Исторический Христос

(из книги А.В.Владимирова «Кумран и Христос»)
 скачать файлы: docx, pdf, fb2 https://cloud.mail.ru/public/Ca4V/dCCwhUxJf

«(Известно), насколько скудны сведения истории о самых замечательных деятелях. Не только несправедливость человеческая, но и нечто иное способствует такой скудости известий. Не думаете ли, что сами великие деятели избегали такого прикрепления к листам папирусов? Поистине, Великие Учителя не желали жизнеописаний и даже иногда уничтожали летописи о Себе. Можно видеть, что оставались основы Их Учений, но быт жизни не был запечатлён…».
                (Надземное, 166)
 
«Хронология жизни Христа очень неточна. Великие Учителя относят рождение Иисуса на более ранний период, нежели указанный в Евангелиях».
                (Письмо Е.И.Рерих от 24.05.1938)
 
«Как писать жизнь Христа? Разноцветными кристаллами и сиянием цветов. Думы Его останутся белыми страницами. Между ними блеснут молнии Его неожиданных появлений и гром Его редких слов. О тридцати годах надо сказать больше, нежели о трёх годах Служения. Тридцать лет ходил Он, повторяя, чтобы отдать тем, кто не примет».
                (Беседы с Учителем, 25.04.1924) [1]
 

               Великий Путник

-        Отец, расскажи мне о Христе.
-        Ты о нем всё знаешь.
-        Нет, отец. Сегодня старик на дороге говорил о его жизни совсем не так, как учат люди.
-        Как звали того старика?
-        Кажется, стражники называли его Несторий. За что, отец, его сослали в наши края?
-        Он верил в Бога иначе, нежели люди из его страны.
-        Его Бог – Христос?
-        Христос, как и мы с тобой, сам молился Богу, значит он был не Бог.
-        Почему Несторий говорил, что Христос Бог?
-        Для Нестория Христос – это свет Бога в нашем мире, поэтому это тоже самое, что и Бог.
-        Значит Бога два?
-        Бог только один. Один для арабов, один для евреев, один для всех людей на свете. Один Бог и для христиан.
-        Кто же тогда Христос?
-        Это Свет.
-        Отец, но ведь Христос приходил к людям! Я ничего не понимаю.
-        Христа трудно понять умом, но совсем просто сердцем. Как ты думаешь, твоя мама тебя любит?
-        Конечно, любит!
-        Да, мама тебя любит. Но разве мама и любовь, это – одно и то же?
-        Нет, конечно, просто любовь есть в маме.
-        Ты прав, и мамина любовь без мамы не существует. Точно так же и Бог. Любовь Бога – это Христос. Не будет любви, не будет и нашего мира. Бог любовью и светом порождает этот мир. Но Бог – больше чем любовь. Бог, это то, что мы не в состоянии себе даже представить. Бог – это всё! Бог рождает Христа и Христом порождает мир. Христос – это любовь Бога к нашему миру.
-        Значит Христос – это сын Бога?
-        Можешь называть его так.
-        Значит, евреи распяли сына Бога?
-        Христа нельзя распять. Разве любовь можно повесить на дереве?
-        О ком же рассказывают христиане?
-        Христиане рассказывают о великом человеке, которого звали Иисус, который делал добро, который говорил с Богом, который, как чистый сосуд, принял в себя Свет Христа и который отдал свою жизнь за те идеалы, в которые верил.
-        Несторий тоже рассказывал, что Иисуса родила обычная женщина и что он – святой человек. Значит Иисус – не Христос?
-        В каждом человеке есть Христос. Только люди этого не знают. Ведь и любовь у одних людей греет многих, а у других её хватает только на себя. У Иисуса было столько любви, что в лучах её света могло согреться всё человечество. Поэтому его назвали Иисусом Христом. Для его последователей он – Христос и Бог, и в этом нет никакой ошибки.
-        Отец, расскажи мне о жизни Иисуса.
-        Слушай.
 
     В древнем роду, восходящем к мудрецу Соломону, в семье высокого иудейского священника родился мальчик, которого в честь деда назвали Иешуа, или по гречески, Иисус. Произошло это во времена правления царя Александра Янная, которого легенды впоследствии заменили на царя Ирода. Обстоятельства рождения Иисуса оказались столь загадочными, что потом говорили, будто родился он от чужестранца, воина-римлянина, а другие утверждали, что от Святого Духа или даже от Бога.
     У Иисуса были светлорусые волосы, а глаза приподнимались в углах и удивляли глубиной синевы. У нас на Востоке такие глаза называют лотосоподобными. "Так необычны были эти черты среди местного населения, что они порождали нелепые россказни. Но нужно помнить, что люди всё поразительное пытаются извратить в нелепость. Существующие Изображения не походят на этого Великого Путника. Ты можешь спросить – почему же не выправлено Его Изображение? Но почти все изображения не отвечают сходству. Наиболее сокровенные Изображения не выдаются широко. Существует и причина тому, люди обычно предпочитают Облик, сложенный ими самими. Также люди не признали бы и обстановку жизни Иисуса. Не поверили бы, что он трудился усиленно и знал не одно мастерство. В Его стране можно найти гончарные изделия Его рук. Они являются целительными талисманами. Но кто знает о таких добрых знаках? По пути Великого Путника много добрых знаков".
 
