отвернул и выпустил в нас 4 ракеты. Две из них попали в борт около кормы. На палубе начался пожар, через пробоины в трюм стала поступать вода…"
Два других самолета также атаковали цели без промаха, практически все ракеты поразили вражеские корабли. Тройка вернулась на базу, где к этому времени удалось подготовить еще два самолета. В этот раз капитан Рохас приказал подвесить под крыло своего "Си Фьюри" восемь ракет – и все они попали в среднюю часть корабля "Рио - Эскандио", нагруженного горючим и боеприпасами. Он также выполнял функции штабного корабля и, взлетев на воздух, унес с собой основные средства связи "бригады 2506". Другие пилоты FAR, прорвавшись сквозь заградительный зенитный огонь, нанесли чувствительные удары по десантным кораблям и катерам.

Пилоты антикастровской авиации, уверенные в разгроме FAR, приготовились лишь к сравнительно безопасным атакам на разрозненные подразделения правительственных войск. Но даже с этой задачей они справлялись неудовлетворительно, часто попусту расходуя боеприпасы на второстепенные цели и гражданские объекты. Встреча с республиканской авиацией в воздухе в их расчеты не входила. В первый момент они приняли самолеты FAR за своих. Это дорого им обошлось. Завершив одну из атак на корабли, Рохас обнаружил в воздухе рядом с собой бомбардировщик В-26. "Сначала я подумал, что это самолет Л.Сильвы, но потом по бортовому номеру определил, что это самолет противника. Я зашел ему в хвост и открыл огонь". Прошитый очередями с "Си Фьюри", В-26 загорелся и упал в море неподалеку от одного из кораблей. Это была первая воздушная победа FAR. Вслед за Рохасом в тот день Морреро, Сильва и Ульса сбили по одному В-26, а всего за 17 апреля "гусанос" потеряли пять самолетов.
Чувствительные потери понесла и FAR. Два В-26 зажали в воздухе истребитель К.Ульсы и в упор расстреляли из пулеметов, пилот погиб. А "Инвэйдер" Л.Сильвы с экипажем из четырех человек взорвался в воздухе от прямого попадания зенитного снаряда в бензобак. Есть сведения о серьезных повреждениях еще одного "Си Фьюри". И так небольшие кубинские ВВС за сутки потеряла треть самолетов и половину летного состава.

Но главная цель была достигнута. Половина судов вторжения была потоплена, с ними на дно ушло большое количество тяжелого вооружения и боеприпасов. Командование сил вторжения, ошеломленное неожиданными потерями, вынуждено было отвести оставшиеся корабли на 30-40 миль в открытое море, под прикрытие американского флота. Таким образом, высадившиеся подразделения не только лишились значительной части подкреплений, но и остались без огневой поддержки корабельной артиллерии (на транспортных судах имелось для этой цели по 1-2 орудия калибра 127 мм. и по 5-10 зенитных автоматов). Со второго дня снабжение "бригады 2506" пришлось вести только с воздуха – на парашютах.
18 апреля стало решающим днем в борьбе за превосходство в воздухе. В этот день на помощь сражающимся ВВС Кубы из Гаваны прибыло два реактивных истребителя Т-ЗЗА. Ими было сбито несколько В 26 и транспортныхС-46, а "Си Фьюри" и В-26 революционных ВВС бомбили позиции "бригады 2506". Отличились и зенитчики: из доставленных за ночь счетверенных пулеметных установок 12,7-мм ДШК они сбили два В- 26 сил вторжения, надежно прикрыв свои наземные войска. Перевес правительственных войск к этому времени был настолько велик, что "гусанос" оборонялись безо всякого энтузиазма. ВВС наемников уже ничем не могли помочь своим наземным войскам. К вечеру 18 апреля они потеряли две трети авиатехники и половину личного состава. Исходя из этих неутешительных результатов, командир антикастровских ВВС Луис Косме заявил: "С нас хватит потерь. По-моему, операция провалилась и я не вижу смысла в продолжении полетов. Ни один самолет с кубинцами на борту больше не полетит!"

ЗАВЕРШЕНИЕ БОЕВ И ПОСЛЕДСТВИЯ ОПЕРАЦИИ «ПЛУТОН»