     Перед угрозой сурового наказания и опасаясь за судьбу ребёнка, Мария вынуждена была скрываться. Она родила мальчика вдали от дома, в бедном приюте – маленькой хижинке, прислонившейся к скале и построенной позади скотного двора.
     "История мало знает о матери Иисуса, которая была не менее великой, нежели сын. Матерь была из великого рода и собрала в себе утончённость и возвышенность духа. Она прибегла к первому пути (Правая тропа), чтобы обезопасить ребёнка. Она заложила в сына первые высшие думы и всегда была оплотом подвига. Она знала несколько наречий и тем облегчила путь сыну. Она не только не препятствовала хождениям дальним, но собирала всё нужное для облегчения странствий. Она пела колыбельную песнь, в которой провидела всё чудесное будущее. Она обращала внимание на народ и знала, что он может сохранить сокровище Учения. Она поняла величие завершения и ободряла даже мужей, впавших в малодушие и отречение. Она была готова пережить тот же подвиг, и ей сын поведал решение своё, укреплённое Заветами Учителей. Именно матерь знала о тайне хождений. Не нужно признавать местные обычаи, чтобы понять основание жизни великой матери. Не обычаи, но утверждение будущего вело волю матери. О ней, поистине, мало известно, но, говоря о Великом Путнике, прежде всего, следует сказать о той, которая незримо вела его по высотам".
          
     Бежав, Мария и её спутник, Иосиф, оказались вдали от дома, практически без средств к существованию. Можешь представить себе, насколько трудно было это положение для Марии, не знавшей до сих пор лишений! Однако, Провидению было угодно послать беглецам совершенно неожиданную помощь. Евангелие рассказывает о приходе к родившемуся младенцу трёх магов, которые нашли родившегося Иисуса по указанию Звезды.
 
     Но что это за Звезда, которая их вела? Мудрецы учат, что "это был Указ Братства, чтоб приветствовать Иисуса и сохранить, и передать бедной семье некоторые средства". Вот что рассказывает легенда.
 
               Звезда
 
     "По лицу земли, не зная точного места, мы шли. Указы Терафима вели изо дня в день. Когда мы слышали – «близко», именно тогда мы теряли всякие признаки жилья.
     Можно ли ожидать чудо неслыханного Провозвестия среди верблюжьих отбросов и ревущих ослов? Мышление человеческое пыталась поместить будущего Пророка хотя бы около храма или среди величественных стен.
     Мы получили Указ остановиться на бедном постоялом дворе. В низком помещении, обмазанном глиною, мы остановились на ночь. Костер и маленькая масляная лампа наполняли комнату красным светом.
     После ужина мы заметили, что служанка сливает остатки молока в отдельную амфору. Сказали ей: «Не годится сохранять это». Она же сказала: «Не для тебя, Господин, но для бедной женщины. Здесь, за стеною, живёт плотник, у него недавно родился сын!»
     Потушив огонь, мы возложили руки и спросили: «Куда нам идти дальше?» Было сказано: «Ближе близкого, ниже низкого, выше высокого». Не поняв смысла, мы просили Указа. Но было сказано только: «Пусть уши слышат».
     И сидели мы в темноте и в безмолвии. И услышали, как заплакал ребёнок где-то за стеной. Мы стали замечать направление плача и услышали материнскую песенку, которую можно часто услышать в доме землепашца. Она значит: «Пусть люди считают тебя пахарем, но я знаю, сынок, что ты царь. Кто же, кроме тебя, возрастит зерно самое тучное? Позовёт Владыка сынка моего и скажет: «Только твоё зерно украсит пир Мой. Сядь со мною, царь лучших зёрен!» Когда мы услышали эту песенку, три удара раздались в потолок. Мы сказали: «Мы утром пойдём туда».
     Перед рассветом мы одели лучшие одежды и просили служанку провести нас по направлению плача. Она сказала: «Господин хочет посетить семью плотника, лучше я проведу вас кругом, потому что здесь надо пройти через загон скота». Помня Указ, мы избрали краткий путь.
     Вот за яслями маленькое жилище, прислонённое к скале. Вот у очага женщина и на руках – Он! Какие же были знаки при этом? Он протянул к нам ручку, и на ладони был красный знак. На этот знак мы положили лучшую жемчужину из привезённых нами.
     Передав ценности и священные предметы, мы предупредили мать о необходимости странствий. И немедленно отправились обратно, выйдя через тот же загон скота.
     Позади мать сказала: «Видишь, сынок, ты царь. Этот алмаз поставь на лоб коня своего».
     Мы ушли, помня знак красной звезды на ладони. Тогда же было сказано помнить время красной звезды на лбу воина."
 
     Полученные от неожиданных пришельцев средства помогли семье отправиться в Египет. Здесь, в стране пирамид, Иисус провёл свои детские годы. Он вырос среди детворы общины койноби – людей, удалившихся от суетной жизни и живших по законам духовного братства. Здесь, под огромными звёздами, видевшими взлёт и падение фараонов, Иисус слушал о беспредельности мироздания, о тайнах вселенной. Здесь он увидел, что люди различаются не родом, не богатством и званьем, а чистотой сердца, трудолюбием и справедливостью.
     Прошли годы, и гнев родителей Марии остыл. Поэтому семья смогла вернуться домой. Поскольку двоюрный дед Иисуса являлся главою Академии мудрецов, то мальчик получил самое лучшее образование и уже с юного возраста мог вести беседы с учёными и даже толковал Священное Писание.
     Достигнув совершеннолетия, Иисус поступил в обучение к ессеям, которые проживали близ горы Сербал. Однако здесь он пробыл недолго, поскольку в Иудее начались волнения, а его дед навлёк на себя гнев недавно вступившего на царский престол Александра Янная. Дед бежал, и внук вместе с дедом отправились в Египет. Легенды рассказывают о том, что Иисуса преследовал царь Ирод, который отдал приказ убить всех младенцев страны, а Мария вместе с сыном поспешили укрыться в Египте. В действительности речь идёт о других младенцах. Так на языке мудрецов называли посвящённых. Александр Яннай в городе Лидде распял тысячи посвящённых и народ сохранил в памяти это ужасное событие как «избиение младенцев». В это же время Иисус с дедом и матерью отправились в Египет, и легенда соединила оба события в одно, будто Мария убегала с младенцем от неистовствующего Ирода.
 
     В Египте Иисус был признан за воплощение величайшего духа и так же, как его далёкие прославленные предшественники – Иосиф и Моисей, был посвящён в таинства солнечного знания.
     В возрасте около тридцати лет Иисус вернулся в Иудею. За время его долгого отсутствия в стране многое изменилось. Царь Яннай, захвативший ещё и сан Первосвященника, мечем и пожаром завоёвывал всё новые и новые земли. Устанавливая своё господство, царь сурово карал любые проявления недовольства – были ли это разногласия власти, или вопросы веры. Дошло до того, что народ, подбиваемый фарисеями на восстание, обратился за помощью к иностранному государю, который, разбив войска Янная, загнал его в горы. В Иерусалиме фарисеи праздновали победу. Они вознамерились оттенить авторитет храмовых жрецов, а, заодно, и монарха, и обрести фактическую власть над страной. Одним из лидеров фарисеев был Симеон бен Шет’ах, брат Александры, жены царя Янная.
     По прибытии в Иерусалим, Иисус оказался в самом центре водоворота событий. Видя, во что усилиями фарисеев на самом деле превращается восстание, он выступил с гневным обличением фарисейской лжи, коверканья заветов Моисея и выхолащивания духа веры. Иисус привлекал обычных людей своей мудростью, искренностью, простотой речи. Поэтому вокруг него стал быстро образовываться круг горячих последователей. В стране царило смятение. Царь Яннай в любой момент мог вернуться обратно, лидеры восстания погрязли в богословских спорах и дележе добычи, а города и провинция бурлили в ожидании установлений новой жизни. Можно представить, какие толпы народа притягивались зажигательными и жизнеутверждающими речами молодого Пророка! Но такая популярность нового лидера, который со своими странными призывами к братству и чистоте Откровения угрожал одновременно всем государственным устоям и сложившейся вере, не могла не вызвать крайней озабоченности фарисейской власти. Более того, опасность исходила от Иисуса не только как от простого народного трибуна. Иисус открывал зрение слепым, возвращал подвижность парализованным, освобождал от бесов одержимых. Словом и делом, примером своей безупречной жизни Иисус мгновенно увлекал за собою тысячи. Фарисеи пробовали состязаться с ним в толковании Закона, но народ только смеялся над этими неуклюжими попытками. Иисуса постоянно окружали люди, поэтому власти не рискнули пойти на прямое убийство, опасаясь народного гнева. Ореол мудреца и пророка можно было разрушить только путём злостного очернения.
     Тогда глава фарисеев, председатель суда Симеон бен Шет’ах учинил принародный допрос Марии о тайне происхождения Пророка. Воспользовавшись её замешательством, Симеон изумлённым слушателям поведал давнюю сплетню о нечестивом зачатии Иисуса, единственным свидетелем которого, правда, оказывался лишь он один. Удар был неотразим: Мария не могла по столь деликатной теме состязаться с глумящимися над её честью фарисеями, а Иисус, даже если бы и захотел защитить мать, сам оказался потрясённым неожиданным «разоблачением». Мария вспыхнула и потупила взгляд, а народ поверил обвинению. Те, кто ещё вчера нового Пророка носил на руках, сегодня с удовольствием гикали и свистали ему вослед.
     Поскольку выяснилось, что Иисус рождён в бесчестьи, то все его прежние идеи предстали как опасные измышления, его критика священства Храма – поруганием Моисеева Закона, а чудеса и чудотворство – волшебством и запрещённой магией. За оскорбление религиозных основ и бунт против веры Синедрион присудил самозванца к удавлению. Чудовищной клеветой цель была достигнута: в глазах народа Иисус оказался полностью опорочен. Перед угрозой расправы Пророк вынужден был на долгие годы покинуть Палестину.
     В течение жизни Иисуса, Иудея трижды отторгала от себя великого Светоча и трижды, по велению сердца, Иисус возвращался обратно. Третье его возвращение оказалось роковым. Каждый из трёх раз Иисус ступал на эту землю, и его сопровождали восхищённые толпы. Но каждый раз, очень скоро, потревоженное тёмное пространство обрушивало на носителя Света всё своё концентрированное зло. Предание говорит, что Иисусу перед последним возвращением было открыто ожидавшее его мучение, однако он выбрал трудный путь, не побоявшись вступить со злом в смертельную схватку.
     Итак, Иисус покинул Иудею и отправился на Восток. Об этих годах осталось очень мало упоминаний. Легенда рассказывает, что в результате своих странствий Иисус в конце концов пришёл в хижину великого мудреца Востока, Ибн Рагима, и эта встреча во многом определила его жизненный путь.
 