Вечером 18 апреля, стало очевидно, что агрессия против Кубы провалилась. Президент США Кеннеди. провел экстренное заседание, на котором было принято решение задействовать самолеты с авианосца «Эссекс». Они должны были совместно с бомбардировщиками ЦРУ В-25 нанести удар по кубинским войскам, сжимавшим кольцо вокруг гусанос. Но по странному стечению обстоятельств, на авиабазе Пуэрто-Кабесас и на авианосце «Эссекс», не была учтена разность поясного времени, из-за чего бомбардировщики и истребители не встретились в указанной точке. Совместный удар не получился. Получился очередной погром.
Около трех часов ночи 19 апреля с аэродрома Пуэрто-Кабесас в "последний парад" стартовали четыре В-26. Над заливом Кочинос они должны были появиться в 6.30 утра, когда истребители сопровождения уже прибудут район боев. Но при планировании операции произошла очередная накладка: большие начальники из ЦРУ и штаба ВМФ забыли о разнице в часовых поясах. В итоге последний вылет бомбардировщиков состоялся на два часа раньше, чем истребителей, и закончился форменным разгромом. Оказать какую-либо помощь"бригаде 2506" В-26 просто не успели – на них накинулись оба Т-33А революционных ВВС.
Два В-26 были сбиты мгновенно, третий оторвался от преследования и высыпал бомбы на помещение сахарного завода "Аустралиа", где находился штаб бригады, но был сбит зенитчиками. Четвертый бомбардировщик был поврежден в воздушном бою, сбросил бомбы в залив, но до базы все-таки не дотянул и упал в море. Во время боя один из американских летчиков кричал по радио: "Нас атакуют МИГи! Атакуют МИГи!" В дальнейшем эта информация породила легенду об участии советских самолетов в отражении агрессии.
А Кубинские войска утром 19 апреля после 30-минутной артиллерийской подготовки перешли в наступление и окончательно сломили противодействие противника, который в этот же день капитулировал.
На разгром высадившихся в заливе Кочинос наемников, было затрачено 72 часа.

Потери гусанос составили 82 человека убитыми и 1200 пленными. Кубинские летчики и зенитчики сбили 12 самолетов. С воздуха было уничтожено 4 судна противника. Трофеи составили 5 танков М41, 10 бронетранспортеров, минометы, орудия и почти все стрелковое вооружение. Помимо этого ЦРУ, потеряло на Плайя Хирон десять своих штатных сотрудников. Ну и резидентуры ЦРУ, долго еще не могли восстановиться, после разгрома учиненного им контрразведкой барбудос.
Президенту Кеннеди отклонил требования Даллеса и части генералитета, об открытом вторжении на остров вооруженных сил США. После краха операции "Плутон" Даллес был вынужден уйти в отставку.

Долгие переговоры о судьбе пленников, которых сначала хотели обменять на тяжелую строительную технику, в итоге завершились поставкой на Кубу продовольствия и медикаментов на сумму 53 миллиона долларов.
США в результате разгрома в Заливе Свиней понесли серьезный политический ущерб, а Куба окончательно избрала социалистический путь развития, примкнув к СССР, от которой получила щедрую военную помощь, позволившую быстро перевооружить армию, сделав ее грозной силой, не раз противостоявшей войскам США и других стран НАТО, а также наемникам как в Латинской америке, так и в Африке. СССР настолько вовлек Кубу в орбиту своих политических и военных интересов, что приступил к развертыванию на ее территории ракетного комплекса с ядерными боеголовками. Это привело к возникновению в сентябре 1962 так называемого "Карибского кризиса", едва не повлекшего за собой ядерную войну между США и СССР.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Планируя операцию "Плутон" ЦРУ и Пентагон допустили ряд ошибок, ставших следствием серьезной недооценки противника. Во первых ими были серьезно недооценены возможности ВВС Кубы, которые так и не удалось вывести из игры. В итоге десант лишился кораблей снабжения и значительной части тяжелого вооружения, а впоследствии и доброй половины авиации прикрытия. Этой ошибки США больше не допустят никогда. После погрома на Кубе достижение абсолютного превосходства в воздухе является альфой и амегой любого военного плана Пентагона, без которого невозможно проведение каких либо сухопутных операций армии США. Во вторых недооценили возможности службы безопасности Кастро, сумевшей предотвратить намеченную ЦРУ волну террора. Тут уж минус лично Даллесу, которого обыграли на его же поле. Имело существенные недостатки и само место высадки: узкая полоска берега, зажатая среди болот, через которые вело всего две дороги. Это место было выбрано вследствие того, что его можно было легко оборонять, перекрыв обе дороги. Однако, с такой же легкостью на этих дорогах можно было и удержать наступающие отряды наемников даже небольшими группами ополчения, что собственно, и произошло. В результате наемники оказались зажаты на узкой полоске пляжа, между морем и болотом, под ударами кубинской артиллерии и танков, так что им оставалось или сдаться, или умереть. Но главной ошибкой была недооценка воли кубинцев к борьбе и степени доверия кубинского революционного правительства к народу. По сути, планы атаки наемников были сорваны гражданскими ополченцами, которым в минуту опасности без всяких разговоров раздали оружие и они, с этим оружием, ринулись отстаивать свою родину не щадя жизни, а Кастро, как истинный вождь революции, лично возглавил сражающийся народ. Подобная возможность в "плане Даллеса" никак не учитывалась, а зря.


На фото пленные наемники "бригады 2506"


Рецензии
Огромное спасибо!
С таким удовольствием прочитал историю этого героического подвига кубинского народа и позорного провала хвастливых американцев.
Мне повезло однажды во время рабочего визита на Кубу побывать в этом Заливе свиней и увидеть эти места своими глазами. Сопровождавшие нас добавили еще одну неучтенную американцами опасность - множество крокодилов, обитавших в окружающих единственную дорогу болотах. А злобу множества кровососущих насекомых мы испытали своей кожей.
Еще раз спасибо. С уважением

Валерий Короневский   29.04.2016 18:48     Заявить о нарушении