               Хождение Христа
 
     "Так начнём описание его жизни, чтобы неизвращённое слово было записано на земле.
     Тридцать лет ходил Он, повторяя, чтоб отдать тем, кто не примет. Учение Будды, Зороастра и старые сказания Вед узнавал Он на скрещениях путей.
     Увидя чистые глаза, Он спрашивал – что знаете о Боге?
     Через перевоз рек поджидал Он путников, спрашивал – не ты ли несёшь для Меня? Ибо должен был земными ногами пройти и человеческими словами спросить.
     Когда Ему говорили о знаках звёзд, Он хотел знать решение, но азбука Его не привлекала. «Не тем люди живут. Как могу прекратить губительную бурю? Как могу открыть небо людям?»
     «Почему они оторваны от Бытия вечного, которому принадлежат?»
     Такое Учение сущности затмевало магические приёмы. Ибо вместо покорения малых духов природы, Он мечом духа своего разрубал все препятствия. Учение Его устремляло людей к возможности духа. Потому волхвов не было около Него, но лишь по звёздам знали о Нем.
     Мы знали многое. Он же мог всё. Послужить Его Учению решили мы тогда".
 
               Приход Христа

     "Надо помнить день конца самого безрадостного приношения. Христос, который только давал, не приняв ничего. Эта решимость с ранних лет провела Его через распалённую пустыню, и ноги Его горели так же, как у простого погонщика.
     Мы ждали Его, но, как бывает всегда, минута Его прихода была неожиданна. Мне подвели коня, и собирался я проститься с семьёй, когда слуга заметил оборванного путника. Его длинное лицо было бледно, и волосы были спущены узкими прядями ниже плеч. И только серый холст покрывал Его тело. Даже тыквы для питья я не заметил.
     Но жена первая пошла Ему навстречу и, когда после я спросил, почему она устремилась, она сказала: «Как звезда загорелась в моей груди, и жар до боли брызнул жилками от неё». Ибо ходил высоко путник когда подошёл к шатру. И я понял, Кто пришёл.
     После пустыни принял Он лишь маисовый хлеб и чашу воды. И спросил коротко: «Когда пойдём?»
     Я ответил: «Когда Звезда позволит». И мы ждали знака Звезды, и молчал Он, только говоря: «Когда?». И, наблюдая звезды, я сказал: «В рыбах (зодиак. – А.В.) кровь». Он только кивнул головой.
     Так ждали мы три года каждый день, и свет Звезды над нами сиял.
     Мне помнится, Он говорил очень мало о видении Света, когда маленький Мальчик принёс Ему меч, и как Свет радугой лился перед Ним и беззвучно голос посылал Его идти.
     Мне также указано было проводить Его, куда я сам не мог ещё войти.
     На белом верблюде выехали мы ночью и ночными переходами дошли до Лагора, где нашли, казалось, ждавшего нас последователя Будды.
     Никогда я не видел такой решимости, ибо были в пути три года. И три года пробыл Он там, куда я не мог войти.
     Мы ждали Его и провели до Иордана. Так же белый холст покрывал Его, и так же одиноко пошёл Он под утренним солнцем. Над Ним была радуга".
 
               Знаки Христа
 
     "Звезда Аллахабада указала путь. И так мы посетили Сарнат и Гайю. Везде нашли поношение религий. На обратном пути в полнолуние произошло памятное изречение Христа.
     Во время ночного перехода Проводник потерял путь. Я нашёл после поисков Христа, сидящего на песчаном холме и смотрящего на пески, залитые луною.
     Я сказал: «Мы потеряли путь, надо дождаться звёздного положения».
     «Россул Мориа, что нам путь, когда вся земля ждёт нас!» Взяв бамбуковую трость, Он очертил квадрат вокруг отпечатка Его следа, прибавив: «Истинно говорю – ногою человеческою». Потом, отпечатав ладонь, также заключил её в квадрат. «Истинно рукой человеческою». Между квадратами Он начертал подобие колонны и покрыл как бы полусферой.
     Он говорил: «О, как АУМ проникает в сознание человеческое! Вот Я сделал пестик и над ним дугу, и заложил основание на четыре стороны. Когда ногами человеческими и руками человеческими будет построен храм, где процветёт заложенный Мною пестик, пусть Моим путём пройдут строители. Почему ждём пути, когда он перед нами?» И, встав, тростью смешал начитанное.
     «Когда имя Христа произнесено будет, тогда выступит начертание. Запомни Моё созвездие, квадрат и девять звёзд засияют над Храмом. Знаки ступни и руки будут начертаны над камнем краеугольным». Так это Сам сказал накануне новолуния.
     Жар пустыни был велик".
 
     "Среди пустыни Аравийской Он был в одиночестве, но в шатре Шейха нашёл друзей и пособников. Часто Он оставался один. Не следует думать, что странствие Его протекало всегда в богатых караванах. Твёрдо Он шёл, ибо решил в сердце подвиг. Уже был предуказан подвиг, но его нужно было принять всем сердцем, без сомнения и без сожаления. Такое неуклонное движение не поддерживалось никем из окружающих, кроме матери. Но Её водительство заменяло Путнику все трудные страдания. Нужно запомнить эти черты жизни Великого Путника, чтобы проникнуться величием Его подвига".
          
     Семь лет провёл Иисус возле своего Учителя и вместе с ним он путешествовал по Тибету. Проведя в Гималайских ашрамах около трёх лет, получив высочайшее посвящение от Учителя Учителей, а также благословение на великое Служение, Иисус вернулся домой.
     Иисусу к возвращению в Иудею исполнилось сорок лет. Из оставшихся лет его жизни, три года известны по частичному описанию в Евангелиях, а семь – сохранились в предании Общины праведников. Эта община, бывшая одним из ответвлений ессеев, поселилась возле Мёртвого моря, на приграничной территории, тяготевшей к Дамаску. Иисус стал для членов Общины духовным Наставником, или Учителем Праведности, как они его называли.
 
     Как же прошли эти малоизвестные годы Иисуса?
 
     "Великий Путник направлял сознание человеческое к Наивысшему. Он понимал, как люди ещё не могли мыслить срединным путём. Так, даже если человек пытался произнести Несказуемое, и тогда Великий предоставлял лучше обращаться к Наивысшему, нежели понизить мышление. Нужно понять, как Великий учил народ молиться в сердце, на горе, среди горнего вдохновения.
     Невозможно объять всю глубину проповеди Великого, ибо в самых простых словах Он давал наставления всей сущности жизни. Именно ценность Его подвига была в простоте. Эта простота не была измышлена для народа, но красота была в том, что высочайшее выражалось наипростейшими словами. Нужно постоянно обращать сложное в простое. Только в простоте выражается добро – такова деятельность Великого Путника.
     Каждый Великий Учитель близок врачеванию и искусству. Также Великий Путник особенно выделялся этими качествами. Лишь в некоторых апокрифах можно найти отрывочные указания на советы о врачевании. Не следует думать, что несколько перечисленных чудес уже исчерпывали всю действительность. Множество врачебных целений совершалось. Они распадались на два вида – люди приходили за исцелением, или Великий Сам прикасался там, где Он видел зачаток болезни. Нередко человек не знал, почему к нему прикоснулся Прохожий. Такое действие было истинной щедростью Великого Духа, который подобно неутомимому сеятелю раздавал зерна добра.
     Среди учеников и последователей было много горя и житейских бедствий, Учитель помогал, прежде всего, поднятием духа. Лишь когда равновесие устанавливалось, Он начинал обсуждать положение. При этом Он никогда не осуждал прошлое, но устремлял к будущему. Учитель ясно видел будущее, но выдавал его лишь по сознанию. Учитель находил суровые слова там, где сознание было мертво, – так Врач и Творец совершал Свой Путь.
     Он не отказывался посещать праздничные собрания и беседовал о каждодневных нуждах. Лишь немногие замечали, сколько мудрых советов давалось с улыбкой и ободрением. А улыбка Его была прекрасна. Эту задушевность даже ученики не всегда оценивали. Бывало и осуждали, когда, по их мнению, Учитель уделял слишком большое внимание незначительному человеку. Между тем, прекрасные сосуды открывались под такими улыбками. Также бывали осуждения за беседы с женщинами, но Учение было охранено именно женщинами. Также осуждали присутствие так называемых язычников, забывая, что Учитель пришёл к людям, а не для одной секты.
     Упоминаю о таких осуждениях, ибо они сделали Облик Великого Путника ещё человечнее. Если бы Он не соприкоснулся с жизнью и не страдал, то и подвиг Его утерял бы своё величие. Никто не думал, какие страдания причиняли Ему соприкасания с разными беспорядочными излучениями.
     Мысль о подвиге не покидала Великого Путника. Осуждение, слышанное Им, тоже привходило в несение подвига. Так проходил свой стремительный путь Великий Учитель.
     Известно из апокрифов, что люди хотели сделать из Великого Путника народного героя. Такие желания нередко высказывались по отношению к Великим Учителям. Происходило печальное недоразумение. Конечно, Великий Учитель и есть герой и вождь, но многие сознания не могут вместить истинное значение этих понятий, – так свиваются терновые венцы.
     Некоторые в наше время слышали Голос Великого Путника, но мог ли он принадлежать водителю толп? Именно толпы своими криками ввели Путника под особые страдания. Толпы, те же самые толпы, кричали о царстве, и они же торопили казнь. Так они своеобразно способствовали исполнению пророчеств.
     Невозможно представить, какая карма ложилась на множество безумцев! Могут теперь многие помнить события, которые легли на плечи многих поколений. Это не наказание, но следствие безумия свободной воли.
     Учитель мог пройти путь подвига и без рычаний толп, но именно, даже исцелённые Им наполняли пространство угрозами и проклятиями. Такое проявление свободной воли можно называть многими именами, но, всё-таки, оно останется свободной волей. Правильно считать свободную волю высшим даром, но как разумно нужно пользоваться этим драгоценным сокровищем!
     Если бы увидеть, как Великий Учитель обращался к животным и птицам, то можно бы убедиться в существовании живой связи между мирами. Он мог позвать птицу себе на руку и послать её в определённом направлении. Он мог утишить любое животное не окриком, но внушением спокойствия. В старых преданиях говорится о приходе больных животных к Учителю для исцеления. Можно привести много таких примеров, и Учитель имел право назвать животных меньшими братьями. Но не было никакой условной нарочитости в этих свободных общениях, было не рабство, но сотрудничество.
     Немало было удивления среди учеников, когда Он хотел трудиться вместе с ними, чтобы пропитание давалось трудом.
     Великий Путник одним взглядом обращал окружающих к Наивысшему. Учитель говорил: «Братья, решительно для всего вы находите значительное время, но Наивысшему вы оставляете лишь краткие мгновения. Если бы вы отдавали Наивысшему лишь время, потраченное на трапезы, то вы уже сделались бы Учителями». Так Он учил жизненной пользе обращения к Наивысшему.
     Также говорил Он: «Когда обращаетесь от всего сердца, то почувствуете как бы крепкую нить, связующую с Великим Сердцем».
     Также говорил: «Не тревожьте друг друга, когда видите, что кто-то углублён в молитве. Можно повредить человеку, можно разорвать его сердце неразумным вмешательством».
     Великий Путник имел обычай на песке чертить различные знаки, потом сметал их. Ученики спрашивали – отчего Учитель не писал те же знаки на чем-то постоянном? Но Учитель начертил знаки на воздухе и сказал: «Вот наиболее постоянный явленный Устав. Ничто не изгладит эти начертания». Так Учитель разъяснял силу мысли.
     Ещё говорил Учитель: «Уберегитесь от дурных мыслей. Они обратятся на вас и осядут на плечи ваши, как омерзительная проказа. Но добрые мысли вознесутся ввысь и вас вознесут. Нужно знать, насколько человек носит в себе и свет целебный, и мрак смертный».
     Ещё говорил: «Мы расстаёмся здесь, но можем встретиться в облачениях света. Не будем заботиться о базарах, ибо в царстве Света одежды выдаются по желанию. Не будем печаловаться, когда нас ждут с радостью лучшие друзья».
     Ещё говорил: «Не будем жалеть о том, что изнашивается быстро, ибо нам уже готовы одежды прочные».
     Ещё говорил: «Вы привыкли бояться смерти, ибо вам не говорили о переходе в Мир лучший».
     Ещё говорил: «Нужно понять, что добрые друзья и там будут трудиться вместе».
     Так постоянно Великий Путник учил вечности и силе мысли. Но такие Заветы были поняты лишь немногими. Даже невозможно представить, как мало было число запомнивших слова Учителя! Между тем, Он умел говорить кратко и просто.
     Лучшие поучения Великого Путника и поразительные исцеления остались незапечатлёнными. Кроме обращения к народу и к ученикам, Он имел много собеседований наедине. Кто же мог записать такие замечательные поучения?
     О смене жизней Учитель не говорил народу, ибо в Его стране эта истина не была бы понята. Даже из учеников немногие усваивали вполне перевоплощение. Перевоплощение было известно некоторым сектам и так же, как и теперь, оно отрицалось многими. Именно, так же как и теперь, смена жизней вызывала ожесточённые споры.
     Учитель любил говорить о предметах спорных наедине, ибо тогда Он мог сообщать по уровню сознания. Много было таких одиночных бесед. Иногда они касались начальных предметов, но бывали и собеседования с весьма образованными философами. Одни приходили боязливо в ночную пору, но другие решались приближаться и днём. Великое терпение Он проявлял ко всем. Можно себе представить, как было заполнено время Его в течение краткого подвига. Ученики часто недоумевали, когда имел Он время для сна?
     Также многие замечательные исцеления происходили незаметно. Люди замечали исцеления безумия, паралича, слепоты и глухоты. Такие исцеления своею очевидностью поражали толпу. Действительно, когда немые заговорили и прокажённый очистился, толпа была потрясена. Но иные чудеса были ещё замечательнее. Учитель силою воли останавливал внутренние разрушительные процессы. Толпа и даже близкие не могли оценить такое мощное воздействие. Оно заставляло двигаться не только омертвелые мускулы, но могло заживлять поражённые ткани. Проявлялась такая сила мысли, о которой человек мог лишь мечтать. Это воздействие уже невозможно называть внушением. Оно должно было бы уже называться победою над плотью.
     Многие явления сопровождают каждую ступень эволюции. Но люди в такие торжественные дни становятся особенно упрямыми. Они напоминают путников, которые, прибыв к месту назначения, отказываются выйти из повозки. Совершенно так же и во время совершения подвига Великого Путника, люди не желали выйти из повозки, не хотели видеть поражающего явления перед ними.
     Творилась небывалая несправедливость, и никто не поспешил указать окружающим на ужас происходящего. Сам Великий Учитель имел мудрость Перикла, чтобы не ожидать от толпы справедливости. Он, столько давший, чуял, что соизмеримость уже нарушена. Он лишь предупреждал, чтобы люди не перегрузили свою карму. Так Учитель знал, что путь неизбежен, и перенёс учительство уже на явления из Тонкого Мира. Но именно эти поучения остались нигде не записанными. Так появился ещё один пример несправедливости.
     В записях можно найти только самые краткие намёки на посещения Учителя из Тонкого Мира. Но даже преданные ученики не нашли возможности указать, что самые великие Откровения были даны Учителем уже в тонком теле, после Распятия. Между тем, такое указание было бы чрезвычайно важным для всего Мира. Учитель не настаивал, ибо видел, что пространство лучше сохранит Его Заветы.
     Великий Путник учил любить добро. Много было извращено Его Учение. Даже самые простые слова не уберегли Учения, и люди сумели обернуть Истину для своих торговых дел. Изгнание торгашей из храма остаётся символом предостерегающим, но и храм должен быть в духе. Значит, торгашество должно быть изгнано в духе. Никто не может запретить обмен жизненных припасов, но пусть торгаши решают дела при свете огней сердца. Тем самым главные основы жизни могут светиться сиянием добра.
     Сам Великий Путник учил необходимости равновесия. Могут спросить – указывал ли Он на космогонию? Он лишь утверждал существование множества миров и направлял мысль к Высшему. Такое утверждение было необходимо народу, ибо и в дальнейшем люди считали малую Землю единою обителью человечества. И теперь многие пытаются ограничить мышление лишь Землёю. Так Учитель звал к осознанию величия Мироздания.
     Около вопросов космогонии и религии должна быть проявлена особая целесообразность. Можно оценить слова Великого Путника, что Он пришёл исполнить прежний закон. Многие приступали к Нему с вопросом – плоска ли Земля? Он же отвечал: «Для вас она плоска». Так во всем Он отвечал по сознанию. Можно учиться простоте и утончённости Его ответов. Нужно помнить, что по завету Братства, прежде всего, необходимо говорить по сознанию. Лишь в мыслях Учитель мог рубить канаты предрассудков, но слова Его соответствовали сознанию слушателей.
     Среди Его заветов были весьма углублённые, но слушатели принимали их по своему уровню. Доля Учителя одинакова во всех веках, Он должен иметь терпение и сострадание по уровню учеников. Несчётно должен Он касаться тех же вопросов и не может досадить совопрошателю, напомнив, что заданный вопрос уже давно отвечен. Но можно представить себе уровень вопрошателей, и тогда можно поразиться неистощимому терпению Учителя.
     Нужно прожить много существований, чтобы запастись таким терпением и понять, в чем заключается помощь человечеству. Так вырастает и любовь к человечеству, – не к особям, но ко всему человечеству, которое обладает свободной волей. Можно много терзаться, наблюдая злоупотребление этим высшим даром, но тем более зарождается решение помощи заблуждающимся. Так можно представить себе внутреннюю жизнь Учителя.
     Нужно понять радость подвигу, которая живёт в сердце Посланного на спасение человечества. Не убоимся назвать это служение спасением человечества.
Известно, как люди не умеют ждать деятельно. Великий Путник учил ждать бездумно, так, чтобы ожидание наполняло всё существо. При такой мере не может быть ожидание ограничено думой. Человек слишком хорошо знает, что он хочет, к чему он стремится и с чем срослось его сознание. Из этого источника черпал Великий Путник свою несломимость.
     Он знал не рассудком, но сердцем, как трудно дать людям новое сознание. В пределах рассудка можно признать многое легко, но сердце научит, насколько люди будут цепляться за ветхое сознание. Сказано, что нужно давать по сознанию. Но как же поступать, если вместо сознания обнаружится шаткий, мохнатый клубок ветоши? Учитель должен твердить трюизмы, в этом наибольшая трагедия Учителя во всех веках. Только сознание, закалённое многими жизнями, пройдёт через всякие выбоины человеческих тропинок.
     Тяжка задача Учителя и тем более тяжка, что Иерархия толкуется большинством превратно. Всё это знал Великий Путник и спешил к совершению подвига. Один подвиг совершался в течение века, другой – в течение нескольких лет. На каких весах можно взвешивать такие Служения?
     Деяния Истины невесомы мерами земными. Но велика радость, что такие деяния произошли. Они научают человечество устремлению к обновлению сознания во всех веках.
     Он приготовлял учеников к мужеству и принятию этих насмешек. Он говорил: «Тьма борется со Светом, тьма пытается сохранить своё достояние. Мы ужасаемся тьме, но она ненавидит нас. Ужели можно примирить Свет с тьмою! Можно ли служить тьме, считая себя светоносцем?» – так Учитель показал, что нельзя служить двум началам. Он должен был указать ученикам, что каждому из них придётся запечатлеть служение Свету личным подвигом.
     Не может быть понято такое служение, если не осознана целесообразность. Но такое понятие может быть воспринято, если дух знает своё назначение. Мужество и мудрость происходят из одного понятия блага.
     Человек носит в себе мерило сущности своих деяний. Невозможно рассказать, как и когда настанет решительный час, но в сердце нашем мы знаем, когда исполняется срок. Только мудрость и мужество помогают понять всю ответственность на пользу всего человечества.
     Явление Великого Путника показало, как целесообразно Он вышел на подвиг.
     Известно, что гонители иногда обращаются в сотрудников. Можно указать примеры, когда именно гонители делались столпами гонимого ими Учения. Учитель всегда пытливо осматривает своих гонителей. Сила их может оказаться настолько существенной, что потребуется лишь одна искра, чтобы зажечь пламя блага.
     Обычно развитие ярости происходит от невежества. Великий Путник говорил: «Когда псы спущены с цепи, они бросаются на первого встречного». Учитель не раз замечал, какая польза может произойти от обращения некоторых совопросников, но иное было отношение к предателям.
     Учитель говорил: «Если человек уже допущен к хранению сокровищ и крадёт их, то он не может быть доверенным. Он уготовал себе тяжкую судьбу, иногда она настигает его быстро, но особенно тяжко, когда рок сужденный медлит».
     Так Учитель определил меру предательства. Он знал о предательстве и утешал учеников, уже подозревавших предателя. Сущность развития ярости не может быть пресечена, поток должен пролиться. Но тяжка карма предателя! Самая тяжкая среди земных преступлений".
 
     Жизнь Иисуса была яркой и быстротечной, как метеор на исходе ночи. Тьма не смогла вынести блеска провозвестника света, и Весть Несущий был убит. Со временем люди сделали из Иисуса золочёного идола, облекли его в скорлупу мертвенных догматов. Но он был живым, реальным человеком. Он любил и страдал, радовался и огорчался. Он был вовсе не карающим и мстительным Господом Библии, но нашим Братом, Братом всего человечества. Его Дух никогда не умирал, и после своего великого воплощения он ещё не раз приходил на эту планету и ещё не раз был растерзан тьмой.

[1] Рерих Е.И. Огненный опыт. // В сб.: Е.И.Рерих. У порога Нового Мира. М., МЦР, 1997. Запись от 25.04.24. В сказании о Великом Путнике использованы фрагменты из книг «Живая Этика» и из книги: Ж.Сент-Илер (Е.И.Рерих). Криптограммы Востока. Новосибирск, 1996. Цитируемые фрагменты отмечены кавычками ("). Впервые «Криптограммы Востока» были опубликованы в 1929 г. в Париже на русском языке сразу после возвращения Рерихов из пятилетней Трансгималайской экспедиции. Во введении к «Криптограммам Востока» говорится: «Часто так называемые апокрифы сохраняют многие черты действительности, изъятые из официальных текстов. В этих неожиданных рассказах и притчах, раскиданных среди народов Азии, узнаем, какие именно облики живут в народном сознании. От Алтая до Цейлона народы мечтают о Великих Учителях, припоминая из древности черты их жизни и приближая изложение к характеру своей страны. Собирать эти криптограммы великих дум – значит заглянуть в душу народов».

               Хронология жизни Иисуса Христа

/Годы до н.э., * – приблизительная дата/

134 г. до н.э. — вступление во власть Хасмонейского правителя Гиркана
130 г.* — избрание деда Иисуса, Иегошуа бен Перахия, главой Академии (Синедриона)
120 г. — рождение Иисуса, сына Марии
104 г. — смерть этнарха Гиркана и захват власти Аристобулом и Саломеей (при поддержке фарисеев). Самоназначение Аристобула царем. Его жена Саломея (Александра) становится царицей (16 л.)
103 г. — смерть (отравление?) царя Аристобула (17 л.)
103 г. — воцарение Александра Янная (царица Саломея избирает его своим мужем) (17 л.)
101 г.* — поступление Иисуса в монастырь ессеев близ горы Сербал (19 л.)
100 г.* — компрометация деда Иисуса, Иегошуа бен Перахия. Захват Симеоном бен Шет’ахом (братом царицы Саломеи и лидером партии фарисеев) главенства в Академии (Синедрионе). Распятие Симеоном бен Шет’ахом и Яннаем тысяч посвящённых (назореев из Галилеи) в городе Лидде. Гонения на посвященных. Бегство Иегошуа бен Перахия и Иисуса в Египет (20 л.)
100 г.* — образование Кумранской общины в районе Мертвого моря
100-95 гг.* — побоище, учинённое Яннаем в Храме на Праздник Кущей. Гонения Янная на фарисеев
94 г.* — неудачи в захватнических войнах Александра Янная и начало фарисеями гражданской войны против него
89 г. — Деметрий III, приглашённый фарисеями, нанёс Яннаю поражение в Шхеме. Бегство Янная в горы
89 г.* — возвращение Иисуса из Египта в Иудею. Изобличение Иисуса Симеоном бен Шет’ахом как незаконнорождённого. Обвинения Иисуса в магии. Уход Иисуса из Иудеи на Восток (30-31 г.)
88 г. — возвращение царя Янная в Иерусалим и казнь 800 видных фарисеев, убийство на глазах у повешенных (распятых) их жён и детей.
88 – 84 г.* — Иисус обучается у Россула Мориа (32-36 л.)
83 – 81 г.* — Иисус вместе с Россулом Мориа находится в Гималаях (37-39 л.)
80 г.* — возвращение Иисуса в Иудею и приход в Кумранскую общину (Учитель Праведности) (40 л.)
78 г.* — вторжение Александра Янная в Кумранскую общину на праздник Йом Кипур (по кумранскому солнечному календарю), арест и первый суд над Учителем Праведности. Освобождение Учителя Праведности. Пресуществление в Учителе Праведности Христа (евангельская аллегория: «Крещение в Иордане» и нисхождение «голубя») (42 г.)
78 г.* — крещение Иисуса Христа Иоанном Крестителем в Иордане (42 г.)
78 г.* — казнь Иоанна Крестителя
76 г. — смерть Янная в возрасте 49 лет от истощения (лихорадки). Переход власти к Саломее (Александре) и к партии фарисеев. Вероятное замещение Симеоном бен Шет’ахом должности Первосвященника
72 г.* — уход Иисуса Христа из Кумранской общины, и трёхлетнее благовествование в Иудее, описанное каноническими Евангелиями (47 л.)
70 г. до н.э. — суд, истязание и распятие Иисуса Христа (Учителя Праведности) в канун Пасхи  (49 л.) 


Рецензии
Как я поняла, то, что в Евангелиях - это собирательный образ. У этих описаний (а они, судя по датам более позднего происхождения, чем события, о которых идет речь) - был один источник (исследователи это зафиксировали), но источник этот утрачен.
Во всяком случае, то, что в Библии выдается за исторические события, это все раскопками археологов не подтверждено. Там ничего такого , что описано в священных текстах - не находят.
Так что, мифология (что тоже важно) - это одно, а исторические факты - это другое. Здесь я как-то больше доверяю Фоменко и Носовскому, но это опрокидывает всю картину мироздания, к которому приучены.
Что касается евреев, то тогда такого самоназвания еще не было. Были иудеи и были израильтяне. Иудеи - это не этнос, а ветвь религии (исповедание).
Должно быть, Иисус по своим убеждениям был назорей (об этом и в Евангелиях написано). Но назорей, скорей всего, и есть ответвление кумранской общины ессеев.
Иудеем Иисус не был, напротив он пришел "исполнить" этот ветхий завет, то есть завершить его. Но получилось нечто иное. Возможно, наступит когда-то время, когда пелена нарочитой лжи и простодушных иллюзий будет раскрыта, а сейчас пока так.
С уважением,


Дана Заречная   09.02.2021 17:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.